Сочинение на тему: Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
События в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» происходят в Петербурге. Это произведение иногда называют «петербургским романом».
К образу Петербурга обращались поэты, начиная с XII века. Впервые поэтический образ города был создан В. Тредиаковским. Петербург прославляли Державин, Батюшков. Рубежом в разработке и воплощении темы Петербурга явилось творчество А. С. Пушкина.
До Пушкина произведения о Петербурге носили описательный характер. Воспевалась красота столицы, сообщались те или иные моменты ее истории, быта, культуры, знаменательные происшествия. Воздавалась хвала Петру как основателю города.
Тема большого города занимает значительное место в творчестве Н. А. Некрасова. Поэт описал не блеск нарядных улиц столицы, а ее печальные окраины, положение обитателей трущоб.
Ф. М. Достоевский изобразил Петербург 60-70-х годов XIX века, в пору стремительного развития российского капитализма. Петербург Достоевского — город кричащих контрастов, символ бесчеловечности самой действительности.
Преступление Раскольников совершает в Петербурге. И это не случайно: самый фантастический на свете город порождает самого фантастического героя.
У Достоевского место, обстановка, природа неразрывно связаны с героями, составляют с ними единое целое.
В романе есть лишь несколько кратких описаний Петербурга, напоминающих театральные ремарки, но их вполне достаточно, чтобы проникнуть в «духовный» пейзаж.
Городской пейзаж в романе «Преступление и наказание» — пейзаж психологический. Он органически связан с душевным состоянием героя и соответствует больным, диким мыслям Раскольникова, замышляющего убийство.
Блуждая вместе с героем по Петербургу, мы ощущаем прежде всего невыносимую духоту. Это ощущение духоты становится лейтмотивом романа.
«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, — все это разом неприятно потрясло и без того расстроенные нервы юноши».
было душно, так что было даже нестерпимо сидеть, и все до того было пропитано винным запахом, что, кажется, от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным».
Семья Мармеладовых в судьбе Раскольникова (по роману Достоевского ...
... встречи Родиона Раскольникова с Мармеладовым в трактире (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») / / / / Тип: Чиновник Семен Захарович Мармеладов и его семья играют важную роль в развитии сюжета и проблематике романа «Преступление и наказание». Впервые с этим героем мы встречаемся в ...
Герои Достоевского далеки от парадного Петербурга. Они живут на шумных и грязных улицах, в многочисленных домах, где ютится нищета.
Действие в романе происходит то на улицах, то в каморках-комнатах, то в грязных гостиницах, то в дешевых номерах. Покидая шумные, грязные улицы, писатель ведет нас в дома, где живут его герои, «бедные люди».
Мы входим в «грязные и вонючие» дворы-колодцы, поднимаемся по темным лестницам.
клетушку, шагов в шесть длиной, имевшую самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями», то «гроб», то «шкаф».
Эта каморка — прообраз более грандиозной, но такой же душной «каморки» большого города.
Недаром Катерина Ивановна Мармеладова говорит, что на улицах Петербурга, словно в комнатах без форточек. Страшной рисуется в романе жизнь в петербургских трущобах: жизнь, полная отчаяния, беспросветной нужды.
Источник: http://lit-helper.com/p_Sochinenie_na_temu_Obraz_Peterburga_v_romane_F__M__Dostoevskogo_Prestuplenie_i_nakazanie
Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»
преступление и наказание 1" width="640" height="auto">
Для понимания содержания романа «Преступление и наказание» важно представить себе образ Петербурга, возникший на страницах произведений Федора Достоевского. В литературе есть такие понятия как булгаковская Москва, пушкинский Петербург, Петербург Гоголя, Достоевского. Но сейчас речь не об особенностях городов, а о картине жизни общества 20-х, 40-х, 60-х годов.
Петербург в романе Достоевского — это не только фон, это СИМВОЛ ненормальной, несчастной жизни. Городской пейзаж в произведениях Достоевского — пейзаж психологический. Он напрямую связан состоянием души автора и внутренним миром героев романа.
Каким же предстает Петербург в романе?
Безрадостным. Мы остро чувствуем удушье. Эта духота приобретает значение символа России. Петербург — город мертвый, холодный, равнодушный к судьбам людей.
Какие улицы Петербурга?
Это город узких переулков и трущоб. Ключевое слово у Достоевского при описании Петербурга — безобразное. Рядом с Сенной площадью — переулок, в котором только 16 домов. В нем во времена Достоевского находилось 18 питейных заведений. Уродливые пьяные случаются навстречу Раскольникову. Не менее уродливые вопли слышатся из трактиров.
Какие трагедии происходят на улицах города ?
Жизнь Петербурга безобразное. Пьяную девочку преследует 30-ти летний мужчина. В отчаянии бросается с моста женщина. По улицам ходит с детьми и просит милостыню Екатерина Ивановна. Именно здесь, на улице, и умирает. Попробуем заглянуть в комнаты, где живут герои романа.
ПЕТЕРБУРГ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
... тельницы «желтого билета». Вместе с героями романа мы странствовали по кишечнику чудовища, имя которому — Петербург. У жителей этого города навсегда исчезли очень многие черты, присущие людям. ... чем достаточно. Северная жемчужина неожиданно оказалась совершенно гнилой изнутри. Главная сила описаний Достоевским Петербурга как раз и заключается в безжалостной откровенности писателя. Он ни на йоту ...
Комната Раскольникова маленькая, как клетка в шесть шагов, с желтыми грязными обоями, которые подходили от стен, низким потолком, которая будто давит на жильца.
Эта комната — кладовая — прообраз более грандиозной, но такой же душной «кладовые» — Петербурга. Именно в этой кладовой, похожей на шкаф, родилась идея Раскольникова.
Так же душно, тесно и в комнате Сони. Эти серые грязные стены давят.
У Достоевского важна каждая деталь. И даже желтый цвет выбран писателем не случайно. В те времена этот цвет ассоциировался с «желтым домом», то есть с домом для умалишенных, и создавал ощущение что все происходит неправильно.
При описании интерьеров Достоевский использует слова что-то , где-то , как-то , как , подчеркивая этим ненадежность существования людей. Нищета и безысходность царят в городе.
Достоевский считает, что показатель совершенства или несовершенства мира — это жизнь детей. — Какими же мы видим детей Петербурга? Трагическое и неприглядно жизни детей Мармеладова.
На итоговом этапе урока учащиеся самостоятельно формулируют вывод: в этом безупречном образе города, который враждебен к человеку и природе, автор воплотил протест против господствующего зла, против неправильно устроенного общества. Протест против этого не — человечности.
Но наряду с представлениями о безобразном город живет в душе Достоевского и мечта о Петербурге, созданный людского счастья, город, который воплощает здоровый дух гармоничного общества. Когда Раскольников идет на преступление, он думает о хорошо, прекрасный город. Таким образом, Ф.
Писатель верит, что люди «сотворят достойные плоды покаяния» и Петербург будет другим. Петербург сегодня же действительно другой.
Образ Петербурга в творчестве Достоевского
Образ Петербурга занимает видное место в творчестве русских писателей. О Петербурге дворцов, палат — символе петровской эпохи — писали А. С. Пушкин («Медный всадник»), Н. В. Гоголь («Невский проспект»), Андрей Белый («Петербург»), Александр Блок, Анна Ахматова, Осип Мандельштам. В своем подходе к изображению Петербурга Ф. М. Достоевский близок к Гоголю и особенно к Н. А. Некрасову.
В романе «Преступление и наказание» мы встречаемся не с парадной стороной прекрасного города, а с черными лестницами, облитыми помоями, дворами-колодцами, напоминающими душегубку.
Петербург Достоевского — это город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. Это город, в котором невозможно быть здоровым. Он душит и давит человека. Он — соучастник преступлений, питательная среда бредовых идей и теорий.
Он свидетель кошмарных снов, человеческих трагедий.
Достоевский много внимания уделяет описанию убогих интерьеров меблированных комнат. Но остальное его внимание обращено на запахи и символические цвета. Так, желтый цвет — символ болезни, нищеты, убожества жизни.
Желтые обои и мебель желтого цвета в комнате старухи-процентщицы, желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая, «похожая на шкаф или на сундук» каморка Раскольникова. Дома, окрашенные в желто-серый цвет. Соня Мармеладова пошла «по желтому билету», желтоватые обои в ее комнате.
Психологизм в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского
... редакции заглавия романа – «Преступление и наказание» - и на особенностях структуры: из шести частей романа одна посвящена преступлению и пять - влиянию этого преступления на сущность Раскольникова и постепенному изживанию им своего преступления. Главы нового романа Достоевский отправил в середине декабря ...
«Мебель желтого отполированного дерева» в кабинете Порфирия Петровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина. Таких примеров много. Эти детали отражают безысходную атмосферу существования главных действующих лиц произведения, являются предвестниками недобрых событий.
Однако в романе упоминается и зеленый цвет, цвет «фамильного» мармеладовского платка. Этот платок, как крест, носит Катерина Ивановна, а за ней и Соня Мармеладова. Платок олицетворяет одновременно и страдания, которые выпадают на долю его обладательниц, и их искупительную силу.
Умирая, Катерина Ивановна произносит: «Бог сам знает, как я — страдала…». Отправляясь за Раскольниковым, который идет сознаваться в преступлении, Соня надевает на голову этот платок. Она готова принять на себя страдание и Искупить этим вину Раскольникова.
На их больных лицах засияла «заря обновленного будущего», они готовы воспринимать новую жизнь.
Итак, образ Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание» символичен. Он является, с одной стороны, социальным фоном, на котором разворачиваются события романа, с другой — сам является действующим лицом, соучастником страшного поступка Раскольникова, а также и его раскаяния, возвращения в мир людей.
Сочинения на Getsoch.ru
Сочинение на тему «Образ Петербурга в романе Достоевского » Преступление и наказание»
Петербург в романе » Преступление и наказание» является одним из главных образов на протяжении всего романа. Что и неудивительно, ведь именно там развернулись все события произведения. Но этого мало.
Образ города подразумевает под собой также некую философскую перспективу, инициируя развитие всех действий героев.
На главного персонажа романа Раскольникова Петербург или » среда», как говорит о нем Разумихин, оказывает сильнейшее влияние, под которым и созревает его теория.
Таким образом он хочет донести до читателя реальность, создать определенную сопричастность происходящему. На протяжении всего романа писатель особенно подробно описывает стоящую в то время в городе духоту и невыносимую жару.
В этом есть своя цель, ведь так писатель дает характеристику душевному состоянию Раскольникова, да, впрочем, и других персонажей: растерянность, неопределенность, безысходность.
Этому способствует описание мрачных зловонных дворов-колодцев, лабиринтов городских «каменных джунглей», где бродит полупомешанный от болезни и давящей на его психику теории Раскольников.
Идя на убийство, Раскольников рассуждает о фонтанах, и не зря, ведь вода — это энергетическая сила, которая так необходима человеческому организму. Герой рассуждает так, будто преднамеренное убийство будет для него спасательным ключом, наполненным жизненными силами, а само действие будет направлено только на улучшение ситуации, как для него, так и для остальных.
Достоевский показывает пейзажи того времени и без утайки рассказывает о бедности людей, пьянстве, всех бедствиях и унижениях. У всех героев судьбы с трагическим концом.
Петербург — город-символ в русской литературной традиции. Часть
... в романе в стихах «Евгений Онегин», город мы видим с двух сторон. Другие сочинения: ← Письмо Самсону Вырину от лица Дуни↑ ПушкинПортрет Пугачева в романе Капитанская дочка → Образ Петербурга в повести пиковая дама В ... ярких человеческих индивидуальностей эта масса постепенно превращается из отдельных людей в части тела — носы, бакенбарды, предметы туалета – шляпы, шинели‚ утрачивая присущий человеку ...
Свидригайлов заканчивает жизнь самоубийством, пьяный Мармеладов умирает под колесами экипажа, гибнет Катерина Ивановна. Все они окружают Раскольникова, и их судьбы переплетаются между собой.
Петербург – город, породивший теорию Раскольникова, всеми своими неурядицами и неудачами, гнетущей духотой и теснотой человеческого муравейника, где человек глух к человеку. Петербург, конечно, главная сцена для всех персонажей романа.
Перед покаянием в совершенном убийстве Раскольников долго скитается по улицам города, и увиденное его шокирует, пугает. Все герои выходят в какой-то момент на улицу, как на лобное место: Соня, Дуня, Катерина Ивановна со своими детьми, здесь решает раскаяться Раскольников.
Достоевский символически описывает образ Петербурга в романе, создавая уникальную картину всех жизненных проблем. Он умело передает контрастность происходящего, тем самым оставляя городу в своем реалистичном описании некую таинственность.
Не зря Достоевский несколько раз подчеркивает постоянную грязь, пыль, духоту, так как именно эти факторы формируют теорию Раскольникова.
Источник: http://getsoch.ru/po-literature/378-sochinenie-na-temu-obraz-peterburga-v-romane-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie.html
Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание (1)
Сохрани ссылку в одной из сетей:
Достоевский Ф.М.
“…На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу”.
Такое отвратительное, страшное, мрачное и жалкое описание моего самого любимого города меня поразило, напугало и даже немного оскорбило. Но, продолжив читать произведение, я поняла, что именно таков Петербург Достоевского – без упоминаний об архитектурных красотах, без пышных балов и светских приемов.
Писатель вообще мало внимания уделяет внешнему облику города: он точно передает атмосферу, царящую в нем, настроения и чувства его жителей.
В основном мы с героями находимся или на улицах города – грязных, тесных, темных – или во дворах, напоминающих колодцы.
Иногда попадаем на узкие, крутые лестницы, облитые помоями; в душные, пыльные коридоры; в не менее убогие и грязные комнаты героев, которые Достоевский презрительно называет «клетушка», «каморка», сравнивает с сараем, сундуком, шкафом и даже гробом. Мы видим крайнюю степень страдания и нищеты доведенного до отчаяния человека.
Городской пейзаж безотраден и сумрачен. Он связан с душевным состоянием автора, с внутренним миром его героев. Хотя действие в романе происходит летом, в описании города, его улиц, домов, нет ярких красок, сочной зелени.
Напротив, писатель акцентирует внимание на сером и желтом: серые дома, желтые обои и занавески в комнате старухи-процентщицы, картины в желтых рамках, мебель из желтого дерева во многих квартирах. У Достоевского желтый – это цвет нищеты, убожества, отчаяния, болезни, смерти.
15 стр., 7390 словЧто произошло раскольниковым на мосту. Достоевский Ф.М
... Что произошло с Раскольниковым на Николаевском мосту? А. Он упал с моста в Неву и ... жанре сочинения (в объёме не менее 200 слов). На Николаевском мосту ему ... с изображением Петербурга и как они перекликаются с “петербургским” романом Достоевского? Ответы ... объёме 5–10 предложений. Анализ лирического произведения включает в себя ... к герою незамкнутого пространства: природы, города и т.п.? В5. Как называются ...
Слово «запах» в романе встречается редко, его роль выполняют слова с более ярко выраженной эмоциональной окраской: вонь, смрад.
Петербург Достоевского – это город, в котором невозможно быть здоровым, бодрым, полным сил. Здесь царит атмосфера бедности и душевной задавленности. В этой обстановке и живут Раскольниковы и Мармеладовы.
Именно в этих условиях зарождается у Раскольникова его страшная, бесчеловечная теория, дающая право «избранным» людям совершать преступления; спивается и погибает, попав под коляску, Мармеладов, умирает от чахотки Катерина Ивановна, богобоязненная, порядочная Соня вынуждена торговать собой, желая помочь детям Катерины Ивановны и отцу. Люди, живущие в этом городе, обречены на бесконечные муки, унижения и оскорбления. Жизнь в Петербурге, изображенном Достоевским, страшна и неестественна, она давит на человека, и человек в ней задыхается. Город Достоевского — это не только фон, на котором развертываются драматические события романа, но и душа этих событий, символ ненормальной жизни, неблагополучной, безнравственной. Это страшное царство нищеты, бесправия, болезней.
Об этом думает Раскольников, идя на убийство: “…он даже очень было занялся мыслию об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях”.
Мне кажется, что именно вера в Петербург будущего как в город светлый, свежий, в котором ничто не теснит ум и душу, заставила Достоевского показать в своем романе этот город таким, каким мы его увидели. Если лучшей будет участь людей, живущих в Петербурге, то и атмосфера в городе будет другой.
Сочинение «Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»»
Образ Петербурга является одним из наиболее важных в романе. Прежде всего это место действия, на фоне которого разворачиваются события. В то же время образ столичного города имеет некоторую философскую перспективу.
Разумихин, рассуждая о причинах пороков в обществе, говорит о Петербурге как о “среде”.
Таким образом, в романе ставится вопрос о влиянии “среды” на человека, в данном случае о влиянии Петербурга на Раскольникова и на появление его теории.
Отличительной особенностью является топографическая точность изображения города, упоминание реальных мест, достопримечательностей Петербурга. Это создает эффект сопричастности происходящему, придает ощущение реальности.
Даже жара, духота — исторически верные мотивы, современники отмечали необычайную жару в Петербурге летом 1865 года.
С другой стороны, автор создает странную атмосферу полуяви; следуя за героем, читатель теряет ощущение реальности и не видит ее границ.
Они мечутся по городу и не могут спастись от жары, духоты, ставших частью общей атмосферы романа.
С описанием каморки Раскольникова в романе появляется мотив тесноты, стесненности. Пульхерия Александровна сравнивает комнату сына с гробом, и это неудивительно.
Психологизм романа Достоевского «Преступление и наказание»
... психологизма романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». В раскрытии этой темы, я буду опираться на художественное своеобразие романа, мир героев, психологический облик Петербурга, «духовный путь» героев романа. Проанализирую психическое состояние Раскольникова ... "толпами" (библейский мотив). Евангельские мотивы тоже обретают новое звучание в этом дьявольском городе. "Тридцать сребреников" ...
“На аршине пространства” живут и другие герои романа: Мармеладовы, Соня.
Это герои самые “униженные и оскорбленные” в романе, а Лизавета, самое беззащитное и забитое существо в романе, вообще не имеет собственной комнаты, так как она живет с сестрой.
Теснота — явление не только материальное, ведь все герои романа чувствуют себя стесненно, дискомфортно в духовном плане. Еще один мотив, который постоянно выделяет автор, — это мотив грязи на улицах, и не только.
Петербург предстает как город контрастов: серость, грязь, теснота, “вонючий, пыльный> зараженный городом воздух” — с одной стороны, и величественные здания, прекрасные фонтаны — с другой. Не случайно Раскольников задумывается о фонтанах, когда идет на убийство.
Фонтаны дают живительную, очищающую влагу, которой недостает в душном городе.
Возможно, Раскольников надеется, что его убийство станет таким спасительным фонтаном для него самого и его близких. Мотив воды, однако, принимает зловещий характер: в реке пытается утопиться пьяная женщина.
С урбанистическим пейзажем в роман входят картины нищеты, пьянства, бедствий низших слоев общества.
Автор поднимает проблемы, актуальные для современного ему Петербурга, и дает им иное освещение, отличное от официального, традиционного, при помощи теории Раскольникова.
Наиболее важными проблемами отягощена семья Мармеладовых. В этом “Преступление и наказание” перекликается со стихотворением Н. А. Некрасова “Утро”: те же проблемы пьянства, проституции, дуэлей, экономического расслоения городских жителей, мотив самоубийств.
Все эти герои — непосредственное окружение Раскольникова, город с его проблемами является той средой, в которой создается и находит себе применение теория Раскольникова. Петербург становится той сценой, на которой проходит жизнь героев.
На улицы большого города выходят герои романа: и Катерина Ивановна с детьми, и Сонечка, и даже Раскольников приходит на Сенную, чтобы покаяться перед всеми, признаться; до этого он много бродит по улицам города, и то, что он видит, неприятно поражает его.
Сочинение на тему Петербург в романе Достоевского «Преступление и наказание», — Сочинения по литературе