Сочинение 9 класс. «Печально я гляжу на наше поколенье!»
1 вариант сочинения
Одним из наиболее значительных произведений М. Ю. Лермонтова, посвященных гражданской тематике, является стихотворение «Дума», в котором поэт размышляет о судьбах отдельных людей и всего народа. Эти размышления наполнены обжигающей страстью, резкостью и яркой образностью, отчего и предстают особенно убедительными. Произведение это во многом оригинально и принадлежит к особому жанру лирико-философской миниатюры. В. П. Боткин писал: «Главное орудие всякого анализа и отрицания есть мысль, — а посмотри, какое у Лермонтова повсюдное присутствие твердой, определенной, резкой мысли, — …его занимает одна мысль, — и от этого у него часто такая стальная, острая прозаичность выражения».
В «Думе» перед нами предстает лирический герой совершенно нового типа. Это умный, мыслящий человек, способный с исторических позиций оценить общественные явления; но это и человек огромного мужества, рискнувший вынести суровый приговор всему поколению.
В начале произведения автор как бы со стороны, в одиночку наблюдает за происходящим:, Печально я гляжу на наше поколенье!, Его грядущее — иль пусто, иль темно…
Затем герой бегло упоминает об «отцах», хоть и не свободных от ошибок, но прославившихся своими победами в борьбе с Наполеоном. Люди предшествующего поколения сокрушили врага, отстояли независимость России, через всю жизнь пронесли мечту о свободе своего народа.
По мере развития темы, поэт соединяется со своим народом, его собственное «я» переплетается с «мы» всего поколения. Так как лишь ощутив себя внутри своего времени, можно в полной мере осмыслить трагическую природу жизни со всеми ее проблемами, ошибками, противоречиями. Здесь происходит совмещение философского и исторического аспектов, каждый из которых дополняет и усиливает значимость другого. Перед нами предстают «дети» — люди молодого возраста, которые должны бы творить, достигать вершин прогресса, приумножать славу Отечества своими делами. Но вместо этого они плетут интриги, злословят, проводят время в бессмысленных занятиях:
Богаты мы, едва из колыбели,, Ошибками отцов и поздним их умом,, И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели…
Не отождествляя свою позицию с позицией своего поколения, автор одновременно ощущает себя в нем и вне его. С горечью отмечает он признаки болезни, охватившей общество: нравственное безразличие молодежи проявляется в одинаковой готовности служить и добру и злу, в отсутствии внутренней гордости и чувства независимости. И поэт берет на себя ответственность за своих современников. Он признает духовное оскудение молодого поколения, стыдится этого и пытается воззвать к умам «потомков»:
Что дает лирика поэтам 20 века. Поэтическое осмысление действительности XX века
... ответами на Ваш вопрос: нужно написать сочинение на тему "Русская лирика 20 века"(по творчеству любого поэта) . что писать даже не ... и направления в русской поэзии второй половины 20 века. Поэты старшего поколения В 1950-е годы творческим оживлением отмечено ... авторами в историю искусства того времени вошли и другие, не принадлежавшие к какой-либо определенной школе, самобытные и яркие поэты, ...
К добру и злу постыдно равнодушны…, Перед опасностью позорно малодушны,, И перед властию — презренные рабы.
От строфы к строфе движется и развивается мысль автора, порожденная духовной жаждой. Скорбно, печально ощущение того, что поколение его современников пройдет по жизни «без шума и следа». Но само напряжение духовной мысли плодотворно, от него веет надеждой и бодростью. Он обращает свой взгляд к последующему поколению, к тем, кто придет на смену этим «лишним людям». И здесь автор ставит вопрос: как же отнесутся они к своим предкам? Его твердое убеждение — что потомки должны строго осудить их, осудить вдвойне, так как они не только ошибались, но и при этом бездействовали. В их мыслях непременно будет звучать укор поколению, которое не принесло миру «ни мысли плодовитой, ни гения начатого труда». Поэтому так суров его приговор:
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,, Потомок оскорбит презрительным стихом,, Насмешкой горькою обманутого сына, Над промотавшимся отцом.
Таким образом, М. Ю. Лермонтов в своем стихотворении уважительно вспоминает героическое поколение «отцов», прославивших свое время великими подвигами; высказывает острую критику поколению «детей», в пассивности и равнодушии проживающих свой век, не принося никакой пользы обществу; а также выражает надежду на последующие поколения, которые осмыслят и исправят все ошибки прошлого и станут достойными сынами своего народа, своей родины.
2 вариант сочинения
М. Ю. Лермонтов сказал в литературе новое слово, выразил настроения и думы лучших русских людей 30-х годов XIX в. Эти люди начали созидательную жизнь после разгрома движения декабристов, в годы николаевской реакции. В эти годы дворянская и разночинная молодежь мучительно размышляла о путях развития общества, о смысле жизни, об оторванности передовых людей от народа, о необходимости сближения с народом.
«Лермонтов полностью принадлежит к нашему поколению, — писал А. И. Герцен. — Все мы были слишком юны, чтобы принять участие в 14 декабря. Разбуженные этим днем, мы увидели лишь казни и изгнания. Вынужденные молчать, сдерживая слезы, мы научились, замыкаясь в себе, вынашивать свои мысли — и какие мысли! Это уже не были идеи просвещенного либерализма, идеи прогресса, — то были сомнения, отрицания, мысли, полные ярости. Лермонтов влачил тяжелый груз скептицизма через все свои мечты и наслаждения. Мужественная, печальная мысль всегда лежит на его челе, она сквозит во всех его стихах».
Лермонтов страдал, когда видел, как попусту растрачиваются силы лучших людей его поколения, обреченных на вынужденное бездействие. Осознать эту трагедию своего времени и смело высказать ее мог только мужественный поэт, мыслитель и гражданин.
Еще в юношеском стихотворении «Монолог» Лермонтов точно определил сущность трагедии своего времени:
Власть должна находить опору в мыслях и чувствах людей (Б. Н. Чичерин)
... рассказывается жизнь людей, которые оказались за решеткой, все последствия судебных разбирательств, пересылки, жизнь в концлагерях. Раскрывая тему проблемы человека и власти в прозе Солженицына, мы видим, что писатель ничего не искажает, он ...
К чему глубокие познанья, жажда славы,, Талант и пылкая любовь свободы,, Когда мы их употребить не можем?
Настроениями духовной разобщенности и опустошенности проникнуто стихотворение «И скучно и грустно», которое Белинский причислил к «величайшим созданиям поэзии».
Лермонтов осознает необходимость не только правдиво отразить несовершенство жизни современного ему общества, но и будить общественную совесть. Он зовет поэтов и художников к созданию передового искусства.
Когда же на Руси бесплодной,, Расставшись с ложной мишурой,, Мысль обретет язык простой., И страсти голос благородный? —
пишет он в стихотворении «Журналист, читатель и писатель».
В журнале «Отечественные записки» в 1839 г. было напечатано стихотворение «Дума», в котором мыли о судьбе родины, своего поколения, мысли о духовной разобщенности общества и необходимости его единения были выражены наиболее точно и горько.
Стихотворение не зря названо «Дума». Это не просто размышления по поводу какого-либо события, это именно дума — тяжелая, постоянная мысль, не дающая покоя человеку, являющаяся фоном, на котором проходит вся его жизнь.
Печально я гляжу на наше поколенье!, Его грядущее — иль пусто, иль темно —
как это страшно осознавать, что не только твоя жизнь, но и всего поколения пройдет
- ..без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,, Ни гением начатого труда.
Лермонтов в этой думе не отделяет себя от своих соотечественников, он говорит «мы», испытывая горечь от того, что его поколение:
К добру и злу постыдно равнодушны,, В начале поприща мы вянем без борьбы;, Перед опасностью позорно малодушны,, И перед властию — презренные рабы.
Сегодня слова о рабстве перед властью особенно актуальны: наше поколение тоже испытывает это рабское чувство, боясь борьбы, стремясь жить в покое и достатке, не думая о людях, которые по каким-либо причинам лишены этого достатка и не могут трудиться, чтобы обеспечить достойную жизнь себе и своим детям.
Выросшее в условиях политической и социальной реакции, поколение Лермонтова стало холодным и равнодушным:
И ненавидим мы, и любим мы случайно,, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,, И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
Однако сам Лермонтов повернулся к жизни народной, к крестьянской России, видя в ней возможное разрешение одиночества и разобщенности людей своего круга:
Люблю отчизну я, но странною любовью!, Не победит ее рассудок мой., Ни слава, купленная кровью,, Ни полный гордого доверия покой,, Ни темной старины заветные преданья, Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю — за что, не знаю сам —