Памятка ‘Как писать по литературе’ (11 класс)

Если сочинение предполагается быть большим по объему, развернутыми в плане могут быть как вступление, так и заключение. Основная часть всегда развернута и содержит три и более пункта, обозначаемые без скобок арабскими цифрами, после которых ставим точку. Так же могут быть развернутыми и пункты основной части (не менее двух подпунктов), обозначаются буквами, после которых ставим скобку.

5. Если переносим формулировки частей, пунктов или подпунктов сочинения на следующую строку, место под обозначениями (римскими, арабскими цифрами или буквами) остается не занятым.

6. Сформулировав любую из частей сочинения, ставим точку. Следующая часть формулировки пишется с большой буквы. При формулировании пунктов основной части, вступления, заключения (без подпунктов) знаки препинания расставляются так же. Если в пунктах есть подпункты, после формулировки этого пункта ставим двоеточие и пишем формулировку подпунктов с маленькой буквы, закончив ставим точку с запятой. Сформулировав последний подпункт, ставим точку, а формулировка следующего пункта, следующей части пишется с большой буквы.

7. Наибольшую информацию нам должны дать части, пункты сочинения, заключенные в короткой фразе.

8. Формулируя план, нельзя использовать глаголы в любой форме, исключение составляют формы инфинитива.

9. Так же в формулировках плана лучше не использовать вопросительные предложения.

10. При использовании цитатного плана, некоторых формулировок с цитатами цитату пишем в кавычках и записываем фамилию автора в скобках в конце цитаты.

11. Придерживаясь плана, в сочинении выделяем абзацы.

12. После плана пишется сочинение с большой буквы и с красной строки.

13. Если в сочинении встречаются даты, их пишем цифрами: год и число — арабскими, век — римскими, другие числительные пишем прописью.

4 стр., 1942 слов

Презентация «Учимся писать …. (часть С )» 11 класс

... автор – указываем фамилию, инициалы в своем тексте. Это свяжет вступление с основной частью. 2. Ищем проблему. ПОМНИТЕ, что в тексте может быть несколько проблем, но пишем сочинение только по одной проблеме. ... этой общности людей. Всё доброе куда-то улетело. Я не говорю, что надо жить бедно. Хотя бедность, конечно, помогает общности, в бедности легче сообща выживают. Бедность помогает людям быть ...

14. При написании цитат оформляем их, воспользовавшись учебником русского языка, в котором указаны пунктуационные правила: без кавычек и посередине листа записываются поэтические цитаты, в которых сохраняется стихотворная строка.

15. Почерк в сочинении должен быть разборчивым и аккуратным.

16. Сочинение пишите сначала на черновик.

17. Обдумайте тему сочинения. Помните: каждое слово в названии темы имеет значение. Определите, о чём следует писать в сочинении.

18. Обдумайте свой замысел: зачем и кому вы будете адресовать своё сочинение. В каком стиле и в какой форме вы будете писать?

19. Проверьте первый вариант сочинения: раскрыты ли в нём тема и основная мысль? Зачеркните лишнее и дополните части сочинения материалом, если он раскрыт неполно. Подумайте, соответствует ли заголовок сочинения его содержанию.

20. Обратите внимание на язык сочинения: насколько удачно выражены мысли и чувства?

21. Проверьте черновик сочинения на наличие орфографических ошибок, уделите внимание каждому слову. Затем проверьте пунктуацию, знаки препинания. Начинать проверять лучше с конца текста, так вы не будите отвлекаться на содержание и максимально уделите внимание знакам препинания, пунктуации и орфографии.

22. Для того чтобы выстроить логическую цепочку, нужен план сочинения. План- не обязательная часть.

план сочинения

23. Эпиграф сочинения- необязательная часть. Эпиграф кратко рассказывает о замысле автора. Удачный эпиграф свидетельствует о понимании темы автором, раскрывает замысел сочинения.

24. Вступление сочинения должно быть ярким, привлекать внимание. Не нужно использовать шаблоны. Обязательно используйте формулировку именно того вопроса, над которым вы работаете. Несколько разных вступлений :

историческое , даем краткую характеристику соответствующей эпохи, анализируем социально-экономические, нравственные, политические и культурные отношения того времени,

аналитическое , наиболее предпочтительное,

биографическое , правильным направлением в раскрытие темы будут: факты жизни, история создания произведения, взгляды писателя или художника,

сравнительное , сравнительный анализ предмета, рассматриваемого в сочинении с аналогами той эпохи,

лирическое — одно из универсальных средств, связывает предмет сочинения с жизненным опытом пишущего.

25. Основная часть сочинения- это развернутая, раскрытая главная мысль сочинения, ответы на вопросы, которые были сформулированы раньше. Приводя доказательства рассуждений, обязательно подкрепляйте их фактами. Старайтесь раскрыть тему сочинения более полно, с разных сторон и с разных точек зрения.

5 стр., 2327 слов

Конспект в 6 классе «Подготовка к сочинению по картине Т.Яблонсокой ...

... основных признаков. (описание) 2. Стиль речи - воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует ... сочинения? (три части: вступление, основная часть, заключение) Что мы обычно пишем во вступлении сочинения ... по смыслу и грамматически (текст) Проверьте, ... заниматься на уроке? Какая основная цель урока? 3. Показ ... человека (портрет) 6. Жанр изобразительного ...

26. Заключение — одна из ключевых частей сочинения. В нем вы делаете выводы из вашего анализа и суждений по теме, оно не должно быть объёмным, а кратким и лаконичным. Вступление и заключение не должны быть более 25% всей работы, основная часть -это 75% .

27. Цитаты нужно использовать обдуманно. Цитаты -это очень сильный инструмент, который нужно использовать по правилам:

-нельзя сокращать цитату или заменять в ней слова, изменяя её смысл, забыли точное написание, замените, что не помните многоточием,

-допускается пересказ цитаты словами близкими к тексту.