Урок литературы в 11 классе «Актуальны ли проблемы, поднятые А.И.Куприным в повести «Олеся»?
Цели урока:
образовательные:
- Обучать умению рассуждать, критически мыслить на заданную тему;
развивающие:
- Развивать навыки с литературой и другими источниками информации;
- Развивать монологическую и диалогическую речь учащихся;
- Систематизировать полученные ранее знания и использование в ходе дискуссии;
воспитательные:
- Формировать умение различать добро и зло;
Воспитывать общекультурные нормы (чуткое, уважительное отношение к людям)
Вид занятия: дискуссия.
Тип занятия: получение новых знаний на основе имеющихся.
Методы обучения: репродуктивный, проблемный.
Оборудование: памятки, экспертов, таблички «спорщиков».
3 группы:
Учитель: Здравствуйте! Сегодня мы с вами заканчиваем изучение произведений Куприна, нам предстоит обсудить вот какой вопрос: актуальны ли проблемы, поднятые в повести «Олеся»? Мы будем учиться дискутировать. А мы умеем, скажете вы. Но подумайте, как проходит любой наш спор на уроке? А вот так, как в стихотворении Пушкина:
Глухой глухого звал к суду судьи глухого.
Глухой кричал: «Моя им сведена корова!».
«Помилуй! – возопил глухой ему в ответ. –
Сей пустошью владел еще покойный дед!»
Судья решил: «Чтоб не было разврата,
Жените молодца – хоть девка виновата!».
И вот когда мы садимся за «», получается разговор «глухих», потому что каждый стремится сказать что-то свое, не слушая других. Все кричат – непонятно, то ли друг на друга, то ли по существу вопроса, и, получается, что утверждение «в споре рождается истина» не про нас. Давайте попытаемся сделать это как положено. Для этого познакомимся правилами ведения спора. Читаем памятку.
Памятка «Как вести дискуссию».
1. Вступая в дискуссию, необходимо представлять предмет спора.
2. Внимательно выслушивать говорящего.
3. В споре не допускать тона превосходства, уважать мнение товарищей.
3. Грамотно и чётко ставить вопросы.
4. Приводить аргументы.
5. Формулировать не только главные выводы, но и промежуточные.
6. Каждый участник имеет право и возможность высказаться.
7. Не повторяться!
8. Нельзя критиковать людей – только их мнения и позиции.
9. Участники имеют право изменить свою позицию под воздействием фактов и аргументов.
Образ и характеристика Ивана Тимофеевича в повести Олеся Куприна
... не ведает помилования. В этом и кроются ключевые проблемы «Олеси» Куприна. Она по-особенному разумна и сообразительна. Девушка отлично ... побуждает его чрезвычайно увлечься загадкой простой девушки. Сочинение про Олесю Образ Олеси остаётся и сейчас недостижимым идеалом для ... барина Ивана Тимофеевича, писателя, которого судьба забросила в глухую деревушку на окраине Полесья. Единственным его развлечением ...
Как вы думаете, для чего люди спорят, дискутируют?
Ученик: Цель дискуссии – не в победе, а в поиске согласия.
Учитель: Итак, начинаем работу. На прошлом уроке мы проанализировали повесть Куприна «Олеся». Вспомните, пожалуйста, историю ее создания.
Ученик: Художественным утверждением духовной полноценности и нравственной красоты человека из народа явились произведения, созданные Куприным между 1898 и 1901 годами на материале полесских впечатлений. Весной и летом 1897г. Куприн путешествовал по украинскому Полесью, служил на Волынщине в качестве управляющего небольшим имением, затем был охотником, рыбаком.
Для Куприна эта поездка была своеобразной «творческой командировкой», которая преследовала совершенно очевидную цель – поведать другим об увиденном и пережитом. В полесском цикле имеется тенденция противопоставить жизни капиталистического города, который выглядит скопищем голодного и нищего люда, буржуазной сытости и мещанского благополучия – синонимом социального неравенства людей. Эта тенденция нашла своё отражение и на страницах повести «Олеся» – пожалуй, самого значительного произведения полесского цикла (1898 год).
Учитель: Каков сюжет «Олеси»?
Ученик: Городской интеллигент Иван Тимофеевич, начинающий писатель, приезжает в Полесье и знакомится с девушкой-колдуньей, живущей в лесу со своей бабкой. Олеся и Иван полюбили друг друга, но не могут быть вместе в силу причин: разность положения, воспитания, жизненного опыта, наконец, предсказанного героиней трагического исхода их отношений. Иван Тимофеевич побуждает Олесю пойти в церковь, после чего темные деревенские мужики и бабы, считая ее колдуньей, избивают до полусмерти и вынуждают несчастную покинуть родные места. А «возлюбленный» почти мгновенно смиряется с произошедшим.
Учитель: Раскройте образы обоих героев.
Ученик: Олеся незнакома с жизнью в обществе, с так называемой цивилизацией. Ей дороги свободная воля, естественные порывы, навыки колдовских заговоров, передающихся в их семье от бабушки к матери, от матери к внучке. Героиня красива, сильна, здорова, умна и добра, она исключительная личность. Портрет девушки, данный Куприным, – это выражение её богатого . Всё в ней есть – и решительность, и властность, и наивность, и даже лукавство, и всё это неуловимо, необычно, волнующе.
Ученик: Характеристику Ивана Тимофеевича Куприн дает устами героини повести. Во время гадания Олеся говорит Порошину: “Человек вы хотя и добрый, но только слабый… Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, но подчиняетесь”.
Учитель: Хорошо, давайте обратимся к проблемам повести.
Ученик: Во-первых, это тема любви. Писатель показывает, как в исключительной ситуации раскрывается вечный, общечеловеческий смысл высокого чувства делать человека прекрасным. Куприн ищет в людей, исполненных святым чувством любви, способных подняться над окружающей пошлостью и бездуховностью, готовых отдать всё, не требуя ничего взамен. «Олеся» – гимн женской красоте и любви, гимн женщине, духовно чистой и мудрой, гимн возвышенному первозданному чувству
Талант любви в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» — презентация
... Куприн. Тема любви в произведениях писателя нередко обретает трагическое звучание. Искренние и подлинные человеческие чувства приходят в столкновение с жестоким миром, как это происходит, например, в купринской «Олесе». Часто любящих людей ... человека, который готов для ее счастья на самопожертвование. Повесть А. И. Куприна носит название «Поединок». Смысл этого названия многозначен. Любовь в повести ...
Ученик: Во-вторых, в повести Куприн выразил свое убеждение, что только вдали от цивилизации, от капиталистического города можно найти человека, способного любить бескорыстно, преданно. Только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достигнуть духовной чистоты и благородства.
Ученик: Я бы выделил еще одну проблему: драматичная судьба человека, наделенного неординарными способностями, сверхвозможностями. Такой человек может помогать людям, но сам всегда остается одиноким и непонятым обществом. Олеся тому пример.
Учитель: Совершенно верно очертили вы круг проблем. Как вы понимаете значение слова «актуальный»?
Ученик: Важный, существенный для настоящего момента.
Учитель: Являются ли проблемы, поднятые Куприным, актуальными; созвучны ли они ? Я приглашаю 6-ых желающих участвовать в дискуссии. Займите места, распределите роли, кто от чьего имени будет говорить. Памятки перед вами. Приступите к обдумыванию вопроса. Еще 6-ых назначаю экспертами. Вам необходимо внимательно следить за ходом дискуссии и заносить данные в оценочную таблицу. Задание понятно?
Третья группа – зрители. Итак, актуально ли купринское понимание любви? Приемлемо ли оно для наших современников? По этой проблеме желает высказаться…
Бизнесмен:, Психолог:, Деловая женщина:
В то же время сам образ Олеси, несмотря на его экзотичность, романтичность, очень современен, особенно такие качества девушки, как самостоятельность, независимость, стремление повышать свой интеллектуальный уровень, чему-то учиться (она же постоянно спрашивает Ивана о каких-то научных вещах), словом, развиваться, самосовершенствоваться, твердый характер – все это очень важно для . Олеся четко знает, чего она хочет в жизни, она целеустремленная, она способна добиваться своего.
Домохозяйка:
Учитель: Но чаще всего это все подделка, суррогат настоящего чувства.
Домохозяйка:, Ученица 11 класса:
чувствах, стремиться к идеалу. Любовь и возвышает маленького человека над суетным миром несправедливости и злобы. Вы сейчас скажете: это высокие слова , но, как было уже сказано, все мечтают о такой любви. А разве не так?
Деловая женщина, Пенсионер:
В душе померк бы день, и тьма настала вновь,
Когда бы на земле изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,
А кто не знал любви, тот всё равно,
Что не жил….
Настоящее чувство еще к вам придет, и так же, как Олеся, вы сможете ради вашего избранника пренебречь и принципами, и друзьями, а понадобится, и работой.
Бизнесмен:, Психолог:
Учитель: Вы это очень хорошо сформулировали: то есть если произведение так сильно воздействует на нас, заставляет нас размышлять, то оно для нас актуально. А современно ли звучание другой проблемы повести – «человек и природа»? Только в единении с природой, живя вдали от цивилизации, человек может стать совершенной личностью; не дает людям счастья.
Пенсионер:, Домохозяйка:
Учитель : Не уклоняйтесь от «Олеси».
Ученик 11 класса, Деловая женщина:, Психолог:, Деловая женщина:, Пенсионер:, Психолог:
Учитель: Интересно, что проблема «человек и природа» — я говорю уже в общем- продолжает оставаться актуальной. Люди ищут равновесия, стремятся к единению с природой и так и не могут его найти?
Образ и характеристика Олеси в повести Куприна Олеся
... тело…» «ее свежий голос, с неожиданными низкими бархатными нотами…» Сочинение на тему Олеся Олеся является героиней известной повести Куприна Александра Ивановича. Произведение написано в конце девятнадцатого века, когда на ... ее не остановило. По просьбе Ивана она пошла в церковь, туда, где ее ненавидели и проклинали, но он не оценил жертвенность Олеси. Хотя по его вине ее избили ...
Психолог:
Учитель: Хорошо, вот мы подошли к обсуждению 3 проблемы.
Домохозяйка:, Бизнесмен:
Судьба, видимо, благоприятствовала мне, все сложилось. Но я не сказал бы, что гадалка произвела на меня хорошее впечатление – ее больше интересовало, сколько я ей заплачу.
Ученица 11 класса, Деловая женщина, Ученица 11 класса:
Видимо, люди обращались к Олесе (это было не часто, судя по всему, так как «ведьмаков» боялись), она помогала им. К своей способности видеть будущее, исцелять Олеся относится спокойно. Но иногда кажется, что она будто тяготится своим даром – ей ведь открыты многие истины в поведении, поступках людей и особенно ее возлюбленного. Есть ощущение, что ее это не радует.
Пенсионер:, Психолог:
Учитель: А как вы думаете, что еще заставляет наших современников обращаться к гадалкам?
Психолог:, Пенсионер:, Бизнесмен:, Домохозяйка:, Пенсионер:, Бизнесмен
Учитель : Тогда извечный вопрос: что делать? Как быть в этой жизни правдолюбцу, честному, порядочному человеку, «лучу света в темном царстве»?
Ученица: Как что делать? Надо стараться всем быть порядочными.
Домохозяйка:, Деловая женщина:
Учитель: Давайте на этой оптимистичной ноте закончим и предоставим слово экспертам.
Эксперты высказываются., Оценочная таблица для экспертов, Участники дискуссии, Говорит четко, полными предлож, Говорит убедительно, аргументированно, Внимательно слушает других, Говорит по теме, Побуждает всех участвовать
Приводит
Манера держать себя, Хорошо знает предмет разговора, компетентен, Бизнесмен, Деловая женщина, Пенсионер, Ученик 11 класса
Психолог
Домохозяйка
Учитель: а сейчас я прошу выступить участников дискуссии с тем, что бы они изменили в ходе своей беседы.
Изменилось ли ваше мнение за время дискуссии?
Ученица: Для меня 3 проблема раскрылась глубже, видение ее предстало в ином – истинном свете. Наверное, мы поняли то, что действительно хотел сказать Куприн.
Учитель: Что нового вы узнали, что поняли? Благодаря кому вы это поняли? Что дала вам дискуссия?
Повесть Олеся Куприна
Анализ повести «Олеся» Куприна.
Весенняя сказка, ставшая драмой жизни, — именно так хочется сказать о повести А.И.Куприна «Олеся». В самом деле, с одной стороны — очаровательная героиня, напоминающая сказочную лесную деву, необычные обстоятельства её судьбы, одухотворённая прекрасная природа, а с другой — приземлённые, примитивные, агрессивные в своих проявлениях и жестокие жители полесской деревни, «добрый, но слабый» и довольно обычный Иван Тимофеевич, по воле случая участник этой драматической истории.
Конфликт между сказкой и действительностью неизбежен, и сосредоточится он прежде всего не на залётном госте Полесья Иване Тимофеевиче, а на местной жительнице Олесе, посмевшей выделиться из обыденного, ограниченного мира. Способна ли сказка жить в суровом , устоять в поединке с действительностью? Эти вопросы станут отправной точкой анализа повести А.И.Куприна «Олеся».
Иван Тимофеевич в повести Олеся Куприна (Образ и характеристика)
... сильнее его морально. Олеся великодушно жертвует своей любовью ради спокойной жизни Ивана Тимофеевича. Характеристика Повествование произведения А.И. Куприна «Олеся» ведется от его главного персонажа Ивана Тимофеевича. Он городской барин, ... изменить ход событий. Значит, его чувства были не искренны, и Олеся пострадала, доверившись ему, она вовремя не одумалась. ` Иван Тимофеевич в повести Олеся
Можно ли назвать повесть Куприна реалистическим произведением?
В «Олесе» есть все признаки реалистического произведения: правдиво описываются полесские крестьяне, их нравы, быт, даются убедительные портреты полесовщика Ярмолы, урядника Евпсихия Африкановича, старой Мануйлихи, Даже Олеся лишена идеализации и воспринимается как живая, настоящая, не книжная героиня.
И всё же есть ли в повести что- то необычное?
Необычным можно назвать только судьбу Олеси, её вынужденную обособленность от мира людей и историю любви, описанную в повести. Сам герой не раз называет её сказкой -«волшебной», «чарующей», «очаровательной».
Едва услышав от Ярмолы о «ведьмаках», Иван Тимофеевич стал ждать чего-то необыкновенного, и ожидания его оказались не напрасными: он встретил удивительную девушку, которая сначала поразила его своеобразием, богатством внутреннего мира, а затем одарила глубоким чувством . Именно любовь, неожиданно обретённая героем в глухом полесском лесу, кажется ему «чарующей сказкой».
Итак, в произведении Куприна сталкиваются суровая, порой неприглядная действительность и сказка, рождённая в душах героев, любви. Будто две реки текут внутри повести Куприна: то они бегут рядом, то вдруг неожиданно сливаются, превращаясь в одну могучую реку, то вновь расходятся. Одна из них берёт начало в душе человеческой, и сокровенное течение ее открыто не всем; другая имеет своим истоком саму действительность — и вся на виду. На первый взгляд, они независимы, но на самом деле крепко связаны друг с другом.
Найдите описание внешности Олеси. На что обращает автор особое внимание?
«В ней не было ничего похожего на местных «дивчат» … Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати — двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала её молодую, здоровую грудь. её лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, тёмных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый опенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперёд с решительным и капризным видом». Автор подчёркивает оригинальность её красоты, под которой угадывается независимый, сильный и своевольный характер. В чём заключается обаяние Олеси?
Вот пример одной из таких работ: «Задумчивая тёмноволосая девушка стоит на опушке леса, обняв рукой золотистый ствол сосны и прижавшись к нему щекой. Кажется, она что-то шепчет «внимательному» дереву: кому же ещё поведать ей свой секрет, который заставляет пылать щеки) колотиться сердце, будто под сорочкой бьётся пойманная птичка? .. красавицы мечтательно устремлены вдаль, будто она ждет кого-то, всматриваясь в пустынную просёлочную дорогу, по которой ходят деловитые важные грачи. В воздухе разлита необычная тишина, обещающая чудесную сказку . Замерли молодые ёлочки за спиной Олеси, нежно прильнули к её ногам высокие свежие травы, склонили головки тихие полевые цветы. Даже лёгкие розовато-лиловые облака замедлили свой стремительный бег, любуясь с высоты красивой девушкой. Кажется, вся природа замерла вместе с ней в ожидании счастья … »
Олеся анализ произведения тема любви. А.И. Куприн «Олеся»: описание, ...
... перед общественным предубеждением. Сочинение по произведению Олеся Оказывается, произведение под названием «Олеся» Куприн написал самым первым, да к тому же еще и любимым. Главным героем стал Иван Тимофеевич, который всю ... не оказалось, а он смог найти только ее красные бусы. Концепция любви в повести А.И. Куприна «Олеся» статья по литературе (11 класс) на тему «Трудный талант – любить» (концепция ...
Чем же, несмотря ни на что, привлёк её внимание этот человек?
Иван Тимофеевич не похож на окружающих: много знает, тонко чувствует красоту природы, деликатен и воспитан, искренен и добр; он проявил настоящий интерес к личности девушки, а не просто к её красоте. Олеся впервые в жизни встречает такого человека. Надо думать, что на неё, выросшую в чаще полесского леса, он должен произвести сильное впечатление и вызвать её живой интерес. И не удивительно, что герой замечает, что всякий раз «она радуется» его приходу и оживляется, ожидая интересного общения.
Что происходит с героиней? Почему изменилось её отношение к Ивану Тимофеевичу?
Она чувствует в своём сердце рождение любви и боится её, потому что интуиция подсказывает, что любовь эта принесёт ей страдание и боль, что Иван Тимофеевич не способен к большому чувству и поступку. Девушка пытается бороться с собой, отдаляться от возлюбленного, и это рождает в отношениях молодых людей отчуждение. Только неожиданная болезнь героя и долгое его отсутствие заставляют Олесю принять смелое решение.
Почему она, несмотря на предчувствие, не поборола любовь? Как это её характеризует?
Любовь оказалась сильнее страха перед несчастьем, и она победила его.
Почему Олеся отказывается потом от предложения Ивана Тимофеевича? Правильно ли она делает?
Олеся понимает: слишком разные у них , представление о счастье, не говоря уже о социальных различиях. Она знает, что Иван Тимофеевич «никого … сердцем» не полюбит, а потому чувство его не может быть долговечным, пылкие слова возлюбленного её трогают, но она продолжает «стоять на своем»: «Ты молодой, свободный, — говорит она ему. — Неужели у меня хватило бы духу связать тебя по рукам и ногам? Ведь ты меня тогда возненавидишь, проклянёшь тот день и час, когда я согласилась пойти за тебя.
Почему Олеся решила пойти в церковь?
Девушке захотелось сделать для любимого «что-нибудь очень, очень приятное». Ей кажется, что её приход в церковь обрадует его, потому что она ради него наступит на свой страх, отринет проклятие рода и каким-то образом причастится к вере: ведь «Ванечка» убеждает её, что Бог принимает всех, что Он милосерден.
Чем обернулся для Олеси этот приход в церковь и почему?
Перебродские женщины поймали бедную девушку и пытались вымазать её дёгтем, что было «величайшим, несмываемым позором». Олеся для оголтелой толпы была прежде всего ведьмой, от которой можно ждать только беды, и её появление в церкви было расценено как вызов или даже святотатство.
Она — язычница, владеющая секретами природы и поклоняющаяся ей. Она из рода тех самых ведьм, колдуний, русалок, с которыми «сражались» крестьяне в русальную неделю накануне Троицы. Следовательно, по их представлениям, её приход в церковь — преступление.
Заметьте, всё происходит в праздник Святой Троицы — день, когда на апостолов сошёл Святой Дух, который укрепил их в вере и дал им силу проповедовать учение о Пресвятой Троице. На следующий Духов день праздновали «именины» матушки земли.
Случайно ли кульминация повести приходится на Троицу?
Попытка Олеси приобщиться к вере именно в день сошествия Святого Духа глубоко символична (он должен помочь её обращению к Богу), но делает она это из земных побуждений — из любви к Ивану Тимофеевичу, из желания сделать ему «приятное». И попытка эта обречена. Хотя по христианским представлениям любому грешнику дана возможность раскаяться и оплакать свои грехи. Перебродские же крестьяне, которые считают себя верующими, отказывают Олесе в такой возможности. И не только отказывают, но и наказывают её за попытку приобщиться к вере. Кто же больше язычник — «колдунья» Олеся, которая уезжает из Переброда, чтобы не вводить в грех, — или крестьяне, готовые растерзать девушку только за то, что она переступила порог церкви, и угрожающие Ивану Тимофеевичу за любовь к «ведьмаке»?»,
Первая любовь повесть (Тургенев И. С.)
... она оставляет самые сильные воспоминания, мучительные и вместе с тем сладостные. Сочинение на тему “Тургенев: Первая любовь” Хозяин говорит, что в его первом опыте также не было ничего ... с осуждением отнеслись к откровенности Ивана Сергеевича, но автор признавался, что не считает в этом ничего зазорного. Жанр Жанр произведения «Первая любовь» — повесть, так как в произведении присутствует ...
Примечательно, что «язычница» Олеся не держит зла на обидчиков, не ропщет на Бога. А крестьяне агрессивны и непримиримы. «Теперь вся громада бунтуется, — рассказывает Ярмола Ивану Тимофеевичу. — С утра опять все перепились и орут … И про вас, панычу, кричат недоброе». И его слова звучат как эхо рассказа Олеси о смерти конокрада Яшки: « … поймали мужики Якова, когда он лошадей хотел свести … Всю ночь его били … Злой у нас здесь народ, безжалостный … »
Кульминация повести не случайно приходится на Троицу: она призвана показать нам неизбежность столкновения Любви и Ненависти, Добра и Зла, Небесного и Земного. Наивную сказку любви, которую с открытым сердцем и принесла в храм Олеся, растоптала грубая толпа, не способная постичь заповедей Любви и Прощения. Но Олеся вознаграждена великим даром — умением любить, прощать и отрекаться от своего счастья ради других. Она бросает любимый бор, расстается с Иваном Тимофеевичем, говоря ему: «Об тебе я больше всего думаю, мой родной. < … > Я не за себя, за тебя боюсь, голубчик». Олеся благодарна возлюбленному за счастливые дни , не корит его за беду, случившуюся с ней, — она принимает всё как есть.
Мог ли Иван Тимофеевич предотвратить беду? Почему он этого не сделал?
Это было в его силах. Ведь в вопросе Олеси о церкви нельзя было не почувствовать неотвратимой опасности, тем более Ивану Тимофеевичу уже известно отношение перебродских крестьян к «ведьмакам». Чуткое сердце должно было предугадать беду. Оно будто и почувствовало её: «Вдруг внезапный ужас предчувствия охватил меня. Мне неудержимо захотелось побежать вслед за Олесей, догнать её и просить, умолять, даже требовать, если нужно, чтобы она не шла в церковь». Но он «сдержал свой неожиданный порыв», Ему не хватило глубины чувства, чтобы предупредить события. Если бы он это сделал, вероятно, беды бы не случилось.
Как вы думаете, почему не сложилось счастье этих людей?
Сказка живёт в душе Олеси, она и сама часть лесной сказки с её чудесными травами и деревьями, зверюшками и птичками, избушкой на курьих ножках и бабушкой Ягой. Она способна одарить героя волшебным даром — любовью, отдать всю себя без остатка. И её сказка не выдуманная, а настоящая — это сказка-быль.
Иван же Тимофеевич мечтает о поэтических преданиях и творит свою сказку по книжным, искусственным канонам: ищет вокруг необычного, находит во всём отголоски фольклора, литературы, искусства.
Заметьте, Олеся постоянно жертвует собой, своими интересами, убеждениями, рискует жизнью ради любимого. Иван Тимофеевич не жертвует ничем, он лишь принимает жертву. Олеся думает только о возлюбленном, его интересах и счастье — Иван Тимофеевич больше размышляет о себе. Он не умеет до конца отдаться другому человеку и чувству к нему, в нём нет от предрассудков и обстоятельств. И потому его сказке не суждено стать былью, Ему остаётся только «нитка дешёвых красных бус, известных в Полесье под названием «кораллов», — единственная вещь», напоминающая «об Олесе и об её нежной, великодушной любви» …
Иван флягин в повести очарованный странник (образ и характеристика) лескова
... стал герой повести «Очарованный странник». Мы знакомимся с Иваном Флягиным во время путешествия автора-рассказчика по Ладожскому озеру. В портрете героя ... Муромца… » можно рассматривать в качестве определяющего ориентира к авторскому пониманию этого образа. Иван Флягин прожил нелегкую жизнь. Ему выало ... чувств к ней Флягина настолько глубока, что он живет отныне не для себя. Любовь изменяет его, ...
Олеся Анализ повести Куприна
5 (100%) 1 vote
В своей ранней повести «Олеся» (1898) А.И. Куприн выразил мечту о существовании личности, не испытавшей никаких воздействий противоречивой среды, общества, и живущей лишь своими искренними порывами.
произведения, на мой взгляд, можно считать девушку Олесю. Она не знакома с цивилизацией, с детства живет в лесу, в окружении древних поверий своих предков. Поэтому Олесе абсолютно чужды общественные нормы поведения, она признает лишь зовы души, свои истинные потребности, которые умеет слышать и различать.
По сюжету повести юная героиня влюбляется в человека из совсем другого мира – она встречает мужчину, родившегося и воспитанного в городе, испытавшего на себе все «разлагающее» влияние цивилизации. Между героями зарождается искреннее чувство, которое раскрывает сущность характеров обоих.
В кратком, насыщенном повествовании Куприн выразил свои представления о внутреннем преображении личности посредством любви. Сама природа сообщила людям жажду красоты, гармонии, высоких порывов, полного слияния с родной душой . Вместе с тем — она ограничила их возможности. Кто-то может преодолеть эту ограниченность, кто-то на такое не способен…
На мой взгляд, развитие сюжета всего произведения постоянно подталкивает нас к одной мысли – любовь между Олесей и Иваном Тимофеевичем невозможна. Больше того, она может закончиться настоящей трагедией.
В чем причина именно такого развития событий? Думаю, главным образом, в натуре героя, в его характере, сформировавшимся под влиянием городской интеллигентской среды. Иван Тимофеевич обладает – он добр, воспитан, образован. Однако в нем нет главного – цельности натуры, искренности, умения слушать свое сердце и не бояться следовать его зову. Над героем довлеют всевозможные социальные предрассудки, преодолеть которые он не в силах. Недаром автор характеризует Ивана Тимофеевича как человека с «ленивым» сердцем, у которого эмоции задавлены разумом, стереотипами.
Мы чувствуем, что в душе «цивилизованного» героя есть какой-то нравственный изъян, который мешает ему быть счастливым и дать счастье другому человеку. Этот человек душевно глух и равнодушен, он просто не умеет думать и заботиться о других.
Так, Иван Тимофеевич готов заставить Олесю выбирать между собой и бабушкой, он не думает о том, чем может закончиться стремление Олеси пойти в церковь. Помимо этого, герой дает возможность своей возлюбленной убедить себя в необходимости их расставания.
Такое эгоистичное поведение этого персонажа становится причиной настоящей трагедии в жизни девушки, да и самого Ивана Тимофеевича. Олеся и ее бабушка вынуждены покинуть деревню, потому что им грозит реальная опасность со стороны местных жителей. Жизнь этих героев оказывается во многом разрушенной, не говоря уже о сердце Олеси, которая искренне любила Ивана Тимофеевича.
Таким образом, мы видим, что основной конфликт повести заключен в столкновении и противопоставлении двух — «естественного» и «цивилизованного». Они, по мнению писателя, четко связаны с противоречием между обществом «природным» и обществом «социальным».
Мир, из которого изгнаны Олеся и старуха Мануйлиха, — мир деревни – олицетворяет в повести общество. Куприн показывает, что он лишен поэтичности и гармонии, жесток и уродлив. Автор подчеркивает необыкновенную неразвитость его обитателей (Ярмола, деревенские бабы), их рабские привычки (стремление при всяком удобном случае поцеловать у «пана» ручку), страшную забитость, темноту, необразованность в сочетании с почти звериной жестокостью (убийство конокрада Яшки, готовность забить камнями Мануйлиху с Олесей).
Коллективный портрет этого мира — пьяная деревенская толпа на празднике Святой Троицы: «Невыносимо жаркий воздух, казалось, весь был насыщен отвратительным смешанным запахом перегоревшей водки, лука, овчинных тулупов, крепкой махорки-бакуна и испарений грязных человеческих тел. Пробираясь осторожно между людьми и с трудом удерживая мотавшего головой Таранчика, я не мог не заметить, что со всех сторон меня провожали бесцеремонные, любопытные и враждебные взгляды».
Эта ревущая, безудержная, дурно пахнущая безликая масса была готова на все: искалечить, уничтожить, убить любого чужака, причем не только Олесю, но и Ивана Тимофеевича.
Мы видим, что те, кто ходит в церковь и считает себя христианами, оказываются хуже зверей. Олеся поняла это давно, исключив саму возможность общения с миром, несущим зло: «Нам людей не надо». Но она готова понять и простить их, и даже уехать, отказавшись от своего счастья, чтобы не вводить людей «во грех». А вот деревня хочет не примирения, а разрушения и насилия.
Человеческий мир не выдерживает испытания любовью, он не создан для счастья и гармонии, говорит нам Куприн своей повестью. порождает таких людей, как Иван Тимофеевич, – она убивает в них душу, лишает самого главного – трепетного, жаждущего сердца. Именно поэтому настоящее чувство обречено в человеческом мире на трагическую гибель.
Краткое сочинение дикая собака динго или повесть о первой любви
... садится в собачью упряжку. Она бесстрашна и решительна. Собаки вдруг перестали её слушаться, тогда девочка бросила ... решают, кто будет дарить ему цветы Таня или Женя. Выбрали Таню, она гордится такой честью ... Таня, проснувшись, возвращается домой. Разговаривают с матерью о доверии, о жизни. Таня понимает, что мать до ... Лес. Объяснение Коли в любви. Приходит отец. Таня уходит. Прощание с Филькой. ...
В конце девятнадцатого века А.И. Куприн был управляющим имением в Волынской губернии. Под впечатление от того края и от драматической судьбы его жителей, он написал цикл рассказов. Украшением этого сборника стала повесть «Олеся», рассказывающая о природе и настоящей любви.
Повесть «Олеся» — одно из первых произведений Александра Ивановича Куприна. Оно поражает своей глубиной образов и необычным сюжетным поворотом. Эта повесть уносит читателя в конец девятнадцатого века, когда старый уклад русской жизни столкнулся с необычайным техническим прогрессом.
Произведение начинается с описания природы края, куда по делам имения приехал главный герой Иван Тимофеевич. На улице зима: метели сменяют оттепели. Уклад жителей Полесья кажется Ивану, привыкшему к городской суете, необычным: в деревни до сих пор царит атмосфера суеверных страхов и боязнь нововведении. Время как будто остановилось в этом селении. Неудивительно, что именно здесь главный герой встретил колдунью Олесю. Их любовь изначально обречена: слишком предстают перед читателем. Олеся – полесская красавица, гордая и решительная. Во имя любви она готова пойти на многое. Олеся лишена хитрости и корысти, ей чуждо себялюбие. Иван Тимофеевич же наоборот неспособен на принятие судьбоносных решений, в повести он предстает как человек несмелый, неуверенный в своих поступках. Он до конца не представляет своей жизни с Олесей, как с супругой.
С самого начала Олеся, обладающая даром предвиденья, чувствует неизбежность трагического конца их любви. Но она готова принять всю тяжесть обстоятельств. Любовь дарит ей уверенность в собственные силы, помогает выстоять все тяжести и невзгоды. Стоит заметить, что в образе лесной колдуньи Олеси А. И. Куприн воплотил свой идеал женщины: решительной и мужественной, бесстрашной и искренне любящей.
Фоном отношений двух главных героев повести стала природа: она зеркально отражает чувства Олеси и Ивана Тимофеевича. Их жизнь на мгновение превращается в сказку, но только на мгновение. Кульминацией повести становится приход Олеси в деревенскую церковь, откуда прогоняют ее. Ночью этого же дня разгорается страшная гроза: сильный град уничтожил половину урожая. На фоне этих событий, Олеся с бабушкой понимаю, что суеверные селяне непременно обвинят в этом их. Поэтому они решают уйти.
Последний разговор Олеси с Иваном происходит в избушке в лесу. Олеся не говорит ему, куда уходит и просит, чтобы он не искал ее. В память о себе девушка дарит Ивану нитку красных кораллов.
Повесть заставляет задуматься о том, что такое любовь в понимании людей, на что способен во имя нее человек. Любовь Олеси – это самопожертвование, именно ее любовь, как мне кажется, достойна восхищения и уважения. Что же касается Ивана Тимофеевича, то малодушие этого героя, забавляет усомниться в искренности его чувств. Ведь если ты действительно кого-нибудь любишь, то разве позволишь, чтобы любимый человек страдал.
Краткий анализ рассказа Куприна Олеся для 11 класса
Произведение «Олеся» было написано Куприным, когда к людям, занимающимся лечением травами, относились с опаской. И хотя многие к ним приходили лечиться, в свой круг православных крестьян особо не пускали, считая колдунами, во всех своих бедах обвиняя их. Так получилось и с девушкой Олесей и ее бабушкой Мануйлихой.
Олеся выросла среди леса, познала много тайн связанных с травами, научилась гадать, заговаривать болезни. Девушка выросла бескорыстная, открытая, рассудительная. Она просто не могла не понравиться Ивану. Все способствовало завязыванию их отношений, которые переросли в любовь. Сама природа помогала развиваться любовным событиям, светило солнышко, ветерок играл листвой, вокруг щебетали птицы.
Иван Тимофеевич, наивный молодой человек, встретив непосредственную Олесю, решил ее подчинить себе. Это просматривается в том, как он ее уговаривает посетить церковь. На что девушка соглашается, зная, что это делать нельзя. Уговаривает ее уехать с ним и выйти за него замуж. Он даже о бабушке подумал, если она не захочет жить с нами, в городе есть богадельни. Для Олеси такое положение вещей совершенно неприемлемо это предательство по отношению к . Она выросла в гармонии с природой и для нее многие вещи цивилизации непонятны. Несмотря на то, что молодые люди встречаются и на первый взгляд у них все хорошо, Олеся не доверяет своим чувствам. Гадая на картах, она видит, что продолжения их отношений не будет. Иван никогда не сможет ее понять и принять такой, какая она есть, а общество, в котором он живет тем более. Такие, как Иван Тимофеевич любят подчинять себе, но не у всех это получается и скорее они сами идут на поводу обстоятельств.
Олеся и ее бабушка принимают мудрое решение, чтобы не ломать свою жизнь и Ивана Тимофеевича тайно покидают насиженное место. Людям из разных социальных групп трудно найти общий язык еще труднее влиться в новую среду. На протяжении всего произведения автор показывает насколько разные эти двое влюбленных. Единственно, что их связывает это любовь. У Олеси она чистая и бескорыстная, у Ивана эгоистичная. На противопоставлении двух личностей и построено все произведение.