Все герои романа Л. Толстого «Война и мир» получают нравственную оценку писателя в зависимости от того, насколько каждый из них способен или не способен проникнуться общим чувством с народом. Вот почему положительные герои (Кутузов, капитаны Тушин и Тимохин, Андрей Болконский, Пьер Безухов, Петя Ростов, Денисов и другие) вместе с народом защищают родину от врага.
Однако значительное место в романе «Война и мир» Л. Толстой отводит и отрицательным героям. Они образуют целый лагерь, который противостоит героям положительным. Это и князь Василий Курагин со своим семейством, и карьерист Борис Друбецкой, и алчный Берг, и иноземные генералы на русской службе, и московский губернатор Растопчин. Все они озабочены личными выгодами и далеки от народа, а потому писатель лишает их почетного права защищать Отечество.
Уже на первых страницах мы сталкиваемся с князем Василием Курагиным и из его уст слышим далеко не лестную характеристику своих сыновей — Ипполита и Анатоля. В разговоре с мадам Шерер он говорит: «Вы знаете, я сделал для их воспитания все, что может отец, и оба вышли des imbeciles (идиоты).
Ипполит по крайней мере покойный дурак, а Анатоль — беспокойный. Вот одно различие». Князь Василий говорит, что его старший сын «глуп и очень глуп», но найдет свою дорогу, а младший — Анатоль — весьма умен, но из него «вышло совсем иное».
В романе Анатоль Курагин представляет как бы тот полюс зла, те разрушительные силы, которые противостоят созидающей силе народа. Второй полюс зла представлен образом Наполеона. Есть соответствие между поведением Анатоля Курагина и историческим поведением императора Наполеона. Как Анатоль, Наполеон лишен способности понимать, что мир существует не для того, чтобы удовлетворялись его желания. Беседуя с посланником русского императора Балашевым, Наполеон обращается к нему не как к послу врага, а как к человеку, который теперь вполне ему предан и должен радоваться вместе с ним унижению своего бывшего господина, ибо Наполеон не может представить себе, чтобы кто-то, в том числе и посол враждебного государства, не обожал его. Ему свойственна, как и Анатолю Курагину, даже наивность, проявляющаяся в его искреннем убеждении, что все должны хотеть того, чего хочет он. И в сущности разница между этими, на первый взгляд, несоизмеримыми героями только в масштабах деятельности: Наполеон действует разрушительно в историческом плане, Анатоль — в плане семейно-бытовом. Но мотивы деятельности и Анатоля, и Наполеона одни и те же: эгоистический произвол.
Сватовство анатоля курагина к марье болконской
... даже любовницы его бы оставили. Сватовства Анатоля к богатой наследнице княжне Марье в его двадцать с ... старый князь Болконский своего согласия не даст под любым предлогом. Если Курагиным требовалось поправить ... Назвать ли «Войну и мир» историческим сочинением в художественной форме или художественным произведением с ... но еще раз повторю — соединенные вместе, они складываются в цельную систему изменения ...
Девочкой Наташа Ростова была влюблена в Бориса Друбецкого. Но ни она — обладательница редкой способности разбираться в людях и «чувствовать оттенки интонаций, взглядов и выражений лиц», сумевшая с удивительной точностью разгадать характеры и своего брата Николая, и Пьера, и гусара Денисова, и дуэлянта Долохова, — ни кто-либо другой не могли даже предположить, в какого эгоиста превратится Борис позже.
Наиболее полно эгоистический характер Бориса раскрывается в истории его отношений с Жюли Карагиной. Ради богатого приданого он ведет тонкую игру, но долго не решается сделать предложение девушке, некрасивой, даже безобразной внешности. Л. Толстой говорит о Борисе, что «целые дни и каждый божий день он проводил у Карагиных, и каждый день, рассуждая сам с собой, Борис говорил себе, что он завтра сделает предложение. Но в присутствии Жюли, глядя на ее красное лицо и подбородок, почти всегда осыпанный пудрой, на ее влажные глаза и выражение лица, изъявляющего всегдашнюю готовность из меланхолии тотчас же перейти к неестественному восторгу супружеского счастья, Борис не мог произнести решительного слова, несмотря на то, что давно в воображении своем он считал себя обладателем пензенских имений И распределял употребление с них доходов».
Жюли также достойна своего жениха. Когда Борис испугался ее заигрываний с Анатолем Курагиным и выдавил из себя слова признания, девушка не удовлетворилась их краткостью и «заставила Бориса сказать ей все, что говорится в таких случаях, сказать, что он любит ее и никогда ни одну женщину не любил более ее. Она знала, что за пензенские имения и нижегородские леса она могла требовать то, что требовала».
Так в поисках богатой невесты Борис Друбецкой порвал с Ростовыми. Но расчетливый карьерист Берг, наоборот, нашел в этом доме себе пару — скучную, сварливую старшую дочь Веру. Л. Толстой говорит о нем: «Берг, зять Ростовых, был уже полковник с Владимиром и Анной на шее и занимал все то же покойное и приятное место помощника начальника штаба помощника первого отделения начальника штаба второго корпуса». Так, уже в самом названии той должности, которую занимал его герой, слышна неприкрытая ирония писателя.
А вот объяснение причины, по которой Берг в первый день сентября 1812 года уехал из армии в Москву: «Ему в Москве нечего было делать; но он заметил, что все из армии просились в Москву, и что-то там делали. Он счел тоже нужным отпроситься для домашних и семейных дел».
С язвительной иронией Л. Толстой показывает, как Берг подъехал к дому Ростовых: «Берг в своих аккуратных дрожечках на паре сытых саврасеньких, точно таких, какие были у одного князя, подъехал к дому своего тестя. Он внимательно посмотрел во двор на подводы и, входя на крыльцо, вынул чистый носовой платок и завязал узел». Он плывущим, неторопливым шагом вошел в дом, обнял старого графа и стал рассказывать о событиях. «Берг рассказал все, что он запомнил из разных слышанных за это время рассказов». Во время разговора Берг произносит: «Мы, начальники, не только не должны были подгонять солдат или что-нибудь такое, но мы насилу могли удерживать эти, эти… да, мужественные и древние подвиги, — сказал он скороговоркой». И здесь же, без всякого перехода, он с удовольствием рассказывает о том, как приобрел шифоньерку и туалет. При этом «Берг перешел в тон радости о своей благоустроенности, когда он начал говорить про шифоньерку и туалет». Он просит старого графа Ростова дать ему одну из подвод, стоящих во дворе, чтобы отвезти свои покупки домой.
Портрет как средство характеристики героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир»
... произведении II. Портрет в творчестве Толстого III. Роль портретной характеристики в романе-эпопее «Война и мир» 1. Динамические и статические образы 2. Анализ портретной характеристики на примере главных героев романа IV. Заключение I. Роль ...
Но планы Берга разрушает Наташа, которая заставила родителей сбросить имущество с подвод и отдать их для раненых. Она стыдит своих родителей, даже кричит на них: «Разве мы немцы какие-нибудь?» Этими словами Наташа морально уничтожает Берга, обнажает его истинную суть как глубоко равнодушного к бедам народа.
Следуя правде жизни, Л. Толстой показывает, что лагерь отрицательных героев нередко весьма организован и сплочен. Отрицательные герои собираются в светские салоны, обмениваются новостями, оказывают поддержку друг другу в продвижении по карьерной лестнице. Раскрывая секрет их могущества, писатель подчеркивает, что сила отрицательных героев — мнимая, потому что основывается на постоянном поиске личной выгоды, наживы и большой власти. При столкновении личных интересов в этом лагере вчерашние друзья могут оказаться заклятыми врагами, способными без всяких раздумий переступить через вчерашнюю дружбу.
На этой странице искали :
- отрицательные герои в романе Война и мир
- отрицательные герои в романе Война и мир сочинение
- Сочинение на тему отрицательные герои в романе война и мир
- отрицательные герои романа война и мир
- сочинение отрицательные герои в романе война и мир