ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ГЕРОИ РОМАНА Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

Все герои романа Л. Толстого «Война и мир» полу­чают нравственную оценку писателя в зависимости от того, насколько каждый из них способен или не спосо­бен проникнуться общим чувством с народом. Вот по­чему положительные герои (Кутузов, капитаны Тушин и Тимохин, Андрей Болконский, Пьер Безухов, Петя Ростов, Денисов и другие) вместе с народом защищают родину от врага.

Однако значительное место в романе «Война и мир» Л. Толстой отводит и отрицательным героям. Они обра­зуют целый лагерь, который противостоит героям поло­жительным. Это и князь Василий Курагин со своим се­мейством, и карьерист Борис Друбецкой, и алчный Берг, и иноземные генералы на русской службе, и московский губернатор Растопчин. Все они озабочены личными вы­годами и далеки от народа, а потому писатель лишает их почетного права защищать Отечество.

Уже на первых страницах мы сталкиваемся с кня­зем Василием Курагиным и из его уст слышим далеко не лестную характеристику своих сыновей — Ипполи­та и Анатоля. В разговоре с мадам Шерер он говорит: «Вы знаете, я сделал для их воспитания все, что может отец, и оба вышли des imbeciles (идиоты).

Ипполит по крайней мере покойный дурак, а Анатоль — беспокой­ный. Вот одно различие». Князь Василий говорит, что его старший сын «глуп и очень глуп», но найдет свою дорогу, а младший — Анатоль — весьма умен, но из него «вышло совсем иное».

В романе Анатоль Курагин представляет как бы тот полюс зла, те разрушительные силы, которые противо­стоят созидающей силе народа. Второй полюс зла пред­ставлен образом Наполеона. Есть соответствие между поведением Анатоля Курагина и историческим поведе­нием императора Наполеона. Как Анатоль, Наполеон лишен способности понимать, что мир существует не для того, чтобы удовлетворялись его желания. Беседуя с посланником русского императора Балашевым, Напо­леон обращается к нему не как к послу врага, а как к человеку, который теперь вполне ему предан и дол­жен радоваться вместе с ним унижению своего бывшего господина, ибо Наполеон не может представить себе, чтобы кто-то, в том числе и посол враждебного государ­ства, не обожал его. Ему свойственна, как и Анатолю Курагину, даже наивность, проявляющаяся в его ис­креннем убеждении, что все должны хотеть того, чего хочет он. И в сущности разница между этими, на пер­вый взгляд, несоизмеримыми героями только в масшта­бах деятельности: Наполеон действует разрушительно в историческом плане, Анатоль — в плане семейно-бы­товом. Но мотивы деятельности и Анатоля, и Наполеона одни и те же: эгоистический произвол.

9 стр., 4242 слов

Сватовство анатоля курагина к марье болконской

... даже любовницы его бы оставили. Сватовства Анатоля к богатой наследнице княжне Марье в его двадцать с ... старый князь Болконский своего согласия не даст под любым предлогом. Если Курагиным требовалось поправить ... Назвать ли «Войну и мир» историческим сочинением в художественной форме или художественным произведением с ... но еще раз повторю — соединенные вместе, они складываются в цельную систему изменения ...

Девочкой Наташа Ростова была влюблена в Бориса Друбецкого. Но ни она — обладательница редкой спо­собности разбираться в людях и «чувствовать оттенки интонаций, взглядов и выражений лиц», сумевшая с удивительной точностью разгадать характеры и своего брата Николая, и Пьера, и гусара Денисова, и дуэлянта Долохова, — ни кто-либо другой не могли даже предпо­ложить, в какого эгоиста превратится Борис позже.

Наиболее полно эгоистический характер Бориса раскрывается в истории его отношений с Жюли Карагиной. Ради богатого приданого он ведет тонкую игру, но долго не решается сделать предложение девушке, некрасивой, даже безобразной внешности. Л. Толстой говорит о Борисе, что «целые дни и каждый божий день он проводил у Карагиных, и каждый день, рас­суждая сам с собой, Борис говорил себе, что он завтра сделает предложение. Но в присутствии Жюли, глядя на ее красное лицо и подбородок, почти всегда осыпан­ный пудрой, на ее влажные глаза и выражение лица, изъявляющего всегдашнюю готовность из меланхолии тотчас же перейти к неестественному восторгу супру­жеского счастья, Борис не мог произнести решитель­ного слова, несмотря на то, что давно в воображении своем он считал себя обладателем пензенских имений И распределял употребление с них доходов».

Жюли также достойна своего жениха. Когда Борис испугался ее заигрываний с Анатолем Курагиным и вы­давил из себя слова признания, девушка не удовлетво­рилась их краткостью и «заставила Бориса сказать ей все, что говорится в таких случаях, сказать, что он лю­бит ее и никогда ни одну женщину не любил более ее. Она знала, что за пензенские имения и нижегородские леса она могла требовать то, что требовала».

Так в поисках богатой невесты Борис Друбецкой по­рвал с Ростовыми. Но расчетливый карьерист Берг, на­оборот, нашел в этом доме себе пару — скучную, свар­ливую старшую дочь Веру. Л. Толстой говорит о нем: «Берг, зять Ростовых, был уже полковник с Владимиром и Анной на шее и занимал все то же покойное и прият­ное место помощника начальника штаба помощника пер­вого отделения начальника штаба второго корпуса». Так, уже в самом названии той должности, которую занимал его герой, слышна неприкрытая ирония писателя.

А вот объяснение причины, по которой Берг в пер­вый день сентября 1812 года уехал из армии в Москву: «Ему в Москве нечего было делать; но он заметил, что все из армии просились в Москву, и что-то там делали. Он счел тоже нужным отпроситься для домашних и семейных дел».

С язвительной иронией Л. Толстой показывает, как Берг подъехал к дому Ростовых: «Берг в своих аккурат­ных дрожечках на паре сытых саврасеньких, точно та­ких, какие были у одного князя, подъехал к дому своего тестя. Он внимательно посмотрел во двор на подводы и, входя на крыльцо, вынул чистый носовой платок и завя­зал узел». Он плывущим, неторопливым шагом вошел в дом, обнял старого графа и стал рассказывать о собы­тиях. «Берг рассказал все, что он запомнил из разных слышанных за это время рассказов». Во время разговора Берг произносит: «Мы, начальники, не только не должны были подгонять солдат или что-нибудь такое, но мы на­силу могли удерживать эти, эти… да, мужественные и древние подвиги, — сказал он скороговоркой». И здесь же, без всякого перехода, он с удовольствием рассказы­вает о том, как приобрел шифоньерку и туалет. При этом «Берг перешел в тон радости о своей благоустроенности, когда он начал говорить про шифоньерку и туалет». Он просит старого графа Ростова дать ему одну из подвод, стоящих во дворе, чтобы отвезти свои покупки домой.

7 стр., 3367 слов

Портрет как средство характеристики героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

... произведении II. Портрет в творчестве Толстого III. Роль портретной характеристики в романе-эпопее «Война и мир» 1. Динамические и статические образы 2. Анализ портретной характеристики на примере главных героев романа IV. Заключение I. Роль ...

Но планы Берга разрушает Наташа, которая застави­ла родителей сбросить имущество с подвод и отдать их для раненых. Она стыдит своих родителей, даже кричит на них: «Разве мы немцы какие-нибудь?» Этими словами Наташа морально уничтожает Берга, обнажает его истин­ную суть как глубоко равнодушного к бедам народа.

Следуя правде жизни, Л. Толстой показывает, что ла­герь отрицательных героев нередко весьма организован и сплочен. Отрицательные герои собираются в светские салоны, обмениваются новостями, оказывают поддержку друг другу в продвижении по карьерной лестнице. Рас­крывая секрет их могущества, писатель подчеркивает, что сила отрицательных героев — мнимая, потому что ос­новывается на постоянном поиске личной выгоды, нажи­вы и большой власти. При столкновении личных интере­сов в этом лагере вчерашние друзья могут оказаться за­клятыми врагами, способными без всяких раздумий переступить через вчерашнюю дружбу.


На этой странице искали :

  • отрицательные герои в романе Война и мир
  • отрицательные герои в романе Война и мир сочинение
  • Сочинение на тему отрицательные герои в романе война и мир
  • отрицательные герои романа война и мир
  • сочинение отрицательные герои в романе война и мир

Сохрани к себе на стену!