Левша ─ народный герой (по повести Н.С. Лескова «Левша»)

Cказ Лескова «Левша», тесно переплетен с жизнью простого русского народа. В этом произведении подняты несколько тем: патриотизма, таланта и власти.

Главной темой произведения, конечно же любовь к Родине. Левша описан с трепетом и любовью. К нему писатель относится с теплотой, автору больно оттого, что его не оценили по достоинству в России. Он готов работать на благо Родины. Ему нравятся порядки и режим царящие в стране, на его пути много трудностей, но он не готов предать свою Родину ради лучшей жизни в другой стране. Ему было предложено переехать в Англию, но он не мог представить себя отдельно от своей Родины.

С Родиной связана тема судьбы талантливого человека, в сказе показано, что талантливый человек в России не всегда счастлив. Царь не верит в то, что его народ талантлив, поэтому не уделяет не внимания, не денег на его развитие и продвижение по жизни. Такие мастера, как Левша могут реализовать свои таланты по минимуму.

С талантом связана тема отношения власти с народом. Писатель показал, что иностранцы с уважением относятся к мастерам в не зависимости от их национальности и их места проживания. Когда Левша приехал в Лондон на выставку, англичане просят его остаться, а на своей Родине он не нужен не кому. На родине его не признавали и не спасли его, когда ему требовалась помощь, ему отказали. В отношении у нему видно отношение власти к народу.

Лесков в своем произведении показывает не только талант русского человека, но и его характер. Он показал, что наш человек очень любит свою страну, и многие готовы для её славы сделать всё возможное и не возможное. И новый царь знал, что его мастера знают своё ремесло не хуже иностранцев и ради славы страны постараются.

Главная черта, которая восхищает автора, это терпение русского человека.

В произведение много несправедливости. Англичанина встретили, как национального героя, хотя он ни чего не сделал для нашей страна. А Левшу, который так рвался домой и прославил Россию за рубежом, встретили, как преступника. От такого отношения он и умер, ведь никому не было дела до человека с народа.

Мастер из народа имеет «золотые руки», ради родины, которая его не признает готов пойти на все. В Англии он узнает секрет чистки оружия, но ему не верят. Ведь он с народа, а народ должен молчать. В произведении Лескова народ говорит особой речью. Слова меткие, попадающие в цель. Народ он защищает, от лица англичан.

1 стр., 443 слов

«Левша – народный герой» отношений народа и власти в сказе Лескова

... зрения, он верил в истинное мастерство и самоотдачу своего народа. Отношение Николая Павловича к простому русскому человеку прекрасно иллюстрирует случай с Левшой. Когда Платов не смог понять, в чем состоит ... не имея никаких специальных приспособлений, да еще и будучи левшой. Проблема власти и народа в рассказе Народ и власть в сказе «Левша» является одной из проблем, которые поднимает автор. Н.С. ...

Читая это произведение, понимаешь, что если ты патриот, то любит свою Родину несмотря ни на что, в любой ситуации остаешься с ней. В этом главный урок произведения Лескова.

История создания

Читатели журнала «Русь» стали первыми, кто в 1881 году познакомился с опубликованным в издании «Сказом о тульском Левше и о стальной блохе». В дальнейшем Николай Лесков включил свое произведение в сборник «Праведники».

Повесть «Левша» уникальна, прежде всего, тем, что в ней гармонично переплетена реальность и вымышленные события. Писатель сделал это столь искусно, что воссоздается полная уверенность в реальности описанной истории.

В основу произведения легли правдивые события, а также исторические персонажи. Так, российский император Александр I в сопровождении верного казака Матвея Платова и в самом деле посещал Англию, где ему были оказаны высокие почести. По распоряжению императора в Англию отправились и два тульских оружейника, Леонтьев и Сурнин, чтобы перенять навыки и секреты заморских мастеров. И если Леонтьев пренебрег оказанным ему доверием, пустившись во все тяжкие, то Сурнин более ответственно подошел к поставленной задаче. В течение семи лет он обучался премудростям английских оружейников, после чего вернулся на родину. Благодаря приобретенным знаниям Сурнин смог внести весомый вклад в развитие оружейного производства в России. Считается, что именно Сурнин и стал прототипом тульского умельца по прозвищу Левша.

Жанр, направление

Жанровая принадлежность «Левши» всегда вызывала споры среди литературоведов. Так, одни считали, что произведение обладает типичными чертами повести, а другие были уверены, что это сказ в чистом его виде. Сам же Николай Лесков настаивал на том, чтобы его детище определялось как сказ. Кроме того, данное произведение зачастую относят к так называемой «цеховой» ли «оружейной» легенде, сложившейся в узких кругах людей этой профессии.

Лесков не скрывал, что к написанию «Левши» его подтолкнула история-басня, услышанная им от некоего оружейника из Сестрорецка. Писатель был настолько впечатлен услышанным, что вскоре принялся за написание повести. В ней он высказал свою искреннюю любовь к простому трудовому народу, восхищение его талантами, необычайной смекалкой, скромностью и любовью к отчизне. Лесков щедро сдобрил произведение фольклором, крылатыми фразами, элементами волшебства, благодаря чему оно вошло в золотой фонд русской литературы.

Суть

В своей книге Николай Семенович поднял много важных тем, среди которых особенно выделяется одна – способность России оценить свои таланты по достоинству. Автор с сожалением констатирует тот факт, что ни власть, ни простой люд не способны видеть всю удивительную мощь и уникальность самородков – истинных мастеров своего дела.

Император Александр I, большой любитель и поклонник всего западного, решил посетить Англию. В европейской державе он с удовольствием знакомился с техническими новинками, восхищаясь талантом заграничных мастеров. Там же он приобрел уникальную вещицу – крошечную стальную блоху, способную танцевать. По возвращении на родину государь позабыл об этой игрушке, но спустя время она попалась на глаза императору Николаю I. Подивившись необычайно искусной работе, он отправил генерала Платова в Тулу на поиски талантов. Император мечтал утереть нос англичанам, и доказать, что русские мастера способны превзойти их в столь тонком деле.

11 стр., 5233 слов

Все знают печальную историю левши захаров. Судьба мастера в России ...

... людям. Сочинение-рассуждение по произведению Левша Здесь ... Император просто был восхищен данной работой Левши и отправил его в Англию. В Англии талантливого мастера и его работу оценили по ... все вопросы Какого цвета круги? Ученные хотят знать, ... по доминирующей деятельности: информационный По предметно-содержательной области межпредметный проект (история, литература, изобразительное искусство) По ...

Платову удалось отыскать трех искусных оружейников, которым он передал приказ императора – придумать и сделать нечто необыкновенное, чтобы по сравнению с ним стальная блоха казалась бы грубой поделкой. Поблагодарив за высочайшее доверие, оружейники приступили к работе.

Спустя несколько недель Платов появился у оружейников и, узнав, что работа готова, взял с собой Левшу и отправился в императорский дворец. Левша продемонстрировал изумленному Николаю I свою работу – на каждой лапке английской блохи красовались крошечные подковки, которые можно было разглядеть только под микроскопом.

Император был несказанно рад такой победе, и сразу же отправил подкованную блоху в Англию, а вместе с ней и Левшу. Англичане были также поражены мастерством тульских оружейников. Они предложили Левше навсегда остаться в Англии, чтобы совершенствовать свой редчайший талант, однако мастер отказался от заманчивого предложения и вернулся на родину.

Во время морского путешествия Левша познакомился с полшкипером, с которым изрядно напился. В Петербурге иностранного моряка отправили в госпиталь, а бедолагу Левшу – в «холодный квартал», где его обобрали до нитки. Затем умирающего мастера перевезли в больницу для бедных. Перед смертью он пытался передать государю важную информацию через доктора Мартын-Сольского, однако граф Чернышев не собирался связываться с оружейником, который в скорости умер в полной безвестности.

Анализ повести и ее смысл

Портрет главного героя повести — образ простого русского человека, любящего свое дело всей душой. Он обладает богатым внутренним миром, желанием сделать свою родину лучше. Повесть изучается в 6 классе, это дает возможность ученикам понять, какие острые проблемы, затронутые в книге, актуальны по сей день.

Краткое содержание

Произведение начинается с путешествия государя по Европе. Англичане старались поразить своего гостя некой диковинкой. Они показали императору маленькую танцующую блошку, которую можно было разглядеть только через микроскоп. Российский государь пришел в восторг от этого изделия и купил блоху. При этом первой его мыслью было то, что иностранцы гораздо умелее отечественных мастеров.

После кончины императора блоха попала в руки к другому государю — Николаю. Только вот никто ничего не знал об этой диковинке. Но нашелся человек, который смог рассказать хоть что-то. Николай издал указ, в котором приказал найти российских умельцев, способных сделать что-нибудь этакое с зарубежным изделием, чтобы доказать иностранцам, что российские мастера ничем не хуже.

11 стр., 5037 слов

Судьба мастера в России (Левша) –

... по заслугам. Левша же — настоящий патриот, который не хочет оставлять свою Родину. Проблема оказывается ... мастер своего дела, истинный профессионал оканчивает свою жизнь непонятно где. В этом произведении Левша ... сюжета этот прискорбный для престижа русского изобретательства момент получает свое определенное ... превосходство не абсолютно. Подкованная на глазок блоха не может более «дансе танцевать». ...

За дело взялся талантливый мастер Левша. Он подковал блоху. Сначала государь не понял, в чем дело, что именно изменилось.

Изделие перестало танцевать. Благодаря микроскопу Николай увидел крошечные подковки на лапках блохи. Левшу наградили и отправили в Англию, чтобы показать усовершенствованное изделие.

За границей мастер был встречен с почестями и любезностями. Ему предложили остаться в стране на хороших условиях. Только это не подкупило Левшу, так как он был настоящим патриотом. Герой не представлял жизни вдали от своей родины.

Заграницей мастер узнал о том, что в русской армии неправильно чистят ружья. Левша переживал, что кто-то из-за этого может пострадать. Он поторопился вернуться домой, чтобы поскорее сообщить новость императору. Но, увы, герой так и не встретился с ним. В родном государстве его встретили иначе, чем в чужой стране. Дома Левшу избили, что привело к его смерти.

История создания и суть текста

Повесть написана в 1881 году. Как-то Лесков оказался в окрестностях Петербурга, где был в гостях у работника оружейного завода. Это путешествие сподвигло автора написать повесть. Идея создания сюжета произведения возникла у писателя, когда кто-то рассказал о косом левше, подковавшем английскую блоху.

Лесков создал образ главного героя, который олицетворяет весь русский простой народ. В произведении переплетаются вымысел и реальность воедино. Сюжет повести — правдивая история.

Анализ произведения «Левша» позволяет выявить, какие острые социальные вопросы затрагивает автор. Среди них:

  1. Бесправное положение простых людей . Пример Левши показывает, в каких условиях ему приходится жить, отношение к нему со стороны государства.
  2. Образование .Талантливые мастера не могут его получить, соответственно, не могут развиваться, расти. Их дар уникален, но для его усовершенствования нужны знания, которые невозможно получить. Есть желание, но нет возможностей.
  3. Дарование простых людей не оценивается по достоинству , несмотря на то, что отечественные мастера смогут легко затмить зарубежных.
  4. Власть преклоняется перед Англичанами , а русского человека не ценит.
  5. Патриотизм . Левша доказал, что не променяет родину ни на какие богатства.

Главные герои и их характеристика

  1. Император Александр I – живой, любознательный, весьма впечатлительный мужчина, который преклонялся перед всем иностранным. Он полагал, что только заграницей способны создавать по-настоящему великие творения. Мягкий и неконфликтный по своей природе, он аккуратно выстраивал отношения с англичанами.
  2. Император Николай I – прямолинейный, грубоватый, честолюбивый, истинный «солдафон», который из принципа не собирался ни в чем уступать иностранцам. Простой народ, его проблемы и нужды были ему совершенно неинтересны.
  3. Платов Матвей Иванович – донской казак, граф, ставший воплощением истинной отваги и безмерной любви к родине. Этот человек обладал удивительной силой воли, мужеством, размашистой удалью. Обладая горячим нравом, мог в сердцах обидеть человека, но после непременно раскаивался в своей горячности и просил прощение. Платов всем сердцем любил русский народ, и не сомневался в его превосходстве над чужеземцами.
  4. Тульские мастера – оружейники высочайшего класса, которые, помимо технических навыков, обладали смелым воображением и неограниченной фантазией. Это были православные, истинно верующие люди, которые перед началом любой работы обращались за помощью к Господу. Они любили и всем сердцем почитали государя, в котором видели отца всего русского народа. Стали олицетворением всех лучших качеств русского народа.
  5. Левша – талантливый мастер, искусный оружейник, который любил свою работу. Это был простой, неказистого вида мужичок с родимым пятном на щеке. В нем сочеталась доброта, искренность, простодушие, вера и любовь к своей отчизне. Он мог устроить себе безбедную жизнь в Англии, однако тоска по родине была столь сильной, что он без сожаления отказался от всех заграничных благ.
  6. Полшкипер – приятель Левши, который знал русский язык. Стал собутыльником мастера во время морского путешествия в Россию. Принимал активное участие в печальной судьбе Левши, попавшего в ужасные условия Обуховской больницы.
  7. Доктор Мартын-Сольский – добрый и отзывчивый человек, опытный врач, который всеми силами пытался вылечить Левшу. Именно он стал доверенным лицом оружейника, которому тот доверил секрет государственной важности.
  8. Граф Чернышев – военный министр, откровенно глупый, самодовольный и недалекий. Он был настоящим профаном в военном деле, вследствие чего русская армия оказалась под ударом противника в Крымской войне.