«Весь мир — театр, и люди в нём актёры» — эта шекспировская формула представляется мне универсальной. Отнюдь не случайно обширную серию своих блистательных романов из жизни французского общества Оноре де Бальзак обозначил красноречивым названием — «Человеческая комедия». Образы, выведенные писателем в этих произведениях, несут на себе печать авторского таланта. Вместе с тем они традиционны для мировой литературы в целом. Так, главный герой романа «Отец Горио» напоминает шекспировского короля Лира.
Разумеется, бальзаковский герой намного проще — это типичный французский буржуа, бывший вермишельщик, поселившийся на закате дней в не слишком фешенебельном пансионе мадам Воке. Смысл жизни он видит в том, чтобы обеспечить счастье двух своих замужних дочерей — графини и баронессы, вращающихся в парижском свете, а их любовь и признательность почитает за величайшее благо в жизни. Однако, в отличие от короля Лира, папаша Горио не требует от Анастази и Дельфины велеречивых признаний в любви — он ждёт, когда они сами заметят его отцовский подвиг и воздадут ему должное, хотя и дочери, и зятья в первую очередь видят в нём лишь неиссякаемый денежный источник.
Стремясь удовлетворить прихоти дочерей, а заодно и их любовников, папаша Горио постепенно становится нищим и выглядит посмешищем в глазах пансионеров. Он продаёт своё право на пожизненную ренту, закладывает последнее столовое серебро. Но когда старик заболевает от нищеты и горя, ни Анастази, ни Дельфина не спешат к отцу: обе озабочены своей репутацией в свете, успехом на балах. Столь бездушное отношение потрясает даже Эжена Растиньяка, любовника Дельфины, честолюбивого молодого человека, приехавшего из провинции завоёвывать Париж и избравшего для этой цели верный способ — воздействовать на женские сердца: «За бриллиантами сестёр он видел дрянную койку, на которой умирал папаша Горио».
Трогательное и одновременно горькое впечатление оставляют монологи папаши Горио на смертном одре. Кажется, они могли бы растопить и ледяное сердце! Находясь в беспомощном состоянии, старик не однажды повторяет в полубреду, что готов ехать в Одессу, «делать чистый крахмал», чтобы дочери его ни в чём не нуждались. Однако единственными слушателями его страстных отцовских признаний остаются Растиньяк и Бьяншон — чужие, по сути, люди, принимающие участие в судьбе папаши Горио лишь из сострадания. Вместе с тем, в редкие минуты просветления, герой Бальзака начинает винить в случившемся самого себя: «Я жалкий человек и наказан поделом. Один я был причиной распущенности дочерей: я их избаловал. Теперь они требуют наслаждений, как раньше требовали конфет…».
« Отец и дочь. Кто виноват и что делать?» (по повести А. С. Пушкина ...
... жизни. Нравственные проблемы в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» Решаемые учебные проблемы: цели для учителя: Актуализировать понимание и оценки ранее изученных произведений А. С. Пушкина, сопоставить с ними повесть «Станционный смотритель», ... человека, к унижению и издевательствам он привык. Главный герой – станционный смотритель, Самсон Вырин маленький, бессильный человек, никто его не ...
Однако было бы, на мой взгляд, ошибкой объяснять чёрствость обеих сестёр промахами в их воспитании. Такое объяснение представляется слишком примитивным. В судьбе папаши Горио отчётливо видится и вина общества, в котором «за деньги купишь всё, даже дочерей». Высокого эмоционального накала исполнены последние страницы романа. В финале книги выражено не только переживаемое главным героем отчаяние, но и стоящее за этими строками авторское сочувствие. В своём предсмертном монологе отец Горио, потеряв надежду дождаться дочерей, выражает свой слабый, но искренний, идущий из глубины души протест против бесчеловечности общества: «Я протестую! Если отцов будут топтать ногами, отечество погибнет. Это ясно. Общество, весь мир держится отцовством, всё рухнет, если дети перестанут любить своих отцов…».
Мне кажется, что этот протест бальзаковского героя можно сравнить с бунтом «маленького человека» в русской литературе. Представляется символичным русский перевод названия книги: мы читаем роман «Отец Горио», а не «Папаша Горио», хотя в повествовании герой часто именуется папашей, что отвечает его характеру и сюжетной роли. Однако «отец» — понятие всеобъемлющее и основополагающее. Бальзак говорит об этом устами своего героя.
Мир действительно держится на отцовстве. И судьба папаши Горио символизирует тревогу автора по поводу нравственной деградации общества, которое в погоне за богатством и сиюминутными удовольствиями подрывает сами основы своего существования, основы жизни.
Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004