Конфликт комедии «Горе от ума» — сочинения для 9 класса
- Новаторство комедии «Горе от ума»
- Роль любовного конфликта в комедии «Горе от ума»
- Общественный конфликт в пьесе и его взаимодействие с любовной линией
- Выводы
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» является новаторской. Связано это с художественным методом комедии.
Традиционно «Горе от ума» считают первой русской реалистической пьесой. Главное отступление от классицистических традиций заключается в отказе автора от единства действия: конфликт в комедии «Горе от ума» не один. В пьесе сосуществуют и вытекают один из другого два конфликта: любовный и социальный.
Целесообразно обратиться к жанру пьесы для выявления основного конфликта в комедии «Горе от ума».
Роль любовного конфликта в комедии «Горе от ума»
Как и в традиционной классицистической пьесе, в основе комедии «Горе от ума» лежит любовная интрига. Однако жанр этого драматического произведения – общественная комедия. Поэтому социальный конфликт главенствует над любовным.
Все же открывает пьесу любовный конфликт. Уже в экспозиции комедии прорисовывается любовный треугольник. Ночное свидание Софьи с Молчалиным в первом же явлении первого действия показывает чувственные предпочтения девушки.
Также в первом явлении служанка Лиза вспоминает Чацкого, которого когда-то связывала с Софьей юношеская любовь.
Таким образом, перед читателем разворачивается классический любовный треугольник: Софья – Молчалин – Чацкий. Но, как только Чацкий появляется в доме Фамусова, параллельно с любовной начинает развиваться социальная линия. Сюжетные линии тесно взаимодействуют друг с другом, и в этом заключается своеобразие конфликта пьесы «Горе от ума».
Для усиления комического эффекта пьесы автор вводит в нее еще два любовных треугольника (Софья – Молчалин – служанка Лиза; Лиза – Молчалин – буфетчик Петруша).
Влюбленная в Молчалина Софья и не подозревает о том, что служанка Лиза ему куда милее, о чем он недвусмысленно Лизе намекает. Служанка же влюблена в буфетчика Петрушу, но боится признаться ему в своих чувствах.<\p>
Рецензия на пьесу «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)
... часто даже не знают, что любимая присказка – строка из комедии Грибоедова. Редкая рецензия на книгу «Горе от ума» обходится без замечаний об уме Чацкого и его стремлении к переменам. Намного меньше обращают ... но ведь «ей сна нет от французских книг», девица образованная). Но нет. Нет понимания, нет взаимности ни в чём. Лиза, служанка, которая в лучших литературных традициях часто ...
Общественный конфликт в пьесе и его взаимодействие с любовной линией
В основу социального конфликта комедии легло противоборство «века нынешнего» и «века минувшего» – прогрессивного и консервативного дворянства. Единственным представителем «века нынешнего», за исключением внесценических персонажей, в комедии является Чацкий.
В своих монологах он страстно придерживается идеи служения «делу, а не лицам». Ему чужды нравственные идеалы фамусовского общества, а именно стремление приспособиться к обстоятельствам, «подслужиться», если это поможет получить очередной чин или другие материальные выгоды.
Он ценит идеи Просвещения, в разговорах с Фамусовым и другими персонажами защищает науку и искусство. Это человек, свободный от предрассудков.
Основной представитель «века минувшего» – Фамусов. В нем сосредоточились все пороки аристократического общества того времени. Пуще всего озабочен он мнением света о себе. После отъезда Чацкого с бала его волнует только «что станет говорить княгиня Марья Алексевна».
Он восхищен полковником Скалозубом, глупым и неглубоким человеком, который мечтает лишь «добыть» себе генеральский чин. Это его Фамусов желал бы видеть своим зятем, ведь Скалозуб обладает главным достоинством, признанным светом, – деньгами.
С упоением Фамусов рассказывает о своем дяде Максиме Петровиче, который при неловком падении на приеме у императрицы был «высочайшею пожалован улыбкой». Восхищения, по мнению Фамусова, достойно умение дяди «подслужиться»: чтобы повеселить присутствующих и монарха, он упал еще два раза, но уже намеренно.
Фамусов искренне побаивается прогрессивных взглядов Чацкого, ведь они угрожают привычному укладу жизни консервативного дворянства.<\p>
- Следует обратить внимание на то, что столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» это вовсе не конфликт отцов и детей «Горя от ума».
Софью, дочь Фамусова, нельзя отнести ни к «веку нынешнему», ни к «веку минувшему». Ее противостояние отцу связано только с ее влюбленностью в Молчалина, но не с ее взглядами на устройство общества. Фамусов, откровенно заигрывающий со служанкой, является заботливым отцом, но не является хорошим примером для Софьи.
Молодая девушка довольно прогрессивна в своих взглядах, умна, не обеспокоена мнением общества. Все это и является причиной разногласий отца и дочери. «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!» – сокрушается Фамусов. Однако она и не на стороне Чацкого. Ее руками, а точнее словом, сказанным из мести, Чацкий изгнан из ненавистного ему общества.
Просто Софья обеспокоена тем, что бывший возлюбленный может разрушить ее личное счастье.
Выводы
Таким образом, главная особенность конфликта пьесы «Горе от ума» – наличие двух конфликтов и их тесная взаимосвязь. Любовная интрига открывает пьесу и служит поводом для возникновения столкновения Чацкого с «веком минувшим».
Любовная линия помогает также фамусовскому обществу объявить своего врага безумным и обезоружить его.
Однако социальный конфликт является основным, ведь «Горе от ума» – общественная комедия, цель которой – обличить нравы дворянского общества начала 19 века.
Основной конфликт комедии «Горе от ума» Грибоедова | источник
Талантливый, незаурядный человек зачастую вступает в конфликт с обществом
... за свои особенность. Общество в прямом смысле этого слова убивает его. Аргумент 2 Талантливые люди вынуждены сопро ... не нужно. Заключение Итак, общество рушит судьбы талантливых людей, так как не может понять, оценить, принять или признать ... ства подвигает талантливых людей на необычные поступки. Поэтому такие конфликты неизбежны. Разбор сочинения , Материал подготовлен
А.С. Грибоедов Горе от ума
Конфликт комедии «Горе от ума» сочинение
Конфликт по-латыни буквально означает столкновение, коллизию, борьбу. Разными писателями, представителями разных направлений конфликт произведения понимался по-разному, например, у классицистов — конфликт чувства и долга, у романтиков — конфликт личности и общества.
О конфликте «Горя от ума» до сих пор идут споры между разными исследователями, даже современники Грибоедова понимали его по-разному.
Если принять во внимание время написания «Горя от ума», то можно предположить, что Грибоедов, еще во многом продолжатель традиций классицизма, использует и традиционный конфликт этого направления, то есть столкновения разума, общественного долга и чувства, более низкого уровня человеческой психики (с точки зрения классицистов, конечно).
Но, безусловно, конфликт комедии Грибоедова гораздо глубже и имеет многослойное, так сказать, «луковичное» строение. Чтобы понять его глубину и философский смысл, надо поочередно рассмотреть все уровни этого многослойного конфликта.
Он пытается привести в гармонию чувство и разум. Он сам говорит, что «ум с сердцем не в ладу», но не понимает всей серьезности этой угрозы.
Чацкий — это герой, поступки которого построены на одном импульсе, все, что он делает, он делает на одном дыхании, практически не допуская пауз между объяснениями в любви и обличающими барскую Москву монологами.
Чацкий вовсе не просветитель в стиле Вольтера и Руссо, свои «новые» демократические идеи он произносит с таким жаром и пылом, который не мог бы себе позволить ни один резонер. С точки зрения классициста, например Катенина, такое поведение недопустимо. Чацкий для него превращается в карикатуру, а вся комедия — в фарс.
Получается, что горячность Чацкого вступает в конфликт с опытом Фамусова, который от всех требует, чтобы все было сделано «с чувством, с толком, с расстановкой» . Но если бы так случилось, комедия превратилась бы в фарс, и конфликт — в противостояние глупой горячности и житейской мудрости, т. е. в чисто психологический.
Грибоедов писал (в письме к тому же Катенину): «Карикатур ненавижу, в моей картине ни одной не найдешь». Его Чацкий — не карикатура, Грибоедов изображает его настолько живым, полным противоречий, что он начинает казаться чуть ли не реально существовавшим человеком.
Конфликт же, который возникает между ним и Фамусовым, носит социально-политический характер. Близилось декабристское восстание.
Современники Грибоедова и его друзья-декабристы восприняли комедию как призыв к действию, как одобрение и провозглашение их идей, а ее конфликт — как борьбу прогрессивной молодежи в лице Чацкого, представителя «века нынешнего», и старых консервативных идей «века минувшего». В Чацком декабристы видели отчасти и самих себя, и они, пожалуй, были правы.
Аналогию Чацкого с декабристами проводили не только современники Грибоедова, но и многие нынешние исследователи, например академик Нечкина в книге «Грибоедов и декабристы». Но, увлекшись горячими монологами Чацкого, приверженцы этой точки зрения не придали должного внимания именно концовке пьесы.
Конфликт Чацкого и фамусовского общества
... наоборот, против всяческих изменений. Лицемерие и угодничество считается для них нормой. Завязкой конфликта можно считать появление Чацкого у Фамусова, когда герои начинают вступать ... говорить о внешнем противостоянии, так как столкновение происходит на уровне идей, интересов, взглядов на жизнь двух или нескольких героев. В пьесе столкновение происходит между представителями «века нынешнего» и «века ...
Она вовсе не призывает к действию, Чацкий покидает Москву разочарованным, и картина финала не несет в себе оптимизма. Не заметили они и того, что, по сути, острой борьбы между прогрессивным Чацким и фамусовским обществом нет. На это указывают ремарки — такие, как последняя ремарка III действия: «Оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам». Прямые реплики героев указывают на полное отсутствие споров, с Чацким никто конфликтовать не собирается, его лишь просят помолчать.
Фамусов:
Не слушаю, под суд!
Просил я помолчать, невелика услуга.
Чацкий со своими передовыми идеями начинает выглядеть просто глупо, «он обличает гостей на вечере у Фамусова, не беря во внимание, что люди здесь собрались просто потанцевать, развлечься», — говорит Я. С. Билинкис в статье «Горе от ума».
В историко-литературной перспективе конфликт не является конфликтом, спор не может быть спором, если представлена лишь одна сторона, говорит лишь один человек. «Драма Чацкого — это буря в стакане воды», — говорит о конфликте Чацкого с окружающими В.
Белинский.
Много говорилось в литературоведении и о конфликте «века нынешнего» и «века минувшего». «Век минувший» обвиняли в том, что он душит все новое, прогрессивное, не дает ему развиваться.
В представлении декабристов, «век нынешний» нес в себе лучшее, ибо, как считали они, новое — это непременно лучшее, более прогрессивное, чем то, что было.
«Века шагают к славной цели!» — писал в это время Кюхельбекер, то есть, говоря словами популярной песенки, «завтра будет лучше, чем вчера». Так ли это, по Грибоедову?
«Век нынешний» представляла молодежь, позже она будет названа «прогрессивной молодежью 20-х годов», к ней, несомненно, принадлежали Чацкий и некоторые внесценические персонажи, например брат Скалозуба или племянник Тугоуховской — князь Федор, который затем появляется в эпилоге «Войны и мира» и ведет все те же просветительские разговоры с Пьером. Но молодежь — это и Молчалин, и Софья, и Скалозуб. Именно Софья первая говорит о сумасшествии Чацкого, а Молчалин не только чужд идеям Чацкого, он еще и боится их. Его девиз — жить по правилу: «Мне завещал отец…» Скалозуб же вообще человек устоявшегося порядка, он озабочен лишь своей карьерой.
Где же конфликт веков? Пока мы наблюдаем лишь то, что оба века не только мирно сосуществуют, но еще.и «век нынешний» является полным отражением «века минувшего». Вот что говорит об этом Достоевский: «Доволен Чацкий малым.
Он при этом еще находится в замешательстве и выглядит совершенно беспомощным перед живой жизнью.
Итак, мы видим, что в основе грибоедовской комедии лежит не социально-политический конфликт, не конфликт веков. Кюхельбекер ошибался, говоря, что «дан Чацкий, даны другие действующие лица. Не показано, какова непременно должна быть встреча этих антиподов».
Это не конфликт антагонистов.
Фраза Чацкого «ум с сердцем не в ладу», сказанная им в момент, к сожалению, лишь минутного прозрения, является намеком не на классицистический конфликт чувств и долга, а на другой, более глубинный, философский — конфликт живой жизни и ограниченных представлений о ней нашего ума.
Основной конфликт в комедии недоросль
... на имение накладывают опеку. Разрешен главный конфликт — кончилась комедия. Главный конфликт комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Сатиры смелый властелин… А. С. Пушкин Пушкин называл «Недоросль» «комедией народной», Белинский — «гениальным созданием», Гоголь ... нелепа для нее и ее друзей мысль об этом сватовстве. Она сама говорит Милону о Митрофане-женихе: «Если бы ты его увидел, ревность твоя довела ...
Грибоедов включает в пьесу любовный конфликт, безусловно, не как основной. Тем не менее он играет весьма важную роль. Он служит и для развития драмы (по-гречески буквально — действия), но его исход совсем не такой, как у классицистов.
Первый любовник, такой умный, смелый, терпит поражение, финал комедии — не свадьба, а горькое разочарование. Из любовного треугольника (Чацкий, Софья, Молчалин) выходит победителем не ум, и даже не ограниченность и посредственность, а разочарование.
Пьеса приобретает неожиданный конец, ум оказывается несостоятельным в любви, то есть в том, что присуще живой жизни.
Итак, если получается, что Чацкий «вовсе не умный человек», как говорит о нем Пушкин, то такие ли уж глупцы остальные? Вовсе нет. Просто они переживают тот же конфликт, что и Чацкий, и каждый в результате этого получает «мильон терзаний». Все они умны, но их ум вступает в конфликт с живой жизнью.
Софья, например, начитавшись французских романов, имеет такое же призрачное представление о жизни, как и Чацкий. В жизни все не так, как во французских романах, в конфликт с жизнью вступает рассудочность героев. В конце пьесы все находятся в полном замешательстве.
Не только Чацкий, который говорит:
Не образумлюсь… виноват,
И слушаю, не понимаю…, —
но и непоколебимый в своей уверенности Фамусов, у которого вдруг все, что раньше шло гладко, переворачивается с ног на голову:
Моя судьба еще ли не плачевна?
Ах! боже мой! Что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна! —
Позже у Гоголя в конце «Ревизора» все тоже как бы застывают в том же немом вопросе, ответ на который заключается в «несостоятельности всякого рода исторического субъективизма, в примате действительности над «мечтами» и романтическими «фантазиями», как пишет современный исследователь А. Лебедев.
Сочинение на тему Особенности конфликта в комедии
Век нынешний и век минувший. А. С. Грибоедов. Горе от ума Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» является отражением острой политической борьбы, происходившей в начале XIX века между реакционерами-крепостниками и прогрессивным дворянством. Первые стремились во всем сохранить самодержавно-крепостни ческий строй и барский быт, видя в этом основу своего благополу чия.
Вторые боролись с «веком минувшим» и противопоставляли ему «век нынешний». Столкновение «века минувшего» и «века нынешнего», гневный протест представителя молодого, прогрессивного поколения в лице Чацкого против всего отживающего составляет главную тему «Горя от ума».
В первых сценах комедии Чацкий — мечтатель, которому дорога его мечта — мысль о возможности изменить эгоистическое, пороч- ное общество. И он приходит к нему, к этому обществу, с горячим словом убеждения. Он охотно вступает в спор с Фамусовым, Скалозубом, раскрывает перед Софьей мир своих чувств и переживаний. Портреты, которые он рисует в первых монологах, даже забавны.
Каковы причины столкновения фамусова и чацкого
... противостояние двух миров в своём сочинении на тему «Чацкий и фамусовское общество» Тест по произведению Конфликт Чацкого и фамусовского общества - главного конфликта эпохи. Столкновение «века нынешнего» с «веком ... комедии это неприемлемо. Чацкий считает это унижением. Он стремится служить «делу, а не лицам». А вот Фамусов искренне восхищается умением «подслужиться». Здесь читатель со слов Фамусова ...
Характеристики метки, точны.
Тут и «старинный, верный член «Английского клуба» Фамусов, и дядюшка Софьи, который уж «отпрыгал свой век», и «тот черномазенький», который всюду «тут как тут, в столовых и в гостиных», и толстый помещик-театрал с его тощими крепостными артистами, и «чахоточный» родственник Софьи — «книгам враг», требующий с криком «присяг, чтоб грамоте никто не знал и не учился», и учитель Чацкого и Софьи, «все признаки ученья» которого составляют колпак, халат и указательный перст, и «Гильоне, француз, подбитый ветерком». И только потом, оболганный, оскорбленный этим обществом, он убеждается в безнадежности своей проповеди, освобождается от своих иллюзий: «Мечтанья с глаз долой, и спала пелена». Столкновение Чацкого и Фамусова строится на противопоставлении их отношения к службе, к вольности, к властям, к «веку минувшему» и «веку нынешнему», к иностранцам, к просвещению и т. д. С достоинством барина, тоном превосходства сообщает Фамусов о своей службе: А у меня что дело, что не дело, Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой. На службе он окружает себя родственниками: свой человек не подведет да и «как не порадеть родному человечку». Служба для него — источник чинов, наград и доходов. Верный же путь к достижению этих благ — низкопо клонство перед вышестоящими. Недаром идеалом Фамусова является Максим Петрович, который выслуживаясь, «сгибался в перегиб», «отважно жертвовал затылком ». Зато был «обласкан при дворе», «пред всеми знал почет». И Фамусов убеждает Чацкого учиться на примере Максима Петрови ча житейской мудрости. Откровения Фамусова возмущают Чацкого, и он произносит монолог, насыщенный ненавистью к «раболепству », шутовству. Слушая крамольные речи Чацкого, Фамусов все более распаляется. Он уже готов принять строжайшие меры против таких инакомыслящих, как Чацкий, считает, что им нужно запретить въезд в столицу, что их нужно отдать под суд. Рядом с Фамусовым полковник, такой же враг просвещенья и наук. Он спешит обрадовать гостей тем, Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий; Там будут лишь учить по-нашему: раз, два; А книги сохранят так: для больших оказий. Для всех присутствующих «ученье — вот чума», мечта их — «забрать все книги бы да сжечь». Идеал фамусовского общества — «И награжденья брать, и весело пожить». Каждый знает, как лучше и быстрее добиться чинов. Скалозубу извест ны многие каналы. Молчалин получил от отца целую науку «угождать всем людям без изъятья». Фамусовское общество крепко охраняет свои дворянские интересы. Человека здесь ценят по происхождению, по богатству: У нас уж исстари ведется, Что по отцу и сыну честь. Гостей Фамусова объединяет защита самодержавно-крепостни- ческого строя, ненависть ко всему прогрессивному. Пламенный мечтатель, с разумной мыслью и благородными порывами, Чацкий противопоставлен сплоченному и многоликому миру фамусовых, скалозубов с их мелкими целями и низменными стремлениями. Он чужой в этом мире. «Ум» Чацкого ставит его в глазах фамусовых вне их круга, вне привычных для них норм общественного поведения. Лучшие человеческие свойства и склонности героев делают его в представлении окружающих «странным человеком », «карбонарием», «чудаком», «безумным». Столкновение Чацкого с фамусовским обществом неизбежно. В речах Чацкого со всей отчетливостью выступает противоположность его воззрений взглядам фамусовской Москвы. С негодованием говорит он о крепостниках, о крепостном праве. В центральном монологе «А судьи кто?» он гневно выступает против милых сердцу Фамусова порядков екатерининского века, «века покорности и страха». Для него идеал — независимая, свободная личность. С негодованием говорит он о бесчеловечных помещиках-крепостниках, «негодяях знатных», один из которых своих верных слуг «вдруг выменял на три борзых собаки!»; другой согнал на «крепостной балет от матерей, отцов отторженных детей», а потом они были распроданы поодиночке. И таких не единицы! Чацкий тоже служил, он «славно» пишет и переводит, успел побывать на военной службе, видел свет, имеет связи с министрами. Но он разрывает все связи, уходит со службы потому, что хочет служить родине, а не начальству. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — говорит он. Не его вина, что он, будучи человеком активным, в условиях сложившегося политического и общественного быта обречен на бездействие и предпочитает «рыскать по свету». Пребывание за границей расширило кругозор Чацкого, но не сделало его поклонником всего иностранного, в отличие от единомышленников Фамусова. Чацкого возмущает отсутствие патриотизма среди этих людей. Его достоинство русского человека оскорблено тем, что среди дворянства «господствует еще смешенье языков: французского с нижегородским». До боли любя свою родину, он желал бы оградить общество от тоски по стороне чужой, от «пустого, рабского, слепого подражанья» Западу. По его мысли, дворянство должно стоять ближе к народу и говорить по-русски, «чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев». А как уродливо светское воспитание и образование! Для чего «хлопочут набирать учителей полки, числом поболее, ценою по дешевле»? Умный, образованный Чацкий стоит за подлинное просвещение, хотя прекрасно сознает, как это трудно в условиях самодержавно- крепостнического строя. Ведь тот, кто, «не требуя ни мест, ни повышенья в чин…», «в науки вперит ум, алчущий познаний… », «прослывет у них мечтателем опасным!». И такие люди в России есть. Блестящая речь Чацкого — свидетельство его незаурядного ума. Даже Фамусов отмечает это: «он малый с головой», «говорит, как пишет». Что же удерживает Чацкого в чуждом по духу обществе? Только любовь к Софье. Это чувство оправдывает и делает понятным его пребывание в доме Фамусова. Ум и благородство Чацкого, чувство гражданского долга, негодование человеческого достоинства вступают в острый конфликт с его «сердцем», с его любовью к Софье. Общественно-политическая и личная драма развертывается в комедии параллельно. Они нераздельно слиты. Софья целиком принадлежит фамусовскому миру. Она не может полюбить Чацкого, который всем складом ума и души противостоит этому миру. Любовный конфликт Чацкого с Софьей разрастается до масштабов поднятого им бунта. Как только выяснилось, что Софья изменила былым чувствам и все прошедшее обратила в смех, он покидает ее дом, это общество. Чацкий в последнем монологе не только обвиняет Фамусова, но и сам духовно освобождается, мужественно побеждая свою страстную и нежную влюбленность и разрывая последние нити, связывавшие его с фамусовским миром. У Чацкого еще мало идейных последователей. Его протест, конечно, не находит отклика в среде …старух зловещих, стариков, Дряхлеющих над выдумками, вздором. Таким людям, как Чацкий, пребывание в фамусовском обществе доставляет только «мильон терзаний», «горе от ума». Но новое, прогрессивное неодолимо. Несмотря на сильное сопротивление умирающего старого, остановить движение вперед невозможно. Взгляды Чацкого наносят страшный удар своими обличениями фамусовым и молчалиным. Спокойное и беспечное существование фамусовского общества кончилось. Его философию жизни осудили, против нее восстали. Если Чацкие пока слабы в своей борьбе, то и фамусовы бессильны остановить развитие просвещения, передовых идей. Борьба против фамусовых не завершилась в комедии. Она и в русской жизни только начиналась. Декабристы и вырази48 тель их идей Чацкий были представителями первого раннего этапа русского освободительного движения.<\p>
Современное звучание комедии горе от ума. Чем современна комедия ...
... Злободневность звучания комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» в наше время §1. "Горе от ума" в литературе XIX века……………………….16-19 §2. Современность комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума» …19-21 Заключение………………...………...……..…….……. ………………..22-23, Список используемой литературы……………………………………...24 Приложение ВВЕДЕНИЕ Комедия Грибоедова «Горе от ума» ...
Чацкий и Фамусов (сравнительная характеристика)
... для современности и считался нормой пару десятков лет назад, когда воспитание было иным, а смысл жизни крылся в других ценностях. Характеристика, которую Грибоедов давал родственнику, напоминала восприятие глазами Чацкого. ... Фамусова. У Фамусова много недостатков и недочётов, он достаточно хорошо соображал. Если оценивать ситуацию со всех возможных сторон, то оба героя, Фамусов и Чацкий, ... комедии ...
Сочинение на тему Особенности конфликта в комедии “Горе от ума”, Грибоедов А.С.
Стр. 1
Сочинение на тему Особенности конфликта в комедии “Горе от ума”, Грибоедов А.С.
Стр. 2
Сочинение на тему Особенности конфликта в комедии “Горе от ума”, Грибоедов А.С.
Стр. 3
Конфликт в комедии Горе от ума
Столкновение Чацкого с обществом определяет изначально любовный конфликт между Чацким и Софьей, который притягивает блуждающий и снисходительный взгляд Чацкого к окружающему. Пытаясь решить любовную проблему, он обращает пристальное внимание, даже просто вспоминает о существовании ряда лиц, которых прежде в своих мыслях он вообще игнорировал.
Чацкий неприятно удивлён и заинтригован, “фамусовское общество” уже зацепило его своими крючочками, обратило на себя его внимание, и он, пытаясь разобраться в окружающих людях, как человек высокой мыслительной аналитической культуры, даёт им точные, лаконичные характеристики. Как характеры типические, такие люди даже в мелких и частных своих проявлениях буду отражать какие-то исторические закономерности.
Исторический конфликт эпохи между бескорыстной нарождающейся интеллигенцией и нарождающейся же предельно эгоцентричной серости (Чацкий, Молчалин и Репетилов) отражён в их диалогах. Чацкий не воспринимает их всерьёз, и совершенно напрасно, потому что они его всерьёз воспринимают.
Столкновение между старыми <\p>
— прямолинейными подхалимаминапоказ и новыми подхалимами-плутами оканчивается временным отступлением Молчалина, но не Фамусов тому причиной. Фамусов как раз после случившегося может считать себя облапошенным “молодым да ранним” помощничком.
Борьба между Чацким и старым обществом отвлечёт всё внимание Чацкого, и когда он будет готов торжествовать победу, окажется, что к власти под шумок пришли Молчалины.
Говоря о том, кто из героев принадлежит “веку минувшему”, а кто — “веку нынешнему”, надо чётко проговорить следующее: А. С. Грибоедов создал бессмертные характеры, своего рода архетипы, то есть изначальные типы людской породы. В любом обществе, в том числе и современном, мы можем найти всех представителей этой комедии.
Другое дело, что со временем, естественно, эти персонажи видоизменяются, и теперешний Фамусов вряд ли будет так открыто проповедовать раболепие перед начальством как несомненную заслугу и показатель ума.
Фамусов и жизненная философия отцов в комедии А. С. Грибоедова ...
... сочинения на тему «Образ Фамусова в комедии «Горе от ума»» Тест по произведению Представитель старого барства Павел Афанасьевич Фамусов становится персонажем, в доме которого развиваются все события комедии. Образ и характеристика Фамусова в комедии «Горе ... Фамусов – не вымышленный персонаж, а олицетворение большинства. Значение образа Фамусова Изображая Фамусова и его гостей, Грибоедов ... мест. Чацкий ...
Точно так же откровенное подлое лицемерие Молчалина теперь, как правило, скрыто и таится в глубине души, выходя наружу лишь изредка.
Такие, как Чацкий, — вечное завтра общества, его энергия, неукротимая воля, толкающая всех на проявление своего истинного лица. Он, несомненно, принадлежит к “веку нынешнему”, как, пожалуй, и тонкий хитрец Молчалин, который, несмотря на отсутствие высокого происхождения, умеет втереться в доверие к сильным мира сего и использовать их в своих маленьких подленьких интересах.
Сам Фамусов, или Скалозуб, или кто-либо другой из знатных гостей, конечно, принадлежат “веку минувшему”. В них нет минимально необходимой для существования в изменяющихся условиях гибкости поведения.
Тот же болтун Репетилов, готовый пристроиться к любой компании, чтобы после превозносить её, гораздо более живуч, нежели бестолковый Скалозуб.
На смену монолитным тугодумам и откровенным глупцам приходят хитрые, обходительные плуты и многословные дуралеи, пытающиеся выдать себя за нечто привлекательное, то есть происходит постепенное невольное соотнесение себя с неким нарождающимся идеалом, и начинаются первые, ещё неумелые попытки играть благовидные роли.