В процессе многотысячелетней эволюции выработалась оптимальная структура и размеры юрты, определился порядок установки и разборки. По своим размерам юрта соответствует росту человека, внутреннее убранство максимально учитывает потребности, вкусы и интересы обитателей.
В процессе многотысячелетней эволюции выработалась оптимальная структура и размеры юрты, определился порядок установки и разборки. По своим размерам юрта соответствует росту человека, внутреннее убранство максимально учитывает потребности, вкусы и интересы обитателей.
Традиционная юрта по сути своей является лёгкой каркасной постройкой, которую без особого труда могут собрать и разобрать, перевозить на телегах или на животных. Она представляет собой круг диаметром от 4 до 12 метров. Наибольшая высота в центре доходит до 5 метров – это уже парадная юрта, предназначенная для размещения гостей.
Стенки юрты выполнены в виде решётки из тонких деревянных реек. Рейки скреплены между собой кожаными ремешками. Растягивая сильнее или сжимая эти решётки, можно менять высоту жилища.
Потолок жилья формируется из 60 обработанных жердин, которые вставляются верхней частью в специальные пазы центрального обруча, а нижней частью опираются на каркас.
На собранный каркас юрты накладываются полотна плотного войлока в несколько слоёв. Войлок накрывается специальной тканью, которая является защитным слоем кровли. Пористый войлок — превосходный терморегулятор: зимой сохраняет в помещении тепло, а летом держит прохладу.Вход в юрту всегда ориентирован на юг. Северная, то есть задняя сторона юрты — самая почётная. Там принимают и усаживают гостей. Тут же стоят сундуки с различными вещами. В середине юрты устанавливается очаг с котлом для приготовления еды. Правая (восточная) часть жилья считается женской территорией. Там же, наряду с предметами, предназначенными для ведения домашнего хозяйства, ставят кровать. Левая сторона дома является мужской.
Мебель и деревянные конструкции в юрте выкрашены в красный цвет. Всё это украшается красивым ярким орнаментом.
О широком распространении юрт в жизни казахов пишут многие путешественники, побывавшие в разные времена на территории Казахстана. За казахской юртой закрепилось классическое наименование – кииз уй – войлочный дом. Есть и другие термины этого переносного жилища: ак боз уй или просто боз уй. Наиболее древнее название юрты бытует среди жителей Восточного Казахстана. Здесь юрта называется по ее основной части конструкции – кереге – сборно-раздвижной решетке (стенке).
Этнокультурные процессы Центральной Азии в период развитого средневековья
... -методологического аспекта этнокультурных процессов Центральной Азии в период средневековья. Цель данной курсовой работы является анализ проблем этнокультурных процессов в Центральной Азии на протяжении средневековой истории, характеристики памятников кочевых культур. В соответствии с ...
На протяжении многих веков просторы Евразии населяли племена, ведшие кочевой образ жизни. Основным богатством, дававшим им пищу и сырье для производства предметов быта, был скот. А рост поголовья зависел от сменяемости пастбищ и водных источников по мере их истощения. Это определило кочевой образ жизни насельников Евразии. В таких условиях они изобрели одно из величайших приобретений цивилизации – юрту, которая по своему функциональному назначению наиболее соответствует кочевому образу жизни, а по художественному оформлению, по декору ей нет равных.
В своем развитии юрта прошла долгий путь, от простейших форм переносного жилища (например, шалаша) до окончательного ее оформления. Еще Геродот писал в своих очерках о Скифии: «Каждый живет под деревом. На зиму дерево покрывают плотным белым войлоком, а летом оставляют без покрышки». Гиппократ, древнегреческий врач и естествоиспытатель V века до н.э. дает описание образа жизни скифов: «Называются кочевниками потому, что у них нет домов, а живут они в кибитках, из которых наименьшие бывают четырехколесные, а другие — шестиколесные; они кругом закрыты войлоком и устроены подобно домам: один с двумя, другой с тремя отделениями; они непроницаемы ни для дождевой воды, ни для света, ни для ветров…» Такие дома на колесах были переняты в последующие века у скифов кочевым миром евразийских степей, о чем имеются письменные свидетельства.
Бесспорно, первоначальной формой основания жилища был круг, и он был взят человеком из природы. Человек модифицировал, совершенствовал ее сообразно своим потребностям, что прослеживается на развитии переносного жилища.
Шалаш был ступенью к созданию той конструкции, которую мы называем юрта. В прошлом на территории Казахстана можно было встретить шалаш-курке: нижние концы жердей ставились на землю, образуя окружность, а верхние – связывались, создавая коническую конструкцию. Верх сооружения закрывался пучками травы, камышом, а позднее – войлоком.
О том, что юрта возникла в тюркской среде, а затем была заимствована монголами, подтверждают сочинения средневековых авторов, в которых говорится, что в начале XIII в. основная масса монголов пользовалась жилищем хуннского типа, но знали и тюркскую юрту, которой пользовалась феодальная верхушка. Таким образом, юрта возникла в середине I тысячелетия н.э. в тюркской среде и в дальнейшем она совершенствовалась, приобретая этнические особенности в среде тюрко-монгольских народов.