По картине Кипренского Портрет А.С. Пушкина 9 класс

Почти все его знавшие отмечали его быстрые «живые» глаза и пронзительный взгляд. Чуть полноватые губы, голова покрыта кудрявыми волосами темно-русого цвета с медным отливом.

Пушкин был невысокого роста.

По началу, когда лицей и все его окружение было для него новым, он довольно часто смущался. В такие моменты со стороны он выглядел каким-то диким и угловатым в движениях.

Позже отмечалась его быстрота и ловкость, особенно в подвижных играх.

«Александр Пушкин в любви»

Э

ту особенность характера поэта отметила в своих воспоминаниях А.П. Керн: «Трудно было с ним вдруг сблизиться, он был неровен в обращении: то шумно весел, то дерзок, то нескончаемо любезен, то томительно скучен; и нельзя было угадать, в каком он будет расположении духа через минуту…Вообще же надо сказать, что он не умел скрывать своих чувств, выражал их всегда искренно и был неописуемо хорош, когда что-либо приятно волновало его. Когда он решался быть любезным, то ничего не могло сравниться с блеском, остротою и увлекательностью его речи. Сам добрый, верный в дружбе, независимый, бескорыстный, живо воспринимая добро, — отмечает Анна Петровна, — Пушкин, однако, как мне кажется, не увлекался им в женщинах: его гораздо более очаровывало в них остроумие, блеск и внешняя красота. Кокетливое желание ему понравиться не раз привлекало внимание поэта гораздо более, чем истинное чувство им внушенное. Пушкин скорей очаровывался блеском, чем достоинством и простотой в характере женщин. Это, естественно, привело к его невысокому о них мнении, бывшем совершенно в духе того времени». Отношения Пушкина с женщинами лучше всего прослеживаются в его переписке с представительницами прекрасного пола того времени.

Мы еще проследим за всеми перипетиями любовной жизни поэта, отраженной и в его переписке, и в заметках его современников, и в письмах его друзей. Как отмечал Л. Гроссман, наследие европейской эротики XVIII века заметно влияло на интимный быт русского культурного дворянства. Знаток и ценитель этих традиций «галантного века», Пушкин постоянно дополнял романтические чувства своих прелестных возлюбленных, почерпнутые из «Новой Элоизы» Руссо, техникой холодного волокитства из «Опасных связей» Шодерло де Лакло. «Чувство только дополнение к темпераменту», писал он полюбившей его Анне Вульф, которая из общения с ним выносит впечатление, что он «опасный человек», не стоящий искреннего увлечения. Переписка Пушкина действительно подтверждает, что женщина с ранней юности получила для него значение только как возбудительница сексуальных влечений. Под конец жизни, в 1836 году, Пушкин давал юному князю Павлу Вяземскому своеобразные уроки, убеждая его «в важном значении для мужчины способности приковывать внимание женщин». «Он учил меня, — вспоминает князь, — что в этом деле не следуе останавливаться на первом шагу, а идти вперед, нагло, без оглядки, чтобы заставить женщин уважать вас… Он постоянно давал мне наставления об обращении с женщинами, приправляя свои нравоучения циническими цитатами из Шамфора».

5 стр., 2477 слов

А.С. Пушкин – великий поэт и писатель России

... перед нами. И мы влюбляемся в нее, благодаря Пушкину. 1. Основная часть. А.С. Пушкин - великий поэт и писатель России Пушкин всю жизнь нуждался в новых сведениях, искал свежих впечатлений. ... техническим и научным проблемам с годами, все возрастает. Жизнь и поэзия Пушкина стали одним целым. Поэт заставляет человека заботиться о счастье окружающих людей, как бы трудно не ...

Вспомните «Евгения Онегина», где Пушкин выразил всю свою философию неисправимого соблазнителя в известных всем строках:

Чем меньше женщину мы любим,, Тем легче нравимся мы ей,И тем ее вернее губимСредь обольстительных сетей.

Знаменитый поэт, увлекательный собеседник, сопровождаемый громкой литературной славой и интригующей репутацией «цинического волокиты» он, видимо, производил на женщин — особенно в последнее десятилетие своей жизни — совершенно неотразимое впечатление. Некоторые строки из писем к нему Анны Вульф, П. А. Осиповой или Е.М. Хитрово свидетельствуют об их глубоком и трогательном чувстве, готовом все понять и все простить. Но сам поэт относился обычно довольно легко к этим проявлениям сердечной привязанности. И это вполне объясняется истерическим характером поэта, чья сексуальность не захватывала всего организма, а ограничивалась лишь гениталиями. В такой личности всегда обнаруживается разлад между любовью, нежными чувствами и просто половыми желаниями.

Люди с расщепленным любовным чувством, по мнению Фрейда, обязательно должны унижать половой объект. Только при условии такого унижения может свободно проявляться чувственность мужчины; при этом резко увеличивается половая активность и возникает сильное чувство наслаждения. Любовь, как отмечал тот же Л. Гроссман, была для Пушкина только сферой острых эротических переживаний и несколько отвлеченным материалом для великолепных лирических стихотворений. Но любви в простом человеческом смысле ему, по-видимому, никогда не пришлось испытать, Романтика чувства исключалась его насмешливым скептицизмом. Так графиню Воронцову он видит в цинических «36 позах Аретино», А.П. Керн для него — «вавилонская блудница», Анна Вульф — смешная провинциалка, Елизавета Михайловна Хитрово — сладострастная Пентефреиха.

Презрение к женщине было вызвано чисто психологическим фактором, оно имело «инцестуальное» происхождение, особенно когда дело касалось сексуальных отношений и поэзии, двух главных структур пушкинского «либидо». С одной стороны он воспевал любовь к женщине, стремился к нам постоянно, с другой боялся их, не пуская в святая святых своего «Я» — поэтическое творчество.

Стон лиры верной не коснется

Их легкой, ветреной души;Не чисто в них воображенье:Не понимает нас оно,И, признак Бога, вдохновеньеДля них и чуждо и смешно.Когда на память мне невольноПридет внушенный ими стих,Я содрогаюсь, сердцу больно,Мне стыдно идолов моих.

В эстетическую тонкость восприятия поэзии со стороны женщин Пушкин не верил. В статье «Отрывки из писем, мысли и замечания» поэт писал: «Дело в том, что женщины везде те же. Природа, одарив их тонким умом и чувствительностью, самою раздражительною, едва ли не отказала им в чувстве изящного. Поэзия скользит по слуху их, не досягая души; они бесчувственны к ее гармонии; примечайте, как они поют модные романсы, как искажают стихи, самые естественные, расстраивают меру, уничтожают рифму. Вслушайтесь в их суждения, и вы удивитесь кривизне и даже грубости их понятия…исключения редки». Поэт не хотел впускать женщин в свой духовный мир. Он боготворил в них только способность удовлетворения его эротических запросов. Идеал женщины для Пушкина — наложница гарема, подчиненная мужчине и готовая в любую минуту удовлетворить его прихоть.

14 стр., 6595 слов

Сравнительная характеристика произведений «Евгений Онегин» ...

... лиро-эпическом жанре, который присущ и «Евгению Онегину», и «Анне Снегиной». В основу романа «Евгений Онегин» легли события, происходящие в дворянской ... поэмы, как, впрочем, и в романе А.С. Пушкина. "Анна Снегина" - это одновременно и "объяснение с женщиной", и "объяснение с ... самой структуры творений двух русских поэтов .И в «Евгении Онегине» А.С. Пушкина не увидеть сюжетного воплощения многообразных ...

Умна восточная система,, И прав обычай стариков:Они родились для гаремаИль для неволи теремов.

И, несмотря на это, Пушкин вызывал у женщин ответное чувство, а иногда и просто влюблял их в себя, сам оставаясь равнодушным.

женщин же он знает, как никто

— Оттого, не пользуясь никакими наружными преимуществами, всегда имеющими большое влияние на прекрасный пол, одним блестящим своим умом он приобретает благосклонность оного». С одной стороны, он увлекал их блеском своего ума, веселостью, непринужденностью в разговоре, остроумием и какой-то особенной вдохновенностью выражения своих мыслей. С другой стороны, страстность его чувств, какая-то сексуальная агрессия, чувственность самца, видимо, нравилась женщинам. В 1820 году Пушкин писал о себе в письме к Юрьеву:

А я, повеса вечно праздный,

Потомок негров безобразный,Взращенный в дикой простоте,Любви не ведая страданий,Я нравлюсь юной красотеБесстыдным бешенством желаний.

П

ушкин сам сознавал свою некрасивость, а другие еще более о. А вот что записала в своем дневнике в 1836 году графиня Д.Ф. Фикельмон: «… невозможно быть более некрасивым — это смесь наружности обезьяны и тигра; он происходит от африканских предков и сохранил еще некоторую черноту в глазах и что-то дикое во взгляде».

Но поэт был настолько очарователен с женщинами, что многие находили его внешне привлекательным и даже красивым. Молодая провинциалка Синицына Е.Е. восхищенно писала: «Пушкин был очень красив; рот у него был очень прелестный, с тонко и красиво очерченными губами и чудные голубые глаза. Волосы у него были блестящие, густые и кудрявые, как у мерлушки, немного только подлиннее».

Также характеризует внешность поэта жена его московского друга В.А. Нащокина: «Пушкин был невысок ростом, шатен, с сильно вьющимися волосами, с голубыми глазами необыкновенной привлекательности. Я видела много его портретов, но с грустью должна сознаться, что ни один из них не передал и сотой доли духовной красоты его облика — особенно его удивительных глаз. Это были особые, поэтические задушевные глаза, в которых отражалась вся бездна дум и ощущений, переживаемых душою великого поэта. Других таких глаз я во всю мою долгую жизнь ни у кого не видала».

Дон-Жуанским списком

«. Много усилий было предпринято, чтобы сопоставить имена этого списка с реальными возлюбленными поэта.

Список распадается на две половины, помещенные в разных местах альбома.

Вот имена первого списка:

Наталья

I, Катерина I, Катерина II, NN ,кн. Авдотья,

Настасья (?), Катерина Ш, Аглая, Калипсо, Пульхерия,

Амалия, Элиза, Евпраксия, Катерина 1

V, Анна, Наталия

15 стр., 7124 слов

Мой любимый писатель поэт пушкин

... вклад, чем А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов. Сочинение Пушкин мой любимый писатель Путь к совершенству Александр Сергеевич Пушкин – мой любимый поэт и писатель , Александра Сергеевича Пушкина, Пушкин – мой любимый поэт и писатель. Пушкин в своих произведениях очень ...

А вот имена второго списка:

Мария, Анна, Софья, Александра, Варвара, Вера, Анна,

Анна, Анна, Варвара, Надежда, Аграфена, Любовь, Ольга,

Евгения, Александра, Елена.

Судя по всем данным, оба перечня были написаны в конце 1829 года, после возвращения Пушкина из Арзрумского путешествия. В первом списке запечатлены более глубокие, запомнившиеся поэту увлечения, о которых он иногда вспоминал с улыбкой горечи и страдания. Зато второй список пестрит именами, внушившими поэту иное чувство, легкое, поверхностное, задевающее душу не так сильно. Исследователи полагают, что имена в этом списке располагаются в хронологическом порядке, хотя и не вполне строгом. Пушкин не только любил женщин, он любил говорить о них, подчас бывая нескромным в своих откровениях. Но благодаря этой черте его характера мы имеем возможность проследить его сердечные увлечения и понять причины такой сексуальной агрессивности.

5.

И

з вышесказанного следует, что Пушкин был явным невротиком. Истерический характер его проявлялся во всех его поступках и, особенно, в отношениях с женщинами. Кажущаяся непоследовательность поэта, его двойственная оценка слабого пола, подчас диаметрально противоположные взгляды на любовь — все это объясняется в результате психоаналитического анализа характера, проведенного простым сравнением фактов жизни поэта и фактов, полученных крупнейшими психоаналитиками мира в процессе лечения больных. В той же книге «Очерки по психологии сексуальности» Зигмунд Фрейд дает результаты психоанализа сексуальных влечений людей с истерическим характером. Вот что он пишет: «В истеричном характере наблюдается некоторая доля

сексуального вытеснения

, выходящего за пределы нормального, повышения сопротивлений против сексуального влечения, известных нам, как стыд, отвращение, мораль, и как бы инстинктивное бегство от интеллектуальных занятий сексуальной проблемой, имеющее в ярко выраженных случаях следствием полное незнакомство с сексуальным вплоть до достижения половой зрелости».

Однако, эта черта истерического характера, ответственная за «романтический» идеал, который всю жизнь волновал поэта, и который он как бы нашел в Наталье Гончаровой, глубоко скрыта, и недоступна для наблюдения. Она проявляется больше подсознательно, сублимируясь в виде поэтических образов, и как бы перебивается другим сильно развитым фактором истерии — «слишком сильно развитым сексуальным влечением». В результате истерический характер внешне выражается в той сумме бурных, несообразных, подчас грубых, иногда непонятных, но всегда эпатирующих общество поступках. Основа этих поступков — дуальное существование противоположной пары: «слишком сильной сексуальной потребности и слишком далеко зашедшим отрицанием сексуального. Истерический характер поэта, воспитанный на «эротической» культуре XVIII века и патриархальных отношениях русского барства, постоянно проявлял себя как неустойчивый, взрывной и нервный. Для этого типа характера осознание сексуальности возможно только в двух вариантах: сексуальная агрессия или романтическая любовь. Невроз Пушкина состоял в антагонизме двух проявлений одного и того же импульса.

Если попытаться добраться до сердца истерического характера, мобилизовать глубоко упрятанное чувство любви наткнешься на преграду. Видимо поэтому мало кто мог понять истинную сущность поэта. Поступки его были часто отвратительны, какая-то неуживчивость терзала поэта. Он постоянно ссорился с отцом, дрался на дуэлях, был не в ладах с правительством, даже друзья терпели от него, и, как бы понимая внутреннюю противоречивость поэта, прощали ему нехорошие поступки. Женщины также его любили и прощали, несмотря на его полупрезрительное и полувосхищенное к ним отношение. Но, кажется только сам поэт понимал свой характер. Противоречивость его лиры — яркое доказательство этого.

8 стр., 3709 слов

Образ поэта и тема творчества в лирике А. С. Пушкина

... к особенностям жанра. Образ поэта и тема творчества в лирике А. С. Пушкина 5 (100%) 1 vote На этой странице искали : образ поэта в лирике пушкина тема творчества в лирике пушкина образ поэта в творчестве пушкина тема творчества в лирике пушкина сочинение Сохрани к себе ...

Характер

Учителя единодушно отмечали упрямство будущего поэта.

Но самое необычное в характере молодого Александра — это его противоречивость.

Он мог быть застенчивым и смущенным, а мог вспылить до бешенства из-за какой-либо мелочи.

Над многими однокурсниками он зло шутил в своих коротких эпиграммах, и в то же время относился к ним с полным добродушием и открытостью.

Он был горд и бессердечен, а потом менялся.

В общем, характер Пушкина был полной дикостью для всех его учителей и надзирателей. Он всегда был у них под особым контролем. Никто не знал, как с ним поступать, как его приручить.

Такой разный Пушкин

Представление о том, как выглядел Пушкин, у нас сформировалось под впечатлением работ тогдашних художников. Например, Ореста Кипренского, выполнившего в 1827 году портрет поэта по заказу Антона Дельвига.

Вот только представление это неверное. Портретисты в те времена изрядно льстили своим знаменитым «натурщикам».

Александру Сергеевичу работа Кипренского понравилась, и ей он посвятил такие строки

Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит.

Эти слова подтверждают субъективность художника.

А уж на полотнах Тропинина и Соколова, кажется, изображены и вовсе разные люди.

Работы Тропинина, Соколова

На одном — мужчина с каштановыми кудрями и глазами на выкате. На другом — человек с заостренным носом, вытянутым лицом и глубоко посаженными глазами. Но кудри неизменны.

Учеба

Несомненно, Александр был умен, и все преподаватели это отмечали.

Он великолепно говорил по-французски. Любил уроки, связанные со словесностью, поэзией, русским языком.

Ненавидел уроки немецкого языка — он казался поэту уродливым.

Не любил уделять время математике и логике. На неинтересных для себя уроках он занимался сочинительством, полностью погружаясь в свои мысли и игнорируя учителей. За это он множество раз выгонялся из класса.

Учителя многократно отмечали его великолепную память.

Написание стихов

Порой Пушкин вел себя достаточно странно: он словно погружался в свои мысли, был весь в себе и где-то далеко от всего происходящего. При этом он мог грызть ногти или перо, если оно было у него в руках.

Если его окликали и вытаскивали из этого странного состояния, он становился зол, мог обругать помешавшего ему.

17 стр., 8021 слов

Образ Пушкина в изобразительном искусстве

... поэта, виды пушкинских мест, документы и бытовые материалы того периода, иллюстрации пушкинских произведений, эскизы театральных декораций, киноматериалы, предметы прикладного искусства с картинами на пушкинскую тематику. Изобразительное искусство ... картинами друзей — поэтов (серия А.Билла «Поэты пушкинской поэзии») и других близких ему людей. Пушкин был расписан, нарисован и выгравирован почти всеми ...

После станет понятно, что таким образом поэт сосредотачивается над созданием нового произведения.

Острый и, в то же время, ни на чем не сосредоточенный взгляд, легкая улыбка и погрызенное перо в руке — выражение его страсти.

Пушкин довольно резко воспринимал критику, а потому очень редко показывал кому-либо свои стихи.

Когда в лицее начала выходить газета с произведениями учеников, Пушкин не дал своих для печати, чем всех удивил.

Сравнение портретов Пушкина кисти Тропинина и Кипренского

На полотне Кипренского лицо Пушкина серьезно и сосредоточенно, как бы нарочно являет контраст с образом, созданным Тропининым. Вдумчивый, внимательный, глубокий взгляд говорит об огромном жизненном опыте, несмотря на молодость. Показательно, что обе картины были написаны в одном году, т. е. в пору творческого подъема у писателя. Однако Василий Андреевич увидел в нем в первую очередь романтика, мечтателя, каким он и был, наверное, во время написания своих лирических свободолюбивых стихов и поэм.

Описание внешности Пушкина по портрету Ореста Адамовича гораздо сложнее: облик поэта, на первый взгляд, более прост, но в этом как раз и заключается вся сложность. Житейский, обыденный вид поэта может затруднить его характеристику. Вместе с тем образ вполне узнаваем: зритель видит перед собой очень умного человека, который много пережил, осмыслил и воплотил в художественном слове. Тот факт, что Александр Сергеевич положительно отозвался об этой картине, доказывает, что портрет и впрямь удался на славу.

Родители

Удивительно, но Александр совсем не скучал по родным, и редко писал им письма.

Единственной ниточкой, которая связывала его с домом, были книги, которые он взял с собой в лицей из родительской библиотеки. Но и их вскоре отобрали надзиратели, так что от родных вещей у Пушкина ничего не осталось.

Уже во время учебы лицеистам сообщили, что домой их не будут отпускать до окончания учебы, исключением могут стать только каникулы. Когда товарищи Пушкина узнали об этом, они очень расстроились, а Александр — нет.

Но, несмотря на это, он любил своих родных, и приходил в ярость, если кто-то неучтиво отзывался о его родителях.

Образы Пушкина в изобразительном искусстве XIX века

Как известно, культура XIX века являлась литературоцентричной: поэзия и художественная проза задавали тон другим видам искусства. Феномен творчества А. С. Пушкина заключается не только в создании им русского литературного языка, но также и в том, что его высказывания о современной ему эпохе являлись квинтэссенцией мыслей русской интеллигенции первой трети столетия. Поэтому неудивительно, что личность поэта так привлекала внимание художников. Его портреты писали лучшие живописцы России: А. Тропинин, О. Кипренский, И. Репин. Описание внешности Пушкина по картинам вышеперечисленных авторов составляет предмет настоящего обзора.

Подписи Пушкина

В лицее всем ученикам впервые рекомендовали придумать для себя подписи и потренироваться над их написанием.

5 стр., 2402 слов

Употребление буквы ‘Ё’ в истории русской письмености

... подпись постановление, где фамилии нескольких генералов были напечатаны без буквы Ё. Получив строгий выговор, Чадаев предупредил редактора газеты «Правда» о настоянии вождя употреблять в печати букву Ё. И, вот, в номере ... Во всех дореволюционных букварях Ё стояла в самом конце алфавита, а не после Е как сейчас. Известность буква Ё приобрела благодаря Карамзину Николаю Михайловичу. В 1796 году, ...

Пушкину это очень нравилось, он часто в родительской библиотеке рассматривал замысловатые подписи, по которым нужно было угадать автора произведения.

Сам он использовал следующие подписи, больше похожие на загадки:

  • 14 — номер Пушкина в лицее и его комнате.
  • АНП (первая буква имени, последняя буква фамилии и первая буква фамилии).

  • 1 14 16 («1» номер буквы А в алфавите — первой буквы его имени, «14» номер буквы Н в русском алфавите — последней буквы его фамилии, «16» это номер буквы П в алфавите — первой буквы его фамилии).

  • НКШП (согласные буквы фамилии в обратном порядке).

  • Аннибал (от фамилии прадеда, известного арапа Петра I — Ганнибала).