Постоянная атмосфера опасности, измены и подвига позволяет держать читателя в напряжении. Произведение «Тарас Бульба» максимально приближено к историческому эпосу и героическому роману. Детально описывается быт Сечи, представляется картина украинской степи. Подробно повествуется о городе, который осажден казаками. Он изображен глазами Андрия, восхищенным красотой музыки, девушки, природы. Гоголевские гиперболы позволяют воссоздать богатырский и былинный образ. Правильность поступка и внешняя красота зачастую противопоставлены в поэме.
Поэт описывает взросление и формирование героев
Все основные персонажи умирают — Андрий погибает от руки отца, который не простил предательства, Тараса и Остапа берут в плен, где они также умирают — один от мучительных истязаний, второй на костре. В поэме отсутствуют известные исторические личности, основными героями являются обычные люди, но именно такая «обыкновенность» и сделала их необычными для читателя, а саму эпоху превратила в героическую.
Художественные образы
Повесть является любимым жанром Гоголя. Изображение главного героя в произведении создано на основе выдающихся лидеров национального движения:
- Тарас Трясыло.
- Наливайко.
- Остраница.
- Гуня.
- Лобода.
В произведении автор описал судьбу свободолюбивых людей. Образ Тараса воспроизведен на фоне противостояния казаков против татарских и турецких завоевателей. Речь идет сразу о нескольких стихиях повествования — простых явлений и торжественного лирического пафоса народного поэтического эпоса. Смысл последнего состоит в описании мощи Русской земли.
Князь Игорь в поэме Слово о полку Игореве (Образ и характеристика)
... произведения был найден и переведен на русский язык Мусиным-Пушкиным, а в тысяча восемьсот двенадцатом году сгорел во время пожара в Москве. Главный герой поэмы – новгород-северский князь Игорь, в ... и ждет. Ей было отведено отдельное место в произведении, а ее роль в нем колоссальна. Описание князя позволяет читателю представить себе конкретный образ. Он был изображен как молодой тридцатилетний ...
Создавая произведение, поэт изучал фольклорные, исторические и документальные хроники. Автор являлся большим знатоком народного творчества. В песнях Николай Васильевич находил отображение жизни простого народа.
Автор черпает образы из героических народного творчества. Он применяет былинные и песенные приемы. Вот один из ярких фрагментов поэмы.
Как плавающий по ясному и светлому небу ястреб, сделавший множество кругов мощными крыльями, неожиданно останавливается на одном месте, как распластанный среди воздуха и оттуда силой наносит удар по гуляющему около пшеничного поля перепелу, — так сын Тараса, Остап, налетел на хорунжего и тут же набросил ему на шею петлю.
Художественные особенности в «Тарасе Бульбе» заключаются в распространенном приеме троекратного повторения. Так, Тарас в разгаре сражения трижды перекликается со своими воинами: «А что, пацаны? Есть еще порох в пороховницах? Не ослабла казацкая сила?». И трижды слышит: «Есть батьку, не ослабла казацкая сила, не гнутся казаки!». Сочинение Гоголя наполнено мыслями о ценности родной земли, о желании погибнуть за независимость и свободу. На свете нет большего позора и преступления, чем измена Родине.
Описание природы
Восторженность, изумление, восхищение, любовь и любование — именно эти чувства переполняют душу Гоголя. Описание природы в «Тарасе Бульбе» в высшей степени эмоционально, оно патетически взволнованно и лирически окрашено.
Прочитав описание степи днем, можно увидеть «картинку художника-живописца»
Отрывки о степи из «Тараса Бульбы»: через степную траву заметны наливающиеся колосья пшеницы, «лиловые, синие и голубые волошки», «белая кашка», «желтый дрок» с пирамидальной макушкой, белая чайка, которая «роскошно» купается «в синих небесных волнах», мелькая в выси черной точкой. И все это наполняется выглянувшими солнечными лучами. Такого множества разных оттенков природа не знает, поэтому абсолютно ясно, что поэт пытается передать в первую очередь не разнообразие цветов, а впечатления.
Символика цвета в повестях А.П. Чехова «Степь» и «Огни»
... своеобразия символики цвета в повестях Чехова «Степь» и «Огни» уделялось внимание в исследованиях таких авторов, как Короленко В. Г. («Антон Павлович Чехов», собр. соч. в 8 т. М., ... писатель выражает свое отношение к хищникам - дельцам, которые изводят несметные природные богатства степи. Природа активная в этом конфликте. Только первые страницы передают тоску бездействия, тоску застоявшихся ...
Картинка, которая отображает степь днем, условно делится на две части:
- Степь и безбрежное, бездонное небо над ней.
- Зеленовато-золотая поверхность земли.
На фоне зеленовато-золотистого бесконечного моря, которое уходит куда-то вдаль, на переднем плане пестрят разные цвета. Тут же бегают и куропатки, шныряющие между колосьями пшеницы. Птиц огромное количество. «Тысячами различных птичьих свистов смогла наполниться степь», но непосредственно птицы описаны у автора необычно рельефно. К примеру, можно обратить внимание на неподвижно находящихся в небе ястребов с распластанными крылами и устремленным в землю взором. Можно даже проследить направление их взгляда, соответственно, читатель смотрит на них с довольно близкого расстояния.
«Туча диких гусей» темным пятнышком летит «в стороне», очень далеко. Нужно о гусей» означает не количество, а впечатлением — очень много! Чайка вылетает из-под ног путешественников. На картинке можно выделить несколько моментов — полет птицы и превращение ее в точку в небесной дали.
Композиционные методы , Раскрытие связки исторического, культурного, нравственного тезисов происходит через приемы:
- усиление,
- противопоставление,
- монтаж.
Прием усиления прослеживается в описании растительного покрова степи днем: «Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов». Автор усиливает эффект цветущего океана: здесь и там сквозят сине-голубые волошки, белеет кашка, желтеет дрок и наливается пшеница. Создан образ ночной степи, где каждая последующая деталь усиливает и дополняет предыдущую, создавая единый ансамбль. Дневная музыка затихала и сменялась другой — суслики свистели, кузнечики трещали, насекомые стрекотали.
Противопоставление можно проследить в описании девственной природы и отряда казаков. Красивый фрагмент из неспокойной жизни типичных представителей украинского казачества, островок природного спокойствия на фоне бесконечных междоусобиц. Природа противопоставляет свою размеренность, умиротворенность бессмысленной человеческой суете под названием «война».
Позади оставленный родимый дом, семьи. Впереди — неизвестность, возможно, смерть, кровь, хаос. Но сейчас — только степь с ее законами. Путешественники невольно подчинялись ее настроениям: «Выглянуло солнце, облило живительным, теплотворным светом степь и все, что смутно и сонно было на душе у козаков, вмиг слетело». Души их очищались, слушая музыку степи.
Природа была настолько первозданной, что совершенно не нуждалась в людях. Это они растворялись в золотом океане с вкраплениями желтого, голубого, зеленого, видели отблески крыльев чайки, слушали крик двигавшихся туч диких гусей и вдыхали ароматы зеленого покрывала, замирали сердцем, прикасаясь к первозданной музыке степи. Она настраивала их душевные струны на неповторимый природный лад, забирала сомнения, лечила печаль и исцеляла смуту, питала корни и давала силу. Они едины в этот момент — первозданная сила земли и люди.
Описание степи в повести «тарас бульба» 7 класс
... степь, и Гоголь, и Чехов выступают великолепными мастерами словесной живописи, создают удивительно яркий зрительный образ степи, которая в обоих описаниях поражает необъятностью, безбрежностью. Спасибо за внимание! Описание степи в повести «Тарас Бульба» — сочинения ... «Тараса Бульбы» о степи: «Степь чем далее, тем становилась прекраснее… Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли ...
Здесь очень четко прослеживается монтаж. Слияние двух смыслов — природного и человеческого, рождает логичный третий — любовь к своей Отчизне.
Образ степи в повести «Тарас Бульба» несет именно эту смысловую нагрузку: верность Родине, патриотизм, радость от общения с природой, «чувство локтя» от родной земли. Нет ничего лучше и прекраснее своего края!!! В восторге то ли Бульба, то ли сам Гоголь восклицает:»Черт вас возьми, степи, как вы хороши!….»
Сравнение с главными героями
Гоголь изображает едущих по степи Тараса с сынами так: «Уже и черных шапок не видно, одна лишь молния сжимаемой травы указывает на их бег». При этом «молния сжимаемой травы» является зрительным образом. Кажется, что издали скачущие казаки по траве перемещаются зигзагообразными движениями, которые по форме напоминают молнию. Помимо этого, трава, раздвинутая скачущими лошадьми, сжимается молниеносно быстро. Гоголь вводит в поэму яркие словесные образы. А самое важное — стремится описать свое настроение и чувства. Это можно проследить в одном из монологов:
Черт вас побери, степи, как вы прекрасны, как давно хотелось по вам погулять!
Прослеживая, как преображается степь ночью, можно заметить, что в описаниях основное место уделено музыке, которая звучит в эту пору, запахам цветов. То есть днем нельзя услышать стрекота кузнечиков и свиста сусликов. В описании все сказочно таинственно, великолепно и прекрасно. На первый план выходит не сама картинка, а впечатления от нее — степь ночью фантастична и необыкновенна.
«Тарас Бульба»
Художественное описание
эту россыпь драгоценных образов можно проследить в каждом его сочинении
Уже из отрывка второй главы произведения — описания степи в повести «Тарас Бульба», видно любовь писателя ко всему южному пространству, что она занимала: «Степь, чем далее, тем становилась прекраснее». Эти слова как точно характеризуют внутренний настрой автора, выдают его созвучность природе. Она предстает живым организмом со своим жизненным ритмом, укладом, настроением в зависимости от времени суток:
- Степь утренняя — роскошная, яркая, брызжущая цветами, блестящая птицами под полуденным солнцем, живущая тысячами разных звуков, благоухающая запахом цветущих трав. Бездонное синее небо контрастирует с зеленым атласом коврового покрывала, укрытого цветами. Птицы свили гнезда в этом неизмеримом океане диких растений. Степь живет этим сплетением растений, птиц, солнца, ветра! Она полна этой невидимой силой, напоена ей, вдыхает ее жизненное начало и одновременно питает все это своими соками! Природная мощь, могучие жизненные потоки брызжут через эти строки.
- Степь вечерняя — замирающая, успокаивающая, обволакивающая, курящая амброй и благовониями. Где каждый цветок готовится спокойно отойти ко сну, где на смену дневных птичьих трелей выходят треск кузнечиков и свист сусликов, а нагретая солнцем земля отдает свое благоуханное тепло воздуху. Волны свежего, легкомысленного ветерка бороздят просторы этого моря, поднимая легкую рябь. Вся поверхность земли медленно входит в сон, убаюканная звуками.
- Степь ночная — даже по ночам она не утихает. Она искрит огоньками светляков, трещит, свистит, стрекочет насекомыми, полыхает заревами пожарищ и заглядывает в казачью душу огромными блестками звезд под малороссийским небом. И каждый ее обитатель продолжает свою ночную песнь.
Примеры текста
В описании степи ярко прослеживается связь природы с настроением главных персонажей, а также их внутренним миром. Вначале «все три наездника скакали молчаливо». Тарас задумался «о былом», вспоминая погибших друзей, «слеза тихонько круглилась на его веке, и седая голова уныло опустилась». Остап «душевно был растроган слезами матери, и лишь это его смущало, заставляя в раздумьях свесить голову». Андрий «потупив взгляд в гриву своей лошади, грустил о расставании с панночкой».
Три смерти в повести «тарас бульба» (н. гоголь)
... Сочинение Три смерти в повести Тарас Бульба Произведение «Тарас Бульба» написал всеми известный писателем, Николаем Васильевичем Гоголем. Это произведение затрагивает казачество, а главным героем этого произведения является сам Тарас Бульба. Многие произведения Гоголя затрагивают смерть, так и в этой повести ...
Однако степное пространство, его удивительный простор были дороги и близки сердцу главных героев. Степь являлась их Родиной-матерью, и она, как родная мать, принимая несколько печальных сыновей «в зеленые объятия», утешая и подбодряя их, вливала жизненную энергию и силу. Наконец, Тарас, откинув грустные мысли, весело окликнул сынов. Они посмотрели на степь, которая была облита живительными солнечными лучами, и все, что «смутно находилось на душе, вмиг сошло, сердца их взлетели, словно птицы».
Фразы, которыми описывает Гоголь природу:
- «ветер, обольстительный, как волны океана»;
- «далее, степь полностью курилась благовонием»;
- «красные платки пролетали по нахмуренному небу» (описана вереница лебедей);
- «лебединый крик отдавался в воздухе, словно серебро».
Чувствуется неожиданность и красота таких образов, с особым эмоциональным подтекстом. Сложность может вызывать только сравнение лебединого крика и серебра. Предлагается следующая трактовка: лебедь — гордая и красивая птица, серебро — благородный и красивый металл. Такая метафора объединяет благородство и красоту крика.
Любовь к родной земле
В литературной истории Гоголь является первым поэтом, который открывает красоты украинской степи. В описании природы выражается в первую очередь горячая любовь поэта к Родине, уверенность в ее могуществе и силе, восхищение бескрайними просторами и красотой:
Сравнение Остапа и Андрия – сыновей Тараса Бульбы (по повести ...
... становится одним из лучших семинаристов. «Сравнение характеристик сыновей Тараса Бульбы в повести Н. В. Гоголя» Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» — эпическое повествование о славном героическом прошлом ... смертью героя, а Андрий – смертью, соответственно, предателя, изменника. Сыновья Тараса Бульбы В повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» есть два плана повествования. На одном – рассказ о ...
- «Никогда еще борона не проходила по бесчисленным волнам дикорастущих растений, по которым брызнуло бесчисленное количество различных цветов».
- «Степь, чем дальше, тем была прекрасней, и ничего в природе не может быть лучше нее».
- «Из густой травы поднималась мерными взмахами крыльев чайка, роскошно купаясь в голубом небе, вот она перевернулась и блеснула в солнечных лучах».
- «На заре вся степь полностью изменялась. Все пестрое пространство было охвачено последними отблесками солнечных лучей и постепенно смеркалось, даже видно, как тень проскользнула по нему, и оно становилось темно-зеленым. По синему небу исполинской кистью были наляпаны большие полоски из розового золота…».
- «…издалека белели клоками прозрачные и пушистые облака, и освежающий, обольстительный, как морской бриз, ветерок чуть колыхал верхушки травы…».
Описание степи в повести «Тарас Бульба»
Николай Васильевич Гоголь зарекомендовал себя как великолепный художник, выражавший красоту в слове. Природа предстаёт перед читателем словно живой организм, удачно вписывающийся в сюжетное повествование. В произведении «Тарас Бульба» рассказывается о храбрых воинах, нелёгком выборе и личной драме трёх козаков. Степь в повести «Тарас Бульба» становится не просто фоном, на котором разворачиваются основные события, а представляет собой нечто большее.
Для начала следует сказать, что творческое сознание Гоголя формировалось под влиянием романтической традиции. Переняв у сентименталистов способы отражения духовных переживаний с помощью пейзажа, писатели-романтики значительно расширили применение этого приёма. Стихия в романтизме понималась как нечто могущественное и великое, то, что обязательно должно вызывать отклик в человеческой душе. Различались пейзаж-настроение, который отражал текучесть жизни и переменчивость эмоций, пейзаж-руины, пробуждающий фантазию, пейзаж-стихия, где показана сокрушительность природных сил, и пейзаж-мираж, который переносит в сферу ирреального, таинственно-возвышенного. В тексте произведения «Тарас Бульба» степь скорее представлена первым подвидом: пейзаж-настроение, но с некоторыми оговорками (нельзя забывать, что в творчестве Н. Гоголя, как и в произведениях других писатели того времени, отражена смена романтической парадигмы на реалистическую).
Впервые описание степи появляется уже во второй главе, когда два молодых человека и старый козак отправляются на Сечь. Каждого из героев одолевают свои мысли. Тарас думал о своём прошлом, об ушедшей молодости, о том, кого встретит на Сечи, живы ли его товарищи. В этой же главе читатель узнаёт о двух сыновьях Тараса. Остап был добрым и прямодушным, он считался лучшим товарищем. Прощание с матерью и её слёзы тронули юношу до глубины души, несколько смутив его. Андрий же «имел чувства несколько живее». По пути на Сечь он думал о красавице-полячке, которую встретил когда-то в Киеве. Увидев красоту степи, герои забывают обо всех тех мыслях, которые не давали им покоя.
Особенности изображения людей и природы в повести Гоголя «Тарас Бульба»
... измена Родине. Изображение природы в повести «Тарас Бульба» Повесть «Тарас Бульба», написанная Николаем Васильевичем Гоголем, по ... степь. Работа с текстами I. Описание степи у Н.Гоголя («Тарас Бульба») Выразительное чтение отрывка Степь ... казацкая сила, не гнутся казаки!». Сочинение Гоголя наполнено мыслями о ценности ... океан». В каждой строчке описания пейзажа мы чувствуем восхищение богатством красок ...
Для наглядности стоит поместить здесь отрывок из «Тараса Бульбы» о степи:
«Степь чем далее, тем становилась прекраснее… Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялась зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесённый бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще… Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!
…»
Как тонко и чувственно прописана каждая деталь пейзажа. Складывается впечатление, что не Сечь должна принять новых козаков, а сама степь: «степь давно приняла их в свои зелёные объятия…». Эта фраза употреблена не ради красоты слога. Образ степи оказывается символическим воплощением свободы, силы, могущества, веры в чистоту. Родина в повести ассоциируется, прежде всего, с красотами природы и степью. Вольные степи тождественны свободолюбивому характеру запорожцев. В степи всё дышит свободой и простором. Автор говорит о том, что путешественники останавливались лишь на обед и сон, а всё остальное время скакали навстречу ветру. Неслучайно в тексте повести нет описания каких-либо строений на территории Украины, есть только курени, которые легко убрать и поставить заново. Иначе говоря, нет никаких оков, которые могли бы ограничить или убить природу. В этом ключе нужно сказать и о военных походах запорожцев: известно, что они выжигали города дотла, сравнивали деревни с землёй. Этот факт можно понимать и как своеобразную борьбу с ограничением именно природы, провозглашение свободы и отсутствия условностей. При этом запорожцы не представляются читателю как некие хозяева стихии, наоборот, они органично вписываются в природу, живут ею и в ней.
В повести «Тарас Бульба» описания степи отличаются богатством ярких красок. Текст оказывается крайне визуализированным, то есть описываемая картинка тут же предстаёт в воображении читателя. Картинки сменяют друг друга, акценты перемещаются под удивительное звуковое сопровождение:
«По небу, изголуба-тёмному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками лёгкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрагивался до щёк. Вся музыка, звучавшая днём, утихала и сменялась другою. Пёстрые суслики выползали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединённого озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе».
Так лирично живописать степь мог только человек, по-настоящему любивший её, понимающий её богатство.
Пейзажные зарисовки появляются и в эпизоде осады Дубно: Андрий ходит по полю, глядя на бескрайние просторы, но чувствует духоту на сердце. Июльская жара соединяется с внутренним состоянием героя, ощущением бессилия и усталости. Аналогичный приём использован и в первой главе произведения. Путники только выехали из родного дома, а другие козаки увели мать Остапа и Андрия, которая не хотела смириться с их отъездом. Эта сцена смутила и самого Тараса Бульбу, но, тем не менее внутреннее состояние героев вновь описывается посредством природного мира: «день был серый… птицы щебетали как-то вразлад». Именно последнее слово и задаёт общее настроение: Остап и Андрий ещё не чувствуют того единства с отцом и степью, будто герои ещё не обрели целостность. Здесь субъективное восприятие природы персонажем соединяется с объективным авторским словом о внутреннем состоянии героя.
Природа в повести Ася Тургенева (описание и роль пейзажа)
... изображение природы в повести «Ася» ... повестью «Ася»? (настроение, лирическое, грустное, нежное, и тема — любовь, тоска без тоски, сочетание прекрасного и печального). 2. Учитель говорит об истории создания повести ... повести «Ася». Роль пейзажа в ... настроение персонажей. Как правило, мы видим природу Рейна глазами повествователя, и по тому, как он фиксирует ее нюансы, какие слова выбирает для описаний, ...
Благодаря детальным описаниям и мелодичному художественному языку Гоголь создаёт живой образ степи, пронизанный свободой, красотой и силой.
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 16
Укажите жанровую форму произведения Гоголя «Тарас Бульба»:
Начать тест(новая вкладка)