Сочинение. Ода «Бог» Державина. Восприятие, толкование, оценка
Над этим произведением поэт работал в 1780 — 1784 годах. Впервые ода «Бог» была напечатана в журнале «Собеседник любителей российского слова».
Вот как вспоминал о создании этого произведения сам Державин: «Автор первое вдохновение, или мысль, к написанию сей оды получил в 1780 году, быв во дворце у всенощной в Светлое Воскресение, и тогда же, приехав домой, первые строки положил на бумагу; но, будучи занят должностью и разными светскими суетами, сколько ни принимался, не мог окончить оную, написав, однако, в разные времена несколько куплетов. Потом, в 1784 году, получив отставку от службы, приступал было к окончанию, но также по городской жизни не мог; беспрестанно, однако, был побуждаем внутренним чувством, и для того, чтоб удовлетворить оное, сказав первой своей жене, что он едет в польские свои деревни для осмотрения оных, поехал и, прибыв в Нарву, оставил свою повозку и людей на постоялом дворе, нанял маленький покой в городке у одной старушки-немки с тем, чтобы она и кушать ему готовила; где, запершись, сочинял оную несколько дней, но не докончив последнего куплета сей оды, что было уже ночью, заснул перед светом; видит во сне, что блещет свет в глазах его, проснулся, и в самом деле, воображение так было разгорячено, что казалось ему, вокруг стен бегает свет, и с сим вместе полились потоки слёз из глаз у него; он встал и ту ж минуту, при освещающей лампаде написал последнюю сию строфу, окончив тем, что в самом деле проливал он благодарные слёзы за те понятия, которые ему вперены были».
В начале стихотворения поэт обращается к Создателю, прославляя его и одновременно определяя ряд Божественных свойств. Бог у Державина вечен и бесконечен, всемогущ и непостижим. Это «дух всюду сущий и единый», он един «в трех лицах божества!»
О ты, пространством бесконечный,
Живый в движеньи вещества,
Теченьем времени превечный,
Без лиц, в трех лицах божества!
Дух всюду сущий и единый,
Кому нет места и причины,
Кого никто постичь не мог,
Кто всё собою наполняет,
Объемлет, зиждет, сохраняет,
Кого мы называем: бог.
Един есть Бог, Един Державин особенности личности и творчества поэта
... Державин вместе создали русскую поэзию. Если Ломоносов дал ей метрические и ритмические формы — так сказать, тело, оболочку, то Державин вдохнул в нее живую ... офицерского чина прапорщика («первый офицерский чин, 14-го ... месте своего назначения. Всюду искал правды, устанавливал ... чиновниками. В Тамбове дело зашло так далеко, ... двору <> Императрица, прочетши оную, приказала любимцу своему (имеется ...
Во второй строфе поэт подчеркивает величие Бога, непостижимость его человеческим разумом: «Тебе числа и меры нет!» По мысли Державина, это начало и основа всего сущего:
Хаоса бытность довременну
Из бездн ты вечности воззвал,
А вечность, прежде век рожденну,
В себе самом ты основал…
Бог всемогущ, он сопрягает жизнь и смерть, пред ним «солнца» и «звезды», все «светила мира» — это ничто. Получается, что так же ничтожен перед лицом Бога и сам человек. Но вместе с тем человек — это создание Божие, малое отражение его:
Ничто! — Но ты во мне сияешь
Величеством твоих доброт;
Во мне себя изображаешь,
Как солнце в малой капле вод.
Именно существование человека, по мысли поэта, доказывает существование Бога: «Я есмь — конечно, есть и ты!» И следующая часть стихотворения — это вдохновенный гимн человеку, который у Державина становится фигурой, равновеликой самому Богу:
Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь — я раб — я червь — я бог!
Поэт подчеркивает сосуществование в человеке земного и божественного начала, это проблема дуализма духовного и телесного. Человек ощущает себя частицей бесконечной Вселенной, потому что в душе его живет устремленность к небесному идеалу. Именно она, по мысли поэта, дает ему право на обретение бессмертия:
Твое созданье я, создатель!
Твоей премудрости я тварь,
Душа души моей и царь!
Твоей то правде нужно было,
Чтоб смертну бездну преходило
Мое бессмертно бытие;
Чтоб дух мой в смертность облачился
И чтоб чрез смерть я возвратился,
Отец! — в бессмертие твое.
Заканчивается стихотворение (как и начинается) обращением поэта к Богу. В финале поэт преклоняется перед Создателем, в этом обращении звучит мотив смирения и любви.
Таким образом, в этом произведении поэт рассуждает о гармоническом сосуществовании человека с Богом.
Ода написана четырехстопным ямбом, десятистишиями. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («бесконечный», «предвечный», «ум высокий», «волн златых»), сравнение и метафору («Лишь мысль к тебе взнестись дерзает, В твоем величьи исчезает, Как в вечности прошедший миг…»), анафору, многосоюзие, ряды однородных членов и сравнение («Но огненны сии лампады, Иль рдяных кристалей громады, Иль волн златых кипящий сонм, Или горящие эфиры, Иль вкупе все светящи миры — Перед тобой — как нощь пред днем»), вопросно-ответную форму изложения (6 строфа), метафору («Но ты во мне сияешь Величеством твоих доброт»), антитезу («Я царь — я раб — я червь — я бог!»).
Поэт-самохвал: «Памятник» Державина и статус поэта в России XVIII века
... Тредиаковского звание первого русского поэта [3]. В русской литературе XVIII века самохвальство было распространенной ... его не интересует, хороший или плохой поэт Державин, его презрение направлено на поэзию вообще. ... литературные коннотации, символизируя героический эпос, прославляющий царей и полководцев [10]. С этой ... России нашего времени мысль о величии и бессмертии поэта, кажется, не нуждается ...
В стихотворении очень много восклицательных предложений, передающих эмоциональность, искренность, лирическое одушевление поэта.
В творчестве Державина философская ода «Бог» занимает особое место, т.к. это «первое русское произведение, которое стало достоянием всего мира» (Я. Грот).
Она переведена почти на все европейские языки. Это ода, которую Державин считал вершиной своего творчества. И действительно, произведение отличается не только глубиной мысли и внутренней цельностью, но и совершенством композиции, гениальными поэтическими открытиями.