Великая русская река Волга неторопливо несет свои тяжелые воды вниз по течению. Деревья на берегу спокойно покачиваются под теплым ветерком, от которого бежит по воде легкая рябь. Эта картина так прекрасна и безмятежна, что, читая начало драмы «Гроза», хочется думать, что все люди в городе, стоящем на высоком берегу, добры и счастливы. Однако она еще более подчеркивает, какая страшная трагедия произошла здесь, среди этой суровой безмятежной красоты. Мы в городе Калинове.
С первого взгляда, город как город. Но, приглядевшись, понимаем, что Калинов — воплощение жестокости и бесчеловечности. Кругом заборы, которыми люди хотят отгородиться не только друг от друга, но и от всего нового. Время словно застыло. Это мертвое царство принадлежит Диким и Кабанихам. Это «безобразна тьма». Изредка эту тьму пронизывают робкие лучики света. Но они гаснут, как Катерина. Эта девушка сумела воспротивиться «темному царству», выразить протест против самодурства.
Купца Дикого мы видим в первом явлении, ругающим Бориса. Шапкин так отзывается о нем: «уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет». Позже мы убедимся, что брань — единственные слова, которые произносит Дикой. Ругает он всех по поводу и без повода. Вот и Борису досталось за то, что он попался ему на пути.
В разговоре с Кабанихой мы узнаем, в чем причина такого поведения Дикого: «Только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека». Всем домашним житья нет от него. Даже Кабаниха удивляется: «Сколько у тебя народу в доме, а на тебя на одного угодить не могут». Однако мы понимаем, что «нутренную» Дикой разжигает себе специально: знает, что к нему сердитому никто не подойдет.
Все мужики на Дикого жалуются: совсем их закабалили, трудятся даром. Дикой никого «путем не разочтет». А тот по копейке тысячи наживает. От Бориса мы узнаем безобразную историю о наследстве. Из-за его угнетенного положения Дикой пользуется бесплатным трудом племянника, всячески унижает его. На ругательстве основывается вся власть Дикого. Мы можем сделать вывод: социально-психологические корни самодурства — в покорности народа, во всевластии денег.
Быт и нравы города Калинова в пьесе «Гроза» Островского
... быт и нравы «темного царства», является «Гроза». Здесь читатель переносится в маленький городок Калинов, знакомится с его обитателями, с их нравами, обычаями и порядками. Жители города Калинова ... погрязли в невежестве. Они отказываются просвещаться, не желают учиться, узнавать ... с сердитостью и раздражением. Дикой ругается всегда и со всеми. Недаром ...
Самодурство Кабанихи иного характера. Она ревностно охраняет устои старого мира, где все основано на подчинении и пресмыкании. Для Кабанихи важнее всего — закон, заведенный издревле порядок. Она полностью подчинила себе сына, тиранит сноху. Тихон в силу своей слабохарактерности не может воспротивиться матери. Он признается: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить». Воля в пьесе Островского — это право на независимость, на человеческое достоинство. Но под волей подразумевается и другой, новый мир. Против этого и протестует Кабаниха.
Жизнь купцов-самодуров медленна, нетороплива, обособлена, основана на жестоких, противоестественных человеческих отношениях. Всю свою грубость, властность Кабаниха прикрывает мнимым благолепием. С ее уст не сходит имя Господа, а, между тем, Кабаниха — тиран не только на словах, но и на действиях.
Самодурство купцов — это своеобразная реакции на попытку независимости, на протест здоровой, свободной человеческой натуры. Оно несовместимо с жизнью, красотой и счастьем.
И все же «темное царство» не всемогуще. Старый мир обречен, так как в пьесе есть люди, способные противостоять ему.