- б) вырабатывать навыки анализа лирического произведения, сопоставительной характеристики пр-й, выразительного чтения, устного словесного рисования, умения аргументированно отстаивать свою позицию;
- работы над лингвистическим анализом текста, создания собственного текста на основе образца, устной и письменной речи учащихся;
- в) воспитывать интерес к творчеству Тютчева, Фета, Некрасова;
- любовь к поэзии, потребность в чтении, стремление к жизни в Прекрасном.
План.
I. Актуализация прежних знаний, умений, навыков.
1. Музыкальное вступление. Слово учителя.
2. Работа в группах.
а) анализ произведений, определение особенностей мироощущения поэтов, характера Муз.
б) сопоставительный анализ стих-й Тютчева и Фета, чтение наизусть стихотворений.
в) общее и различное в характере Муз поэтов.
3. Устное словесное рисование образа Музы.
4. Защита рисунков с изображением Музы.
5.Чтение стихотворений собственного сочинения.
6. Беседа о значении книги в жизни человека.
7.Работа над лингвистическим анализом текста.
8. Сочинение – миниатюра на тему «Книга, без которой не могу обойтись».
9. Чтение творческих работ.
10. Рефлексия.
II. Д/з продолжить начатые работы, подготовиться по биографии Л.Н. Толстого.
Ход работы.
1. Музыка, поэзия обладают такими волшебными свойствами обращать взгляд человека в глубину собственной души, сердца. Какое настроение вызывает эта музыка?
- Что вы себе представили, слушая музыку? Музыка и поэзия создают тот эмоциональный настрой, при котором рождается вдохновение, необходимое при любой творческой работе.
Сегодня нам необходим этот настрой, так как разговор у нас состоится о поэзии.
Дома вы проделали большую исследовательскую работу по изучению особенностей творчества, характера Музы трех величайших поэтов XIX века – Некрасова, Тютчева, Фета
Изображение времен года у Ф.И. Тютчева и А.А. Фета
... природы в творчеcтве Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Предметом нашего иccледования являютcя cпоcобы и приемы ее изображения в творчеcтве великих поэтов. Цель работы -охарактеризоватьоcобенноcти воплощения мира природы в творчеcтве Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. В cоответcтвии c поcтавленноѝ целью в работе ...
2. Сегодня мы обобщим свои наблюдения и попробуем выявить не только основные свойства Музы поэтов, но и общее и различное в их характере.
а) Итак, поделитесь своими наблюдениями, находками, возможно, открытиями.
- Что является Музой- вдохновительницей Некрасова?
( Во время выступления в группах одновременно в тетради отмечать особенности характера, отличительные признаки Музы всех трех поэтов).
- Каковы особенности мироззрения Тютчева? На примере каких произведений вы можете это доказать?
- Какова Муза Фета? Ее отличительные особенности?
б) сопоставить стихотворения Тютчева и Фета.
Природа, любовь вдохновляли и Тютчева, и Фета на создание многих поэтических шедевров. Сравните взгляд художников на один и тот же предмет.
- Прослушайте стихотворения Тютчева «Что ты клонишь над водами» и Фета «Ива». Что в них кажется вам характерным для мироощущения каждого поэта?
- Сравните знаменитые стихи «Я встретил вас…» Тютчева,
«Сияла ночь…» Фета и «Я помню чудное мгновение» Пушкина.
- Кто из поэтов ближе к пушкинскому представлению о любви?
в) вывод: одинакова ли Муза у поэтов? Что различного в их характере, образе? Что общего?
3.Устное словесное рисование.
Опишите, какой вы представили себе Музу поэтов. Можно описать не только характер, но и внешность.
4. Защита рисунков.
А вот как представляют себе Музу наши художники. У них, как известно, свое, особое видение мира.
5. Чтение стихотворений собственного сочинения.
Среди нас есть люди, пробующие перо.
Что вдохновляет вас, когда вы беретесь за перо?
Когда вас посещает Муза?
6. Беседа о значении книги в жизни человека.
- Испытываете ли вы потребность в чтении всегда или только необходимость этого при подготовке к уроку?
- Какова роль книги сегодня в век научно-технического
прогресса, компьютера, интернета, когда можно получить любую информацию из самых разных источников? Согласны ли вы с утверждением Д.С.Лихачева о том, что у каждого человека должны быть любимые произведения.
7. Работа над лингвистическим анализом текста.
« Книги, без которых я не могу обойтись» (тексты отпечатанные на партах)
а) чтение текста (перед чтением раздать задания
по группам)
б) определение темы, идеи (1-я группа)
в) определение типа речи (2-я группа)
г) определение стиля речи с аргументацией (3-я группа)
8. Сочинение-рассуждение ( миниатюра) на тему: «Книга, без
которой я не могу обойтись»
9.Чтение отдельных работ (по желанию)
10. Рефлексия.
- Над чем заставил вас задуматься сегодняшний урок?
- К каким выводам вы пришли во время урока?