Сочинение на тему: Образ Христа в поэме Блока “Двенадцать”
Образ Христа в “Двенадцати” связан и с увлечением Блока историческими параллелями, точнее – с ошибочными историческими воззрениями, по форме своей аналогичными тем, о которых уже говорилось в связи со “Скифами”.
Блок рассуждал примерно так: с победой христианства, как более прогрессивного по сравнению с язычеством культа, погибла Римская империя, погибло варварство.
Христианство – новая эра, новая страница в истории человечества, и она связана с именем Христа.
Вскоре после завершения “Двенадцати” Блок написал статью о “римском большевике” Катилине (“Катилина”); в статье есть такие слова: “В его время подул тот ветер, который разросся в бурю, истребившую языческий старый мир. Его подхватил ветер, который подул перед рождением Иисуса Христа, вестника мира”.
(Вспомним, что с шумом ветра вошел в сознание Блока Октябрь).
Иисус Христос в поэме Блока ничего общего не имеет с Христом церкви и богословов: он – символ святости революции, а не бога.
В работах о Блоке возник спор: для кого Христос – для Блока или для красногвардейцев? То есть – если Блок не был верующим, то городская голытьба, выступившая на борьбу со старым миром, не рассталась еще с верой в бога. Но ведь для Блока было важно и героев поэмы связать с его пониманием Христа.
И суть дела не только в том, что и Блок и красногвардейцы ненавидят попов (“Напились они, попы, нашей крови, как клопы”,- говорят они в черновике поэмы), но и в том, что герои отвергают и Христа. Блок сознательно подчеркивает безверие своих героев. В этом может убедить, в частности, сопоставление разных вариантов поэмы. Так, в черновых набросках было:
– Эх, вьюга какая, спасе! – Где ты спаса видел, Вася? Вопрос мог быть истолкован двояко – и как насмешка над Васей, и как заинтересованность – где же он, этот спас? В окончательном варианте – уже чистая насмешка, больше того – упрек Петьке: – Ох, пурга какая, спасе! – Петька! Эй, не завирайся От чего тебя упас Золотой иконостас?
Строка. “И идут без имени святого” в черновом варианте звучала иначе: “И идут без имени и слова”. Как видим, и здесь поэт решил подчеркнуть безверие красногвардейцев.
Ценность поэмы ” Двенадцать ” заключается в том, что в ней дано сатирическое обличение старого мира и вдохновенно воспет революционный подвиг народа. Поэма устремлена в будущее. В ней нет ни одной фальшивой ноты, что дало Горькому основание высоко оценить ее.
«Почему Христос?» (загадка финала поэмы «Двенадцать»)
... Двенадцать и Христос». Из этих слов видно, что финал поэмы не был случайным или надуманным, каким его считают некоторые критики. Блок ... важно кто, но с флагом, превратившимся почему-то из «красного» в «кровавый». ... нового мира. Тем не менее, нельзя не признать, что Христос во главе ... на лучшее, отчасти приглушают трагическое звучание поэмы в целом. Когда-то сам поэт сказал, что поэма «Двенадцать» ...
Характеризуя романтическую литературу как “верующую в завтрашний день”, сквозящую “сиянием будущего”, Горький писал: “Современный литератор должен быть романтиком и писать примерно так, как написана поэма Блока “Двенадцать”, произведение, которое не позволяет рассматривать себя с точки зрения хулы или хвалы действительности”.
Жизнь сразу же сказала свое веское слово о поэме. Ряд ее строк стал революционными лозунгами, на домах Петрограда висели плакаты со стихами из “Двенадцати”:
- Поэму издают во многих городах страны – не только в Петрограде и Москве, но и в Киеве, Тифлисе, Баку, Одессе, Харькове, Чите и др.;
- в районах, захваченных белогвардейцами и интервентами, она распространялась как прокламация. Интересен и такой факт.
В 1922 году в г. Сумы возникла первая пионерская организация. Задумались дети, как ее назвать.
Один из пионеров воскликнул: “Вот я прочитал недавно в красноармейской газете, которую дядя привез с фронта: Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем!”
В лагере врагов поэма “Двенадцать” вызвала взрыв злобы. Блока обвинили в “патологическом кощунстве”, во “вторичном распятии Христа” и т. п. Но ничто не могло помешать революционному звучанию своеобразнейшего произведения поэзии.
Поэма “Двенадцать” оказала большое влияние на развитие литературы. Ее интонации мы слышим в поэме Маяковского “Хорошо”, особенно в 7-й главе, в которой описывается стихийное движение крестьянства в революции. Однако здесь заметна и полемика с Блоком.
Изображая крестьянское движение теми же средствами, что и движение городской голытьбы в поэме Блока, Маяковский как бы говорил, что с Блоком его сближает правдивое отражение фактов, в раскрытии же организующей силы революции Блок и Маяковский расходились: первый из них поставил во главе борцов революции – Христа, второй гениально подытожил:
Впереди – иисус христос (по поэме а. блока “двенадцать”)
Поэма “Двенадцать” – одно из самых сильных и современных произведений русской поэзии начала XX века. Это непредвзятый, объективный дневник революционных событий. В основе произведения лежит борьба старого и нового, борьба двух “миров”.
Поэт выступает за созидание в революции, а не за разрушение. Его влечет поэзия революции, но пугает русский бунт, которого так боялся еще Пушкин.
Поэма “Двенадцать” построена на контрастах: “Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер!” Контрастны по своему изображению “буржуй на перекрестке”, “невеселый товарищ поп” и идущие “двенадцать человек”.
Ничто не может противостоять стихии народной революции. Но созидание сложнее разрушения. Нравственно-эстетический конфликт поэмы – столкновение добра и зла, будущего и прошлого в самих людях, в их восприятии мира.
Мое отношение к октябрьской революции
... отношение к революции, он писал: « Октябрь — короткий грубый местный военный переворот по плану, какая уж там революция?…» Обратимся к книге бесстрашной искренности перед лицами бури, к поэме «Двенадцать» А. Блока. Действие поэмы ... Смуты, не идут ни в какое сравнение с тем, что случилось с Россией в XX веке. ... его в определенное русло. На мой взгляд, наиболее точную и научно обоснованную характеристику
На авансцену вышли, прежде всего, обездоленные и униженные. Автор сочувствует им. Но каждый ли способен выдержать экзамен на звание нового человека? Революция Блока – революция с человеческим лицом, а не кровавая вакханалия.
В этом произведении показано восприятие Октября интеллигентом. Не будучи революционером, соратником большевиков, “пролетарским” писателем или “выходцем из низов”, Блок принял революцию, но принял Октябрь как роковую неизбежность, как неотвратимое событие истории, как сознательный выбор русской интеллигенции, приблизившей тем самым великую национальную трагедию, историческую трагедию.
Отсюда его восприятие революции как возмездия старому миру. Революция – это возмездие бывшему господствующему классу, оторванной от народа интеллигенции, рафинированной, “чистой”, в значительной степени элитарной культуре, деятелем и творцом которой он был сам.
Александр Блок прошел огромный путь от камерного поэта, воспевавшего “розовое облако грез” и “милого воина”, “одетого в серебро”, до создателя поэмы “Двенадцать”. С огромной силой выразила эта поэма страшную “музыку разрушения” и тоску по другой музыке, музыке “нового века”, который “взойдет средь всех несчастных поколений”.
Революция Блока несет добро и справедливость. По крайней мере, А. Блок в это хочет верить:
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Иисус Христос.
(No Ratings Yet)
Образ Христа и загадка финала поэмы Блока «Двенадцать» на Сёзнайке.ру
Интерпретация поэмы А. А. Блока «Двенадцать», особенно ее финала, — один из самых интересных и загадочных вопросов в творчестве поэта. Вышедшая вскоре после статьи «Интеллигенция и революция», написанная словно на одном дыхании в течение января 1918 года, поэма вызвала двойственное к себе отношение. По воспоминаниям В.
Маяковского, поэмой зачитывались и белые, и красные. Но, как тогда же отмечала критика, появление Христа в финальной главе поэмы озадачило всех: для белых это было богохульством, для красных — досадным религиозным мистицизмом.
Отсюда разные точки зрения — Христос ли с двенадцатью апостолами идет по заснеженным улицам? Или это Антихрист? Что несет его образ людям? Что принесла им революция?
В мировоззрении Блока немалое место занимает идея революции как возмездие за грехи отцов. Поэтому неизбежны и «гримасы революции» — случайные жертвы, разгул насилия, стихия террора.
Такой случайной жертвой в поэме является Катька, погибшая нечаянно, в суматохе преследования «буржуя» Ваньки.
Но так ли случайна ее гибель? Революция разрушает традиционные устои, прежние нравственные ценности, христианскую мораль:
Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста!
Разрушена старая вера, разрушена Россия — «Святая Русь», «кондовая», «избяная». Следующая цель — мировая революция:
Блок «Интеллигенция и революция» — краткое содержание
... гордиться и ехидствовать интеллигенция, тем страшнее и кровавее может стать вокруг. Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте революцию. Продолжение после рекламы: Это довольно краткий конспект статьи А. Блока. Чтобы ... береги свое добро! Мы, русские, переживаем эпоху, имеющую не много равных себе по величию. Вспоминаются слова Тютчева: Блажен, кто посетил сей мир В его минуты ...
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем…
Любовь должна очистить мир, создать его заново, спасти — но спасает ли? Отрекшийся от любви, от революции, от памяти Петруха, подобно апостолу Петру, трижды, до рассвета, отрекшемуся от Христа, — что несет этот образ? Революционный патруль уподоблен двенадцати апостолам, но эти люди, которым «на спину б надо бубновый туз» идут вперед «без имени святого», «ко всему готовы, ничего не жаль», это скорее бандиты, но идут они «державным шагом», а значит, служат власти. За ними — старый мир, безродный пес. «Разрушая, мы все те же рабы старого мира», — писал А. А. Блок В. Маяковскому.
Разрушив скверну, революция не принесла очищения, и если двенадцать апостолов по своей деятельности не являются апостолами, то кто же во главе их? Блок рисует контраст цвета в образе Христа: белизна чистоты и счастья и алый цвет кровавого флага. Что раскрывает такой противоречивый образ?
Впереди — с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим
И от пули невредим
Нежной поступью надвьюжной
Снежной россыпью жемчужной
В белом венчике из роз —
Впереди — Иисус Христос.
Господь должен благословить пролитие крови, но чьей? Иисус проливал свою, революционные «апостолы» — чужую. А если посчитать и идущего за ними пса, то получается, что позади Христа идут тринадцать — лжеапостолы и лжепророк.
Несомненно одно — возлагаемые на революцию надежды о переделке всего мира, всей жизни не оправдались, и нравственное очищение через страдания — удел лишь тех людей, кто не потерял Бога в своей душе, для кого так же важны и значимы нравственные ценности христианской морали.
Смысл образа Христа в поэме А. Блока «Двенадцать»
Поэма о революции была написана Блоком через 2 месяца после того, как в Петрограде произошло революционное восстание. Поэт уловил «ветер», «страшный шум» времени, переломный характер эпохи.
«Двенадцать» была создана за двадцать дней (8 – 28 января 1918 года), по словам поэта, в порыве вдохновения, в согласии со стихией. Это произведение – не «поэтохроника», а поэма, в которой типическое начало, изображение событий и характеров составляет основу художественной структуры.
«Двенадцать» вызвала многочисленную и разноречивую критику. Наверное, ни одно произведение Блока не могло сравниться с этой поэмой по популярности в России и, тем более, за рубежом.
Еще при жизни автора, за три года, она была переведена на несколько европейских языков.
Несмотря на то, что разными критиками высказывались прямо противоположные мнения об этом произведении, все сходились в одном: Блок принял революцию.
Мне кажется, сопоставление революционного патруля с апостолами христианского учения для самого автора было многозначным, как и любой другой символ. Так, в августе 1918 года в письме художнику Ю.П.
Анненкову, иллюстрировавшему поэму, Блок писал: «Христос с флагом – это ведь – так и не так».
Образ Христа возникает в финальной главе поэмы. Появление такого образа в произведении необычно, так как в нем звучит тема революции, совершается убийство женщины. Но, в то же время, нельзя отрицать логичности и органичности появления этого образа.
Анализ по поэме Блока Двенадцать 12 рассуждение
... по окончании лекции сказал задумчиво и осторожно, словно к чему-то прислушиваясь: Сочинение: Анализ финальной главы поэмы А. Блока «Двенадцать» ... отношение к Христу трагически двойственно: ... поэме “Двенадцать” автором дана объективная, беспристрастная оценка совершающихся событий, Блок-символист соседствует с Блоком-реалистом. Красный цвет тревоги, бунта время от времени появляется на страницах поэмы. ...
Мне кажется, что образ Христа – это прежде всего высокий нравственный идеал. Он несет в себе Добро, Любовь, Красоту.
И Блок, руководствуясь именно этими нравственными ценностями, находит воплощение своего идеала в Христе. Блоковский Христос вбирает в себя все многообразие свойств, присущих идеальным образам поэзии Блока.
Можно сказать, что это – органичное продолжение художественных и духовных исканий поэта.
Фигура Христа в «Двенадцати», как известно, вызвала самые разноречивые мнения и суждения. Наиболее радикально к поэме были настроены те современники Блока, кто были сторонниками русской православной мысли: П. Флоренский, И. Ильин. П. Флоренский, в частности, рассматривал поэму как последнюю ступень развития Блока.
На мой взгляд, истинный художник далеко не всегда должен ограничиваться видением мира через призму религии.
Спорной представляется и точка зрения Максимилиана Волошина. Он, будучи убежденным в религиозности и культовости поэзии Блока, считал, что революционеры преследуют Христа ради его убийства.
Нельзя не согласиться, что образ Христа – образ символический и потому – многозначный. Интерес вызывает мнение И.С. Приходько, который утверждает, что Христос воплощает в себе стихию революции. Тут необходимо помнить призыв самого Блока «слушать революцию».
Символический смысл придает образу Христа белый цвет («белый венчик из роз»).
Белый – цвет небесных сил. Он означает чистоту, невинность, надежду на обновление Неба и Земли. Роза в католической традиции – знак Девы Марии.
Следовательно, по мнению Приходько, поэт попытался соединить в Христе Святой Дух с Богородицей.
Как известно, сам Блок верил в революцию и придавал ей огромное значение и символическое звучание. Поэт верил в очистительную силу революции. На мой взгляд, одного-единственного суждения о смысле образа Христа не может быть по двум причинам. Во-первых, «Двенадцать» – произведение, наполненное символами.
Можно сказать, что оно открыто в бесконечность для толкования символических образов. Во-вторых, как и в других своих поэмах, здесь А. Блок воссоздает сквозь историческую картину историю мироздания, которой изначально правит стихия и гармония.
Так идут державным шагом –
Позади – голодный пес,
Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Иисус Христос.
Роль символов в поэме А. А. Блока «Двенадцать» – Александр Александрович Блок – Сочинения
Сочинение на тему: Образ Христа в поэме Блока «Двенадцать»
Роль символов в поэме А. Блока Двенадцать
... символа Христа — Бога и посланника Бога, напоминает нам о вечных ценностях — добре, красоте, любви. Они не должны быть забыты людьми в угоду даже самым справедливым социальным деяниям. Роль символов в поэме Блока “Двенадцать ... старого и нового мира в поэме создано автором в какой-то особенной, полной скрытого философского смысла форме. Каждый образ в поэме, предстающий перед читателем, символизирует ...
Образ Христа в «Двенадцати» связан и с увлечением Блока историческими параллелями, точнее — с ошибочными историческими воззрениями, по форме своей аналогичными тем, о которых уже говорилось в связи со «Скифами».
Блок рассуждал примерно так: с победой христианства, как более прогрессивного по сравнению с язычеством культа, погибла Римская империя, погибло варварство.
Христианство — новая эра, новая страница в истории человечества, и она связана с именем Христа.
Вскоре после завершения «Двенадцати» Блок написал статью о «римском большевике» Катилине («Катилина»); в статье есть такие слова: «В его время подул тот ветер, который разросся в бурю, истребившую языческий старый мир. Его подхватил ветер, который подул перед рождением Иисуса Христа, вестника мира».
(Вспомним, что с шумом ветра вошел в сознание Блока Октябрь).
Иисус Христос в поэме Блока ничего общего не имеет с Христом церкви и богословов: он — символ святости революции, а не бога.
В работах о Блоке возник спор: для кого Христос — для Блока или для красногвардейцев? То есть — если Блок не был верующим, то городская голытьба, выступившая на борьбу со старым миром, не рассталась еще с верой в бога. Но ведь для Блока было важно и героев поэмы связать с его пониманием Христа.
И суть дела не только в том, что и Блок и красногвардейцы ненавидят попов («Напились они, попы, нашей крови, как клопы»,— говорят они в черновике поэмы), но и в том, что герои отвергают и Христа. Блок сознательно подчеркивает безверие своих героев. В этом может убедить, в частности, сопоставление разных вариантов поэмы. Так, в черновых набросках было:
— Эх, вьюга какая, спасе!— Где ты спаса видел, Вася?Вопрос мог быть истолкован двояко — и как насмешка над Васей, и как заинтересованность — где же он, этот спас? В окончательном варианте — уже чистая насмешка, больше того — упрек Петьке:— Ох, пурга какая, спасе!— Петька! Эй, не завирайся От чего тебя упасЗолотой иконостас?
Ценность поэмы «Двенадцать» заключается в том, что в ней дано сатирическое обличение старого мира и вдохновенно воспет революционный подвиг народа. Поэма устремлена в будущее. В ней нет ни одной фальшивой ноты, что дало Горькому основание высоко оценить ее.
Характеризуя романтическую литературу как «верующую в завтрашний день», сквозящую «сиянием будущего», Горький писал: «Современный литератор должен быть романтиком и писать примерно так, как написана поэма Блока «Двенадцать», произведение, которое не позволяет рассматривать себя с точки зрения хулы или хвалы действительности».
Жизнь сразу же сказала свое веское слово о поэме. Ряд ее строк стал революционными лозунгами, на домах Петрограда висели плакаты со стихами из «Двенадцати»:
Мы на горе всем буржуямМировой пожар раздуем…Революционный держите шаг!Неугомонный не дремлет враг!
Поэму издают во многих городах страны — не только в Петрограде и Москве, но и в Киеве, Тифлисе, Баку, Одессе, Харькове, Чите и др.; в районах, захваченных белогвардейцами и интервентами, она распространялась как прокламация. Интересен и такой факт.
В 1922 году в г. Сумы возникла первая пионерская организация. Задумались дети, как ее назвать.
» «Философская лирика А. Блока: мотивы и образы»
... Объектом исследования Предмет исследования – мотивы и образы в философской лирике А. Блока. Целью исследования является анализ мотивов и образов в философской лирике А. Блока. Для достижения поставленной цели необходимо ... решением глобальных философских, мировоззренческих вопросов. Мысль о единстве человека с природой, о слиянии с Вселенной представляет его концепцию жизни. «Природа всю жизнь была ...
Один из пионеров воскликнул: «Вот я прочитал недавно в красноармейской газете, которую дядя привез с фронта: Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем!»
В<\p>
(нет оценок)
Loading…
Источник: https://sochinenienatemupro.ru/sochinenie-na-temu-kratkoe-soderzhanie/sochinenie-na-temu-obraz-hrista-v-poeme-bloka-dvenadtsat/
«Двенадцать» Блока: версии по поводу образа Христа – Православный журнал “Фома”
Скучный «набор стихов и частушек», – так говорил о поэме Блока Иван Бунин. «Самое значительное произведение нашей эпохи», – утверждал Лев Троцкий. Понимание смысла загадочной поэмы «Двенадцать» зависит прежде всего от толкования центрального образа поэмы – Христа, идущего сквозь вьюгу перед отрядом красногвардейцев.
Сам Александр Блок подчеркивал, что в финал «должен был поставить Христа». Обратимся к самой неоднозначной поэме в истории русской литературы и к ее главному образу.
Поэма «Двенадцать» (1918) – свежий отклик Александра Блока на революционные события 1917 года (с момента революции прошло только два с небольшим месяца).
Поэт воспринял революцию как явление положительной метаморфозы, духовного преображения России; точку отсчета нового времени. Статью того же 1918 года «Интеллигенция и революция» он закончил так: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию». Однако революционность Блока не имела ничего общего с партийной программой большевиков.
В своем поэтическом отклике, в финале «революционной» поэмы, Блок не смог обойтись без ключевого христианского образа, породившего разнообразные трактовки Спасителя «с кровавым флагом», идущего во главе отряда красногвардейцев. Необходимо разобраться в этих расхождениях и смысловых нюансах. Тем более, что «Двенадцать» входит в обязательную школьную программу.
Поэтому преподавателю, который идёт на урок по поэме, нельзя ограничиваться какой-либо одной точкой зрения на образ Христа.
Кто же впереди: многообразие трактовок
Христос. Иллюстрация Н. Гончаровой к поэме Блока “Двенадцать”
В самом конце поэмы «Двенадцать» появляется ее центральный образ – образ Христа. Вот эти известные строки:
…Впереди – с кровавым флагом,И за вьюгой невидим,И от пули невредим,Нежной поступью надвьюжной,Снежной россыпью жемчужной,В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос.
Среди многочисленных объяснений финала поэмы специалистами, а также современниками поэта, можно выделить несколько самых распространённых.
Обложка издания поэмы Блока в издательстве “Новый путь”
В одной из примечательных и распространенных трактовок пристальное внимание обращено на «белый венчик из роз», не соответствующий православной традиции, в которой атрибутом Спасителя является терновый венец. Живописец Петров-Водкин откровенно признавался ученому Дмитрию Максимову: «Я предпочел бы, чтобы там был просто Христос, без всяких белых венчиков».
Одна из интерпретационных крайностей образа венка – его погребальное назначение. Следовательно, Христос в поэме мертвый, а это значит, что умерла и Церковь, и вера.
Однако цветы на венце Христа могут, напротив, означать и возрождение, Воскресение, путь к новому возрожденному миру, в котором ключевая роль будет отдана вере в Бога.
Ряд исследователей соглашаются с точкой зрения священника и философа Павла Флоренского, который считал, что «поэма – это предел и завершение блоковского демонизма».
В финале появляется не Христос, а его антипод, «враг» «за вьюгой невидим», – антихрист, принявший вид Иисуса. Известный литературовед Михаил Дунаев пишет: «Быть может, это все же адова сила: дьявола ведь тоже пулей не возьмешь.
Существовали очень резкие оценки такого «антихристианского» восприятия образа современниками автора. Так, Николай Гумилев говорил, что Блок, создав «Двенадцать», послужил «делу Антихриста», «вторично распял Христа и еще раз расстрелял государя», а Анна Ахматова даже отказывалась выступать с Блоком на совместных поэтических вечерах.
- Разрушение «старого мира» и зарождение «нового»
“Двенадцать”, берлинское издательство “Нева”
Большая часть русских интеллигентов, современников Блока, восторженно воспринимала революцию как стихийную силу – средство разрушения «старого» мира; как необходимый переход к миру «новому», полному возможностей и свершений. Поэтому Бог, идущий во главе красногвардейцев, был главным духовным звеном в этом революционном процессе разрушения отжившего, обветшалого мира.
В последних строках поколение Александра Блока находило ответ на вопрос, что же принес в мир Октябрь 1917 года. Появление Христа здесь означало возможность будущего преображения, к которому приведут революционные события.
Однако важно отметить, что самой революционной массе образ Христа показался резко отрицательным, «незримым» врагом двенадцати бойцов «без креста».
Михаил Ларионов. Иллюстрация к поэме Блока “Двенадцать”
Их попросту невозможно обмануть лже-Христом, так как сам Иисус для них – одно из воплощений «старого» мира, они совсем не хотят знать истинного Спасителя. Он не является для бойцов, держащих «револьюцьонный шаг», авторитетом, который сманил бы их на ложный путь.
Как пишет литературовед Денис Макаров, «если бы антихрист хотел обмануть их, ему было бы проще это сделать в образе, например, Карла Маркса или Фридриха Энгельса, Троцкого, наконец».
Строки «Нежной поступью надвьюжной, / Снежной россыпью жемчужной…» могут указывать не только на обычное движение Христа, но и означать присутствие Спасителя как вне этого мира, так и в нем. Христос – над стихиями и над природой, Он познаваем и непознаваем одновременно.
Согласно этому толкованию, к Богу обращаются и простые созерцатели революции, и двенадцать красногвардейцев-безбожников.
Они проходят путь от свободы и вседозволенности «без креста», «без имени святого», к свободе с Христом, и такая разительная перемена происходит помимо их воли, без их веры в Спасителя, т.е.
фатально, как проявление высшего порядка. Иисус идёт впереди красногвардейцев. С кровавым, красным флагом — образом страданий и крови.
Во всем есть промысел Божий. Христос – во всем происходящем в мире.
Известный литературовед Виктор Жирмунский в рамках этой интерпретации также считал главной темой поэмы спасение душ двенадцати красногвардейцев — олицетворения всей разбойной России, всего человечества.
А как думал сам Блок?
Блок, портрет 1917 года
Многообразие трактовок и расхождения в оценках (Михаил Пришвин, к примеру, видел в Христе самого Блока, а Иван Бунин, напротив, считал, что автор «дурачит публику какой-то галиматьей» в лице «пляшущего Иисусика») подчёркивают глубину созданного поэтом образа Иисуса, содержание которого не исчерпывается приведёнными примерами.
Какими бы разнообразными ни были трактовки критиков и литературоведов, сохранились записные книжки самого Блока, в которых поэт сделал несколько записей о своей поэме, что часто не учитывается при анализе «Двенадцати», в том числе в школе. Так, 18 февраля 1918 года Блок пишет: «Что Христос идет перед ними — несомненно.
Дело не в том, “достойны ли они Его”, а страшно то, что опять Он с ними, и другого пока нет, а надо Другого — ?» Но кто этот Другой, Блок сам не знает. Следовательно, образ Христа в финале поэмы был для Блока единственно возможным. Как отмечает филолог Дина Магомедова, «Блок ничего не искал. Он писал о том, что увидел.
И проницательные слова Блока о Христе в финале поэмы свидетельствуют об одном: поэт был непреложно убежден в органичности именно такого завершения».
Также в черновике поэмы Блок сделал запись, что Христос: «… был с разбойником. Было двенадцать разбойников». Здесь мы видим отсылку к Евангелию от Луки и истории о двух распятых с Христом разбойниках, один из которых проявил сострадание к мукам Иисуса и был прощен.
В контексте этого библейского сюжета во многом прочитывается суть появления Иисуса Христа перед красногвардейцами в финале.
Это не благословение происходящего и не «освящение» стихийного разгула, а преодоление безотчетного аморализма и нигилизма, залог будущего очищения для героев произведения. Из запечатленного Блоком хаоса должна родиться гармония.
Показателен эпизод чтения поэмы на одном из литературных вечеров на Фонтанке, который лишний раз убеждает в неоднозначности блоковского текста:
После прочтения поэмы, у автора спросили:
- Александр Александрович, а что значит этот образ: «И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз — Впереди — Исус Христос?»
Блок ответил: «Не знаю, так мне привиделось. Я разъяснить не умею. Вижу так».
То есть на вопрос о смысле главного образа своей поэмы Блок не ответил. Следовательно, каждый читатель может по-своему ответить на этот вопрос, и в каждом таком толковании будет своя доля правды.
Известный учёный Сергей Аверинцев заметил: «Должен сознаться в наивности, если это наивность: когда поэт на вопрос о его интенции свидетельствует: «Не знаю», — я предпочитаю совершенно дословно верить такому свидетельству».
“Образ Иисуса Христа в поэме А.А. Блока “Двенадцать”
Урок литературы в 11 классе, Образ Иисуса Христа в поэме А.А. Блока «Двенадцать»
Цели: <\p>
-
Постараться уяснить, какое значение имеет образ Христа в поэме, почему предметом нескончаемых споров является как сама поэма, так и образ Христа;
-
Выявить особенности в изображении Иисуса Христа Блоком и сравнить этот образ, созданный поэтом, с образами Христа, изображенными художниками XIX-XX веков.
-
Формировать умения рассуждать, доказывать на примере текста изученного произведения, оценок критиков, современников Блока, высказывать свою точку зрения.
-
Способствовать формированию нравственных ориентаций на распознавание истинных и ложных ценностей, созданию эмоционально- положительной атмосферы, развитию учебной дисциплины, инициативы, самостоятельности суждений.<\p>
Оборудование и наглядность:
-
Портрет Блока;
-
Презентация «Иллюстрации к поэме «Двенадцать» художников Анненкова, Альтмана»
-
Презентация: «Репродукции картин: И. Крамской «Христос в пустыне», А. Иванов «Явление Христа народу», Н. Ге «Тайная вечеря», Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»; Изображение Спаса на иконе «Спас Нерукотворный»
Образ Иисуса Христа в поэме А.А. Блока «Двенадцать»»
- Проверка домашнего задания (тест) Но сначала мы проверим выполнение домашнего задания с помощью теста. Напишите фамилию на листе и начинайте работу. Я думаю, что вы справитесь с заданиями за 3 минуты. В это же время…………, которая будет сдавать ЕГЭ по литературе, решает тест on-line. Желаю успеха.
Ответы к тесту:
- 3, 2-3, 3 : 1-в, 2-а, 3-б , 4-2, 5-1, 6- 1, 7-3, 8- 4
Учитель: Время. Давайте проверим правильность выполнения, и поставьте себе оценку. Кадр 3. (Оценивание: «5» – 9 баллов, «4» – 7-8 , «3» -5-6, «2» – 4) Какие вопросы вызвали у вас затруднение? 3.Работа по теме урока. Ученики отвечают. УЧИТЕЛЬ: Какое значение имеет образ Христа в поэме? На этот вопрос мы постараемся ответить в конце урока. (Презентация кадр 4) А домашним заданием будет составить кейс по данной проблеме. Поэтому внимательно слушайте друг друга и записывайте основное в тетради. (Звучит 1 глава поэмы в исп. И.Кваши) Кадр 5
Учитель: Завораживающие строки поэмы А.Блока, будоражащие и настораживающие.
Отчего ветер и метель? Что творится на божьем свете? Что принес ветер России, разрушение или созидание? Поэма «Двенадцать» – одна из загадок литературы XX века. Вспомним историю создания поэмы.
Какое впечатление произвела поэма на современников Блока?<\p>
Учитель: Оценки были очень неоднозначные, противоречивые.
Многие петроградские писатели отвернулись от Блока, не подавали ему руки. Но были и такие, которые пытались разобраться в том, что же создал поэт, изменил ли он себе, написав поэму, или остался верен своей творческой манере. Как думаете вы?
Учитель: Как мы видим, нет единого мнения ни у современников Блока, ни у нас. Что же вызвало споры, которые не затихают до сих пор?
Спорно все в поэме: изображение революции, старый мир, «апостолы нового мира» – двенадцать красногвардейцев и, конечно, образ Христа. Девяноста лет не хватило, чтобы разгадать загадку поэмы, особенно её трудно объяснимого финала. Мы, конечно, не берем на себя роль судьи, который должен решить спор, но попробуем разобраться в сложной концепции поэмы Блока.
Существует две точки зрения на появление Иисуса Христа в конце поэмы:<\p>
-
искусственный, надуманный образ, противоречащий объективному содержанию поэмы;<\p>
-
образ Христа не является инородным, а вытекает из содержания поэмы.<\p>
Попробуем и мы доказать или опровергнуть эти точки зрения. Находим напоминание о вере, о Христе.
-
1 глава: «На всем божьем свете».
-
2 глава: «Крестом сияло…», «Святая злоба», «свобода без креста», пальнем-ка пулей в Святую Русь». – 1 группа
-
3 глава: «Господи, благослови».
-
5 глава: «Эх, эх, согреши, будет легче для души…» – 2 группа
-
7 глава: «…позабавиться не грех…»
-
8 глава: «Упокой, господи, душу рабы твоея…» – 3 группа
-
10 глава: «Ох, пурга какая, спасе!» «Отчего тебя упас золотой иконостас?»
-
11 глава: «И идут без имени святого…» – 4 группа
Учитель: Следовательно, он присутствует незримо, наблюдает за действиями и поступками двенадцати. Послушаем 2 главу.
(Чтение наизусть 2 главы)<\p>
- Как характеризуются главные герои во 2 главе? Кадр 8
- Как относятся «двенадцать» к религии?
- Какой призыв звучит в конце 2 главы? Кадр 9.
Учитель: можно предположить, что «винтовочки стальные» направлены на врага. Как назван этот враг в поэме? Найдите эпитеты.
(Ученики находят эпитеты: «неугомонный», «лютый», «незримый».<\p>
Учитель: Всё это так. Христос тревожит красногвардейцев. Чем же?( Напоминанием, что нельзя жить, нарушая христианские заповеди, главная из которых «не убий». Не может Иисус успокоиться, что рушится вера, святость, без которой возможны убийства, расправы, доносы.) Что произошло в поэме?
Учитель: Петруха восклицает: «Ох пурга какая, Спасе»Каков смысл слова «Спас»в поэме?
Ученики: «Спас», «Спасе» в поэме – это и спаси, и спаситель. На иконах XII-XV веков Христос изображался под именем Спас.
(Сообщение ученицы об иконе «Спас Нерукотворный»)
Учитель: В поэме Блока нет ничего случайного. Неслучайны и имена Петра, Андрюхи. Они символичны. Почему? Как изображали Христа известные художники?
Учитель: В чем отличие блоковского Петра от библейского?
Ученик: Блоковский Петр пытается обратиться к имени Бога, раскаяться, но «апостолы нового мира» гонят раскаяние, пытаются отгородиться о т имени святого, от Христа, и Петруха отворачивается от Бога:<\p>
Учитель: Многие художники иллюстрировали поэму «Двенадцать». Как изобразили Анненков, Альтман красногвардейцев . какие тона преобладают? Удалось ли иллюстраторам выразить замысел поэта? (Сообщения учеников 1 группы))
Учитель: (Кадр 10)
(Читают 12 главу)
Учитель: К кому обращены вопросы патруля? Что звучит в этих вопросах?
Ученики приходят к выводу, что этот «незримый враг» – Иисус Христос. А в вопросах слышны угрозы, неуверенность, страх, сомнения. И чтобы убить свои сомнения и страх, они стреляют. Сначала «…пальнем-ка пулей в Святую Русь», а потом и в самого Господа Бога.
Учитель: Поэма переполнена страхом перед ним, врагом незримым. Значит, революционеры-атеисты не признают Иисуса своим.
Однако возможно ли, чтобы сам Христос согласился идти во главе таких двенадцати?<\p>
Ученики: Иисус не возглавляет красногвардейцев. Он идет впереди «нежной поступью надвьюжной, снежной россыпью жемчужной», т.е.
Учитель: Вспомним, как сам Блок воспринимал образ Христа. Кадр 12.
Ученики зачитывают высказывания Блока об образе Иисуса и приходят к выводу, что поэт сам не совсем понимал этот образ. «Ненавижу этот женственный образ…» «Мне тоже не нравится конец «Двенадцати». «Пригляжусь и вижу, что он…» «…к сожалению, он» и т.д. В конце поэмы Блок поставил точку, а не восклицательный знак, следовательно, он «не восхвалял», а по его словам, «только констатировал факт»
- Почему образ женственный? Кадр 13.
Учитель: Судьба России неотделима от Христа. Этот образ вечен, к нему обращались поэты и писатели до Блока и после Блока. Какие произведения вы помните?
– Нашли своего Христа двенадцать?
Ученики приходят к выводу, что двенадцать в поэме не нашли своего Христа, они подняли «винтовочки стальные», попрали все нравственные законы: «Свобода, свобода, эх, эх, без креста!»
Учитель: Но почему все же все-таки в финале поэмы Христос?<\p>
- ( Ученики отвечают, высказывая разные точки зрения) А вот что предлагают исследователи творчества А.А. Блока.
3 группа рассказывает, что исследователи предлагают несколько трактовок образа: Христос – революционер, Христос – символ будущего, Христос – сверхчеловек, Христос – символ Вечной Справедливости и другие.<\p>
4. Проверка усвоения материала
Учитель: Мы так же, как и критики, исследователи творчества поэта, его современники, не можем ответить однозначно на этот вопрос. Прав был К.И. Чуковский, утверждая, что «поэму толковали и будут толковать ещё 1000 раз и всё по-разному, потому что писал её сложный человек»..Послушайте стихотворение.
Но где же победители?
Проживши много лет,Мы вновь Христа увидели,Воскресшего на свет.И вновь долгобородыеСвятой надели крест,И из народа многиеСпешат под благовест.Есть барышня в каракуле.Богатые и нищие.
Стоит Россия – матушка.Стоят за верой тысячи.Что вырвано, что брошено,Что сломано, что скошено.Забыто и растерзано,Заколото штыком.
Все выплыло, все сложено,Все засияло, ожило,И всё облагорожено
Вселюбящим Христом.
Учитель Попробуем сделать вывод.
<\p>
— Ученик : В концепции поэмы сказались противоречия мировоззрения Блока, с одной стороны человека, желающего верить в новое, созидательное, с другой стороны гражданина, человека творческого, мыслящего, имеющего в своей основе нравственные начала русского народа, вечные ценности христианства.
Отсюда и неприятие старого и неприятие нового, антигуманного, могущего переступить через любого человека, сделать несчастным и безучастным к страданиям ближнего. И только тогда достигается мировая гармония, когда переступившие через кровь придут к вере, христианским заветам, к идеалам любви, к вечным ценностям.
Учитель: Поэма Блока – трагическое пророчество о спасении России. Мы живем в такое время, когда сняты все запреты, существует полная свобода вероисповедания, открываются все новые церкви, восстановлены Храмы, но стало ли меньше преступлений? Нет. Почему? Да опять «идут без имени Святого».
Поэма «Двенадцать» – предупреждение, попытка разбудить тех, кто отдавал и отдает на растоптание Святую Веру, Святую Русь, свое будущее. Нескончаемая вьюга по-прежнему метёт над Россией. Когда же придет конец этой вьюге-пурге? Белый венчик из роз в 12 главе, белый снег в начале поэмы – сомкнулся круг, состоящий из 12 глав поэмы. И подошел к концу наш урок.
А сейчас предлагаю составить синквейн. Над чем заставил вас задуматься урок? 2 минуты достаточно?
Всем большое спасибо. Вы хорошо потрудились.<\p>
6. Рефлексия. Составить синквейн по проблеме урока.
7. Итог урока (анализ работы и выставление оценок)
ТЕСТ
1 .К какому направлению относится раннее творчество Блока?
1. Футуризм 2. Акмеизм 3 Символизм 2.Цикл стихотворений «На поле Куликовом» является произведением 1.На историческую тему 2. О современности 3. О неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего. 3. Какие приемы использует Блок в следующих примерах:
- 1.«Весенний и тлетворный дух»
- 2.«И очи синие, бездонные/ Цветут на дальнем берегу»
- 3.«Доколе матери тужить? Доколе коршуну кружить?»
А) метафора б) анафора в)оксюморон 4. Какой мелодии не слышно в поэме Блока «Двенадцать»? 1. Марш 2. Танго 3.Частушка 4.Романс 5. Композиция поэмы в литературоведении получила определение: 1.кольцевой 2.хронологической 3. «метельной» 6. Старый мир в поэме сравнивается с:
- псом
- попом
- с буржуем
- со старушкой
7. Какие цвета символизируют борьбу двух начал в поэме «Двенадцать» 1.красный и черный 2.красный и зеленый 3.белый и черный 4. черный и серый 8. Назовите основное событие поэмы «Двенадцать» 1. шествие красногвардейцев 2. появление представителей «старого мира» 3. убийство Катьки 4. появление Христа
Ссылка на основную публикацию
Александр Блок — один из талантливейших и крупнейших поэтов России. В своем творчестве он попытался отобразить сложное и переломное время рубежа XIX— XX веков. Будучи поэтом-символистом, он пользуется привычным для себя языком символов для того, чтобы передать те грандиозные события, которые происходили в стране в тот момент. Наиболее полно символическое мышление Блока сказалось в его знаменитой поэме «Двенадцать». Не будет ошибкой сказать, что вся поэма — это не просто текст с определенным сюжетом, а настоящее метафорическое единство, в котором сим-волическое настолько плотно сплетено с реальным, что уже невозможно отличить одно от другого. Символика в поэме начинается с ее ритма. Вся первая глава ритмически выдержана в том народном стиле, которым обычно сопровождались выступления маленьких кукольных театров — вертепов или разные скоморошьи представления. Кроме них мы можем услышать и русскую, древнюю, простонародную песню: В ритмах и интонациях поэмы, в напряженности и прерывистости ее стихового темпа слышится шум крушения старого мира. Важное место в поэме «Двенадцать» занимает цветовая символика. В поэме присутствуют только два цвета: черный и белый. Из-за этого пейзаж в поэме графи-чен: белый снег — черное небо — ветер — огни. На фоне такой контрастности еще резче выступают образы персонажей поэмы. Множество ассоциаций можно связать и с числом двенадцать. Прежде всего, это полночь, переход из одного дня в другой. В данном контексте такой символ можно понимать как преодоление некоего рубежа, шаг в неизвестное будущее. Блока наоборот: Петруха за одну ночь трижды возвращается к вере и трижды вновь отступает. Встречается в поэме и такая реплика: «Эх, эх, без креста!». По всему получаются какие-то антиапостолы — с винтовками вместо креста, уголовники, грабители и убийц, готовые стрелять хоть в сугроб, хоть в во всю Святую Русь, хоть в самого Иисуса Христа. // идут без имени святого Все двенадцать – вдаль. Ко всему готовы, Ничего не жаль… Их винтовочки стальные На незримого врага И вдруг А. Блок неожиданно разрушает концепцию антиапостолов — тем, что возглавляет их шествие, правда, невидимо для них, Иисус Христос с кровавым флагом.
Отвяжись ты, шелудивый Я штыком пощекочу! Старый мир, как пес паршивый, Провались – поколочу! Скалит зубы – волк голодный -Хвост поджал – не отстает -Пес голодный – пес безродный… Так беспощадно и правдиво Блок показывает гибнущий привычный мир. Он. ведь тоже принадлежит к нему. Однако такова действительность, и автор не может покривить душой. Одним из самых ярких образов в поэме является — образ вьюги. Он символизирует стихийное, природное начало революции. Так, например, ветер в поэме хлещет врагов революции: барыню в каракуле, попа, писателя, но одновременно Рвет, мйет и косит Большой плакат: «Вся власть Учредительному собранию!» Несмотря на то, что вьюга является символом революции, символом коренного переустройства мира, красногвардейцы видят в ней угрозу для себя. Они никак не могут избавиться от той непонятной тревоги, которая сначала проявилась у Петрухи, а потом охватила и других.
«… вьюга долгим смехом Заливается в снегах…» Очень символичен в поэме и образ Христа, который в финале возглавляет шествие красногвардейцев. Блок исходил при этом из собственных представлений о раннем христианстве как бунтарской силе, сокрушившей в свое время старый языческий мир. Для поэта — образ Христа — олицетворение новой всемирной и всечеловеческой религии, символ того нового мира, во имя которого герои поэмы творят свое историческое возмездие над силами мира старого. Блок признавал, что впереди красногвардейцев должен был идти кто-то «другой», но не мог найти иного образа такого же масштаба в том арсенале художественно-исторических образов, которым владел. |