«Проблема нравственного выбора в прозе Булгакова (По романам «Мастер и Маргарита» или «Белая гвардия»)»
М, А Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» описывает события двадцатых годов нашего века и события библейских времен Действия происходящие в разное время объединены одной идеей поисками истины и борьбой за нее Перенесемся в далекий Ершалаим во дворец прокуратора Иудеи Понтия Пилата «В белом плаще с кровавым подбоем» появляется он пред человеком лет двадцати семи у которого «руки связаны за спиной под левым глазом синяк в углу рта — ссадина с запекшейся кровью» Человек этот звали его Иешуа — обвиняется в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма Арестант хотел было оправдаться «Добрый человек» Поверь мне «Но его «научили» соблюдать этикет «Крысобои вынул бич и ударил арестованного по плечам связанный мгновенно рухнул наземь как будто ему подрубили ноги захлебнулся воздухом краска сбежала с его лица и глаза обессмыслились «Трудно не согласиться с тем определением какое дал себе прокуратор «свирепое чудовище» Понтии Пилат живет по своим законам он знает что мир разделен на властвующих и подчиняющихся им что формула лраб подчиняется господину» незыблема значит господин всех и вся И вдруг появляется человек который думает иначе «рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины» Более того этот «бродяга» смеет предлагать «Мне пришли, а голову кое какие новые мысли и я охотно поделился бы ими с тобой тем более что Ты производишь впечатление очень умною человека» Он не боится возражать прокуратору и делает это столь искусно, что Понтии Пилат приходит на некоторое время в замешательство У Иешуа своя жизненная философия «злых людей нет на свете есть люди несчастливые» Арестант показался интересен В его невиновности прокуратор Убедился сразу Конечно он чудаковат И наивен его речи несколько крамольны, но зато «бродяга» обладает чудесным свойством снимать головную боль которая так мучает прокуратора И у Понтия Пилата уже сложился план действия он объявит Иешуа сумасшедшим и вышлет на остров в Средиземное море туда где находится его резиденция, Но это оказалось невозможным Иуда из Кариафа представил такие сведения о «безумце» что наместник кесаря не имел права не казнить его Прокуратор хотел и даже попытался спасти новоявленного «пророка» но тот решительно не хотел отказываться от своей «истины» «В числе прочего я говорил что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть». Всесильный прокуратор во власти страха теряет остатки гордого достоинства «Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты? Или ты думаешь, что я готов занять твое место? Я твоих мыслей на разделяю.» Обнаруживается постыдное) малодушие умного и почти всесильного правителя, из-за боязни доноса боязни погубить собственную карьеру Пилат идет против своих убеждений, голоса человечности и совести. И Понтии Пилат кричит так, чтобы слышали все «Преступник? Преступник! Преступник!» Иешуа казнен. Почему же мучается прокуратор? Почему ему снится сон, будто он не поспал на казнь бродячего философа и целителя, будто они идут вместе по лунной дорожке и мирно беседуют, и он, «жестокий прокуратор Иудеи, от радости плакал и смеялся во сне». Могущество Понтия Пилата оказалось мнимым. Он трус, верный пас кесаря Совесть мучает его. Ему никогда не будет покоя, он понимает, что прав Иешуа. У Иешуа остался ученик и последователь — Левий Матвей. Он продолжит дело своего Учителя. В евангельской легенде заложены вечные истины, которые, будучи забытыми, непременно напомнят о себе нравственной деградацией общества. Но как связаны ершалаимские главы с основным содержанием романа. Большое количеств как явных, так и тончайших параллелей связывают изображение Ершалаима двадцатых годов века и Москвы двадцатых годов XX века. Герои и времена, в них описанные, как будто разные, а суть одна Вражда, недоверие к людям инакомыслящим, зависть царствует и в мире, который «окружает Мастера. Их обнажает Воланд. Воланд — это художественно переосмысленный автором образ Сатаны Сатана и его помощники творят зло. Их цепь — обнажать сущность явлений, высвечивать, усиливать, выставлять на всеобщее обозрение негативные явления в человеческом обществе. Фокусы в Варьете, проделки с подписывающим бумаги пустым костюмом, таинственное превращение советских денег в доллары и прочая чертовщина
Истина принадлежит человеку, заблуждение — его эпохе
... субъективной сторон Готовые работы на аналогичную тему Курсовая работа Истина и заблуждение 480 руб. Реферат Истина и заблуждение 250 руб. Контрольная работа Истина и заблуждение 200 руб. Получить выполненную ... христианство, как, впрочем, и любая другая религия, ограничивает человека в его свободном выборе и поэтому делает его менее свободным. Действительно, утверждают атеисты, как можно ...
— это обнажение скрытых пороков человека. Становится понятным смысл фокусов в Варьете. Здесь происходит испытание москвичей на алчность и милосердие. В конце представления Воланд приходит к выводу «Ну что же они-люди как люди. Ну легкомысленна ну что ж и милосердие иногда стучится в их сердца обыкновенные люди в общем, напоминают прежних квартирный вопрос только испортил их «. Вечное стремление людей к добру неодолимо. Прошло двадцать веков, а олицетворение добра и любви — Иисус Христос — жив в душах людей.
Проблема нравственного выбора в романе Мастер и Маргарита Булгакова
Роман «Мастер и Маргарита» был делом всей жизни Михаила Булгакова. Автор вложил всю душу в свое произведение, отразил свое мировоззрение. Писатель считал, что каждый человек стоит перед нравственным выбором. От принятого им решения зависит не только его жизнь, но и жизнь окружающих. Как выражена проблема нравственного выбора в романе «Мастер и Маргарита»?
Мастер и Иешуа Га Ноцри в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита
... и древний Ершалаим. Жанр «Мастера и Маргариты» можно определить как роман в романе. И в обоих этих произведениях проходит тема поиска истины и света. у Эти истории тесно связаны. История Иешуа ... сходство между Мастером и Иешуа. Ведь последний также не был признан и также заплатил свою цену за право открыть людям «царство истины». Спасение и для Мастера, и для Иешуа — безумие. Мастер спасся, потому ...
Автор разделяет всех героев романа на две стороны: сторона Зла и сторона Добра. Силы Зла представлены Воландом и его свитой. Они то и дело предлагают кому-либо подписать договор. Однако, они честны и справедливы, потому что всегда выполняют свои обещания. Здесь нет классической сцены договора с дьяволом, когда последний обманывает.
Также Злом являются члены МАССОЛИТа, пишущие бездарные произведения. Писательство для них — источник благосостояния. Они не стремятся изобразить в своих книгах серьезные и важные темы. Многие из их рассказов посвящены простым вещам. Например, один из них описал прекрасный и вкусный ужин в «Грибоедове», ресторане.
Сторону Добра представляет Иешуа. Этот герой считает, что злых людей не существует в принципе. Есть лишь обиженные люди, которые творят из-за обиды плохие поступки. Добром является и образ Мастера, который планирует освещать в своих произведениях истинные проблемы человечества: добро, справедливость, любовь, самопожертвование, дружбу. Маргарита, подписавшая договор с Воландом, также на стороне Добра. Девушка выбрала любовь и сделала все, чтобы быть вместе с возлюбленным.
Проблему нравственного выбора помогает осветить библейский сюжет. Понтий Пилат — прокуратор Иудеи. Он стоит перед сложным выбором: справедливость, честность или удачная карьера. Он выбирает повышение по карьерной лестнице и по его вине погибает в страшных мучениях Иисус Христос. Вскоре люди признают, что совершили ошибку, но будет уже очень поздно.
Михаил Булгаков подводит читателя к мнению, что каждый сам решает каким ему быть. Принимая решение, необходимо знать, что от него зависит не только жить того, кто выбирает, но и жизнь других людей. Решение может повлиять на нее самым странным и необычным способом. Принятие решений — ответственный поступок, удел взрослых и зрелых людей. Умение нести ответственность за свои поступки и отличает взрослого человека от ребенка.
В романе «Мастер и Маргарита» осветить проблему нравственного выбора помогает библейский сюжет и образы героев.
2 вариант
Противоборство добра и зла существует с начала времен, это два вечных и неразделимых понятия. Добро и зло живут в каждом человеке, но в разных пропорциях, кем – то правит светлая сторона, а в ком – то побеждает темная. Борьба этих противоположностей время от времени происходит в душе каждого из нас.
Эта тема широко обсуждается многими писателями и М. А. Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита» не стал исключением. Зло манит и искушает человека соблазнами, а добро ведет на путь истинный. С детства мы привыкли к тому, что добро побеждает зло, ведь во всех сказках положительные герои всегда побеждали злодеев. Но роман Булгакова переворачивает наше представление об этом, ведь здесь правит вовсе не добро. У этих двух противоположностей абсолютное равноправие. Действия романа, хоть и происходят не в одно время, но есть между ними нечто общее, что их объединяет – это поиск истины и борьба за нее.
Роман переносит нас во времена Понтия Пилата – прокуратора Иудеи. Перед ним человек с синяками и ссадинами, который отчаянно пытается оправдаться в предъявленном ему обвинении. Его имя Иешуа, а обвиняют его в зачинательстве к уничтожению ершалаимского храма. Но за попытку оправдаться обвиняемый получил удар хлыстом.
Роман «Мастер и Маргарита»
... свободу. Поэтому в романе утверждается идея высоких человеческих ценностей — добра, справедливости, любви, свободы. Иешуа, Мастер и Маргарита воплощают идею непобедимости личности. Души любимых героев М. Булгакова ... позиции, трактовкой образа Христа и художественными особенностями. На основании сюжета романа «Мастер и Маргарита» можно сделать вывод, что М. Булгаков развивал основные идеи Евангелия ...
Сам Понтий Пилат называл себя «свирепым чудовищем», которое живет по собственным законам. Он считал, что во все времена раб должен подчиняться господину. И вдруг перед ним человек, не разделяющий его взгляды, да еще и смеющий ему возражать. Прокуратор сразу же понял, что арестант не виновен, несмотря на его чудаковатость, он прекрасно умел избавлять от головной боли, которая так мучила Понтия Пилата. По этой причине он решил объявить Иешуа сумасшедшим и выслать на остров, поближе к своей резиденции. Но его план не удался, ведь Иуда сделал все для того, чтобы арестанта казнили. Прокуратор пытался спасти его, но он был не намерен отказываться от своих убеждений истины. В итоге Понтий Пилат, испугавшись навредить своей карьере, пошел наперекор человечности и объявил Иешуа преступником. После казни Иешуа прокуратора продолжает мучить совесть.
Спустя несколько веков Мастер приступает к созданию романа о Понтии Пилате. Он стремится познать историю Христа, а возможность сделать это ему посылает Сатана. Здесь можно провести параллель между Иешуа и Мастером. Их судьба сложилась трагически. В романе Мастер является своего рода собирательным образом человека, обладающего жаждой познания вечных законов нравственности.
Маргарита же воплощает собой «вечную любовь», огромную, вдохновенную и поэтическую. Она готова бороться за свою любовь, ради которой соглашается предстать на балу у Сатаны в образе королевы и тем самым воссоединиться с Мастером.
Отправившись вместе с Маргаритой в вечность, Мастер оставил свой роман всем будущим поколениям в качестве напоминания о том, что решить свои проблемы нравственности способны лишь мы сами.