Александр Сергеевич Пушкин – один из самых читаемых авторов. Его имя знают всенаши соотечественники от мала до велика. Его произведениями зачитываются повсюду. Это поистине великий писатель. И, пожалуй, его книги стоит изучать глубже. Например, те же «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» просты лишь на первый взгляд. Рассмотрим одну из них, а именно «Станционный смотритель» — историю о том, как важно вовремя осознать значимость дорогих сердцу людей.
В 1830 году Александр Сергеевич Пушкин отправляется в Болдино, чтобы решить некоторые финансовые проблемы. Он уже собирался вернуться, но в России в то время сильно распространилась смертельно опасная холера, и возвращение пришлось отложить надолго. Этот период развития его дарования называют Болдинская осень. В это время написаны одни из лучших произведений, в том числе цикл повестей под названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», состоящий из пяти произведений, одна из которых «Станционный смотритель». Ее автор закончил 14 сентября.
Во время вынужденного заточения Пушкин страдал от разлуки с очередной дамой сердца, поэтому его муза была печальна и зачастую настраивала его на грустный лад. Возможно, свою лепту в создание «Станционного смотрителя» внесла сама атмосфера осени – поры увядания и ностальгии. Главный герой увял также стремительно, как сброшенный с ветки лист.
Жанр и направление
Сам Пушкин называет свое произведение «повести», хотя по существу каждая из них – это маленький роман. Почему же он их так назвал? Александр Сергеевич отвечал: «Повести и романы читаются всеми и везде» — то есть, особой разницы между ними он не видел, а выбор сделал в пользу менее крупного эпического жанра, как бы указывая на скромный объем произведения.
В отдельной повести «Станционный смотритель» заложены основы реализма. Герой – это вполне реальный герой, который мог бы встретиться в то время в действительности. Это первое произведение, в котором поднимается тема «маленького человека». Именно здесь Пушкин впервые говорит о том, как живет этот никем не замеченный субъект.
Композиция
Структура повести «Станционный смотритель» позволяет читателю взглянуть на мир глазами рассказчика, в словах которого скрывается личность самого Пушкина.
- Начинается повесть с лирического отступления писателя, где он отвлеченно рассуждает о неблагодарной профессии станционного смотрителя, который унижен уже по долгу службы. На таких должностях и формируются характеры маленьких людей.
- Основная часть состоит из бесед автора с главным героем: он приезжает и узнает последние новости о его жизни. Первый визит – знакомство. Второй – основной поворот сюжета и кульминация, когда он узнает о судьбе Дуни.
- Нечто вроде эпилога представляет собой его последний приезд на станцию, когда Самсон Вырин был уже мертв. Там сообщается о раскаянии его дочери
О чем?
Тема «маленького человека» в повести Пушкина «Станционный смотритель» (2)
... В произведении «Станционный смотритель» А.С. Пушкин впервые в русской литературе затронул тему «маленького человека». Позже этот образ дополнили в своем творчестве Гоголь, Чехов, Толстой. В повести Пушкина роль «маленького человека» досталась главному герою, станционному смотрителю по имени Самсон Вырин. ...
Повесть «Станционный смотритель» начинается с небольшого отступления, где автор рассуждает о том, какая это унизительная должность. Никто не обращает на этих людей внимания, их «шпыняют», иногда даже бьют. Никто никогда не говорит им элементарно «спасибо», а ведь зачастую это очень интересные собеседники, которые могут многое рассказать.
Затем автор повествует о Самсоне Вырине. Он занимает должность станционного смотрителя. Рассказчик попадает к нему на станцию случайно. Там он знакомится с самим смотрителем и его дочкой Дуней (ей 14 лет).
Гость отмечает, что девушка очень хороша собой. Спустя пару лет герой снова оказывается на той самой станции. Во время этого визита мы и узнаем суть «Станционного смотрителя». Он снова встречает Вырина, но вот дочки не видно. Позже из рассказа отца становится ясно, что однажды на станцию заехал гусар, и из-за болезни ему пришлось на какое-то время остаться там. Дуня постоянно ухаживала за ним. Вскоре гость поправился и стал собираться в дорогу. На прощание он предложил довести свою сиделку до церкви, но обратно она уже не пришла. Позже Самсон Вырин узнает, что молодой человек вовсе и не болел, он претворялся, чтобы обманом завлечь девушку и увезти с собой в Петербург. Пешком смотритель отправляется в город и пытается там найти гусара-обманщика. Найдя его, он просит вернуть ему Дуню и не позорить больше, но тот ему отказывает. Позже несчастный родитель находит и дом, в котором похититель содержит его дочь. Он видит ее, одетую богато, любуется ею. Когда героиня поднимает голову и видит отца, она пугается и падает на ковер, а гусар выгоняет бедного старика прочь. После этого смотритель больше не видел свою дочь.
Еще спустя время автор опять оказывается на станции доброго Самсона Вырина. Он узнает, что станцию расформировали, а бедный старик умер. Теперь в его доме живет пивовар и его жена, которая отправляет своего сына показать, где похоронен бывший смотритель. От мальчика рассказчик узнает, что некоторое время назад в город приезжала богатая барыня с детьми. Она также спрашивала про Самсона, а узнав, что тот умер, долго плакала, лежа на его могиле. Дуня раскаялась, но было уже поздно.
ПРОБЛЕМА «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В РАССКАЗЕ А. ПУШКИНА «СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ» , И В ПОВЕСТИ А. ПЛАТОНОВА «ЯМСКАЯ СЛОБОДА»
Чжан Налинь,
студентка 5 курса УО «ВГУ им. П.М. Машерова», г. Витебск, Республика Беларусь
Научный руководитель – Поклонская В.Н., канд. филол. наук, доцент
Объект исследования –, Цели исследования, Методологические основы исследования
А. Пушкин и А. Платонов – величайшие писатели русской литературы. Сфера их творческого внимания — вся огромная Россия начала ХIХ-ХХ вв.; ее просторы, жизнь городов и деревень, которые открывались не только с роскошного подъезда, но и через двери бедняцких домов. Не случайно проблема «маленького человека» стала одной из главных в их произведениях, в том числе, в рассказе А. Пушкина «Станционный смотритель» и в повести А. Платонова «Ямская слобода».
Литература языковедение : «Маленький человек»
... нравственно оправдать мир и человека, в нем живущего, не разделять действительность на Мир и Антимир, а дать им возможность полностью реализовать себя в условиях абсурда. На самореализацию имеет ... прозаиков публиковался только Набоков, т.е. реализовал себя как писатель и как человек. Эта работа ставит своей целью рассмотреть творчество Довлатова с примиренческой точки зрения, т.е. разглядеть за ...
Пушкинский герой — Самсон Вырин. Он занимает незначительную должность, оттого беден, беззащитен перед «сильными мира сего». Потеряв горячо любимую дочь Дуняшу, станционный смотритель умирает. Кто же виноват в его смерти? Конечно, общество, в котором «маленький человек» социально не защищен. Нельзя снимать ответственности за смерть отца и с Дуни, потому что ее судьба сложилась счастливо: девушка вышла замуж по любви за дворянина. Что же мешало ей, если не приехать, так хотя бы послать отцу весточку о себе? Важно, что А.С. Пушкин, рассказывая о Самсоне Вырине, подчеркивает, что любой человек (независимо от его общественного положения) имеет право на достойную жизнь, на чуткость и сострадание окружающих.
У А. Платонова традиционный образ «маленького человека» переосмыслен. Платоновский Филат, герой «Ямской слободы», в отличие от Самсона Вырина — «человек без памяти о своем родстве». Он «сподручный парень» мещанина Захара Васильевича Астахова, «всей слободе заплатка». Живет Филат различными слободскими заработками: поправляет плетни, помогает в кузнице, замещает пастуха, нянчит грудных детей, убирает нечистоты из отхожих мест. Филат даже не обижается на окружающих за оскорбления и насмешки. Он чист душой, искренен, бескорыстен, совестлив, честен, поэтому такие, как Филат, всегда нужны Ямской слободе, нужны людям.
Следовательно, с точки зрения А. Платонова, «маленького человека» в жизни не бывает и быть не может. Каждый из нас — неповторимая индивидуальность, и без каждого из нас «народ неполный»!
Литература:
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/nravstvennyie-uroki-povesti-stantsionnyiy-smotritel/
1. Архангельский А.Н. Герои Пушкина: Очерки литературной характерологии. – М., 1957.
2. Лотман Ю.М. Пушкин. – СПб., 2000.
3. Полтавцева Н. Философская проза Андрея Платонова. — Ростов-на-Дону, 1981.
4. Чалмаев В. Андрей Платонов, — М.,1989.
КАТЭГОРЫЯ АБСУРДУ Ў ФІЛАСОФІІ І ТВОРЧАСЦІ ЭКЗІСТЭНЦЫЯНАЛІСТАЎ
Шавяка В.У.,
выпускніца УА “ВДУ імя П.М. Машэрава”, г. Віцебск, Рэспубліка Беларусь
Навуковы кіраўнік – Лапацінская В.В., канд. філал. навук, дацэнт
Тэрміну “абсурд” у экзістэнцыяналізме адводзіцца надзвычайнае месца. Ён азначае бязглузднасць, бессэнсоўнасць існавання ў абязбожаным свеце, чужым і варожым чалавеку.
Вызначэнне абсурду ў экзістэнцыяльнай філасофіі падкрэслівае ірацыянальнасць жыцця, яго першапачатковую стыхійнасць, хаатычнасць, пазбаўленнасць сэнсу, і, такім чынам, непадуладнасць рацыянальнасці. Французскі экзістэнцыяналіст Альбер Камю робіць акцэнт на абсурдным існаванні чалавека ў свеце і на нашым успрыманні гэтай бессэнсоўнасці, – “пачуцці абсурду”.
Экзістэнцыяналісты гавораць аб метафізічным абсурдзе ў якасці характарыстыкі чалавечага існавання ў стане страты сэнсу жыцця, звязанага з адчужэннем асобы не толькі ад грамадства, але і ад самаго сябе.
Традыцыйнае размеркаванне ў філассофіі і навуцы суб’екта і аб’екта пацягнула за сабой адасобленнасць чалавека і свету. Чалавек імкнецца да згоды са светам, а той у сваю чаргу застаецца абыякавым або варожым. Таму істота, знешне ўпісваючыся ў акаляючую яе рэчаіснасць, насамрэч вядзе “несапраўднае існаванне”, разрыў якога можа адбыцца дзякуючы абсурду.
Современные учебные интернет-ресурсы на х иностранного языка
... лингвистической и методической литературы по проблеме исследования; обобщение педагогического опыта, анализ, синтез, интерпретация. 1 Учебные интернет-ресурсы в обучении иностранному языку Использование интернет-ресурсов на уроке иностранного языка ... каталоги, поисковые и метапоисковые системы). Среди информационных и образовательных ресурсов Е.С. Полат особо выделяет: курсы дистанционного обучения, ...
Абсурд у разуменні філосафаў-экзістэнцыяналістаў стаў індэксам разладу чалавечага існавання са светам.
Такім чынам, чалавек, якога паказваюць экзістэнцыяналісты, з’яўляецца носьбітам унутранай адзіноты і страху перад рэчаіснасцю. Экзістэнцыяльная ідэя абсурду прываблівае жаданнем зразумець чалавека і яго жыццё; да асэнсавання катэгорыі абсурду звярталіся і звяртаюцца мастакі розных кірункаў і метадаў.
З пункту погляду літаратуразнаўства: абсурд – гэта асобы стыль напісання тэксту, для якога характэрна падкрэсленая адсутнасць прычынна-выніковых сувязей, гратэскная дэманстрацыя недарэчнасці, бессэнсоўнасці чалавечага быцця.
Адсутнасць веры ў “неўміручую душу” пазбаўляе чалавека перспектывы: паняцці “будучыня”, “вечнасць”, “бясконцасць” не маюць для яго ніякага сэнсу, бо сам ён “канечны”. Здольнасць з дапамогаю розуму спасцігаць свет, крок за крокам набліжацца да “абсалютнай ісціны”, стварае ў чалавека ілюзію, што ён усемагутны і здольны ўрэшце рэшт адкрыць таямніцу жыцця, перамагчы тым самым, вядома, у далёкай будучыні, нават саму смерць. Аднак штодзённае “існаванне” ўвесь час нагадвае чалавеку, што менавіта яно з’яўляецца адзінай відавочнай рэальнасцю, няхай сабе зменлівай, хуткаплыннай, крохкай.
Дзякуючы гэтай “яснасці бачання” французскія экзістэнцыяналісты Сартр і Камю здолелі зразумець з аднаго боку, абсурднасць існавання, а з другога – зрабіць свой маральны выбар і быць падрыхтаванымі, каб дапамагчы іншым людзям у іх цяжкім змаганні за годнае існаванне.
Праявы філасофіі экзістэнцыяналізму, філасофскія катэгорыі “існаванне”, “выбар”, “абсурд” можна прасачыць у творчасці Антуана дэ Сэнт-Экзюперы, Сальвадора Далі, Самюэла Бэкета, Эжэна Ёнэска, Андрэя Таркоўскага, Васіля Быкава, Алеся Адамовіча, Кузьмы Чорнага, Віктара Казько, Алеся Разанава і інш.
Паняцце абсурду, абсурду быцця, якое ўвёў у літаратуру Камю, атрымала шырокае распаўсюджанне: у 50-я гг. ХХ стагоддзя яно прысутнічае не толькі ў прозе, але і ў драматургіі, дзе з’яўляецца “тэатр абсурду”.
Філасофія экзістэнцыяналізму вельмі зблізілася з мастацкай літаратурай, якую невыпадкова называюць “чалавеказнаўствам”, бо менавіта дзякуючы мастацкай мове філасофскія паняцці сталі зразумелымі, а экзістэнцыяналізм такім папулярным.
Такім чынам, для катэгорыі абсурду ўласцівы паказ чалавека ў стане страты сэнсу жыцця, адзіноты, страху перад рэчаіснасцю. А для мастацкіх тэкстаў пісьменнікаў-экзістэнцыяналістаў характэрным з’яўляецца адсутнасць прычынна-выніковых сувязей і гратэскная дэманстрацыя недарэчнасці чалавечага быцця.
Творчасць Віктара Казько адпавядае экзістэнцыяльнай ідэі, аднак вытокамі гэтага з’яўляецца не філасофская сістэма, а жыццёвая рэчаіснасць. Яго раман “Бунт незапатрабавнага праху” – складаны, глыбокасімвалічны, шматузроўневы, твор, у ім няма сюжэтнага развіцця падзей, які патрабуе інтэлектуальнага прачытання.
Аўтар у рамане адлюстроўвае жыццё цэлай эпохі, некалькіх пакаленняў, якім выпала жыць у складаны супярэчлівы час.
Тэма знішчэння індывідуальнасці, бессэнсоўнасці чалавечага існавання, адзіноты перарастае ў галоўную тэму рамана, якой падпарадкоўваюцца фактычна ўсе сюжэтныя лініі.
Экзістэнцыяльныя паняцці абсурду “адчай”, “адзінота”, “скруха”, “журба”, “трывога”, “страх”, “пакута”, “крык”, “боль” паўтараюцца бясконца ў творы.
Как сложилась дальнейшая жизнь дуни. «Продолжение истории Дуни
... Дуни с детьми к умершему отцу. Молодая женщина приехала в родной дом не униженная и несчастная, а с гордо поднятой головой, как победительница, которая выиграла битву с судьбой. Дуня ... Только в самом конце повести мы узнаем, что судьба Дуни решилась удачно. Она стала барыней с тремя детьми ... отца и чувствует себя виноватой. Дуня прожила много лет в роскоши и богатстве, но это не значит, что ее судьба ...
РОЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ, Шелегова Е.Д.,
студентка 4 курса
Научный руководитель – Агабалаева О.А., магистр филол. наук, ст. преподаватель
Основная цель данной статьи заключается в определении роли иностранного языка в формировании поликультурной личности. В статье приводится также определение поликультурной личности и обосновывается необходимость поликультурного образования в современном мире. Написание статьи основывается на следующих методах научного познания: метода анализа научной литературы, синтеза, прогнозирования и обобщения.
Наиболее значимыми характеристиками XXI в. являются глобализация и информатизация. Происходит сближение стран и народов, становление единого взаимозависимого мира, получившего название глобального или глобализирующегося, в рамках которого расширяются экономические, политические и культурные связи между странами [1, c. 64−65]. В данных условиях изменяется само общество. Оно становится поликультурным, для него характерно как развитие ряда универсальных, глобальных характеристик, так и сохранение самобытности культуры каждой отдельно взятой этнической группы.
Необходимость в формировании поликультурной личности продиктована именно условиями глобального мира. Нужен принципиально новый подход к формированию данного типа личности — подход, который базировался бы на когнитивном уровне осмысления как универсальных культурных концептов, имеющих общечеловеческую ценность, так и на понимании специфического культурного характера выражения данных концептов в различных этнокультурах. Исходя из этого, поликультурная личность должна обладать следующими видами сознания: правовым, географическим, лингвистическим, историческим, художественно-эстетическим и религиозным.
При помощи поликультурного образования можно глубже изучить и осознать многообразие народов, населяющих Землю, легче понять культурные различия между отдельными народами, более очевидно проявить разнообразие точек зрения. Это разнообразие отражено во вкусах людей, в их предпочтениях и отношениях, в стиле жизни и взглядах на мир [2].
Именно иностранный язык является ключевым элементом в формирование поликультурной личности. Человеческая речь, воплотившаяся в языковом множестве, − это важнейшая составляющая в коммуникативном общении между людьми. История развития каждого отдельного языка неминуемо воплощает в себе и целую историю развития того или иного народа, несёт в себе определенные смысловые характеристики, возникшие в ходе различных исторических, культурных, экономических и социальных изменений. Истинное понимание иного народа, как в его отдельных представителях, так и нации в целом, невозможно без знания иностранного языка. Еще К.Д. Ушинский писал: «…лучшее и даже единственное средство проникнуть в характер народа – усвоить его язык, и чем глубже мы вошли в язык народа, тем глубже мы вошли в его характер». Именно на этом базируется формирование поликультурной личности. В тоже время ключевым моментом должно быть понимание того факта, что само по себе сухое знание лексики, грамматики, синтаксиса иностранного языка является всё ещё недостаточным и неполным в мировоззренческом понимании индивида другой языковой группы. Изучение иностранного языка предполагает также изучение истории, географии, культуры, религии, этнографии, невербальных средств общения (мимики и жестикуляции), символики данного народа. Исключительно только в таком контексте, когда изучение иностранного языка является синтезом всех данных об изучаемом народе, можно говорить о формирование поликультурной личности, для которой намного проще будут раскрываться границы мира и жизненные знания будут не поверхностными, а по истину глубокими.
«Повести Белкина» анализ произведения Пушкина – история создания, ...
... молодого военного на провинциальной девушке. Все школьные сочинения по литературе «Повести Белкина» сочинение. Александр Пушкин — непревзойденный мастер поэзии и прозы. В ... Повестей Белкина» позволит заметить, что автор с улыбкой и добрым юмором рассказал о последекабристской России и простых людях, ... А. С. Пушкин Образование 2 февраля 2018 В сентябре 1830 года Пушкин приезжает в имение отца в Болдино. ...
Литература:
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/nravstvennyie-uroki-povesti-stantsionnyiy-smotritel/
1. Агранат, Ю.В. К вопросу о содержании и структуре поликультурной личности будущего специалиста социальной сферы / Ю.В. Агранат // Высшее образование сегодня. – 2008. – №9. – С. 64–67.
2. Кочергина В. Ю. Поликультурное образование и воспитание / В. Ю. Кочергина / Теория, практика и перспективы образования, поликультурного воспитания, карьеры и интеграции беженцев, мигрантов и их детей в современном мире: Сб. тр. Первой Международной научно-практической конференции. – 2010. – [Электрон. ресурс] / Режим доступа: . – Дата доступа: 17.05.2011.
Главные герои
- Самсон Вырин – добрый и общительный старик лет 50, который души не чает в своей дочери. Она защищает его от побоев и ругани приезжих. При виде нее они всегда ведут себя спокойно и доброжелательно. В первую встречу Самсон выглядит отзывчивым и робким мужчиной, который довольствуется малым и живет лишь любовью к своему ребенку. Ни богатств, ни славы ему не надо, лишь бы рядом была его родная Дуняша. В последующую встречу он — уже обрюзгший старик, который ищет успокоения в бутылке. Побег дочери надломил его личность. Образ станционного смотрителя – это хрестоматийный пример маленького человека, который не в силах противостоять обстоятельствам. Он не выдающийся, не сильный, не умный, он просто обыватель с добрым сердцем и кротким нравом – вот его характеристика. Заслуга автора в том, что он сумел интересно дать описание самому обыденному типажу, найти в его скромной жизни драму и трагизм.
- Дуня — молодая девушка. Она оставляет отца и уезжает с гусаром не из корыстных или недобрых побуждений. Девушка любит родителя, но по наивности доверяется мужчине. Как и любую молодую женщину, ее влечет великое чувство. Она следует за ним, забыв обо всем. В конце повести мы видим, что она переживает за смерть одинокого отца, ей стыдно. Но сделанного не исправить, и вот она, будучи уже матерью, плачет на могиле родителя, сожалея о том, что так поступила с ним. Спустя годы Дуня остается прежней милой и заботливой красавицей, на облике которой не отразилась трагическая история дочери станционного смотрителя. Всю боль разлуки вобрал в себя ее батюшка, так и не увидевший внуков.
Характеристика персонажей , Описание и характеристика героев:
Отец из повести Детство Толстого образ и Характеристика
... руки и нос как у орла. На этом фоне сильного человека выделены небольшие глаза и странная поступь маленькими шагами. Толстой также отмечает, что Пётр хоть и не ... они одинаковые попрошайки. Сочинение Отец в произведении Детство В данном произведении отец мальчика Николеньки, это Петр Александрович. Он ранее служил в армии, был военным, сейчас в отставке. Это ...
- Самсон Вырин — добродушный старик, которому около 50 лет. Он обожает свою дочку, а она защищает его от побоев и брани гостей. Увидев девочку, приезжие ведут себя более доброжелательно. При знакомстве Вырин описан отзывчивым и мягким человеком, довольствующимся малым и живущим только любовью к дочке. Ему не нужно богатств, только бы рядом находилась его Дуня. При следующем визите это уже обрюзгший старичок, ищущий успокоения в алкоголе. Побег дочки сломил его личность. Образ главного героя стал ярким примером маленьких людей, которые не могут противостоять обстоятельствам.
- Дуня — юная девушка, оставившая своего родителя и уехавшая с офицером не из корыстных целей. Она любит отца, но по своей наивности доверилась гусару. Ею руководило великое чувство. Она последовала за мужчиной, забыв про все на свете. В финале повествования Дуня мучается из-за кончины отца, но исправить ничего нельзя. Девушка рыдает на могиле Самсона, жалея о своем поступке.
- Автор. Работает чиновником и часто разъезжает по делам. От его лица происходит рассказ. Это общительный человек, который с уважением относится к обычным людям. Ему нравится слушать разные истории. Он наблюдательный и обходительный, всегда сочувствует чужому горю.
Тема
- В «Станционном смотрителе» впервые поднимается тема «маленького человека»
— Это герой, которого никто не замечает, но который обладает большой душой. Из рассказа автора мы видим, что его часто ругают просто так, иногда даже бьют. Его не считают за личность, он — низшее звено, обслуживающий персонал. Но на самом деле, этот безропотный старик безгранично добр. Несмотря ни на что, он всегда готов предложить путникам ночлег и ужин. Гусару, который хотел его избить и которого остановила Дуня, он разрешает остаться у себя на несколько дней, вызывает ему врача, кормит его. Даже когда его предает дочь, он все равно готов ей все простить и принять ее назад любую.
- Тема любви
тоже своеобразно раскрывается в повести. В первую очередь, это чувство родителя к ребенку, которое бессильны поколебать даже время, обида и разлука. Самсон безоглядно любит Дуню, бежит спасать ее пешком, ищет и не сдается, хоть такой смелости от робкого и забитого слуги никто не ожидал. Ради нее он готов терпеть хамство и побои, и лишь убедившись, что дочь его сделала выбор в пользу богатства, он опустил руки и подумал, что бедный отец ей уже не нужен. Другой аспект – страсть юной прелестницы и гусара. Сначала читатель тревожился за судьбу провинциальной девочки в городе: ее в вправду могли обмануть и обесчестить. Но в финале оказывается, что случайная связь обернулась брачным союзом. Любовь – главная тема в «Станционном смотрителе», так как именно это чувство стало и причиной всех бед, и противоядием от них, которое не доставили своевременно.
Проблематика
Пушкин в своем произведении поднимает нравственные проблемы. Поддавшись мимолетному чувству, ничем не подкрепленному, Дуня оставляет отца и едет вслед за гусаром в неизвестность. Она позволяет себе стать его любовницей, она знает, на что идет, и все равно не останавливается. Здесь финал получается счастливым, гусар все-таки берет девушку в жены, но и в те времена такое было редкостью. Тем не менее, даже ради перспективы брачного союза не стоило отрекаться от одной семьи, строя другую. Жених девушки вел себя непозволительно грубо, именно он сделал ее сиротой. Они оба легко переступили через горе маленького человека.
Характеристика и образ дуни в повести станционный смотритель пушкина
... глядит в дом, а дочь глядит вон. Характеристика Дуни из повести «Станционный смотритель» Дуня была единственной дочерью станционного смотрителя Самсона Вырина. Рассказчик описывает, что девушка была очень красивой. ... только потому, что он маленький чиновник, бедный человек, не имеющий дворянского звания… Рекомендуем почитать ► Дуня станционный смотритель Дуня — дочь бедного станционного смотрит
На фоне поступка Дуни развиваются проблема одиночества и проблема отцов и детей. С того момента, как девушка покинула отчий дом, она ни разу не проведала отца, хотя знала, в каких условиях он живет, ни разу ему не написала. В погоне за личным счастьем она абсолютно забыла про человека, который ее любил, растил и готов был простить буквально все. Такое происходит по сей день. И в современном мире дети оставляют и забывают своих родителей. Вырвавшись из гнезда, они пытаются «выбиться в люди», добиваются целей, гонятся за материальным преуспеянием и не вспоминают о тех, кто дал им самое важное – жизнь. Судьбой Самсона Вырина живут многие родители, оставленные и забытые своими детьми. Конечно, спустя время молодежь вспоминает о семье, и хорошо, если оказывается еще не поздно встретиться с ней. Дуня на встречу не успела.
Главная мысль
По-прежнему насущна и актуальна идея «Станционного смотрителя»: даже к маленькому человеку нужно относиться уважительно. Нельзя мерить людей по званию, сословию или умению задеть других. Гусар, например, судил окружающих по силе и положению, поэтому причинил такое горе своей же супруге, своим же детям, лишив их отца и деда. Своим поведением он оттолкнул и унизил того, что мог бы стать ему опорой в семейной жизни. Также основная мысль произведения – это и призыв к тому, чтобы мы берегли своих родных и не откладывали примирение на завтра. Время быстротечно и может лишить нас шанса исправить свои ошибки.
Если посмотреть на смысл повести «Станционный смотритель» более глобально, то можно заключить, что Пушкин выступает против социального неравенства, ставшего краеугольным камнем взаимоотношений людей того времени.
О чем заставляет задуматься?
Также Пушкин заставляет нерадивых чад подумать о своих стариках, дает им наставление не забывать родителей, быть им благодарными. Семья – это самое ценное в жизни каждого человека. Именно она готова простить нам все, принять нас любыми, утешить и успокоить в трудный час. Родители – самые преданные люди. Она отдают нам все, и взамен ничего не просят, кроме любви и небольшого количества внимания и заботы с нашей стороны.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
В знаменитую Болдинскую осень 1830 года А.С. Пушкин за 11 дней написал удивительное произведение — «Повести Белкина», — включавшее пять самостоятельных историй, рассказанных одному человеку (его имя вынесено в заглавие).
В них автору удалось создать галерею провинциальных образов, правдиво и без прикрас показать жизнь в современной писателю России.
Особое место в цикле занимает повесть «Станционный смотритель». Именно она заложила основы для развития темы «маленького человека» в русской литературе 19 века.
Краткое содержание повести “станционный смотритель” пушкина: ...
... ямщик рассказал станционному смотрителю Самсону, что Дуня отправилась с ним до следующей станции. Далее в повести Пушкина «Станционный смотритель» кратком содержании вы узнаете ... повести «Станционный смотритель» краткое содержание читать, то вы узнаете, что спустя несколько лет наш рассказчик вновь посетил эти места. Он с нетерпением ожидал вновь увидится со станционным смотрителем Самсоном Выриным, ...
Рецензии на книгу «Станционный смотритель» Александр Пушкин
Коллежский регистратор, почтовой станции диктатор
Пушкинский день
, более того, исполняется
220 лет со дня рождения Великого поэта и писателя
, не слишком круглая, но все же, кругловатая дата. Пусть эта моя рецензия будет маленьким вкладом в наше большое отечественное празднование.
Очень люблю «Повести Белкина», считаю их жемчужиной нашей литературы, хотя, вернее было бы назвать их жемчужным ожерельем. Этим сборником Пушкин задал немеркнущий эталон нашей словесности, подобраться даже близко к которому в будущем удавалось лишь единицам. Повести написаны очень лаконичным, я бы даже сказал, суховатым языком, и вместе с тем наполнены таким тонким лиризмом, так эмоционально богаты.
Пушкин писал их в 1830 году, в период знаменитой Болдинской осени, это было время еще бурного цветения романтизма, дань которому отдана и в сборнике, например, повести «Выстрел» и «Гробовщик», но очень четко обозначается уже новое грядущее направление — реализм.
А «Станционный смотритель» стал, наверное, первым серьезным произведением нашей литературы, обозначившим проблему «маленького человека». Потом её будут активно разрабатывать Гоголь, Достоевскмй и Чехов, А литературные критики с таким упоением сравнивают Башмачкина, Девушкина и Беликова с Самсоном Выриным.
Я не буду ничего писать о сюжете, так как любому русскоязычному читателю, претендующему хотя бы на маленькую толику общего развития, он хорошо известен. Просто повторюсь, что кроме темы «маленького человека» (с разбором которой исписаны горы школьных сочинений по этой повести), в ней поднимаются проблемы взаимоотношения близких людей (отца и дочери), смысла и ценности человеческой жизни, переосмысливается библейская притча о блудном сыне, недаром автор дает такую ссылку, когда рассказывает, что на стенах станционной избы висели картинки с этим сюжетом.
Интерес представляет фамилия главного героя. Оказывается, такая фамилия была зарегистрирована во времена Ивана Грозного среди тульского дворянства, но впоследствии данный род вымер и фамилия исчезла. На момент написания повести такой фамилии в Российской империи не было. Потом, в 1865 году, при получении паспорта один из жителей Пскова запишется Выриным, и сегодня эту фамилию носит очень небольшое количество его потомков.
По поводу происхождения фамилии главного героя есть несколько версий, самая распространенная — Пушкин образовал её от названия станции Выра, что под Гатчиной, через которую частенько проезжал. Сегодня это деревня, однако в 1972 году здесь был создан литературно-мемориальный музей, который так и называется «Дом станционного смотрителя». Другая, более изощренная версия предполагает, что фамилия образована от названия древнеславянского царства мёртвых Вырия (Ирия), и, дескать, Вырин — некий аналог славянского Харона. Но, лично мне, она кажется слишком надуманной и я склоняюсь к первому варианту.
На прощание хочу вспомнить одноименный фильм Сергея Соловьева, того же — 1972 года», где роль коварного соблазнителя — гусара Минского — исполнил молодой Никита Михалков, который впоследствии станет чуть ли самым удачным исполнителем нашего кино в этом амплуа.
Знакомство с героями
Историю станционного смотрителя Самсона Вырина рассказал Белкину некий И.Л.П., титулярный советник. Его горькие размышления о том, каково отношение к людям этого ранга, с самого начала настраивают читателя на не очень веселый лад. Всякий останавливающийся на станции готов их обругать. То лошади плохие, то погода и дорога скверные, а то и вовсе настроение не заладилось — а во всем виноват станционный смотритель. Основная мысль повести — показать тяжелое положение простого человека без высокого чина и ранга.
Все притязания проезжавших спокойно сносил Самсон Вырин — отставной солдат, вдовец, воспитывавший четырнадцатилетнюю дочь Дунечку. Это был свежий и бодрый человек лет пятидесяти, общительный и чуткий. Таким увидел его при первой встрече титулярный советник.
В доме было чисто и уютно, на окнах росли бальзамины. А всех останавливающихся поила чаем из самовара Дуня, рано научившаяся вести хозяйство. Она же своим кротким видом и улыбкой смиряла гнев всех недовольных. В обществе Вырина и «маленькой кокетки» время для советника пролетело незаметно. Гость прощался с хозяевами, как со старыми знакомыми: настолько приятным показалось ему их общество.
Как изменился Вырин…
Повесть «Станционный смотритель» продолжается описанием второй встречи рассказчика с главным героем. Спустя несколько лет судьба вновь забросила его в те края. Он подъезжал к станции с тревожными мыслями: все могло произойти за это время. Предчувствие и в самом деле не обмануло: вместо бодрого и жизнерадостного человека перед ним предстал поседевший, давно не бритый, сгорбленный старик. Это был все тот же Вырин, только теперь весьма неразговорчивый и угрюмый. Однако стакан пунша сделал свое, и вскоре рассказчик узнал историю Дуни.
Года три назад проезжал мимо молодой гусар. Девушка ему приглянулась, и он на несколько дней притворился больным. А когда добился от нее взаимных чувств, увез тайком, без благословения, от отца. Так свалившаяся беда изменила давно устоявшуюся жизнь семейства. Герои «Станционного смотрителя», отец и дочь, больше уже не свидятся. Попытка старика вернуть Дуню закончилась ничем. Он добрался до Петербурга и даже смог увидеть ее, богато одетую и счастливую. Но девушка, взглянув на отца, упала без чувств, и его попросту выгнали. Теперь Самсон жил в тоске и одиночестве, а главной его спутницей стала бутылка.
Краткое содержание
Повествование начинается с маленького отступления, в нем рассказчик размышляет о том, насколько унизительная работа у смотрителя на станции. Ни один человек не обращает внимания на него, его унижают, избивают. Никто не говорит ему даже обычного «спасибо», а ведь нередко смотрители могут быть довольно интересными собеседниками и немало поведать.
Самсона Вырина
Через какое-то время рассказчик заново оказался на этой станции. Он опять повстречался с Самсоном, но девочки уже не было. Далее от отца он узнает, что когда-то на станцию прибыл гусар Минский и из-за тяжелого заболевания остался здесь на какое-то время. Дочка ухаживала за больным. Вскоре офицер выздоровел и начал собираться в путь.
Перед отъездом он предложил провести Дуню до церкви, однако назад девушка уже не вернулась. Затем Самсон узнал, что офицер не был болен, он сымитировал заболевание, чтобы с помощью обмана завлечь его дочку и забрать в Петербург.
Пешком Самсон отправился в столицу и попытался найти офицера-обманщика.
Отыскав этого типа, смотритель попросил его вернуть дочку и не позорить их семью, но получил отказ. Спустя время несчастный отец нашел дом, где гусар держал Дуню. Он увидел дочку в богатых одеждах и стал любоваться ею. Когда девушка подняла голову и увидела своего родителя, она упала в обморок, а офицер выгнал прочь бедного отца. После этого он никогда не видел Дуню.
Через некоторое время повествователь еще раз попадает в это место. Автор узнал, что станция была расформирована, а несчастный смотритель скончался. Сейчас в его доме проживает пивовар с женой. Он отправляет своего сына указать место, где находится могила Самсона. От юноши рассказчик узнал, что когда-то сюда прибыла богатая женщина с детьми. Она тоже интересовалась смотрителем, а когда ей сообщили, что он скончался, долго рыдала возле его могилы.
История о блудном сыне
Еще при первом своем приезде рассказчик заметил на стенах картинки с подписями на немецком языке. Они отображали библейскую историю о блудном сыне, забравшем свою долю наследства и промотавшем ее. На последней картинке смиренный отрок вернулся в родной дом к простившему его родителю.
Эта легенда очень напоминает то, что произошло с Выриным и Дуней, потому она неслучайно включена в состав повести «Станционный смотритель». Основная мысль произведения связана с идеей беспомощности и беззащитности простых людей. Вырин, хорошо знакомый с устоями высшего общества, так и не смог поверить, что его дочь может быть счастлива. Не убедила и сцена, увиденная в Петербурге, — все может еще измениться. Он ждал возвращения Дуни до конца жизни, но их встреча и прощение так и не состоялись. Возможно, Дуня просто долго не решалась предстать перед отцом.
Краткая история создания , Работа над повестью была начата в 1830 году
- Задумка рассказа появилась в 1829 году (по некоторым предположениям, одновременно с мыслями о создании романа «Дубровский»).
- 3 произведения, входящие в цикл «Повести Белкина», были закончены в сентябре 1830 года: «Гробовщик» — 9-го, «Станционный смотритель» — 14-го и «Барышня-крестьянка» — 20-го числа. Оставшиеся две повести дописаны в октябре — «Выстрел» и «Метель» окончены 14-го и 20-го числа соответственно.
- В 1831 году Александр Сергеевич издал повести от имени «покойного Ивана Петровича Белкина»; в 1834 году произведения повторно изданы им под своей фамилией.
а «Гробовщик» содержит элементы, свойственные готической литературе
Стоит отметить, что должность станционного смотрителя во времена Пушкина вызывала у большинства людей иронию или даже презрение.
Главный герой — Самсон Вырин — является одним из первых в русской литературе образов «униженного и оскорблённого» героя, не имеющего поддержки ни среди власть имущих, ни среди простых людей.
Произведение насыщено различной символикой — от картины «Возвращение блудного сына» (единственное, о чём мечтал Вырин — чтобы к нему вернулась его дочь) до описания интерьера обители старика (цветы с бальзамином, символизирующие бережное отношение к дому; после отъезда дочери их уже не было, что указывает на появившееся у Вырина безразличие ко всему).
Возвращение дочери
В свой третий приезд рассказчик узнает о смерти старого знакомого. А сопровождавший его на кладбище мальчик поведает ему о барыне, приезжавшей уже после того, как умер станционный смотритель. Содержание их разговора дает понять, что все у Дуни сложилось хорошо. Она приехала в карете с шестью лошадями, в сопровождении кормилицы и трех барчат. Вот только отца в живых Дуня уже не застала, потому и покаяние «заблудшей» дочери стало невозможным. Барыня долго лежала на могиле — так по традиции просили прощения у умершего человека и навсегда прощались с ним — а затем уехала.
Почему же счастье дочери принесло невыносимые душевные страдания ее отцу?
Самсон Вырин всегда считал, что жизнь без благословения и в качестве любовницы — это грех. И вина Дуни и Минского, наверное, прежде всего в том, что и их отъезд (смотритель сам убедил дочь проводить гусара до церкви) и непонимание при встрече в Петербурге лишь укрепили его в этом убеждении, которое, в конце концов, доведет героя до могилы. Есть еще один важный момент — произошедшее подорвало в отце веру. Он искренне любил свою дочь, которая была смыслом его существования. И вдруг такая неблагодарность: за все годы Дуня ни разу не дала знать о себе. Она словно вычеркнула отца из своей жизни.
Изобразив небогатого человека самого низкого чина, но с высокими и чуткой душой, А.С. Пушкин обратил внимание современников на положение людей, находившихся на низшей ступени социальной лестницы. Неспособность протестовать и смирение с судьбой делают их беззащитными перед жизненными обстоятельствами. Таковым оказывается и станционный смотритель.
Основная мысль, которую хочет донести до читателя автор, — необходимо быть чуткими и внимательными по отношению к каждому человеку, независимо от его характера и Только это поможет изменить царящие в мире людей безразличие и озлобленность.
Повесть «Станционный смотритель» — это история человеческой жизни, в которую бесцеремонно вторглись и безжалостно ее растоптали. Повесть построена по всем правилам жанра. Сначала мы знакомимся с местом действия и героем — Самсоном Выриным. Потом автор вводит в развитие сюжета персонажей, сопричастных к тому, что произойдет с главным героем. Перед нами трагедия «маленького человека», чиновника четырнадцатого класса.
Станционный смотритель Самсон Вырин живет бедно, своим трудом, исполненным оскорблений и унижений, он добывает средства к существованию, но ни на Что не жалуется и доволен судьбой. Он растит дочь — милую, чуткую, красивую девушку, которая помогает ему и иногда сглаживает конфликтные ситуации, которые неизбежно возникают на станции с нетерпеливыми и строгими проезжающими. Но в этот маленький спокойный мир приходит беда: молодой гусар Минский тайно увозит Дуню в Петербург.
Горе потрясло старика, но не сломило — он отправился за своей Дуней в Петербург, разыскал Минского и пробрался к нему. Но старика выбросили из дома. Станционный смотритель не смирился с тем, что не увидел дочь, и сделал еще одну попытку, но Дуня, заметив его, упала в обморок, а его опять прогнали. Самсон Вырин смирился. Он уехал на свою почтовую станцию, с горя запил и вскоре умер. Обиженный судьбой и людьми, Вырин стал воплощением страдания и бесправия. Самсон Вырин пытался протестовать, но, как человек низшего сословия, не мог противостоять Минскому. Такова печальная судьба «маленького человека», мастерски изображенная Пушкиным. Вопрос о его судьбе Пушкин ставит остро и драматично. Смирение унижает человека, делает его жизнь бессмысленной, вытравляет в нем гордость, достоинство, превращает его в добровольного раба, в жертву, покорную ударам судьбы.
В повести «Станционный смотритель» А. С. Пушкин обращается к теме «маленького человека». Вначале произведения автор знакомит нас с жизнью станционных смотрителей, с тяжестями и унижениями, которые им приходится терпеть каждый день:
- «Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился?.. Покою ни днем, ни ночью… В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам;
- в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца».
Но несмотря на то унизительное отношение, которое они терпят от других, эти «люди мирные, от природы услужливые…». Далее автор рассказывает нам историю смотрителя Самсона Вырина. Это был добрый человек, единственная радость которого заключалась в его дочери — красавице Дуне. Но однажды у смотрителя в доме остановился гусар. Он притворился больным и дочь Вырина ухаживала за ним. За доброту смотрителя гусар отплатил подлостью: он соблазнил и увез без ведома отца Дуню. Правда, мы не можем утверждать, что гусар злой человек. По всему видно, что Дуня уехала по собственному желанию и счастлива с ним. Но ведь этого не может знать бедный отец. Зато он хорошо знает другое — как в таких случаях обычно бывает:
* «Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал, да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою».
То, чего боится Вырин, — реальность. Автор заставляет читателя не просто жалеть смотрителя и сочувствовать его горькому одиночеству, но еще и задуматься о том, что тот мир, в котором живут Вырины, устроен далеко не лучшим образом. В своей повести А. С. Пушкин учит нас глубоко уважать людей, несмотря на их положение в обществе, на социальный статус. Каждый человек достоин того, чтобы к нему относились внимательно и с уважением. Мир, в котором мы живем, и так достаточно жесток. Чтобы хоть немного изменить его, мы должны стремиться к гуманности и состраданию.
Если вы готовитесь писать сочинение по повести «Станционный смотритель» Пушкина, рассмотрите коротко сюжет произведения. Александр Пушкин поведал некоторые подробности жизни Самсона Вырина, который был обычным станционным смотрителем. Его судьба нелегка. Какая бы погода не стояла, какой бы уставший он не был, ему приходится много времени проводить на работе, выслушивая обидные слова проезжающих, многие из которых стараются выместить на нем своё плохое настроение. Но Вырин человек мирный, поэтому он все это безропотно терпит.
Но не все так плохо в жизни Вырина. В сочинении по повести «Станционный смотритель» нужно отметить, что у этого человека есть радость — его прекрасная дочь Дуня. Она помогает ему и часто сглаживает недопонимания с постояльцами. Но вот что происходит дальше:
Как-то раз на станцию прибывает гусар по фамилии Минский, который влюбляется в дочь Вырина и обманом увлекает её за собой. Вскоре Вырин выясняет, что Дуня с Минским уже в Петербурге. Попытки забрать у гусара дочь оказываются безуспешными — Минский заявляет, что они любят друг друга.
Пушкин описывает внутреннее состояние Вырина, как он страдает и меняется. Через несколько лет его не узнать! Теперь это не свежий и бодрый человек, а хилый, сгорбленный, седой и небритый старик. Он все время корит себя за то, что отпустил тогда Дуню с Минским, когда он предложил просто подвезти её до церкви. А больше всего Самсон Вырин страшится того, что Дуня в конце концов надоест гусару, и он бросит её, оставив на произвол судьбы в большом городе.
Вырин потерял всякую надежду и смысл в жизни, свалившееся горе убивает его, он начинает страшно пить и на этом его жизнь заканчивается. Невозможно представить сочинение по повести «Станционный смотритель» без упоминания о реакции Дуни, когда ей становится известно о судьбе бедного отца. В то время у барыни Дуни уже трое детей и кормилица. Она потрясена случившимся и долго плачет на кладбище.
Теперь Дуня, хоть и осуществилась ее мечта, всю жизнь будет укорять себя. Но гусар действительно не бросил Дуню. Скорее всего, они поженились и родили детей, она живет безбедно.
Проблемы нравственности в повести «Станционный смотритель»
Оснащение урока
прилож. 2
прилож. 3
прилож. 4
прилож. 5
Ход урока
Почитай отца своего и мать свою, чтобы продлились дни твои на земле.
I. Организационный момент.
Учитель:
Добрый день, ребята! Мы продолжаем знакомиться с повестью «Станционный смотритель». Тема нашего урока «Проблемы нравственности в повести «Станционный смотритель». Сегодня нам предстоит раскрыть нравственные проблемы, которые поднимает автор в своем произведении, через характеристику героев, их отношение друг к другу.
Откройте тетради и запишите тему урока.
Работа в тетради.
Эпиграфом к нашему уроку послужит высказывание из Евангелие: «Почитай отца своего и мать свою, чтобы продлились дни твои на земле».
О чем эти слова? Какие мысли они у вас вызывают?
Ученики:
Эти слова о любви к родителям, уважении, о чувстве долга перед ними.
Учитель:
Действительно, нам предстоит говорить об отношениях детей к своим родителям, о заботе, внимании, о нравственности поступков.
Как вы думаете, какие качества составляют понятие «нравственность»?
Ученики:
Сочувствие, отзывчивость, умение оказывать помощь, забота об окружающих.
Учитель:
Верно, через эти качества можно сформулировать понятие нравственности.
Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми обладает человек.
II. Психологический настрой. Актуализация знаний.
Учитель:
Как мы помним, повесть «Станционный смотритель» написал в 1830 году, а в 1972 году режиссером Сергеем Соловьевым по повести был снят фильм. Давайте вспомним сюжет этой повести, послушаем романс в сопровождении кадров из фильма «Станционный смотритель».
Беседа по произведению.
Учитель:
Кто главный герой этой повести? Чем он занимался?
Ученики:
Главный герой станционный смотритель Самсон Вырин.
Учитель:
Кто же они – станционные смотрители, каков их труд? В повести сам отвечает на этот вопрос. Послушаем.
Ученик:
Чтение отрывка наизусть (индивидуальное задание ученика).
«Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или по крайней мере муромским разбойникам? Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее. Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда (ссылаюсь на совесть моих читателей).
Какова должность сего диктатора, как называет его шутливо князь Вяземский? Не настоящая ли каторга? Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе».
Беседа.
Работа с таблицей, заполненной учениками дома.
III. Основной этап урока.
Учитель:
Наш герой – станционный смотритель Самсон Вырин. Каким мы видим Самсона Вырина в первой части повести? Дайте его портретную характеристику.
Ученики:
«Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сертук с тремя медалями на полинялых лентах».
Учитель:
Несмотря на многочисленные проблемы, с которыми смотритель сталкивался на службе, он был по-настоящему счастливым человеком. В чем заключалось его счастье?
Ученики:
С ним всегда рядом была его дочь Дуня. В ней он души не чаял.
Учитель:
Но прошло несколько лет. Рассказчик снова приезжает на эту станцию. Изменилась ли жизнь героя? Каким мы видим его теперь?
Ученики:
«… но как он постарел! Я смотрел на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину — и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика».
Учитель:
Кто виноват в том, что Вырин превратился в хилого старика?
Ученики:
Дуня, так как она уехала в Петербург, бросив отца. Но старик считает виноватым Минского, потому что он соблазнил Дуню и увез ее.
Учитель:
Самсон Вырин не оставляет надежды вернуть свою дочь и отправляется на поиски в Петербург.
Чтение отрывка повести.
Ученик:
- «Рано утром пришел он в его переднюю и просил доложить его высокоблагородию, что старый солдат просит с ним увидеться. Военный лакей, чистя сапог на колодке, объявил, что барин почивает и что прежде одиннадцати часов не принимает никого. Смотритель ушел и возвратился в назначенное время. Минский вышел сам к нему в халате, в красной скуфье. «Что, брат, тебе надобно?» — спросил он его. Сердце старика закипело, слезы навернулись на глазах, и он дрожащим голосом произнес только: «Ваше высокоблагородие!.. сделайте такую божескую милость!..» Минский взглянул на него быстро, вспыхнул, взял его за руку, повел в кабинет и запер за собою дверь. «Ваше высокоблагородие! — продолжал старик, — что с возу упало, то пропало;
- отдайте мне по крайней мере бедную мою Дуню. Ведь вы натешились ею;
- не погубите ж ее понапрасну». — «Что сделано, того не воротишь, — сказал молодой человек в крайнем замешательстве, — виноват перед тобою и рад просить у тебя прощения;
- но не думай, чтоб я Дуню мог покинуть: она будет счастлива, даю тебе честное слово. Зачем тебе ее? Она меня любит;
- она отвыкла от прежнего своего состояния. Ни ты, ни она — вы не забудете того, что случилось». Потом, сунув ему что-то за рукав, он отворил дверь, и смотритель, сам не помня как, очутился на улице.
Получить полный текст
Долго стоял он неподвижно, наконец, увидел за обшлагом своего рукава сверток бумаг; он вынул их и развернул несколько пяти — и десятирублевых смятых ассигнаций. Слезы опять навернулись на глазах его, слезы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоптал каблуком и пошел… Отошел несколько шагов, он остановился, подумал… и воротился… но ассигнаций уже не было. Хорошо одетый молодой человек, увидя его, подбежал к извозчику, сел поспешно и закричал: «Пошел!..» Смотритель за ним не погнался. Он решился отправиться домой на свою станцию, но прежде хотел хоть раз еще увидеть бедную свою Дуню. Для сего дни через два воротился он к Минскому; но военный лакей сказал ему сурово, что барин никого не принимает, грудью вытеснил его из передней и хлопнул двери ему под нос. Смотритель постоял, постоял — да и пошел».
Беседа. Работа с таблицей, заполненной учениками дома.
Учитель:
Почему от этой встречи наворачиваются слезы у бедного старика? Как вы охарактеризуете поступок Минского?
Ученики:
Рассуждают о поступке Минского, дают ему оценку с позиции нравственности. Делается вывод: поступок Минского безнравственный.
Учитель:
А что же дочь главного героя – Дуня? Какой она предстает перед нами в начале повести?
Ученики:
«Девочка лет четырнадцати … Красота её меня поразила… да такая разумная, такая проворная, маленькая кокетка, большие голубые глаза».
Учитель:
Какой смысл автор вносит в слово кокетка?
Ученики:
С помощью учителя формулируют понятие «кокетка». Кокетка — женщина, старающаяся при помощи разных уловок нравиться мужчинам.
Учитель:
В глубине души Дуня мечтала уехать из глуши, жить в красоте и роскоши. Такой случай и выпал ей. Только отец этого не хотел понимать и считал, что они будут жить вместе всегда.
Теперь мы знаем, какими были наши герои в начале повествования. Как складывались отношения отца и дочери в начале повести?
Ученики:
Полное взаимопонимание. Самсон Вырин гордился Дуней. «На ней весь дом держался».
Учитель:
Но Дуня уезжает с Минским в Петербург. Сохранились эти отношения в дальнейшем?
Ученики:
Нет, не сохранились, потому что Дуня не сообщила о том, где она находится. Вычеркнула отца из своей жизни ради богатства и столичного блеска.
Учитель:
Станционный смотритель не может поверить в то, что Дуня счастлива без него, потому что без нее он несчастен, и наш герой снова отправляется в Петербург. Какой он ее увидел?
Ученики:
- «Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своем английском седле. Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною;
- он поневоле ею любовался».
Учитель:
Казалось бы, все, что еще нужно для счастья дочери. Дуня по-настоящему счастлива. Почему же отец не рад счастью дочери?
Ученики:
Он несчастен. Единственный, родной, любимый человек ради личного счастья отказался от отца.
Учитель:
Считаете ли вы побег Дуни благородным поступком по отношению к самому родному человеку?
Ученики:
Нет. В тот момент она об отце даже не думала. Не переживала за его дальнейшую судьбу. И этот поступок мы тоже можем назвать безнравственным.
Учитель:
в повести уделяет большое внимание деталям. Через предметы обихода, вещи нам ярче раскрываются герои произведения, их мысли, чувства, поступки. Обратимся к интерьеру, в котором живут Дуня и Самсон Вырин.
Ученики:
«… я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына… горшки с бальзамином, и кровать с пестрой занавескою».
Учитель:
Ребята, а ведь не случайно в доме станционного смотрителя висели картинки о блудном сыне. Почему поместил эти иллюстрации на стену? Мы сейчас и выясним.
Посмотрите на иллюстрацию, которая лежит у вас на столах, какие эпизоды из жизни блудного сына изображены? Найдите описание этих эпизодов в тексте повести.
Ученики:
- «…я занялся рассмотрением картинок… Они изображали историю блудного сына: в первой почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окруженный ложными друзьями и бесстыдными женщинами. Далее, промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасет свиней и разделяет с ними трапезу;
- в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Наконец представлено возвращение его к отцу;
- добрый старик в том же колпаке и шлафорке выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит на коленах;
- в перспективе повар убивает упитанного тельца, и старший брат вопрошает слуг о причине таковой радости».
Самой знаменитой картиной, описывающей «Возвращение блудного сына» считается картина Рембрандта.
Он писал ее в последний год жизни, когда был старым, нищим и смертельно больным. Темой для написания картины послужила известная евангельская притча, рассказывающая, как после долгих скитаний блудный сын вернулся к отцу. Оборванный, нищий, в подпоясанных веревкой лохмотьях, с бритой головой каторжника стоит блудный сын на коленях и прячет лицо на груди старика. Охваченный стыдом и раскаянием, он, может быть, впервые за много лет ощутил тепло человеческих объятий. А отец, склонившись к «бродяге», с бережной нежностью прижимает его к себе. Эта минута по своему психологическому состоянию равна вечности, перед ними обоими проходят годы, проведенные ими друг без друга и принесшие столько душевных мук. Лоб отца как бы излучает свет, и это самое светлое место в картине. С напряженным вниманием наблюдают за встречей отца и сына присутствующие. Среди них выделяется стоящий справа мужчина в красном плаще. Внимательно следит за происходящим и человек, стоящий сзади. Из глубины сумрачного холста льется таинственный свет. Он мягко обволакивает фигуру слепого отца, шагнувшего из тьмы навстречу сыну. Старик производит впечатление слепого, хотя в притче ничего не сказано о его слепоте.
Давайте познакомимся с притчей подробнее.
Чтение притчи учителем, ученики следят по своему тексту.
Учитель:
Проведем параллели между притчей о блудном сыне и повестью «Станционный смотритель». Что же здесь общего? В чем отличия?
Самостоятельная работа учащихся с таблицей. Первая часть таблицы уже заполнена учителем и представлена на слайде презентации. Дети заполняют вторую часть по аналогии с первой.
Ученики:
Заполнение таблицы.
Притча | История Дуни |
1. Блудный сын добровольно уходит из родного дома с благословлением отца. | 1. Дочь, возложив всю ответственность на друга, уезжает тайно, случайно, без согласия и благословления отца. |
2. Никто не ищет его. | 2. Не желает, чтобы ее нашли и не подает о себе никакой информации. |
3. Ведет разгульный образ жизни. | 3. Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве, становится матерью… |
4. Радостная встреча сына с отцом. | 4. Боится встречи, но потом Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места, оплакивая могилу. |
5. Сын вернулся домой нищий и голодный. Он раскаялся в содеянном. | 5. Авдотья Семеновна не вернулась, а зашла ,
проезжая мимо. |
6. Произошло примирение с отцом и покаяние блудного сына. | 6. Покаяние и примирение невозможно из-за смерти отца. |
Учитель:
Обсуждение результатов работы. В качестве «ключа» при проверке используется таблица, заполненная учителем и представленная на слайде.
Учитель:
Прошло еще несколько лет. Автор в третий раз проезжает мимо этой станции. Только там уже нет станционного смотрителя.
Ученики:
Чтение финальной сцены повести.
«Недавно еще, проезжая через местечко ***, вспомнил я о моем приятеле; я узнал, что станция, над которой он начальствовал, уже уничтожена….. ….. И я дал мальчишке пятачок и не жалел уже ни о поездке, ни о семи рублях, мною истраченных».
4. Обобщение по результатам работы на уроке.
Учитель:
Почему же все-таки Авдотья Семеновна горевала на могиле отца?
Ученики:
Дуня горевала, потому что уже нет в живых родного человека. Наверное, она осознала самую большую ошибку в своей жизни. Только раскаяться ей уже не перед кем. От этого становится еще тяжелее на душе.
Учитель:
Так какие же нравственные проблемы раскрывает автор в повести «Станционный смотритель»? Может ли стать ответом на этот вопрос эпиграф нашего урока?
Ученики:
Высказывают свое мнение, подводят итоги обсуждения по проблеме нравственности.
5. Домашнее задание.
Написать сочинение-рассуждение на тему «Взаимная ответственность родителей и детей друг перед другом».
Использованная литература
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/nravstvennyie-uroki-povesti-stantsionnyiy-smotritel/
1. . ru/articles/565798/ — «Нравственные уроки по повести «Станционный смотритель» .
Приложение 1, Домашнее задание
Герои, интерьер | Первый приезд рассказчика | Второй приезд рассказчика |
Самсон Вырин | «Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сертук с тремя медалями на полинялых лентах». | «… но как он постарел! Я смотрел на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину — и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика». |
Дуня | «Девочка лет четырнадцати … Красота её меня поразила… да такая разумная, такая проворная, маленькая кокетка, большие голубые глаза». | «Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своем английском седле. Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною; он поневоле ею любовался». |
Интерьер | «… я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына… горшки с бальзамином, и кровать с пестрой занавескою». | «… я тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына; стол и кровать стояли на прежних местах; но на окнах уже не было цветов, и все кругом показывало ветхость и небрежение». |
Приложение 2, Притча о блудном сыне
Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын пошел в дальнюю страну и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он пошел к одному из жителей страны той, а тот послал его пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествует хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного пеленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! Ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
(Лк.15,11-32).
Приложение 3
https://www. mun. ca/rels/hrollmann/restmov/texts/dasc/AINT157A. JPG