Новаторство Горького-драматурга в пьесе На дне (2)

63. М. Горький и русский театр. Новаторство Горького-драматурга. Анализ одной из пьес по выбору

Горький утвердил в драматургии новый тип общественно-политической драмы. Его новаторство проявилось и в выборе драматического конфликта, и в методе изображения действительности . Сила горьковской драматургия заключается и в том, что писатель рисует героя во всей его сложности. «Нужно в каждой изображаемой единице найти, кроме общеклассового, тот индивидуальный стержень, который наиболее характерен для нее и в конечном счете определяет ее социальное поведение» , — писал Горький.

Главный конфликт, положенный в основу пьесы «На дне», — это противоречие между людьми «дна» и порядками, которые низводят человека до трагической участи бездомного бродяги.

В центре пьесы некий собирательный образ человеческой массы, которая, однако, всегда индивидуализирована. Заметим, что такие же собирательные образы двух враждебных лагерей — капиталистов и рабочих — мы видим в пьесе «Враги». Знаменательны уже сами названия горьковских пьес: «Мещане», «Дачники», «Варвары», «Последние». Тем самым Горький стремится подчеркнуть социально-обобщенный характер своих персонажей.

Конфликт в пьесах Горького всегда выражен не внешне, не в сложной интриге, не в эффектных столкновениях, а во внутреннем движении пьесы. Действие развивается в них неторопливо, без внешне эффектных переходов. Острота драматического конфликта у Горького носит отчетливо выраженный социальный характер. Центр тяжести его пьес — в столкновении идей, в борьбе мировоззрений, социальных принципов, политических взглядов.

Сила горьковской драматургия заключается и в том, что писатель рисует героя во всей его сложности. «Нужно в каждой изображаемой единице найти, кроме общеклассового, тот индивидуальный стержень, который наиболее характерен для нее и в конечном счете определяет ее социальное поведение», — писал Горький.

Социальные качества человека предстают в его пьесах не в отвлеченном, прямолинейно выраженном виде, человек изображен у него со всеми личными особенностями и свойствами. Но за индивидуальными качествами героя мы видим в резком и ясном свете его общественно-политическое лицо.

«Человека для пьесы надобно делать так, чтобы смысл каждой его фразы, каждого действия был совершенно ясен, чтоб его можно было презирать, ненавидеть и любить, как живого»,— учил великий художник.

6 стр., 2637 слов

Условия жизни главных героев бедные люди. Бедные люди

... этого произведения несчастны, каждый по-своему. Также читают: Картинка к сочинению Главные герои романа Бедные люди Популярные сегодня темы Чудесный доктор соответствует традиции так называемых ... Роман «Бедные люди» продолжает тему «маленького человека», которую можно увидеть в произведениях Пушкина и Гоголя. Уже по названию становится понятно, какую жизнь ведут герои. Они действительно бедные люди, ...

Развертывая в своих пьесах острую борьбу мировоззрений, идей, Горький ясно определяет свое отношение к происходящим событиям. Но отчетливая идейная оценка персонажей выражается в пьесах Горького не в непосредственных авторских суждениях и комментариях. В статье «О пьесах» Горький напоминал, что сила художественного образа в драматургии состоит в его способности без прямого авторского вмешательства раскрывать себя.

«…Пьеса требует, чтобы каждая действующая в ней единица характеризовалась и словом и делом самосильно, без подсказывания со стороны автора».

С этим связано высокое мастерство речевой характеристики в драматургии Горького. Знаменательно, что в пьесе «На дне» писатель совершенно отказался от «босяцкого» жаргона. Но как прекрасно речь действующих лиц пьесы передает разнообразие их характеров, настроений, чувств и мыслей!

Горький не часто пользуется формой развернутого монолога. Преобладает в его пьесах диалог, реплика, иногда сказанная невзначай, но всегда до предела насыщенная внутренний смыслом. В своих речевых характеристиках Горький стремился к тому, чтобы личность характеризовалась всесторонне: я с точки зрения классовой, и с точки зрения индивидуальных особенностей. Он добивался того, чтобы каждая реплика, каждое слово героя с максимальной выразительностью раскрывали его характер.

Ясно проступает в особенностях речи сущность Луки и Актера. Характер Луки, его ум, лукавство, многозначительная уклончивость, ласковая вкрадчивость, склонность к жизненный обобщениям, утешительство выражаются в тех афоризмах, прибаутках н пословицах, которыми он пересыпает свою речь. «Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет. сегодня— добрый, завтра — злой». «По-моему, ни одна блоха — не плоха: все черненькие, все прыгают».

В речи Актера слышится трагедия человека, знавшего некогда иную жизнь, а теперь потерявшего даже свое имя. По своим интонациям она носит декламационный оттенок, в лексике сохранились отголоски былой театральной профессии. «…По сцене мое имя — Сверчков-Заволжский… — говорит он, — никто этого не знает, никто!» Когда обитатели ночлежки высмеивают Актера и убеждают его, что не вырваться ему из ночлежки, Актер восклицает: «Невежды, дикари… Люди без сердца! Вы увидите— он уйдет!», «Обжирайтесь, мрачные умы», «…Стихотворение… Б-беранжера!» и т. д. В этих отрывочных, бессвязных фразах выражено бессилие погибшего человека.

Так же сложна и выразительна речевая характеристика Барона. В прошлом аристократ, а теперь искалеченный жизнью бездомный босяк, он соединяет в своей речи барскую спесь и подавленность выбитого из жизненной колеи бродяги. Отсюда повелительный тон в его репликах, отсюда же и бессвязные фразы растерянного, не понимающего жизни человека.

Язык горьковских пьес богат афоризмами, которые в предельно сжатом и сгущенном виде обычно выражают серьезную мысль. В пьесе «На дне» афористична речь и Луки, и Сатина, и Бубнова. Но как различны внутренний смысл и тональность этих афоризмов! У Луки они носят отвлеченный, двусмысленный характер, у Сатина — определенный и патетический: «Человек— это звучит гордо!», «Ложь — религия рабов и хозяев» и т. д. Афоризмы Бубнова проникнуты духом предельного отчаяния; Насте он говорит: «Ты везде лишняя… да и все люди на земле — лишние…»

8 стр., 3731 слов

Доброта и жестокость в “На дне”: причины и в чем проявляется – по пьесе Горького

... тут же возвратила на грешную землю. Значение конфликта Однако образ Луки неоднозначен. При написании сочинения «Доброта и жестокость в пьесе «На дне»» нужно отметить, что добро Луки во многих случаях ... что далеко не всегда правда будет устраивать человека. Так, например, происходит в пьесе М. Горького «На дне». События здесь разворачиваются в ночлежке. Здешние обитатели – люди, у которых нет смысла ...

Таким образом, пьесы Горького обогатили русскую и мировую драматургию новым содержанием, вывели на сцену новых героев, сделали шаг вперед в художественном развитии драматургии, выявив новые возможности изображения человека в драме.

Новаторство горького-драматурга в пьесе «На дне»

Драма открывается экспозицией, в которой уже представлены основные персонажи, сформулированы основные темы, поставлены многие проблемы. Появление в ночлежке Луки является завязкой пьесы. С этого момента начинается проверка различных жизненных философий и устремлений. Рассказы Луки о «праведной земле» кульминация, а начало развязки — убийство Костылева.

Композиция пьесы строго подчинена ее идейно-тематическому содержанию. Основой сюжетного движения становится проверка жизненной практикой философии утешительства, разоблачение ее иллюзорности и вредности». Это и лепит в основе композиции пьесы «На дне».

Драматургическое мастерство Горького отличается большим своеобразием. Внимание автора сосредоточено на показе социальных типов и явлений, а само изображение действительности отличается глубокой обобщенностью. В пьесе несколько идейно-тематических планов, которые в большей или меньшей степени связаны с основной идеей. Важная особенность драмы Горького отсутствие в ней центрального героя и разделения персонажей йа положительных и отрицательных. Главное внимание автор уделяет самосознанию героев, выявлению их социальных и философских воззрений.

Своеобразны и сами принципы изображения человека в пьесе. Как правило, человек показывается через призму восприятия других людей. Так, например, представлен в пьесе Лука: в глазах Костылевых он вредный смутьян, для Анны и Насти — добрый утешитель, для Барона и Бубнова — лгун и шарлатан. Полноту и законченность этому образу придают изменяющиеся отношения к нему Актера, Пепла, Клеща.

В пьесе «На дне» монологи занимают незначительное место. Ведущим принципом раскрытия самосознания героев и их характеров является диалог. Важное средство достижения типичности и индивидуализации образов — речевая характеристика персонажей. Докажите это на примере образов Луки, Актера, Барона. Раскройте идейную функцию цитаты из Беранже, притчи о праведной земле и песни, которую поют ночлежники.

Пьеса «На дне» имела огромное общественно-политическое значение. Разоблачая лживую философию утешительства, Горький тем самым боролся против реакционной идеологии, на которую охотно опирались представители господствующих классов. В период начавшегося политического подъема утешительство, призывавшее к смирению и пассивности, было глубоко враждебно революционному рабочему классу, поднимавшемуся на решительную борьбу. В этой обстановке пьеса сыграла большую революционизирующую роль. Она показала, что Горький с передовых позиций решал проблему босячества. Если в ранних своих произведениях писатель не касался причин, порождавших это явление, то в пьесе «На дне» прозвучал суровый приговор общественному строю, который был повинен в страданиях людей. Всем своим содержанием пьеса призывала бороться за революционное преобразование действительности.

Драматургия М.Горького (“Мещане”, “На дне”, “Дачники” и др.)

В пьесе «На дне» с особой яркостью проявились существенные особенности драматургии Горького. Горький был продолжателем лучших традиций классической драматургии, и в особенности драматургии Чехова. Но в борьбе за сценический реализм он обогатил русскую драматургию.

10 стр., 4665 слов

Проблемы человеческого общения в пьесе на дне. Человек и общество ...

... человеческого бытия, которые поставил в пьесе Горький, однозначно. Таким образом, можно убедиться, что "На дне" - это драма, драма социально-философская. Здесь поставлено множество вопросов, касающихся общества и человеческой жизни. Эти две проблемы ...

Горький утвердил в драматургии новый тип общественно-политической драмы. Его новаторство проявилось и в выборе драматического конфликта, и в методе изображения действительности.

Главный конфликт, положенный в основу пьесы «На дне», — это противоречие между людьми «дна» и порядками, которые низводят человека до трагической участи бездомного бродяги.

В центре пьесы некий собирательный образ человеческой массы, которая, однако, всегда индивидуализирована. Заметим, что такие же собирательные образы двух враждебных лагерей — капиталистов и рабочих — мы видим в пьесе «Враги». Знаменательны уже сами названия горьковских пьес: «Мещане», «Дачники», «Варвары», «Последние». Тем самым Горький стремится подчеркнуть социально-обобщенный характер своих персонажей.

Конфликт в пьесах Горького всегда выражен не внешне, не в сложной интриге, не в эффектных столкновениях, а во внутреннем движении пьесы. Действие развивается в них неторопливо, без внешне эффектных переходов. Острота драматического конфликта у Горького носит отчетливо выраженный социальный характер. Центр тяжести его пьес — в столкновении идей, в борьбе мировоззрений, социальных принципов, политических взглядов.

Сила горьковской драматургия заключается и в том, что писатель рисует героя во всей его сложности. «Нужно в каждой изображаемой единице найти, кроме общеклассового, тот индивидуальный стержень, который наиболее характерен для нее и в конечном счете определяет ее социальное поведение», — писал Горький.

Социальные качества человека предстают в его пьесах не в отвлеченном, прямолинейно выраженном виде, человек изображен у него со всеми личными особенностями и свойствами. Но за индивидуальными качествами героя мы видим в резком и ясном свете его общественно-политическое лицо.

«Человека для пьесы надобно делать так, чтобы смысл каждой его фразы, каждого действия был совершенно ясен, чтоб его можно было презирать, ненавидеть и любить, как живого»,— учил великий художник.

Развертывая в своих пьесах острую борьбу мировоззрений, идей, Горький ясно определяет свое отношение к происходящим событиям. Но отчетливая идейная оценка персонажей выражается в пьесах Горького не в непосредственных авторских суждениях и комментариях. В статье «О пьесах» Горький напоминал, что сила художественного образа в драматургии состоит в его способности без прямого авторского вмешательства раскрывать себя.

«…Пьеса требует, чтобы каждая действующая в ней единица характеризовалась и словом и делом самосильно, без подсказывания со стороны автора».

С этим связано высокое мастерство речевой характеристики в драматургии Горького. Знаменательно, что в пьесе «На дне» писатель совершенно отказался от «босяцкого» жаргона. Но как прекрасно речь действующих лиц пьесы передает разнообразие их характеров, настроений, чувств и мыслей!

Горький не часто пользуется формой развернутого монолога. Преобладает в его пьесах диалог, реплика, иногда сказанная невзначай, но всегда до предела насыщенная внутренний смыслом. В своих речевых характеристиках Горький стремился к тому, чтобы личность характеризовалась всесторонне: я с точки зрения классовой, и с точки зрения индивидуальных особенностей. Он добивался того, чтобы каждая реплика, каждое слово героя с максимальной выразительностью раскрывали его характер.

17 стр., 8423 слов

Три правды в пьесе на дне горького 11 класс

... правды” в пьесе М. Горького “На дне” Сочинение по пьесе Максима Горького “На дне” по теме: Название пьесы Максима Горького удивительно точно отражает её содержание. Герои произведения действительно находятся на самом дне ... показаться на первый взгляд. Собственное мировоззрение М. Горького – это соединение утешительной правды Луки и правды – человека Сатина. Пьеса “На дне” до сих пор есть в ...

Ясно проступает в особенностях речи сущность Луки и Актера. Характер Луки, его ум, лукавство, многозначительная уклончивость, ласковая вкрадчивость, склонность к жизненный обобщениям, утешительство выражаются в тех афоризмах, прибаутках н пословицах, которыми он пересыпает свою речь. «Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет. сегодня— добрый, завтра — злой». «По-моему, ни одна блоха — не плоха: все черненькие, все прыгают».

В речи Актера слышится трагедия человека, знавшего некогда иную жизнь, а теперь потерявшего даже свое имя. По своим интонациям она носит декламационный оттенок, в лексике сохранились отголоски былой театральной профессии. «…По сцене мое имя — Сверчков-Заволжский… — говорит он, — никто этого не знает, никто!» Когда обитатели ночлежки высмеивают Актера и убеждают его, что не вырваться ему из ночлежки, Актер восклицает: «Невежды, дикари… Люди без сердца! Вы увидите— он уйдет!», «Обжирайтесь, мрачные умы», «…Стихотворение… Б-беранжера!» и т. д. В этих отрывочных, бессвязных фразах выражено бессилие погибшего человека.

Язык горьковских пьес богат афоризмами, которые в предельно сжатом и сгущенном виде обычно выражают серьезную мысль. В пьесе «На дне» афористична речь и Луки, и Сатина, и Бубнова. Но как различны внутренний смысл и тональность этих афоризмов! У Луки они носят отвлеченный, двусмысленный характер, у Сатина — определенный и патетический: «Человек— это звучит гордо!», «Ложь — религия рабов и хозяев» и т. д. Афоризмы Бубнова проникнуты духом предельного отчаяния; Насте он говорит: «Ты везде лишняя… да и все люди на земле — лишние…»

Таким образом, пьесы Горького обогатили русскую и мировую драматургию новым содержанием, вывели на сцену новых героев, сделали шаг вперед в художественном развитиидраматургии, выявив новые возможности изображения человека в драме.

Новаторство горького-драматурга в пьесе “На дне”

Драма открывается экспозицией, в которой уже представлены основные персонажи, сформулированы основные темы, поставлены многие проблемы. Появление в ночлежке Луки является завязкой пьесы. С этого момента начинается проверка различных жизненных философий и устремлений. Рассказы Луки о “праведной земле” кульминация, а начало развязки – убийство Костылева.

Композиция пьесы строго подчинена ее идейно-тематическому содержанию. Основой сюжетного движения становится проверка жизненной практикой философии утешительства, разоблачение

ее иллюзорности и вредности”. Это и лепит в основе композиции пьесы “На дне”.

Драматургическое мастерство Горького отличается большим своеобразием. Внимание автора сосредоточено на показе социальных типов и явлений, а само изображение действительности отличается глубокой обобщенностью. В пьесе несколько идейно-тематических планов, которые в большей или меньшей степени связаны с основной идеей. Важная особенность драмы Горького отсутствие в ней центрального героя и разделения персонажей йа положительных и отрицательных. Главное внимание автор уделяет самосознанию героев, выявлению их социальных

и философских воззрений.

Своеобразны и сами принципы изображения человека в пьесе. Как правило, человек показывается через призму восприятия других людей. Так, например, представлен в пьесе Лука: в глазах Костылевых он вредный смутьян, для Анны и Насти – добрый утешитель, для Барона и Бубнова – лгун и шарлатан. Полноту и законченность этому образу придают изменяющиеся отношения к нему Актера, Пепла, Клеща.

7 стр., 3499 слов

Социальный конфликт в пьесе «На Дне»

... Горького пьеса «На дне».Сам жанр драмы предполагает актуальность произведения в обществе, где много нерешенных социальных проблем, где людям известно, что такое ночлежка и отсутствие дома. Пьесу М. Горького «На дне» ... не может. В конце пьесы Актёр повесился. Автор: М. Горький Произведение: На дне Это сочинение списано 56 324 раз Возрождение имени Максима Горького после пересмотра места его ...

В пьесе “На дне” монологи занимают незначительное место. Ведущим принципом раскрытия самосознания героев и их характеров является диалог. Важное средство достижения типичности и индивидуализации образов – речевая характеристика персонажей. Докажите это на примере образов Луки, Актера, Барона. Раскройте идейную функцию цитаты из Беранже, притчи о праведной земле и песни, которую поют ночлежники.

Пьеса “На дне” имела огромное общественно-политическое значение. Разоблачая лживую философию утешительства, Горький тем самым боролся против реакционной идеологии, на которую охотно опирались представители господствующих классов. В период начавшегося политического подъема утешительство, призывавшее к смирению и пассивности, было глубоко враждебно революционному рабочему классу, поднимавшемуся на решительную борьбу. В этой обстановке пьеса сыграла большую революционизирующую роль. Она показала, что Горький с передовых позиций решал проблему босячества. Если в ранних своих произведениях писатель не касался причин, порождавших это явление, то в пьесе “На дне” прозвучал суровый приговор общественному строю, который был повинен в страданиях людей. Всем своим содержанием пьеса призывала бороться за революционное преобразование действительности.

Другие работы по этой теме:

Темы сочинений по пьесе М. Горького “На дне” 1. Система персонажей пьесы М. Горького “На дне”. 2. Своеобразие конфликта и композиции пьесы М. Горького “На дне”. 3. Что лучше: истина или сострадание.

Гуманизм Луки и Сатина в оценке драматурга (по пьесе М. Горького “На дне”) Что лучше: истина или сострадание? М. Горький Критики часто односторонне или просто неверно толковали горьковское произведение. Они игнорировали социальную основу драмы, ее революционный пафос, превозносили.

Новаторство Чехова-драматурга (по пьесе “Вишневый сад”) Человек, который задолго предчувствовал Многое из того, что теперь совершил, сумел Бы принять все предсказанное им. К. С. Станиславский Антон Павлович Чехов является в истории.

Поиски правды в пьесе М. Горького “На дне” Пьеса М. Горького “На дне” (1902).

Эта драма стала ре­зультатом жизненного опыта и философских исканий писа­теля. “Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что.

Образ Луки в пьесе М. Горького “На дне” Носитель философии “утешительной лжи” в пьесе М. Горького “На дне” (1902).

В системе персонажей пьесы М. Горького “На дне”, ставшей попыткой автора найти ответ на.

Художественное новаторство Чехова-драматурга “Вишневый сад” Чехова представляет собой сочетание комедии – “местами даже фарса”, как писал сам автор, с нежной и тонкой интригой. Соединение этих двух начал позволяет.

Новаторство Ибсена-драматурга. Его значение в мировой литературе Пьеса Г. Ибсена “Нора” вызвала бурные споры в обществе, кое-где в гостиных даже вывешивали объявление: “Просим не говорить о “Кукольном доме””. Собственно, новая драма началась.

Новаторство Гоголя-драматурга В ответ на замечание Аксакова, что современная русская жизнь не дает материала для комедии, Гоголь сказал, что это неправда, что комизм кроется везде, что, живя.

29 стр., 14093 слов

Поэтическое творчество Максима Горького

... произведения в творческом наследии М. Горького? Объектом исследования является поэтическое творчество М. Горького. Предметом исследования является эволюция тематики и проблематики поэзии Максима Горького на разных этапах его творческой ... такую жизнь строить, чтоб в ней всем было просторно, и никто никому не мешал». [16, с. 19] Босяки-бунтари, встречающиеся в раннем творчестве Горького, казались ...

Лука и Сатин в пьесе Горького “На дне” Вопрос о лжи и честности далеко не однозначен. Именно поэтому все мыслители человечества на протяжении многих веков бьются над ним. Эти два совершенно противоположных понятия.

План сочинения – Спор о человеке в пьесе М. Горького “На дне” Спор о человеке в пьесе М. Горького “На дне” I. Вступление Проблема Человека – центральная в творчестве Горького. Решение этой проблемы в ранних рассказах; романтический.

Горький-драматург. Особенности жанра и конфликта в пьесе “На дне”

Разделы: Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/novatorstvo-gorkogo-dramaturga/

Цели:

  • Познакомить учащихся со сценической судьбой пьесы “На дне”.
  • Ввести в обстановку и мир героев пьесы.
  • Определить основной конфликт произведения – столкновение взглядов и жизненных позиций обитателей дна.
  • Показать напряжённую атмосферу костылёвской ночлежки с её бесконечными спорами и ссорами; выяснить причины разобщенности людей “дна”.
  • Помочь школьникам уяснить значение авторских ремарок.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Крупнейшие писатели XIX века (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой) выступали как прозаики, драматурги, публицисты. Творчеству М. Горького тоже свойственна многожанровость. Он вошел в литературу с романтическими и реалистическими рассказами. В конце 90-х г.г. опубликовал роман “Фома Гордеев”, в котором воспроизвел широкую картину русской жизни, показав представителей различных социальных слоев. В начале 900-х обратился к драме и в течение нескольких лет выступал как драматург.

“Пьеса, драма, комедия – самая трудная форма литературы”, – говорил М. Горький.

В то время огромной популярностью пользовался МХТ, открывший новаторскими постановками пьес Чехова новую страницу в истории русского театрального искусства. Зимой 1900 года Горький впервые побывал в этом театре; весной этого же года во время пребывания в Ялте в гостях у Чехова Горький познакомился с артистами, которые увлекли его мыслью создать для них пьесу. Результатом этого знакомства и явились пьеса “Мещане” (1901г.) и последовавшие за ней пьесы: “На дне” (1902г.), “Дачники” (1904г.), “Дети солнца” и “Варвары” (1905г.)

Вспомним, в чём состоит своеобразие драмы как рода литературы (выступление учащегося, сопровождающееся компьютерной презентацией).

Примерное содержание презентации:

постановки на сцене

Авторская речь

монологов и диалогов

действия (акты) и картины (сцены).

5) В перерыве между действиями может пройти определенное время (день, два, месяц, полгода:), может смениться место действия.

6) Весь жизненный процесс в драме не изображается, он идёт как бы за сценой; автор же выхватывает из потока времени наиболее значительные, с его точки зрения, моменты, и на них сосредоточивает внимание зрителей.

7) Особая нагрузка в пьесе ложится на конфликт – острое столкновение между героями по очень существенному поводу. При этом в драме не может быть (лишних) героев – все герои должны включены в конфликт.

2 стр., 901 слов

Человек — это звучит гордо по пьесе Горького На дне

... пьесы происходит в ночлежке Коростелева, абсолютно безнравственного типа, который к своим постояльцам относится хуже, чем к тараканам. Саму ночлежку Горький сравнивает с пещерой и подземельем. Смрад, вонь, сырость превращает людей в ... быть полностью свободным от него. Сочинение Человек — это звучит гордо по пьесе Горького На дне Горький написал пьесу «На дне» в 1902 году в сложный для России период. ...

8) Драматическому произведению предшествует афиша – перечень действующих лиц.

Первые же пьесы Горького показали, что в литературу пришёл драматург-новатор.

Необычными были содержание и проблематика пьес, и их герои – революционно настроенный пролетарий, обитатели ночлежки, и конфликт. Горький выступил как создатель нового типа драмы.

Из цикла драматических произведений Горького глубиной мысли и совершенством построения выделяется пьеса “На дне”. “Она явилась итогом моих почти 20-летних наблюдений над миром “бывших людей”, к числу которых я отношу не только странников, обитателей ночлежек и вообще “люмпен-пролетариат”, но и некоторую часть интеллигентов – “размагниченных”, разочарованных, оскорблённых и униженных неудачами в жизни. Я очень рано понял, что люди эти – неизлечимы”, – писал Горький. Много и охотно рассказывал он о босяках, их жизни, людях, послуживших прототипами для того или иного персонажа.

Над пьесой “На дне” Горький работал упорно и целенаправленно. Даже перечень названий, которые он последовательно давал пьесе, показывает и напряжённость его поиска, и даже отчасти его направление:

  • “Без солнца”
  • “Ночлежка”
  • “В ночлежном доме”
  • “Дно”
  • “На дне жизни”
  • “На дне”

– Почему “На дне”? (Автор выделил не место действия – “ночлежка”, не характер условий – “без солнца”, “дно”, даже не социальное положение – “на дне жизни”. Окончательное название объединяет все эти названия с новым. Не где, как , а что происходит на “дне” (чего? ):души . В отличие от первоначальных названий, оттеняющих трагическое положение босяков, последнее название более ёмкое, многозначное.)

Окончательное своё название пьеса получила на театральной афише МХТ, на сцене которого состоялась премьера спектакля.

Уже после первого чтения пьесы самим Горьким на квартире писателя Л.Андреева было ясно, что она станет событием. Цензура долго не разрешала пьесу к представлению. Вымарывала текст, калечила его, но всё-таки, уступая общественному натиску, разрешила играть исключительно в Москве и только одному Художественному театру. Власти сочли пьесу скучной и были уверены в провале спектакля, где на сцене вместо “красивой жизни” были грязь, мрак и бедные, озлобленные люди (шулеры, босяки, проститутки).Постановка же, осуществлённая режиссёрами Станиславским и Немировичем-Данченко имела потрясающий успех. Автор был вызван более 20 раз!

Афиша пьесы “На дне”.

Итак, декабрь 1902 года. Московский Художественный театр. Первое представление пьесы.

В публике много видных писателей, артистов, художников, общественных деятелей, известных критиков. В ролях самые любимые, самые видные артисты МХТ: Станиславский (Сатин), Москвин (Лука), Качалов (Барон), Книппер-Чехова (Настя), Лужский (Бубнов).

Открывается занавес.

II. Инсценировка начала пьесы, подготовленная учащимися класса.

  • Куда же попал зритель? Когда и где происходит действие пьесы? (В ночлежке в начале весны, утром.)
  • Как изображается место действия в ремарке к 1 действию, рисующей обстановку ночлежки? (Подвал, похожий на пещеру.

Везде грязь, копоть, тряпьё. )

2 стр., 532 слов

Драматический конфликт в пьесе М. Горького «На дне» / На дне / Горький Максим

... на сцену, Настя бредит чистой и беззаветной любовью, Пепел стремится к честной жизни. С приходом в ночлежку Луки крепнет в ее обитателях вера в ... Даже традиционный любовный конфликт в пьесе претерпевает изменения. Казалось бы, искренняя и глубокая любовь Васьки Пепла к Наташе ... веяний в обществе. Все это нашло правдивое и смелое отражение в творчестве писателя в целом и в частности в пьесе «На дне».

Как расположены герои на сцене?, Как освещается сцена?

Почему автор так подробно описывает ночлежку в ремарке, предваряющей 1 акт? Почему ремарка носит такой пространный характер? (Драматург подчёркивает крайнюю нищету теперешнего существования “бывших”, убогость человеческого пристанища.)

  • Трагизм существования ночлежников, глубину человеческого падения помогают ощутить ремарки, дающие представление о звуках ночлежки. Что слышит зритель?

Возится и надрывно кашляет Актёр

Громко рычит Сатин

Ожесточённо звякает ключами и скрипит подпилком Клещ

Чавкает Барон, жующий чёрный хлеб:

Какова же атмосфера ночлежки?, Почему так часто возникают ссоры?, Устойчивость, предельность взаимоотчуждения передана в форме

“Дальше!”.

очередного

продолжает

Барон привычно насмехается над Настей, поглощающей очередной бульварный роман.

повторяет

Анна молит прекратить то, что длитсяКаждый божий день: “.

сто раз!”

тысячу раз:

В потоке обрывочных реплик и перебранки звучат слова, имеющие символическое звучание., Бубнов: “А ниточки-то гнилые:” – дважды, занимаясь скорняжным делом., Он же о положении Насти: “Ты везде лишняя:да и все люди на земле лишние:”, Что раскрывают эти, кажется, случайно брошенные реплики?

(Сказанные по конкретному поводу фразы раскрывают мнимость связей собравшихся в ночлежке людей, “лишность” несчастных).

IV. Слово учителя.

Уже первые читатели пьесы “На дне” обратили внимание не только на новизну её содержания, но и на новизну её формы. Чехов отозвался о пьесе так: “Она нова и несомненно хороша”.

Чем же необычна форма пьесы “На дне”? В чём Горький отступает от правил создания драматических произведений, известных нам по пьесам, прочитанным ранее?

1.Автор дал непривычное определение жанра пьесы – картины .

Нет традиционного сюжета

нет главных и второстепенных героев

Обратимся к списку действующих лиц – афише .

  • Какие пояснения даёт автор? (Авторские пояснения скупы: пол, возраст (указан почти у всех лиц – от 20 до 45 лет), профессия, социальное положение).

  • Почему по-разному представлены герои: одни – по имени-отчеству, другие – по прозвищу, по фамилии?
  • Почему по- разному представлены Костылёв и Клещ? (В списке представлена определённая иерархия “дна”. Здесь тоже есть “хозяева жизни”, правда, они не так уж отличаются от обитателей ночлежки).

  • Люди в обществе ценятся по-разному.

На “дне” жизни может оказаться представитель любого сословия, пола и возраста. Что их объединяет? (Все они отщепенцы. Все “бывшие”.)

  • чиновником в казённой палате?
  • сторожем на даче?
  • телеграфистом?
  • слесарем?
  • скорняком?
  • артистом?
  • Как же попали сюда эти люди? Что привело их в ночлежку? Какова предыстория каждого из персонажей?

Сатин попал на “дно” после того, как отсидел в тюрьме за убийство (акт 1).

Барон разорился. Служил в казённой палате, растратил деньги; за растрату казённых денег попал в тюрьму, затем оказался в ночлежке (акт 4).

Клещ потерял работу, хотя “честный труженик”, “с малых лет работал” (акт 1).

Бубнов ушёл из дома “от греха подальше”, чтобы не убить жену и её любовника, лишился “своего заведения” и оказался в ночлежке, хотя сам признаётся, что “ленив”, да ещё и запойный пьяница, “пропил бы мастерскую” (акт 3).

Актёр когда-то имел звучную фамилию – Сверчков-Заволжский, но не был на первых ролях (говорит, что играл в “Гамлете” могильщика), жил в нужде; начал пить, не видя выхода, – спился, “пропил душу” (акт 2).

Слаб душою. Клещ сопротивляется – результат тот же.

Судьба Пепла предопределена уже при рождении: “Я – сызмальства:вор”. “Воров сын”. Другой дороги нет (акт 2).

  • Какой герой подробнее других рассказывает о своём падении? (Барон. Каждый этап его жизни отмечен определённым костюмом. Эти переодевания символизируют постепенное снижение социального статуса.)

социальные

  • О чём говорят ночлежники? (О том, о чём размышляет любой человек.)

Честь и совесть Вера в свои силы, в свой талант

Люди “дна” не злодеи, не изверги, не мерзавцы. Они такие же люди, как и мы, только живут в других условиях. Это изумило первых зрителей пьесы и потрясает всё новых читателей.

философской

VIII. Домашнее задание.

Письменно ответить на следующие вопросы:

  1. Один из персонажей пьесы, Сатин, в реплике, завершающей второй акт, уподобит ночлежников мертвецам : “Мертвецы – не слышат! Мертвецы не чувствуют: Кричи:реви:мертвецы не слышат. “
  2. Можно ли сказать, что первый акт – это разговоры в “царстве мёртвых” (Г.Д.Гачев)?
  3. Или прав исследователь, считавший, что “Лука, спустившись в подвал, пришёл не в пустыню, а к людям ” (И.К.Кузьмичёв ), и до прихода Луки сохранявшим в той или иной мере живые человеческие черты?

Традиции и новаторство в пьесе Горького “На дне”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 15:21, контрольная работа

Краткое описание

Сюжет пьесы довольно своеобразен, в нем переплетены новизна темы – в пьесе показана неприглядная, неприглаженная жизнь людей дна, и ее традиционность: любовный треугольник Василиса – Пепел – Костылев, Наташа – Пепел – Василиса. Однако же в основе сюжета конфликт не любовный, а социальный: хозяева жизни – ночлежники, и постановка философских вопросов: о смысле жизни, о правде и лжи, о назначении человека, что в общем то характерно для произведений Максима Горького, прозванного его современниками «буревестником революции».

Вложенные файлы: 1 файл

традиции и новаторство Горького На дне.docx

Сюжет пьесы довольно своеобразен, в нем переплетены новизна темы – в пьесе показана неприглядная, неприглаженная жизнь людей дна, и ее традиционность: любовный треугольник Василиса – Пепел – Костылев, Наташа – Пепел – Василиса. Однако же в основе сюжета конфликт не любовный, а социальный: хозяева жизни – ночлежники, и постановка философских вопросов: о смысле жизни, о правде и лжи, о назначении человека, что в общем то характерно для произведений Максима Горького, прозванного его современниками «буревестником революции».

Драма «На дне» была создана сразу же как эпилог, после серии рассказов о босяках. Истоки будущего Горького-драматурга – в прямых обращениях героев его новелл к предполагаемому зрителю, в глубине их тревог, завершенности афористичных реплик, монологов. Вслушайтесь только в сценические исповеди двух героев «босяцкого» цикла: «Ну, ладно, сапожник, а дальше что? Какое в этом для меня удовольствие?” Сижу в яме и шью”. Потом помру. Вот, говорят, холера”. Ну и что же? Жил Григорий Орлов, шил сапоги – и помер от холеры. В чем же тут сила? И зачем это нужно, чтоб я жил, шил и помер, а?» – так философствовал, порой впадая в пьянство, кулаками выбивая ответ на свои вопросы из безответной жены Матрены, сапожник Орлов («Супруги Орловы»).

« Мне всегда хочется чего-то”. А чего?” не знаю. Иной раз бы в лодку – и в море! Далеко-о! И чтобы никогда больше людей не видать. А иной раз так бы каждого человека завертела да и пустила волчком вокруг себя. Смотрела бы на него и смеялась. То жалко всех мне, а пуще всех – себя самое, то избила бы весь народ» – такой клубок боли за народ, презрения к пассивности, покорности, горечи за свое бессилие звучит в сценичной исповеди рыбачки Мальвы («Мальва»).

Обращение Горького к драме на пороге ХХ века было обусловлено взрывчатостью, драматизмом жизненного материала, тем, что множество таких персонажей, как Фома Гордеев, Челкаш, Мальва, были сбиты жизнью, снесены на обочину, буквально кричали о своей обиде на жизнь. В финале пьесы « На дне» зритель не просто услышит их крик (или стон), а попадет в атмосферу «суда» над старцем Лукой: зачем он всех взбудоражил, «проквасил» надеждами, мечтами, «поманил» («а сам – дорогу не сказал»)? Таких эпизодов предельно полного выявления противоречий жизни ждали в это время и основатели Московского Художественного театра (МХТ) К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко. Они не случайно избрали эту пьесу (и отстояли ее в споре с цензурой).

Новому театру нужен был своеобразный жесткий репертуар, отрицавший традиционную камерную, салонную, прогулочную пьесу с искусственными декорациями, с извечными резонерами, простаками, «злодеями». И самое важное – нужна была пьеса, в которой делался следующий шаг вперед в самом построении действия, совмещении диалогов и монологов.

И Горький сделал этот шаг: в пьесе «На дне» возникло многоголосие – не скопление монологов, диалогов, а непрерывный полилог, такое многоголосие, когда говорящие слышат и отвечают друг другу, «зацепляют» окружающих, не вступая в прямой обмен репликами. Они думают и говорят о своем, но, тем не менее, вторгаются в чужие жалобы, тревоги, невольно дают оценки надеждам соседей по ночлежке. Звучит не голос, не слаженный хор, а хаотичная, неприглаженная жизнь. Подобное многоголосие уже несли пьесы Чехова, но оно рождалось на основе созвучия настроений, лирических звучаний душ (в «Трех сестрах», «Дяде Ване»).

Горький внес в «поэтику настроений» глубокую общественную значимость происходящего, диссонансы, трагизм падения человека на «дно», в пустоту. Вспомните, как Сатин в пьесе « На дне», досказывая свой монолог о человеке («Человек – вот правда!»), вдруг «очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека». В воздухе или . в пустоте? Что это за чертеж? Не предупреждение ли об опасности . исчезновения человека?

Пьеса выделяется из всего «босяцкого цикла» совершенством построения и глубиной мысли. Она поражает своим «несценическим материалом», – из жизни босяков, шулеров, проституток, – и своей, не смотря на это, философской насыщенностью. Преодолеть мрачный колорит, устрашающий быт, помог особый авторский подход к обитателям темной грязной ночлежки.

Окончательное название пьеса получила после того, как автор перебрал несколько других, как сказали бы сейчас, рабочих названий: «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». В отличие от первоначальных, оттеняющих трагическое положение босяков, последнее явно обладало многозначностью, воспринималось широко: «на дне» не только жизни, но и самой человеческой души.

Бубнов говорит о себе и своих сожителях: «… всё слиняло, один голый человек остался». Из-за утраты прежнего положения герои драмы действительно обходят частности и тяготеют к каким то общечеловеческим понятиям. В таком варианте зримо проступает внутреннее состояние личности. «Темное царство» позволило выделить незаметный при нормальных условиях горький смысл сущего.

Пьеса « На дне» по характеру своего построения принадлежит к драматургии центробежной, т.е. растекающейся вширь, композиции. Ее можно назвать, как и другие пьесы Горького («дачники», «Егор Булычов и другие»), сценами (сам автор определил жанр своего произведения как «картины»).

Но при всей лабиринтности построения и неохваченности всех персонажей единым сюжетом каждый из них предельно выразителен благодаря языку. В пьесе нет афоризмов вообще, нельзя сказать, что это Горький в пьесе вещает: «В карете прошлого никуда не уедешь» и т.п. Афоризмы, или складные речи в рифму, картузника Бубнова («Такое житье, что как поутру встал, так и за вытье», «Люди все живут . как щепки по реке плывут» и т.п.) отличаются от не менее фигурных речей того же Луки («Есть – люди, а есть – иные – и человеки»; « Во что веришь, то и есть»).

И тем более отличаются они от громокипящих афоризмов, речей Сатина. Всмотритесь внимательно в сборный пункт сирот, горемык, маргиналов (людей с обочины жизни), собранных на тесную площадку подвала-пещеры в первом акте. Они собираются еще раз на пустырь – засоренное разным хламом и заросшее бурьяном дворовое место – в третьем акте. Вы сделаете любопытное открытие: эта площадка, в сущности, разбита на ячейки, на микропространства, норы. В них раздельно и даже отчужденно живут «бывшие» люди, лишенные дела, прошлого. Каждый живет со своей бедой, близкой к трагедии. Вот комната за тонкой перегородкой, в которой живет вор Васька Пепел, продающий ворованное хозяину ночлежки Костылеву. Он же – бывший любовник его жены Василисы, мечтающий уйти отсюда, из ночлежки, с Наташей, сестрой хозяйки. Треугольник Пепел – Василиса – Наташа имеет в пьесе самостоятельное значение. Но при всем драматизме борьбы в рамках его – Василиса подстрекает Пепла на расправу с мужем, лукаво обещает одарить его деньгами – для многих других обитателей ночлежки исход этой борьбы в треугольнике не столь важен. Своя драма – несчастно прожитая жизнь, умирание в подвале – связывает Анну и слесаря Клеща. Драмой в драме являются и взаимоотношения торговки Квашни и полицейского Абрама Медведева, и постоянные «передразнивания» друг друга проститутки Насти и Барона. И здесь – своя взаимосвязь, притяжение. Барон, правда, говорит «мерзавке» Насте, высмеивающей его грезы: «Я – не чета тебе! Ты . мразь». Но едва Настя куда-то сбежит, не пожелав его слушать, как он ищет ее («Убежала . куда? Пойду посмотрю . где она?»).

В известном смысле скрытую взаимосвязь всех разрозненных человечес ких ячеек, единство бедолаг, даже дерущихся, высмеивающих друг друга, можно определить словами Насти, обращенными к Барону: «Ах ты, несчастный! Ведь ты . ты мной живешь, как червь – яблоком!»

Самые отрешенные персонажи, замкнувшиеся в печали, в злом пессимизме, вроде картузника Бубнова, сами того не желая, вступают в спор, в беседу о сокровенном с другими, поддерживают многоголосие (полилог) пьесы. Задумайтесь об этом открытии Горького в связи с эпизодом из первого акта, когда идет беседа у постели больной Анны. Здесь присутствует и Наташа, надеющаяся связать свою судьбу с Пеплом, здесь же – Клещ и Пепел. Купивший нитки картузник Бубнов рассматривает свой товар.

Наташа. Ты бы, чай, теперь поласковей с ней обращался… ведь уже недолго.

Наташа. Знаешь. Мало знать, ты – понимай. Ведь умирать-то страшно.

Пепел. А я вот – не боюсь.

Наташа. Как же! Храбрость.

Бубнов (свистнув).

А нитки-то гнилые.

Мрачное замечание Бубнова о гнилых нитках, как бы разрушающее «Не сшитый» еще союз Наташи и Пепла, не связано прямо с беседой Наташи и Клеща об Анне. Но как волнует оно и Пепла, и Наташу! Все это создает очень сложные взаимосвязи в системе персонажей. Сказанное случайно сплетается со звучащим именно теперь, рождается перекличка, происходит наложение одних диалогов на другие. Мы видим, что всех героев связывает воедино – и об этом дважды говорится в пьесе (даже после появления и исчезновения Луки) – неодолимая, мрачная власть реального круговорота событий, происходящих в ночлежке. Горький отверг первоначальные названия пьесы – « Без солнца», «Ночлежка», «дно», «На дне жизни». Решающее слово в выборе названия «На дне» принадлежало писателю Л. Н. Андрееву. Но тема бессолнечной жизни в пьесе осталась. Она заявлена в песне, возникающей, рождающейся в душах людей, разуверившихся в мечте, в правде. «Затягивай любимую!» – скажет Бубнов. И звучат слова песни:

Солнце всходит и заходит,

А в тюрьме моей темно.

Дни и ночи часовые

Стерегут мое окно.

Как хотите, стерегите,

Я и так не убегу.

Мне и хочется на волю,

Цепь порвать я не могу.

Для чего введена эта песня? Песня не поется, она сама по себе звучит в душе каждого. Не потому ли она «любимая»? Всех персонажей сковывает одна роковая цепь, которую им не порвать: Актеру не избавиться от пьянства; Барону – от паразитизма; Насте – от темноты, мрака, злобы; Наташе – от интриг Василисы. Впечатление бессолнечной жизни, всеобщего поражения человечности и добра усиливают в пьесе и возглас Анны, оглядывающей утренний мрачный подвал ( «Каждый божий день”. дайте хоть умереть спокойно!»), и совсем невеселый напев Луки ( «Середь но-очи”. пууть-дорогу не-е видать”. »).

Все параллельно развивающиеся частные драмы, конфликты сходятся в итоге в этом безысходном стоне: « Цепь порвать я не могу». Тем нота здесь густая, нерасходящаяся, изначальная, цепь как будто извечная, прочная. Кажется, ничего не могут изменить даже следующие одна за другой три смерти – Анны, Костылева, Актера. Взгляните с этой точки зрения на смысловую систему реплик, скажем, Актера: он весь в предчувствии смерти, как беспомощный моты лек у костра. Непрестанные усилия Актера что-то вспомнить из былых ролей всегда печальны: он вспоминает чаще всего то Гамлета («Офелия! О… помяни меня в своих молитвах!»), то несчастного короля Лира, то строчку Пушкина («. наши сети притащили мертвеца»).

«Семантическое (смысловое) ядро всех этих литературных реминисценций – уход из жизни, смерть. Сюжетный путь Актера, таким образом, задан уже в самом начале произведения, причем те ми художественными средствами, которые определяют его профессию», – заметил исследователь Е. Красовский. Подобное смысловое ядро имеет и система реплик Барона, Сатина, тем более Луки: они сотканы из случайных, мимолетных реплик, но ткань эта в итоге оказывается очень прочной, за словами, афоризмами обнаруживается ярко очерченный характер.

Главный социально – философский нерв пьесы – это спор о правде и мечте, о том, что лучше, спасительней для человека: жалость или истина? И начинается он с появления старца Луки. Обратите внимание на такую подробность сценического действия: приход Луки в ночлежку, его неожиданно активная роль в спорах о природе человека, спорах, превративших всех в «философов по неволе», резко изменили всю ситуацию в ночлежке. Еще забегают сюда, под своды подвала, и Василиса, и ее муж, выслеживая Ваську Пепла, еще подталкивает Василиса Пепла на преступление, еще вторгается сюда, в подвал, с улицы сапожник Алешка со стихийным протестом («И чтобы мной, хорошим человеком, командовал товарищ мой . пьяница, – не желаю!»).

Но все интриги, сюжетики отходят на второй план. Главный спор, усиливший и разделенность, и единство персонажей ночлежки, свершается вне этих микрособытий, даже вне преступления Василисы, толкнувшей кипящий самовар на Наталью. Лука внес в подвал ноту сострадания, сочувствия, он оправдал право Актера, Насти, Анны на мечты, на молитву. И, сам того не желая, он обозначил реальное, взрывное разделение всех на два стана: «мечтателей» и «скептиков». Одни определились как носители «злой» правды, тоски, безнадежности, как узники, прикованные к этой правде, как к цепи. В других, благодаря Луке, вспыхнули неугасшие надежды. Вообще проблема веры как силы, способной изменить реальность, является в пьесе одной из ключевых. Не случайно на вопрос, есть ли Бог, Лука отвечает: «веришь – есть . Во что веришь, то и есть». Обратите внимание на то, как «досочинил», возвысил простой совет Луки о поездке в лечебницу для алкоголиков тот же Актер: «Превосходная лечебница . Мрамор . мраморный пол ! Свет . чистота, пища . все – даром! И мраморный пол, да!» Как чутко слушает Луку Пепел, мгновенно изменяя свое представление о Сибири! Вначале он видит в Сибири только синоним каторги, видит бубновый туз на спине да «путь сибирский дальний» в кандалах. А затем?

Лука. А хорошая сторона – Сибирь! Золотая сторона! Кто в силе да в разуме, тому там – как огурцу в парнике!

Пепел. Старик! Зачем ты все врешь?

Лука. Ась? Пепел. Оглох! Зачем врешь, говорю?

Лука. Это в чем же вру-то я?

Пепел. Во всем. Там у тебя хорошо, здесь хорошо. ведь – врешь! На что?

Пепел отвергает эту ложь о Сибири, высмеивает старика, но и страстно верит, ищет опоры в нем: Сибирь – это и его спасение от интриг Василисы, от обманов Костылева . Может быть, это утешение и ему необходимо?

Даже к Сатину, рационалисту, презирающему своего сподвижника по шулерскому ремеслу Барона, Лука находит какой-то свой ключик: «Эдакий ты бравый . Костянтин . неглупый . Легко ты жизнь переносишь».

Может быть, Лука даже скептика Бубнова, до этого не жалевшего и умиравшую Анну («шум – смерти не помеха»), заставляет бросить в спор свои последние козыри. Бубнов яростно спорит с Лукой. Он упрекает Настю: « Она привыкла рожу себе подкрашивать . вот и душу хочет подкрасить . румянец на душу наводит». Но не Настя ему нужна: он целит в главного носителя иллюзий – в Луку. Этот старик, по мнению Бубнова, приукрасил души Анны, Актера, Пепла, даже Сатина. « Проквасил» всех обитателей если не волей к бунту, смелостью, то какой-то глубокой мечтательностью. Может быть, и решительность Пепла, убившего Костылева, отомстившего сразу всем – и Костылеву, и Василисе, и Медведеву, – его отчаянный про тест рожден в итоге Лукой, его золотой сказкой о Сибири?

Легкий путь противопоставления двух героев Сатина и Луки – путь во многом обманчивый. Неутомимый шутник, пересмешник Сатин, говорящий порой жестокие, циничные слова («Я тебе дам совет: ничего не делай! Просто обременяй землю!»), – вовсе не пустой лицедей, обманывающий самого себя. Он – тоже страдалец. «Веселый ты, Костянтин . приятный!» – говорит Лука. Он мягко, ненастойчиво, спрашивает его о той стезе, с которой Сатин «свихнулся». Оба они бессильные утешители, кроме слов да еще немалого жизненного опыта, ничем не располагающие. Только слова утешения у них разные. В Луке живет праведник, носитель идей сострадания, в романтике Сатине много вложенных извне идей грядущего технократического, интеллектуального обновления человечества, идей о грядущем величии разума. Кажущиеся антиподы, Сатин и Лука во многих случаях ведут себя почти одинаково. И Лука, и Сатин пробуют спасти Ваську Пепла и Наташу, видя, какую коварную интригу задумала Василиса, любовница Пепла, жена Костылева. Даже после ухода Луки, ухода, обычно трактуемого как бегство лжеца, сеятеля иллюзий, как крах его (хотя старик и не обещал никому задержаться здесь), именно Сатин страстно защищает его: «Дубье . молчать о старике! ( Спокойнее.) Ты, Барон, – всех хуже! Ты – ничего не понимаешь . и – врешь! Старик – не шарлатан!» Они оба понимают: нет правды вне человека. «Человек – вот правда».

Завершая анализ пьесы, ее реплик, обратите внимание на афористичность, обилие жизненно-бытовых формул, речевых жестов, на пунктир лейтмотивов, говорящих о законности мечты, веры, о высоком предназначении человека. Следует подчеркнуть, что Горький как бы боялся холодной чеканки, внешнего блеска фраз, что тоже выделяет новаторство автора. В любом эпизоде пьесы, как сигналы трудного восхождения к истине, не даруемой свыше, мелькают многоточия, паузы, своего рода провалы, прорывы в цепи общения, коммуникации. Есть муки слова и в монологах Сатина, и в косноязычных протестах Клеща, и в трудном речетворчестве Бубнова. Все это говорит о том, как сложен был путь героев ночлежки и самого Горького к трезвой правде и к просветляющей жизнь мечте.

Драматургия Горького. Пьеса «На дне». Основные темы и проблемы.

1. Познание своего «я» — проблема русской литературы.

2. Образы отверженных в пьесе М. Горького «На дне».

3. Причины падения героев «на дно».

4. Отношение автора к обитателям ночлежки.

5. Содержание и значение образа Луки.

6. Неоднозначная оценка личности Луки.

7. Автор и его позиция: «Что лучше: истина или сострадание?»

1. Во все времена человек стремился к познанию своего «я», цели и смысла жизни. Вечные проблемы человеческого бытия пытались разрешить Пушкин и Гоголь, Толстой и Достоевский. М. Горький не стал исключением, но у него сложилось свое понимание человека и его жизненного предназначения, отличающееся от философских концепций его предшественников. В этом отношении показательна его пьеса «На дне», написанная в 1902 году.

2. В пьесе «На дне» Горький изобразил жизнь босяков, мир отверженных. Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной участи мировая драматургия еще не знала. Под мрачными, темными сводами костылевской ночлежки, которая похожа и на пещеру, и на тюремную камеру, оказываются люди с разными характерами, выходцы из разных общественных слоев. В одном помещении сосуществуют старые и молодые, одинокие и семейные, мужчины и женщины, здоровые и больные, голодные и сытые. Скученность и страшная нищета порождают взаимное раздражение, ссоры, драки и даже убийство. Люди, отброшенные к пещерному существованию, звереют, теряют человеческий облик, стыд и совесть, попирают моральные нормы.

3. Горький не дает нам подробного описания жизненного пути героев, но отдельные реплики, которые произносят персонажи по ходу действия пьесы, позволяют увидеть их судьбы. Сатин служил на телеграфе, но, вступившись за честь сестры, попал в тюрьму, после чего вся его дальнейшая жизнь была предрешена. Актер когда-то играл на сцене, но потерял роли, пристрастившись к спиртному. Васька Пепел вообще никогда не знал другой жизни, кроме воровской. Трагическую судьбу Анны раскрывает ее же фраза: «Не помню — когда я сыта была. Над каждым куском хлеба тряслась. Мучалась. как бы больше другого не съесть». Отчаяньем и безысходностью наполнены слова Клеща: «Работы нет. силы нет. Вот — правда! Пристанища, пристанища нету! Издыхать надо. » Всех этих героев привели в ночлежку социальные обстоятельства.

4. Автор изображает узников костылевской ночлежки с глубокой симпатией, подчеркивая в них проявления истинной человечности, но в то же время обличает бессилие босяков, их неспособность что-либо изменить, идти дальше простого негодования. Правда, несмотря на безысходность своего существования, в душе каждого из героев живет, едва теплится призрачная надежда. Клещ мечтает о честном труде. Пепел — о вольной и праведной жизни. Актер — о былой славе на сцене, Настя — о настоящей, чистой любви. Человеческое в этих людях еще не погибло, они не лишены нравственных качеств, крупиц добра. Квашня оставил умирающей Анне пельмешек, а та отдала их своему мужу; Пепел по доброте дал полтинник на выпивку; Актер вывел умирающую Анну подышать свежим воздухом, миром собрали последние гроши на похороны Анны.

5. Приход Луки осветил ночлежку лучом доброты и ласки к людям, желанием помочь им. Лука — странствующий проповедник, который всех утешает и обещает избавление от страданий. Это незаурядная личность, он умен, у него огромный жизненный опыт и острый интерес к людям. К каждому из героев у Луки есть свой подход, ласковое слово. Умирающей Анне он советует не бояться смерти, так как смерть несет покой, которого Анна никогда не знала. Актеру внушает надежду на излечение в бесплатной больнице для алкоголиков. Ваське Пеплу он говорит о возможности начать новую жизнь с Наташей в Сибири. Вся философия Луки в сжатом виде предстает в одном изречении: «Во что веришь, то и есть». Он внушает героям пьесы правду идеала, а они не выдерживают правды факта, поэтому правда Луки — спорная и противоречивая.

6. Споры о человеке ведутся между обитателями ночлежки на протяжении всей пьесы, но обостряются в связи с внезапным исчезновением старика. Оценка личности Луки и его роли в жизни ночлежников неоднозначна. С одной стороны: «Хороший был старичок!» (Настя); «Он жалостливый был. » (Клещ), «Старик хорош был. закон душе имел. Не обижайте человека — вот закон» (Татарин); «Человек — вот правда. Он это понимал. » (Сатин).

С другой стороны: «Старик — шарлатан» (Барон); «Правды он. не любил, старик-то. » (Клещ) и т. д. Какая точка зрения правильная? И та и другая. Сущность позиции Луки раскрывается в двух притчах. Рассказ Луки о том, как он пожалел двух грабителей, замышлявших убийство, накормил и обогрел, то есть на зло ответил добром, подтверждает правоту первой точки зрения. В притче о «праведной земле» ставится вопрос о том, нужна ли человеку правда. Человек удавился, когда узнал, что «праведной земли» не существует. Лука считает, что людям правда не нужна, потому что их положение безнадежно. «Лгал из жалости к вам», — говорит Сатин. И эта ложь давала людям силы жить, сопротивляться судьбе и надеяться на лучшее. Когда же обман раскрылся, реальная жизнь ужаснула Актера — и он повесился, Настя впала в отчаяние, Васька Пепел попал в тюрьму при первой же попытке изменить свою судьбу. Таким образом, философия Луки включает в себя и христианское долготерпение, и чуткость к чужому страданию, и трезвый реализм. Это одна из точек зрения в споре о человеке — «ложь во спасение». Ей верят слабые, впечатлительные люди, как верят они в «золотые сны». Это Актер, Пепел, Настя. Тем же, кто находит опору в себе самом, не нужны ни жалость, ни успокоительная ложь.

Другой взгляд на человека у Бубнова. Он исповедует правду факта. Не следует пытаться что-то изменить в жизни, нужно смириться со злом и плыть по течению:

«Люди все живут. как щепки по реке плывут». Эта позиция подрывает стремление каждого человека к лучшему, лишает его надежды, делает его пассивным, жестоким и бессердечным. Сама судьба Бубнова подтверждает его же точку зрения на человека-щепку.

Самый сокрушительный удар философии Луки и Бубнова наносит Сатин, который тоже, правда, не пойдет дальше своих слов о всесильном человеке. Человеке с большой буквы. Но именно он высказывает мысль о том, что спасение человека в нем самом: «Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все остальное — дело его рук и его мозга!» Человек — центр мироздания, он — творец, преобразователь жизни. Отвергая «ложь во спасение», Сатин говорит:

«Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит. гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть. не унижать его жалостью. уважать надо!»

7. По мысли автора, только вера человека в свои собственные силы и его мужество смогут изменить окружающий мир.

Автор заканчивает пьесу словами Сатина: «Эх. испортил песню. дурак!» — которые произнесены в ответ на известие о смерти Актера. Устами Сатина Горький адресует эти слова Актеру, который перестал бороться за свою жизнь, смирился и ушел от проблем. Кто виноват в этом? Актер ли, поверивший Луке, или Сатин, раскрывший ему глаза на правду жизни? Что лучше: жестокая правда, которая «обух для человека», или утешительная ложь?

Финал пьесы неоднозначен. Выдвинув в монологе Сатина идею сильной личности, автор помогает героям что-то почувствовать, что-то понять, осознать. Но ответа на вопрос автора: «Что лучше: истина или сострадание?» — в пьесе нет.

8. Основные мотивы лирики В. В. Маяковского. Анализ одного стихотворения (восприятие, истолкование, оценка)

В. Маяковский как поэт сформировался в среде футуристов, но, будучи ярче, талантливее друзей, проложил свою дорогу в поэзии, неразрывно связанную с трагическими десятилетиями русской истории начала века.

Маяковский обладает удивительной способностью из всего делать поэзию, в незначительном видеть важное. Ему больно за людей, которые не хотят замечать красоту мира, живут серой, будничной жизнью. В знаменитом стихотворении «Послушайте! » он обращается со страстным призывом подняться над прозой жизни и увидеть вокруг себя не «плевоч-ки», а звезды, он хочет зажечь человеческие души, чтобы в каждой «обязательно была звезда». Он зовет человека к возвышенным целям, к обновлению, преображению, напоминает ему о его высоком предназначении.

Возьми и небо заново вышей,

новые звезды придумай и выставь.

Однако толпа глуха к этому крику души поэта. Во многих стихах он рассказывает о своих безнадежных попытках прийти к людям, поведать им о своих страданиях, разделить их горе. Но каждый раз эти попытки оказываются безуспешными. Поэт ощущает страшное, трагическое одиночество.

  • Это совершенно невыносимо! Весь как есть искусан злобой. Злюсь не так, как могли бы вы: как собака лицо луны гололобой — взял бы и все обвыл.

У Маяковского сквозь трагическое одиночество, отъединенность от людей отчетливо просматривается тяга к человеческому теплу, участию, пониманию.

Все, чем владеет моя душа,

  • а ее богатства пойдите смерьте ей!

что в вечность украсит мои шаг,

и самое мое бессмертие,

которое, громыхая по всем векам,

коленопреклоненных соберет мировое вече, —

все это — хотите? —

за одно только слово

Он хочет разорвать одиночество и кричит:

Ведь если звезды зажигают —

Значит, это кому-нибудь нужно?

Лирический герой Маяковского не хочет изоляции от большого человеческого оркестра. Сквозная метафора «люди-оркестр» в стихотворении «Скрипка и немножко нервно» выявляет позицию «Я», которому хочется преодолеть оставленность всеми, побрататься с любым, кто ему поверит, хоть с нежной скрипкой, «выплакивавшей» свое одиночество без слов, без такта. Отчаяние свое лирический герой выражает резко, грубо, иронично. В стихотворении «Нате!» ирония переходит в гротеск: «Вы» — не люди, а «обрюзгший жир», у мужчин — «в усах капуста», «женщины смотрят устрицей из раковин вещей». Зато свое сердце поэт сравнивает с хрупкой, трепетной бабочкой («бабочка трепетного сердца»), которую толпа, «стоглавая вошь», может легко раздавить.

Миру корысти, пошлости, бездуховности Маяковский противопоставляет любовь. «Любовь — это сердце всего», — утверждает поэт.

Письма и стихи, посвященные Л. Ю. Брик, раскрывают всю глубину и силу чувств поэта, которому «кроме любви. нету солнца», который «душу цветущую любовью выжег».

Поэзия Маяковского поднимает глубокие нравственные проблемы, в которых перемешаны добро и зло, прекрасное и безобразное, земное и возвышенное, сиюминутное и вечное.

+ Добавить анализ стихотворения Маяковского, желательно того, которое вы учили

9. Основные мотивы лирики А. Блока. Анализ одного стихотворения (восприятие, истолкование, оценка)

Творчество Александра Блока — великого поэта начала XX века — одно из самых примечательных явлений русской поэзии. По силе дарования, страстности отстаивания своих воззрений и позиций, по глубине проникновения в жизнь, стремлению ответить на самые большие и насущные вопросы современности, по значительности новаторских открытий, ставших неоценимым достоянием русской поэзии, Блок является одним из тех деятелей нашего искусства, которые составляют его гордость и славу.

Что же привлекает меня в поэзии Блока? Прежде всего то, что все явления окружающего мира и все события истории, все предания веков, народное горе, мечты о будущем — все, что становилось темой переживаний и пищей раздумий, Блок переводил на язык лирики и прежде всего воспринимал как лирику. Даже сама Россия была для него “лирической величиной”, и эта “величина” была столь огромной, что далеко не сразу вместилась в рамки его творчества.

Крайне существенно и то, что большая патриотическая тема, тема Родины и ее судеб, входит в лирику Блока одновременно с темой революции, захватывающей поэта до самых потаенных глубин его души и породившей строй совершенно новых чувств, переживаний, стремлений, возникавших словно при грозовых разрядах, в их ослепительном свете, — и тема Родины становится в творчестве Блока основной и главнейшей. Одно из самых ‘примечательных его стихотворений, написанных в дни революции 1905 года и вдохновленных ею, — “Осенняя воля”. В этом стихотворении, за которым последует и огромный по своему внутреннему значению и художественному совершенству цикл “Родина”, глубоко сказались те переживания и раздумья поэта, которые придали его лирике новые и необычайно важные черты.

Вся та же, прежняя, а вместе с тем и совершенно иная красота родной земли открылась поэту в самой неприметной для “иноплеменного взора” равнине, не поражающей ни яркими цветами, ни пестрыми красками, спокойной и однообразной, но неодолимо привлекательной в глазах русского человека, как это остро почувствовал и передал поэт в своем стихотворении: Выхожу я в путь, открытый взорам, Ветер гнет упругие кусты, Битый камень лег по косогорам, Желтой глины скудные пласты.

Разгулялась осень в мокрых долах, Обнажила кладбища земли, Но густых рябин в проезжих селах Красный цвет зареет издали.

Казалось бы, все однообразно, привычно, издавна знакомо в этих “мокрых долах”, но в них поэт увидел нечто новое, неожиданное и словно перекликнувшееся с тем мятежным, молодым, задорным, что он почувствовал в себе самом; в строгости и даже скудности открывшегося перед ним простора он узнал свое, родное, близкое, хватающее за сердце — и не смог не откликнуться на алеющий перед ним красный цвет рябины, зовущей куда-то и радующей новыми обещаниями, которых дотоле не слышал поэт. Вот почему он испытывает такой небывалый подъем внутренних сил, по-новому возникла перед ним прелесть и красота полей и косогоров родной земли: Вот оно, мое веселье, пляшет И звенит, звенит, в кустах пропав! И вдали, вдали призывно машет Твой узорный, твой цветной рукав.

Перед ним возникают настоящие леса, поля, косогоры, его манит пропадающий вдали путь. Именно об этом с какой-то вдохновенной радостью, светлою грустью и необычайной широтой, словно вмещающей весь родной простор, говорит поэт в своей “Осенней воле”: Запою ли про свою удачу, Как я молодость сгубил в хмелю.

Над печалью нив моих заплачу, Твой простор навеки полюблю.

Чувством, опаляющим сердце поэта и его творчество, неизменно примешивающимся к каждой мысли, к каждому переживанию, становится, помимо любви к Родине, и любовь к матери. Матери, в подвиге сына которой видится сияние самого солнца, и пусть этот подвиг стоит сыну всей жизни — сердце матери переполняет “золотая радость”, ибо сыновний свет победил окружающую мглу, царит над ней: Сын не забыл родную мать: Сын воротился умирать.

Его лирика стала сильнее его самого. Это яснее всего выражено в его стихах о любви. Сколько бы он ни твердил, что женщины, которых мы любим, картонные, он вопреки своей воле видел в них и звезды, чувствовал в них нездешние дали, и — сколько бы сам ни смеялся над этим — каждая женщина в его любовных стихах сочеталась для него с облаками, закатами, зорями, каждая открывала просветы в Иное, поэтому он и создает свой первый цикл — “Стихи о Прекрасной Даме”. Прекрасная Дама — воплощение вечной женственности, вечный идеал красоты. Лирический герой — служитель Прекрасной Дамы, ожидающий грядущего преображения жизни.

Надежды на пришествие “вечной женственности” свидетельствуют о неудовлетворенности Блока действительностью: Предчувствую Тебя. Года проходят мимо.

Прекрасная Дама, единая и неизменная в своем совершенстве, в своей дивной прелести, вместе с тем постоянно меняет черты и является перед своим рыцарем и слугой то “Девой, Зарей”, то “Женой, облеченной в солнце”, и это к ней взывает поэт в чаянии времен, предреченных в старинных и священных книгах: Тебе, чей Сумрак был так ярок, Чей голос тихостью зовет, — Приподними небесных арок Все опускающийся свод.

Сама любовь собирает в глазах поэта черты идеальные, небесные, и в своей возлюбленной он видит не обычную земную девушку, а ипостась божества. В стихах о Прекрасной Даме поэт воспевает ее и наделяет всеми атрибутами божественности — такими, как бессмертие, безграничность, всемогущество, непостижимая для земного человека премудрость, — все это поэт усматривает в своей Прекрасной Даме, которая ныне “в теле нетленном на землю идет”.

Даже когда лирика Блока говорила, казалось бы, всего только о частном, интимном, личном, ибо в ней сквозь личное, неповторимое прорывается великое, мировое. “Единство с миром” — этот мотив, общий для всей лирики Блока, — необычайно важно для понимания значения произведений Блока, его творчества, даже выходящего за рамки непосредственного отклика на то или иное событие.

Поэт,исследовал многие области человеческих отношений и переживаний, на себе испытывал весь цикл чувств, страстей, стремлений, мужал и закалялся в испытаниях и борьбе — все это составляет содержание того “романа в стихах”, каким и является лирика Блока, взятая в целом: Благословляю все, что было, Я лучшей доли не искал.

О сердце, сколько ты любило! О разум, сколько ты пылал! Пускай и счастие, и муки Свой горький положили след, Но в страстной буре, в долгой скуке — Я не утратил прежний свет.

+ Анализ стихотворения, которое Вы учили

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы