Проблемы в комедии «Недоросль» Фонвизина
Основной проблемой, поднятой Д. Фонвизиным в пьесе «Недоросль», является проблема нравственного и интеллектуального уровня дворянства. Актуальность низкого уровня образования дворянства в России была особо вопиющей на фоне эпохи Просвещения в Европе.<\p>
- Д. Фонвизин высмеивает интеллектуальный уровень дворянства на примере членов семьи Скотининых-Простаковых.
До реформ Петра I дети дворян могли поступать на государственную службу и жениться без получения образования.<\p>
— Госпожа Простакова знает только одну настоящую ценность в жизни – это деньги, ради которых она без зазрения совести готова пойти на любую подлость. При этом она проявляет излишнюю «заботу» о сыне. Неудивительно, что он пошёл весь в мать, вырос ленивым, избалованным и необразованным.
Митрофан являлся собирательным образом многих представителей «высшего света общества» в те времена, то есть не знал наук.
<\p>
- После же реформ Митрофану для виду приходится заниматься с учителями. Учитель Митрофана Цифиркин в отчаянии говорит о своём ученике: «Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет».
Ключевой сценой, высмеивающей уровень образования дворянства в лице Митрофана, является сцена экзамена. Например, его умственное убожество проявляется в том, что он уверен, что слово «дурак» является прилагательным, «потому что оно прилагается к глупому человеку».
Да и учителя Митрофана во многом под стать своему ученику, особенно Вральман, бывший кучер, не имеющий к учительству никакого отношения.<\p>
- Выполнение матерью любых капризов «дитяти» делают Митрофана грубым деспотом, невежественным крепостником. В этой связи Стародум говорит: «Невежда без души — зверь».
Митрофанушка-недоросль отличается жестокостью, властностью и грубостью и в отношении домашних. Манерой его речи с учителями является «лаяние», по его словам один из учителей «гарнизонная крыса», старая няня Еремеева – «старая хрычовка». Митрофан растёт крайне инертным человеком, его кормят, одевают и оберегают от опасности.
» Петр I и его реформы»
... царя. На первых этапах главным советником Петра был князь Федор Ромодановский. Первой административной реформой стало создание в 1699 г. особого ... он дошел своим умом. Но сказывался недостаток систематического образования: даже в шестнадцатилетнем возрасте он не умел правильно ... Зоммер показывал царю гранатное и огнестрельное дело. Любопытный по натуре Петр тянулся к знаниям. Для изучения военных наук ...
Не обладая никакой добродетелью, Митрофан уверен, что все его желания и капризы должны быть исполнены в любой момент.<\p>
- Таким образом, по мнению Д. Фонвизина проблема невежества и деспотизма аристократии принимает государственное значение, и только правильное образование и воспитание является источником спасения от грозящей обществу духовной и интеллектуальной деградации дворянства, ведь именно у них сосредоточена власть в государстве и от них зависит, к чему государство придет.<\p>
- Характеристика госпожи Простаковой из комедии «Недоросль» Д. Фонвизина
Отрицательные герои комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
Характеристика Милона из комедии «Недоросль» Д. Фонвизина. Цитатная характеристика Милона
Учителя Митрофана в комедии “Недоросль” Фонвизина
Проблема воспитания в комедии «Недоросль»
Комедия «Недоросль» была написана в переходный для России период – во времена правления Екатерины ІІ.
Старые, феодальные устои и нормы были уже непригодны для нового общества, но искусственно поддерживались консервативным дворянством, которое не было готово к отказу от отживших себя ценностей и перенять идеалы просвещения. Наиболее ярко это видно при анализе проблемы воспитания в комедии «Недоросль».
В произведении тема воспитания занимает центральное место и связана с основным конфликтом пьесы, который представляет собой противостояние между новыми идеями просвещения и устаревшими крепостническими устоями.
Простакова и Скотинин являются непосредственными носителями последних, так как переняли их с воспитанием от своих родителей.
Рассматривая воспитательную проблематику комедии «Недоросль» более углубленно, становится понятно, что Фонвизин создал не строго каноничную классицистическую комедию, где герой должен быть либо строго положительным, либо строго отрицательным. Простакова, несмотря на свою жадность, хитрость и грубость, остается любящею матерью, готовой на все ради своего сына.
Однако именно чрезмерная опека приводит к плачевным результатам – избалованным Митрофан, которого воспитывали одними «пряниками», не ценит усердий своей матери. При этом трагичность ситуации состоит в том, что сама Простакова, воспитанная по правилам «Домостроя» (вспомним ее возмущение, что девицы теперь умеют читать), просто не может понять, где ошиблась.
Возможно, ее судьба сложилась бы по-иному, выйди она замуж за образованного человека, рядом с которым ее практичность была направлена в добродетельное русло. Однако отец Митрофана, Простаков, предстает как безвольный, во всем согласный со своей более активной женой, персонаж.
Полной противоположностью глупому, грубому Митрофану является Софья. Девушка много читает, внимательно слушает наставления Стародума, стремится к добродетельной жизни.
В отличие от Митрофана, для которого жениться – это новое развлечение, девушка воспринимает брак серьезно.
Кроме того, Софья не противится решению Стародума выдать ее за достойного человека, который он выберет ей сам, то есть мнение родителя для нее является авторитетным, чего не скажешь о Митрофане.
Cочинение «Тема воспитания в комедии «Недоросль. Почему в комедия ...
... проблем в комедии стала проблема образования и воспитания дворянской молодежи -- создание новых поколений передовых людей. О воспитании в пьесе говорят все - начиная с госпожи Простаковой и заканчивая Правдиным и Стародумом. Фонвизин ... чтоб помочь тем, у кого нет нужного…» Заключительная реплика Стародума, которой завершается "Недоросль": «Вот злонравия достойные плоды!» - в контексте идейных ...
Ярче всего в комедии Фонвизина «Недоросль» проблема воспитания раскрывается при сравнении педагогичных идей Стародума и Простаковой. В пьесе они противопоставлены не только как положительный и отрицательные персонажи-зеркальщики, но и как носители диаметрально противоположных идей.
Стародум относится к Софье как к взрослому человеку, ведет с ней беседы на равных, наставляет к добродетели и необходимости образования.
Простакова же обращается с Митрофаном не как с состоявшимся 16-летним юношей, а как с маленьким ребенком, которому учение на самом деле не нужно (она же без него хорошо прожила), ведь все блага он и так получит не собственным трудом, а по наследству.
Особенно в пьесе интересен момент, что, поддавшись моде, женщина приглашает сыну учителей, но по причине собственно невежества не видит их некомпетентности (как например, в случае с Вральманом) и до конца не понимает, как это может пригодиться в жизни (сцена, где Простакова по-своему решала задачи Цыфиркина).
«Недоросль» – это зеркало социальной жизни всей России, которая боится избавиться от старого и открыться к новому.
Поэтому в пьесе и появляются гипертрофированные формы воплощения просветительских идей – учителя, которые не закончили семинарию или вовсе не имеют отношения к образованию, портные, которые не имеют понятия, как шить, и молодые люди, которые делают вид, что учатся, потому что это общепринято.
Для Фонвизина, как личности Просвещения, было важно, чтобы читатель или зритель комедии перенял его идеи и поддержал новый шаг развития российского общества.
Однако ценность «Недоросля» как значительной вехи в русской литературе состоит в его вневременных идеях – высказанные автором наставления не теряют актуальности и в наши дни, помогая воспитывать сильную, образованную, умную и высокоморальную личность.
Будь в числе первых на доске почета <\p>
«Недоросль»: проблематика
Какие проблемы поднимает Фонвизин в комедии «Недоросль» Вы узнаете в этой статье.
Проблемы поднятые в комедии «Недоросль»:
1. Каким должен быть истинный дворянин — и отвечает ли русское дворянство своему назначению?
2. Необходимость просвещения, образования — отсутствие их..
3. Бесправие крестьян и произвол помещиков.
Каждая из указанных проблематик рассматривается через призму идей просвещения. Фонвизин, обостряя внимание на недостатках эпохи через приемы комического, делает ударение на необходимости менять традиционные, устаревшие, давно неактуальные устои, которые затягивают людей в болото «злонравия», глупости, уподобляя их животным.
Проблема воспитания в комедии «Недоросль»
Проблема воспитания приобретала в представлении Фонвизина государственное значение, ибо в правильном воспитании коренился единственный надёжный, по его мнению, источник спасения от грозящего обществу зла – духовной деградации дворянства.
По комедии Д – И – Фонвизина Недоросль, проблемы воспитания, 8 класс –
... как угодно ей. Желание госпожи Простаковой распоряжаться чужими судьбами показано в комедии “Недоросль” стремлением выдать замуж Софью. Девушка ... Но в них представлен собирательный образ людей эпохи Фонвизина, которых он встречал. Достойный дворянин должен жить ... Митрофанушка стал в комедии образом нового поколения, которое являлось “недорослями” в уме, поступках, воспитании. Надежда на перемену ...
Воспитание должно дать «прямую цену учености», пробудить гуманные, человеколюбивые чувства, способствовать общему улучшению нравов.
«Недоросль» проблема крепостного права
Тема бесправие крестьян и произвол помещиков обозначена писателем уже в первом действии. Первая реплика Простаковой : “Кафтан весь испорчен. Еремеевна, веди сюда мошенника Тришку. Он, вор, везде его обузил” — вводит нас в атмосферу произвола помещичьей власти.
Все дальнейшие пять явлений посвящены именно показу этого произвола.
Так начинается “Недоросль”. Главный конфликт социально-политической жизни России — произвол помещиков, поддержанный высшей властью, и бесправие крепостных — становится темой комедии.
Драматическим конфликтом “Недоросля” является борьба прогрессивно настроенных передовых дворян — Правдина и Стародума — с крепостниками — Простаковыми и Скотининым.
Рабство, а не воспитание развращает и растлевает самих помещиков, — делает второй вывод Фонвизин.
Драматург сурово и обличительно заявляет: русские дворяне превратились в Скотининых, утративших честь, достоинство, человечность, стали жестокими палачами окружающих их людей и всесильными тиранами и паразитами только вследствие крепостного права.
Отсюда демонстрация скотининской природы тех, кто именует себя “благородным сословием”, — Простаковой, ее мужа, ее сына, ее брата. Рабовладельцы не только превратили своих крестьян в “тяглый скот”, но и сами стали гнусными и презренными холопами.
Главным намерением Фонвизина в “Недоросле” и было показать все действия, поступки, мысли Простаковых и Скотинина, всю их мораль и интересы в социальной обусловленности. . Они порождены крепостным правом, утверждает Фонвизин. Вот почему от первого до последнего акта тема крепостного права пронизывает все произведение.
Теперь Вы знаете какова проблематика комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» и сможете написать свое сочинение по данной теме.
Сочинение на тему: ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ В КОМЕДИИ Д. И. ФОНВИЗИНА “НЕДОРОСЛЬ”
Центральная проблема комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” — проблема воспитания. Воспитание рассматривается драматургом как средство формирования гражданского сознания в дворянском сословии. Оно должно дать “прямую цену учености”, пробудить гуманные, человеколюбивые чувства, способствовать общему улучшению нравов.
В комедии все персонажи разделены на две группы — положительные и отрицательные, или же “злонравные” и “добродетельные”. Проблема воспитания касается, в первую очередь, персонажей отрицательных.
По степени активности среди них на первое место справедливо ставится сама Простакова, затем следуют Скотинин и Митрофан. Простакова — злонравная помещица и плохая мать, проблема воспитания в комедии связана непосредственно с ее образом.
Что можно сказать о системе воспитания в семье простаковых? (недоросль)
... бездействие Простакова и власть Простаковой. Возможно, причиной такого характера госпожи Простаковой и господина Простакова является чрезмерная любовь к сыну, которую он не ценит. Сочинение рассуждение ** тему система воспитания в семье Простаковых Тема воспитания в комедии ...
Отношения Простаковой с сыном Митрофаном служат наглядным примером того, как нельзя воспитывать детей. Главная проблема Простаковой-воспитательницы, на мой взгляд, состоит в том, что она окружила своего отпрыска непомерной любовью и заботой.
В ее глазах ленивый Митрофанушка — самый лучший ребенок <\p>
- на свете.
Не совсем понятно, чем занимается Митрофан в свободное время, есть ли у него какие-либо увлечения. Домашних обязательств у него нет, он предоставлен сам себе. Перед его глазами яркий пример — деспотичная, неуравновешенная мать и слабый, бесхарактерный отец.
Неудивительно, что в таких условиях воспитание давало очень мало положительных результатов. Впрочем, некоторые критики относились к образу Митрофана весьма снисходительно. В. О.
Ключевский утверждал, что он размышляет по-своему находчиво и умно, “только — недобросовестно и потому иногда невпопад, размышляет не с целью узнать истину или найти прямой путь для своих поступков, а чтобы только вывернуться из одной неприятности, и потому попадает в другую, чем и наказывает сам себя за софистическое коварство своей мысли”. Такая точка зрения позволяет оправдать и ответы Митрофана на импровизированном экзамене, устроенном Правдиным, с его оригинальной теорией грамматики, а также “очень бойко и сообразительно изобретенным учением о двери существительной и прилагательной”. Таким образом, Митрофан совершенно не глуп, ярлык “дурака” на него навесили добропорядочные взрослые. Чувства и поступки Митрофана вовсе не смешны, а только гадки.
Такой была судьба самой Простаковой, в семье которой было восемнадцать человек, но в живых осталось только двое. Одних вытащили из бани мертвыми. Трое, “похлебав молочка из медного котлика, скончались”. Двое упали в праздничный день с колокольни. Остальные были просто больны.
Эти гиперболизированные художественным воображением драматурга факты свидетельствуют только об одном: в семье Скотининых дети были обузой. Никто, ни батюшка Скотинин, ни матушка “по прозванию” Приплодина, не занимался воспитанием подрастающего поколения.
Образование Скотинин принимал в штыки: “Бывало, добры люди приступят к батюшке, ублажают, ублажают, чтобы хоть братца отдать в школу… Бывало, изволит закричать; прокляну робенка, который что-нибудь переймет у басурманов, и не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет”.
“Без наук люди живут и жили” — к этому сводится житейская философия Простаковой и других, подобных ей, представителей невежественного дворянства. В руках этого дворянства, далекого от понимания нужд государства, находится воспитание молодого поколения дворян. Раскрывая образ Митрофана, Фонвизин углубляет тему молодого дворянства: недаром в композицию “Недоросля” включены сцены обучения и воспитания молодого дворянина.
Проблема воспитания касается и другого образа — Скотинина. Рос он в тех же условиях, что и Простакова. Это сказалось на том, что у брата и сестры общие взгляды на жизнь. У Скотинина есть небольшое имение, которым он научился славно управлять.
Иногда он жалуется на соседей, которые его обижают, при этом гордо демонстрируя, что он не “челобитчик”: “Сколько меня соседи ни обижали… я ни на кого не бил челом, а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду”.
Проблема воспитания: аргументы из литературы и рассуждение о ...
... дружбе и любви. Навыки и умения, присваиваемые в ходе воспитания, играют ключевую роль во всей нашей жизни. Проблема воспитания: аргументы из литературы Текст из ЕГЭ (1)Образованные нам не ... ситуациях. Поведение Татьяны Лариной вызывает искреннее уважение. В романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» проблема воспитания является первостепенной. Один из примеров – отношения между Аркадием и его ...
Своей науке управления крестьянами Скотинин готов с радостью обучить и сестру, только при одном условии: она сосватает Софью. Женитьба Скотинина не связана с душевной привязанностью: он метит на недвижимое имущество избранницы, его интересуют ее деньги, которые позволят купить крупных свиней.
Отзыв о подобном поведении драматург вложил в уста Стародума, который называет несчастным тот дом, “где жена не имеет никакой сердечной дружбы к мужу, ни он к жене доверенности, где каждый со своей стороны своротил с пути добродетели”.
Дети в такой семье глубоко несчастны, поскольку отец, не имея почтения к своей жене, “едва смеет их обнять, едва смеет отдаться нежнейшим чувствованиям человеческого сердца”, а мать, потерявшая добродетель, не может обучить своих детей благонравию, которого в ней нет.
Как видим, проблема семьи тесно связана с проблемой воспитания. Скотинин только мечтал о создании семьи по такому образцу, а Простаковы подобную семью создали: отец Простаков едва смел “отдаться нежнейшим чувствованиям человеческого сердца”, в своем сыне он видел только безобидного забавника.
Проиллюстрированные Фонвизиным в комедии “Недоросль” приемы воспитания еще раз доказывают, что сложившаяся веками традиция калечила молодые души.
“Истинное существо должности дворянина” Фонвизин видел в служении отечеству и государству. Только в одном случае дворянин мог устраниться от несения государственной службы, “взять отставку”: “когда он внутренне удостоверен, что служба его отечеству прямой пользы не принесет”. Но и уйдя с государственной службы, он должен отвечать назначению дворянина.
Оно в разумном управлении имением и крестьянами, в гуманном отношении к ним. Однако на примере поведения героев комедии Фонвизина “Недоросль” мы видим, что ни о каком гуманном отношении к подчиненным речи не могло быть. Герои комедии, дворяне, не могли найти между собой общий язык.
Как следствие дурного воспитания, в них развились разнообразнейшие пороки: невежество, зло, корыстолюбие, злоупотребление властью.