Особенности русского национального характера с полной силой выразились в период Отечественной войны 1812 года. Толстой изображает эту войну не только как борьбу русской наполеоновской армий, но и как патриотическую борьбу всего русского народа против иноземных захватчиков.
Наполеоновская армия изображается писателем лишенной всяких моральных принципов, руководимой лишь грабительскими инстинктами. Русская армия не склонила свои знамена перед Наполеоном, подобно австрийской и прусской, и не увеличила этим его могущества. Отступая, она накапливала силы для сопротивления. Патриотический дух русского войска рос, несмотря на успехи врага.
Русский национальный характер в полной мере выразился на Бородинском поле. Тогда русские, потеряв половину своего войска, «точно так же… продолжали стоять при конце сражения, как они стояли при начале его». Тогда Наполеон и его генералы, и «все участвовавшие и не участвовавшие солдаты французской армии,., испытывали одинаковое чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв половину войска, стоял так же грозно в конце, как и в начале сражения. Нравственная сила французской, атакующее армии была истощена». Русскими под Бородино была одержана та победа, — пишет Толстой, — «которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага», победа, после которой французское войско «должно было погибнуть, истекая кровью от смертельной, нанесенной при Бородине раны».
Исход Отечественной войны в толковании Толстого определяется волей и характером русского народа, а не деятельностью царя, министров, генералов. В «Войне и мире» дается по-новому осознанная автором великая эпоха мощного проявления народного духа.
Для Толстого характерно рассуждение о противоречии между войной и естественными человеческими чувствами. Но в «Войне и мире» отчетливо выражена идея войны справедливой, войны необходимой и беспощадной, когда народ защищает свою родину, отстаивает свою национальную независимость. Изображая военные события, Толстой проводит резкое различие между характером войны с Наполеоном в 1805-1807 годах, цели которой были непонятны и чужды народу, и Отечественной войной 1812 года.
В сатирическом письме дипломата Билибина Андрею Болконскому особенно сильному осуждению подвергается наш союз с Пруссией. «Прусские генералы, — пишет Билибин, — щеголяют учтивостью перед французами и сдаются по первому требованию. Начальник гарнизона Глагоу, с десятью тысячами, спрашивает у прусского короля, что ему делать, если ему придется сдаваться… Мы вовлечены в войну, на нашей же границе и, главное, за прусского короля».
Тема народа в романе «Война и мир»
... народу. Подобное представление о роли народа в истории приблизило Толстого к взглядам революционеров-демократов. Не удивительно, что после такого он отдалился от «прогрессистов» - либералов, полемику с которыми он начал в «Декабристах» и ... следует, что вопросам исследования исторических эпох в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», и в основном Отечественной войне 1812 года, посвящено много работ, но ...
Русская же армия тем временем гибнет в походах и от голода, от бестолковости и вражды между собой генералов. Страна разорена: «Магазины пусты, дороги непроходимы… Жители разорены совершенно, больницы завалены больными и везде голод.» Потому так сурово звучат слова Андрея Болконского о войне: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это, а не играть в войну. Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость». Преступны войны, которые ведут между собой правительства «за то, что Павел Иванович обидел Михаила Ивановича». Но великий смысл имеет подлинно народная освободительная война, необходимость которой признает весь народ и сам вступает в борьбу.
Патриотическая идея «Войны и мира» выражена в изображении непоколебимости, стойкости, храбрости русской армии, в героизме рядового русского воина, в картинах массового партизанского движения крестьян, в образах Кутузова, Багратиона, Тушина, Тимохина, беззаветно преданных своей родине, народу.
Чувство национальной гордости и независимости пробудилось в народе под влиянием вероломного вторжения Наполеона на русскую землю. Чем дальше вглубь страны проникал враг, тем сильнее возрастали народный гнев и мужество в борьбе за спасение Отечества. Толстой показывает народный героизм в таких простых, скромных, незаметных людях, как капитаны Тушин, Тимохин и тысячах других подобных им солдат и офицеров, совершавших подвиги, не думая о личной славе и наградах. Так воспринимает Пьер Безухое на Бородинском поле поведение ополченцев и солдат, пораженный их спокойствием и мужеством. Патриотическое чувство выражается просто и непосредственно и в героическом поведении партизан (например, Тихона Щербатого), и в действиях Кутузова.
Национально-освободительная война 1812 года в трактовке Толстого раскрыла жизнеспособность и силу русского народа, пробудила его волю к борьбе. Наполеон сказал: «Эта война не похожа ни на одну войну». Этот великий француз не чувствовал себя победителем ни на Бородинском поле, ни вступая в Москву. Он столкнулся в России не с волей правительства, а с волей народа.
Толстой в романе «Война и мир» показывает, что лучшие свойства человеческого характера развиваются под влиянием этических норм народной жизни. Это можно легко проследить на анализе образов основных героев — Пьера Безухова и Андрея Болконского.
Автор стремится доказать, что исторический подвиг был совершен русским народом не по заранее обдуманным планам и правилам военных действий, а бессознательно, стихийно, с помощью патриотического чувства. Оно побуждало каждого по-своему действовать против врага, и слияние этих действий привело к уничтожению нашествия.
Ратный подвиг русского народа в Отечественной войне 1912 года ...
... суть народной войны, в которой решалась судьба России. Лев Николаевич Толстой, великий писатель земли русской, изобразил Отечественную войну 1812 года со всей силой своего реализма. "Война и мир" рисует образ народа-победителя. Героизм тысяч русских ...
«Окрестные мужики жгли свое сено и не давали французам», — пишет Толстой. — Мужики Карп и Влас, которые после выступления французов приехали в Москву с подводами грабить город и вообще не выказывали лично геройских чувств, и все бесчисленное количество таких мужиков не везли сена в Москву за хорошие деньги, которые им предлагали, а жгли его». Это привело к отсутствию фуража во французской армии, которое было настоящим бедствием и которому «не могло помочь ничто».
Всюду, куда приближался враг, население покидало родные места, оставшиеся жители сжигали и истребляли все, что оставалось. «Они уезжали каждый для себя, а вместе с тем, только вследствие того, что они уехали, и совершилось то величественное событие, которое навсегда останется лучшею славой русского народа», — пишет Толстой об оставлении жителями Москвы.
Это была одна из тех форм борьбы с французским нашествием, которую вела не армия, а народ. Пассивное сопротивление французам переходило в активную борьбу, возникали партизанские отряды, деревни и села объединялись и, вооруженные кто чем мог, вытесняли врага с родной земли и уничтожали его. Наполеон, вторгшийся в Москву, «увидал дубину народной войны», а не шпагу противника «в правильной позе фехтования». Толстой пишет: «… дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественною силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».
Огромное патриотическое движение в условиях войны 1812 года принимало стихийный, неорганизованный характер. Автору удалось показать в «Войне и мире» размах этого движения и его решающую роль в разгроме Наполеона, но оно нуждалось в военном руководстве и успешно развивалось, крепло, приводило к наиболее эффективным результатам в организованных совместных действиях с армией.