Тема : Сравнительная характеристика двух литературных героев. Гринев и Швабрин

Можно на ваше усмотрение добавить еще пункты, но мы остановимся на этом. Внимательно обдумывайте все части, когда вы составили план характеристики литературного героя, от него лучше не отклоняться, а строго идти по порядку. Здесь будем писать кратко, по самому минимуму.

Задача введения в сочинении

Задача введения – подвести читателя к проблеме текста, которую необходимо прокомментировать.

Введение может содержать общую точку зрения по теме, поднимаемой автором, может сообщать об основной проблеме текста или определять круг проблем, затронутых автором.

При написании введения логичнее вести мысль от общих рассуждений по теме к частному случаю, описанному в тексте, так как в смысловом плане введение должно как бы перекидывать мостик от вступительных предложений, заканчивающихся формулировкой проблемы, к основной части, где эта проблема будет рассмотрена с разных сторон.

Личность

Из строк произведения становится понятно, что Герасим – это трудолюбивый и ответственный человек, обладающий крепким физическим телом. Он необычен, что подтверждается строками: «…Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим…».

Еще одна отличительная черта нашего героя – уединенность, так как был одинок всю свою жизнь, не любил, чтобы к нему приходили, жил отдельно от братьев. Очень любит деревню, предпочитает ее городу. Так он рос отчужденно всю жизнь из-за своего недуга (Герасим от рождения немой) и вырос сильным и выносливым богатырем, подобно могучему дереву.

Он очень уважаемый человек, достойный, знает свои права и обязанности.

Виды введений в сочинении

В зависимости от темы текста, по которому пишется сочинение, а также творческих способностей выпускника можно использовать различные виды введений.

1) Вопросно-ответное единство

Такое введение напоминает по форме диалог и сразу обращает на себя внимание энергичным началом.

Например:

Что значит роль личности Л. Н. Толстого в русской литературе? Все хорошо знают имя этого человека, написавшего роман-эпопею «Война и мир». Но что выделяло всемирно известного писателя среди других? Над этими вопросами задумывался А.И. Куприн, когда писал воспоминания о своей встрече с Толстым в 1905 году.

2) Цепочка вопросительных предложений

2 стр., 731 слов

Напишите -рассуждение по прочитанному тексту. (1)Большая часть ...

... любил… (11)Как украсилась бы жизнь, если бы каждый человек мог знать, на что ... текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы ... … (По Д. Гранину) Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте ... вынести столько лишений. (16)Для человека — как и для стали, для проводников, ...

Пишется в начале сочинения и имеет цель зафиксировать внимание читателя на ключевых понятиях исходного текста.

Например:

Как дети относятся к своим родителям? Как воспринимают их? Эти вопросы неизбежно возникают в голове при прочтении предложенного на экзамене текста.

3) Назывные предложения

Предложения, которыми открывается сочинение, могут содержать основные понятия или имя героя, о котором повествуется в тексте.

Например:

Детство… Беззаботная радостная пора! Пора невероятных открытий и весёлых игр.

Такие мысли приходят в голову, когда читаешь текст Д.А. Гранина, в котором писатель размышляет над проблемой оценки окружающего мира ребёнком.

4) Риторический вопрос

Представляющий собой вопрос-утверждение, который не требует ответа.

Такой вид введения рекомендуется в самых сложных случаях, когда выпускник имеет трудности с формулированием проблемы текста.

Например:

Что значит для людей Родина? Какое значение она имеет в человеческой жизни? Эти вопросы задает писатель А.Н.Толстой в своей статье.

5) Цитаты из текста или по теме текста

Использование цитат позволяет выпускнику показать умение вчитываться в текст, понимать его и находить интересные выражения автора текста, относящиеся к рассматриваемой проблеме.

Например:

«Учись летать высоко и смело». Эта фраза из письма сразу цепляет за душу, потому что в ней видна любовь деда к своему внуку.

6) Лирическое вступление

Это размышление, высказывание, выражающее чувственное отношение к изображаемому.

Например:

Красота природы нашей страны удивляет своей неброской чистотой и скромностью. Бывая в лесу в любое время года, я вспоминаю строки русского поэта Николая Рыленкова:

Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце…

7) Краткая справка о писателе

Это информация об авторе, по тексту которого пишется сочинение.

Такое введение используют когда тема сочинения связана с жизнью и/или творчеством автора текста.

Например:

Василя Владимировича Быкова часто называют писателем одной темы. Он участвовал в Великой Отечественной войне и остался в памяти многих любителей книг о войне как автор героических произведений. Повести и рассказы Василя Быкова насыщены жестокой правдой тех трагических лет, он не боялся отходить от идеологических ярлыков, за что подвергался гонениям и травле.

Определение темы текста

В некоторых случаях, основная проблема текста вытекает из его темы, и тогда уместно использовать данный вид введения.

Например:

Михайловское… Это село, по мнению К.Г.Паустовского, обладает «лирической силой», потому что оно связано с именем Александра Сергеевича Пушкина. Сюда каждый год, в день рождения поэта, приезжает большое количество людей, чтобы выразить свою признательность и любовь к нему.

9) Сравнение прошлого и настоящего

8 стр., 3666 слов

Причинно следственная связь в историческом сочинении

... в которых, возможно, выпускники пытались выразить роли исторических личностей, причинно-следственные связи, ... в которых выпускник, например, пытался продемонстрировать умение указывать причинноследственные связи. «Последствием заключения Россией Тильзитского мира стала Континентальная блокада». В данном случае выпускник, по-видимому, попытался указать причинно-следственную связь. ... текст сочинения ...

Здесь используется сравнение понятий между собой, описание их сходства и/или отличий, если таковые имеются.

В текстах, проблема которых связана с противоположными понятиями, приём использования сравнения позволит уже в начале сочинения заявить о вдумчивом прочтении текста и выделит такое сочинение из ряда других.

Например:

Закон или человеческое отношение? Что выбрать? С одной стороны, всё просто и понятно: выбор всегда должен быть в пользу закона. В связи с этим вспоминаются слова известного римского оратора Цицерона: «Суров закон, но это закон». С другой стороны, не всё так просто, и порой жизнь предлагает человеку сделать свой выбор: встать на сторону закона или проявить милосердие. Именно такой случай находит своё отражение в тексте А.Грина.

10) Заголовок

Данный вид введения позволяет посредством придуманного выпускником заголовка назвать основную проблему текста, выделенную в названии сочинения.

Например:

«Родительская любовь» — такое название возникло в голове, когда я читал рассказ известного русского писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка.

11) Связь с современностью

Такое введение добавит сочинению актуальность, публицистичность и покажет активную жизненную позицию автора сочинения.

Это описание обстоятельств и того, какое влияние они оказывают.

Например:

Мы живём в мире мегаполисов и машин. В погоне за успехом, карьерой нам некогда вглядеться в окружающий нас мир. Мы торопимся, нам надо всё успеть… И только оказавшись в лесу, когда золото берёз не спеша выстилает перед тобой тропинку или, или на берегу озера, когда бесконечная рябь воды от легкого ветерка настраивает нас на лирический лад, мы вдруг замечаем ту красоту русской природы, о которой говорит в тексте К.Г.Паустовский.

12) Личные впечатления

Краткий рассказ о своих чувствах выпускника его жизненном опыте, связанным с темой, проблемой или основными понятиями текста.

Например:

Я очень люблю слушать музыку. Есть мелодии, которые поразили меня в раннем детстве. Одна из них — «Вальс цветов» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», который до сих пор вызывает в памяти светлый образ доброй сказки. Думаю, что подобное хотя бы раз происходило с каждым человеком. В данном тексте В.П.Астафьев рассказывает случай из своего детства, когда ему случилось услышать прекрасную незнакомую мелодию, вызвавшую различные эмоции и чувства.

13) Историческая характеристика эпохи

Это анализ социально-экономических, нравственных, культурных особенностей, свойственных определенному периоду.

Данное введение возможно, если тема текста связана с описанием какого-либо исторического факта или конкретного исторического времени.

Например:

Жизнь людей на огромной планете Земля прошла через несколько важных эпох, отделённых друг от друга какими-либо великими событиями. Одно из таких, открывшее эру освоения Космоса, — легендарный полёт Ю.А.Гагарина на корабле «Восток». Именно 12 апреля 1961 года вспоминает К.Г. Паустовский, когда рассматривает проблему смены эпох в жизни человечества.

Тема урока: Сравнительная характеристика двух литературных героев. Гринев и Швабрин

Тема урока: Сравнительная характеристика двух литературных героев. Гринев и Швабрин

Цель урока:

образовательная: подготовить учащихся к созданию высказывания в жанре сравнительной характеристики двух литературных героев

развивающая: развивать умение сравнивать, сопоставлять, аргументировано отстаивать свою точку зрения, опираясь на художественный текст

воспитательная: воспитывать интерес к литературным произведениям о духовной красоте и внутреннем богатстве личности

Ход урока

Актуализация опорных знаний учащихся. Целеполагание

  • Сколько сюжетных линий можно выделить в повести? (В повести несколько сюжетных линий)

— Действительно, главная линия связана с историей духовного становления молодого человека, на чьем жизнен­ном пути постоянно возникает проблема чести и долга. Таким героем является Петр Андреевич Гринев. Но рядом с ним и другой герой — Алексей Иванович Швабрин.

  • Какую цель преследует писатель, изображая двух персонажей то в одних и тех же, то в схожих ситуа­циях? (На примере поступ­ков и устремлений двух героев, автор показывает две жизненные позиции, два представления о долге и чести)
  • Исходя из этого, сформулируйте цели сегодняшнего урока.

(Сравнить поведение Гринева и Швабрина, выявить мотивы их поступков, отношение автора к персонажам и составить высказывание в жанре сравнительной характеристики)

2. Беседа по содержанию повести

  • Каково значение выражения «сравнивать предметы, явления»? Что лежит в основе того или иного сравнения?
  • Сравнивать предметы, явления можно двумя способами: сопо­ставляя (устанавливая сходство) или противопоставляя (выявляя раз­личия).

    Что будет лежать в основе вашего сравнения поступков Гринева и Швабрина? (Противопоставление)

  • Какой нравственный критерий можно избрать исходной точ­кой для противопоставления Гринева Швабрину? Как соотносится этот критерий с идеей повести? (Честь! Вспомним эпиграф к повести!)
  • Чтобы уяснить, что такое «честь», давайте обратимся к фрагменту одной из работ

, посвященной размышлениям о дворянстве

Фрагмент из работы :

«Чему учится дворянство? Независимости, храбрости, благородству (чести вообще).

Не суть ли сии качества природные? Так, но образ жизни может их развить, усилить — или задушить»).

  • В словаре прочитаем:

Честь. Внутреннее нравственное достоинство челове­ка, доблесть, благородство души и чистая совесть

  • Соотнесите определения понятия чести и .

Анализ повести

А) Характеристика Швабрина

  • Назовите ситуации, в которых можно противопоставить отно­шение Гринева и Швабрина к дворянской чести в истинном ее пони­мании.

Получить полный текст

Репетиторы

ЕГЭ

Дипломная

  • Согласны ли вы с мнением поэтессы , утверж­дающей, что Швабрин — «мелкий завистник и доносчик», «низкий зло­дей»? Как эти качества проявились в его отношении к любимой девушке?
  • Перечитайте сцену освобождения Пугачевым Маши Мироно­вой от притеснений Швабрина. Как ведет себя Швабрин в этой сце­не? Какие качества его натуры раскрылись?
  • Согласны ли вы с тем, что каждый последующий поступок Швабрина отвратительнее предыдущего? Подтвердите или опроверг­ните эту мысль.

— Можно ли утверждать, что любовь к Маше Мироновой прошла бесследно для героя? Литературный критик считает, что любовь пробудила «луч добра» в сердце Швабрина—он не назвал имя девушки на следственной комиссии. Согласны ли вы с мнением критика? Каким вам видится Швабрин в этой ситуации?

Б) Характеристика Гринева

  • Какие качества натуры Петра Гринева раскрываются в его чув­стве к Маше Мироновой?
  • Можно ли утверждать, что любовь—смысл жизни героя? Аргу­ментируйте свой ответ примерами из текста.

В) Вывод:

Любовь стала серьезным жизненным испытанием для Гринева и Швабрина. Она, как зеркало, отразила внутреннюю сущность каж­дого из них. Но любовь была не единственным испытанием. Дворян­ская честь героев проверялась и в социальных потрясениях, вызванных бунтом под предводительством Емельяна Пугачева.

  • Как каждый из персонажей ведет себя во время «грозных волнений»?

Писатель считал, что мотивы перехода Шваб­рина в стан Пугачева показаны не совсем ясно: «Швабрин слишком умен и тонок, чтобы поверить возможностям успеха Пугачева, и не довольно страстен, чтобы из любви к Маше решиться на такое дело». Как вы относитесь к высказыванию писателя? Могли ли быть дру­гие мотивы для измены Швабрина, которые не учел Одоевский? Ка­ковы ваши суждения на этот счет?

  • Сохранить жизнь Швабрину удалось. Удалось ли сохранить честь, пусть даже мнимую? Что же происходит с героем после преда­тельства? Какую роль он играет у Пугачева?
  • Как ведет себя Швабрин на следствии? Что в его поведении дало повод

Гриневу в очередной раз назвать своего соперника «гнус­ным злодеем»?

  • Как проявляет себя во время «грозных волнений» Гринев? Какие особенности характера героя раскрываются в его диалогах с Пугачевым-«злодеем» и Пугачевым-человеком? Как они связаны с представ­лением Гринева о дворянской чести?
  • Что ставилось в вину герою на следственной комиссии? Поче­му он не мог доказать свою честность? Что в понимании героем чести было непостижимо для чиновников, которые вели следствие?
  • Для того чтобы глубже понять «человеческую» сторону отношений дворянина Гринева и врага дворянства Пугачева, ознакомьтесь с высказыванием о Гриневе и Швабрине:
  • «Он [Гринев]русский дворя­нин, человек XVIII в., с печатью своей эпохи на челе… <…>он не укла­дывается в рамки дворянской этики своего времени.

Для этого он слишком человечен. Ни в одном из современных ему лагерей он не ра­ створяется полностью… В этом глубокое отличие Гринева от Шваб­рина, который без остатка умещается в игре социальных сил своего времени.

Гринев у пугачевцев на подозрении как дворянин и заступник за дочь их врага, у правительства — как друг Пугачева. Он не “при­шелся” ни к одному лагерю; Швабрин — к обоим: дворянин со всеми дворянскими предрассудками, с чисто сословным презрением к досто­инству другого человека, он становится слугою Пугачева»

  • Выразите свое отношение к оценке героев, данной критиком. Соотнесите с ней свои представления о Гриневе и Швабрине.
  • Согласны ли вы с другим утверждением Ло?
  • Какие качества характера Гринева поднимают его над «жестоким веком»? Как последнее из приведенных высказываний Лотмана соотносится с идеей произведения Пушкина?

Получить полный текст

4. Моделирование структуры высказывания «Гринев и Швабрин»

— Составьте схему, в которой в обобщенном виде представлен материал, необходимый для про­тивопоставления двух героев.

Гринев Швабрин
Отношение героев к любовному чувству

Любовь – смысл жизни Благородство души, готовность к самопожертвованию

Неспособность к благородству в любви «Ничтожный злодей»

Герои в период «грозных волнений»

Мужество перед лицом смертельной опасности Верность долгу, честность, человечность

Предательство ради спасения своей жизни «Мелкий завистник и доносчик»

Можно ли считать предложенную схему планом сравнитель­ной характеристики-противопоставления Гринева и Швабрина? Чем следует дополнить основную часть высказывания?

  • Сформулируйте первый пункт плана основной части, обратив внимание при этом на то, что делает возможным сравнение двух геро­ев, на сходство между ними.
  • Какие части композиции заданного высказывания отсутству­ют в схеме? (Вступление и заключение)
  • О чем можно написать во вступлении к речевому произведению в жанре сравнительной характеристики? Предложите и обоснуйте возможные варианты вступления и заключения.
  • Составьте план сочинения-характеристики героев.

План сочинения

I. Вступление

II. Основная часть

Отметить то, что делает возможным сравнение именно этих двух героев (Две сильные личности, противопоставленные друг другу) По таблице

III. Заключение. (Отношение к образам героев, характеристика значения анализируемого произведения для современной действительности)

Рефлексия.

  • Какую цель вы поставили в начале урока?
  • Реализовали ли вы поставленную цель?
  • Где можно применять новые знания?
  • Как вы оцените свою работу на уроке и работу класса в целом?

Домашнее задание. Напишите сочинение в жанре сравнительной характе­ристики-противопоставления Гринева и Швабрина

Описание главных персонажей

Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» состоит из невероятно широкой палитры человеческих образов. Автор рассматривает со всех сторон разные социальные положения, показывая, как на них отразилась крестьянская реформа, с какими трудностями им пришлось столкнуться.

Имена этих героев по списку выглядит следующим образом:

  • Роман;
  • Лука;
  • Демьян;
  • Пров;
  • Пахом Онисимыч;
  • братья Иван и Митродор Губины.

Это простые временнообязанные люди, которым многого не нужно в этой жизни. Они добродушны, мужественны и трудолюбивы. У них есть семьи, изредка они упоминают о том, что скучают по женам и детям. Эти мужики обладают множеством качеств, которые присущи всему крестьянству того времени. В таблице приведен анализ образов главных героев.

Роман Самый безликий и неизвестный персонаж. Ничего о нем автор не рассказывает. Возможно, он олицетворяет всё крестьянское население Руси, до которого никому нет дела. Никого не интересует его личность, индивидуальность и самобытность
Лука Известно, что Лука несколько лет работал у попа. Он глуповат, оттого, возможно, и говорит без меры. Лука много жестикулирует, и автор сравнивает его с мельницей, которая, как бы ни старалась, взлететь не может. Так же живут и крестьяне. Они мечтают о переменах в своей жизни, но слово вышестоящего человека затмевает им всю надежду на лучшую судьбу
Демьян Демьян примечателен тем, что умеет читать простые слова, ему сложно справляться только с мудрёными названиями. Чтению он научился сам. Тем самым Некрасов показывает, что простой русский крестьянин стремится к знаниям, хочет развиваться и образовываться
Пров Богатырь. Угрюмый, молчаливый и очень выносливый. Одолеть его можно, только накинувшись целой гурьбой. Он представляет собой физическую силу и мощь русского народа, которому приходится работать до самой могилы, чтобы выжить
Пахом Онисимыч Пчеловод. Ему много лет, он очень мудр. Автор сравнивает его с умной и трудолюбивой пчелой. Этим Некрасов подчёркивает, что и среди крестьян много мыслящих и благоразумных людей
Братья Иван и Митродор Губины Любят очень много выпить. Могут махнуть за раз по ведру водки. В их образах Некрасов хотел показать одну из ярких черт русского народа — любовь к выпивке

Определение эссе и сочинения

Несколько десятков лет назад школьники и студенты знали только один вид творческой работы — сочинение. Проникновение западной культуры включило в планы обучения и даже программы экзаменов еще один тип — эссе. Их часто путают не только учащиеся, но и неопытные преподаватели.

Эссе — вид очерка, в котором отражается субъективная авторская позиция, и приводятся аргументы, на которых она базируется. Часто дает ответ на какой-нибудь «вечный» или злободневный вопрос.

Сочинение — творческая работа на заданную тему, которая может быть выполнена в виде:

  • описания;
  • повествования;
  • рассуждения;
  • анализа.

Сочинение — более широкий термин. Каждое эссе — сочинение, но не каждое сочинение — эссе.

Сочинение чаще всего задают по языку или литературе, эссе — по социально-гуманитарным дисциплинам (история, обществознание, правоведение, социология, политология, философия и т. д.).