Шекспир. Вечные проблемы человечества в трагедии «Гамлет»

» Литература » Зарубежная

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/na-temu-vechnyie-problemyi-v-tvorchestve-shekspira/

В начале XVII века произошло столкновение старого света, в котором царили феодальная темнота и жестокость, и нового света, которым управляют пагубные

пристрастия и сила золота. Наблюдая за столкновением двух зол, гуманисты того времени постепенно теряли веру в добро, справедливость и дружбу. Английский драматург У. Шекспир посвятил трагедию «Гамлет» именно этой смене эпох.

Главный герой трагедии — принц Датский Гамлет, типичный интеллигент-гуманист эпохи Возрождения. Он искренне верит в человека. Гамлет — студент одного из известнейших университетов, он окружен друзьями и наполнен любовью к жизни. Он еще не знает, что его представления о мире, при первом же столкновении с реальностью, рассеются как дым. Гамлету придется ощутить все сомнения, свойственные человеку вообще, и два противоречивых чувства овладевают его душой.

Гамлет возвращается в Эльсинор после неожиданной смерти отца-короля. Принц узнает, что его мать, королева Гертруда неожиданно быстро вышла замуж за никчемного и хитрого Клавдия, который и отравил короля. Таким поступком королева Гертруда обесчестила не только мужа, но и сына. Гамлет поклялся отомстить за смерть отца и с этого момента жажда мести занимает первое место в его

жизни.

В известном монологе Гамлета о человеке показывает разрушительную душевную борьбу между идеалистическими представлениями и жестокой реальностью. Коварное убийство отца, непристойное замужество матери, предательство друзей, слабость и легкомыслие возлюбленной, подлость придворных — все это наполняет душу принца непомерными страданиями. Гамлет понимает, что Дания — это тюрьма, век расшатался, а время сошло с ума. Отныне главный герой остается один на один с ханжеским миром, которым правят похоть, жестокость и ненависть.

Гамлет, надев маску дурашливого шута, вступает в единоборство с наполненным злом миром. Принц убивает царедворца Полония, который следит за ним, раскрывает измену своих университетских товарищей, отказывается от Офелии, которая не смогла противостоять дурному влиянию и втянута в интригу против Гамлета.

Принц мечтает не только о мести за убитого отца. Душу Гамлета бередят мысли о необходимости битвы с несправедливостью мира. Главный герой задает риторический вопрос: почему именно он должен исправлять мир, который совсем расшатался? Имеет ли он на это право? В нем самом живет зло, и самому себе он сознается в напыщенности, честолюбии и мстительности. Как же в такой ситуации превозмочь зло? Как помочь человеку отстоять истину? Гамлет вынужден страдать под тяжестью нечеловеческих мук. Именно тогда он ставит перед собой быть или не быть? В развязке этого вопроса лежит суть трагедии Гамлета — трагедии мыслящего человека, который пришел в беспорядочный мир слишком рано, первым из людей увидел поразительное несовершенство мира.

«Гамлет» — это трагедия разбуженного сознания. Своеобразный итог этого можно найти в строках:

«Так всех нас в трусов превращает мысль.

Так блекнет цвет решимости природной

При свете бледного ума,

И замыслы с и почином

Меняют и терпят неуспех

У самой цели…»

Отсюда берет свое начало скорбь Гамлета. Принц понимает, что в борьбе со злом единственно возможным способом является то самое зло, использование которого оскор***ет и унижает благороднейшую мечту. Отсюда крик который вырывается из груди Гамлета перед решающей встречей с королевой Гертрудой:

«Я буду, но не бесчеловечен.

Все и без ножа

Уста мои, прощаю вам притворство.

Куда б слова ни завели в бреду,

Я в их не приведу.»

Наконец Гамлет принимает решение. Он поистине близок к сумасшествию, так как вид зла, которое торжествует и властвует, невыносим. Гамлет берет на себя ответственность за мировое зло, все недоразумения жизни, за все страдания людей. Главный герой остро ощущает свое одиночество и, понимая свое бессилие, все-таки идет в бой и гибнет, как борец. Поведение Гамлета в заключительном акте трагедии должно быть примером поведения человека вообще, примером понимания, что мысль должна быть смелой, помыслы — чистыми, совесть и душа — незапятнанными.

Трагедия «Гамлет» принадлежит перу гениального драматурга Уильяма Шекспира. Она, как и другие произведения этого поднимает вечные проблемы: противоречия между действительностью и идеалом, несоответствия мечты и способа ее достижения, роль личности в истории человечества. И, наконец, в чем заключен смысл жизни каждого отдельно взятого человека.

10.11.2009 —
10.11.2009 —
10.11.2009 —
10.11.2009 —
10.11.2009 —

Ваше сообщение будет опубликовано только после проверки и разрешения администратора.