Разделы:
Оборудование:
Цели: формировать орфографическую зоркость, развивать мысль учащегося, учить рассуждать, доказывать, анализировать и синтезировать, т.е. способствовать развитию мышления, развивать словарный запас, творческое образное мышление, восприятие и воображение, коммуникативные умения, анализировать увиденное, будить чувства и эмоции, осуществлять практическое пользование языком, отрабатывать основные понятия лингвистики речи – стили, типы речи, научиться более осознанно и свободно пользоваться богатствами родного языка для передачи своих мыслей и чувств, прививать любовь к родной природе, воспитывать чувство гордости за владение русским языком.
СЛАЙД № 1. Осеннее небо. Озеро
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Введение в тему урока.
- Поднимите руки, кому нравится читать красивые стихи? А фантастические повести?
- Кто создает художественные произведения? (Писатели, поэты)
- Что нужно поэту, писателю, чтобы написать стихотворение, прозу? (Воображение, желание, вдохновение, наблюдательность, внимание, средства художественной выразительности)
- Сегодня мы будем художниками, но писать картину мы будем кисточкой из слов.
СЛАЙД № 1. Сочинение-миниатюра. Вид из окна
Напишем сочинение-миниатюру “Вид из окна”.
- Что такое сочинение-миниатюра? (Маленький текст из 5-6 предложений)
- Постарайтесь увидеть необычное в обычном. Подойдите к окну. Смотрите…
(Дети становятся у окна, наблюдают вид из окна на фоне музыки П. И. Чайковского “Времена года”)
2. Актуализация знаний.
- Напишите на черновике то, что увидели.
(Дети пишут в течение 1/2 минуты)
- Прочитайте.
- Слов, какой части речи встретилось больше всего? (Имен существительных)
(Открываю свои слова с пропущенными орфограммами, записанные на доске)
Заблудилась, гонит, подкралась,
не уходит, стережет владения о се нь поздняя, упрямая, рыжая
стоит п о года ненастная моросит, идет, накрапывает дождь мелкий, сплошной
повисло, опустилось
ползут обла ка серые, седые
прижались
качаются де ревь я голые
улетают , машут птицы черные, крикливые, суетливые
Развитие творческой личности ребенка на уроке музыки
... творческой личности - одна из важнейших задач, стоящих перед каждым учителем музыки. Только самостоятельное творчество детей на уроке разбудит их дремлющие способности. Белинский говорил: “Влияние музыки на детей ... музыка, литература, народные промыслы. На уроках музыки применяются такие формы работы, как подготовка учениками докладов и рефератов, ... он тратит дорогое время на сочинение стихов - у него ...
наступил, грядет
проснулось, улыбнулось, пришло
блестит озеро блестящее, гладкое, рябое
дует, воет, несется
пробивается, прячется, улыбается
спешат, идут
стоит, дышит
лёг, опустился, накрыл
ждёт горо д сонный, уставший
- Объясните правописание орфограмм
(Вставляю буквы, дети по цепочке объясняют, называют проверочные слова)
3. Роль имен существительных в предложении, в речи.
СЛАЙД № 2. Устный рассказ об имени существительном
- Тренируем устную речь. По алгоритму составьте устный рассказ об имени существительном.
Имя существительное – это … (часть речи), которая отвечает на …(вопросы кто?, что?) и обозначает…(предмет), имеет …(постоянные) и …(непостоянные) признаки. Постоянные признаки: есть … (имена собственные) и … (нарицательные); …(одушевленные) и …(неодушевленные); относятся … (к мужскому), … (женскому) и … (среднему) роду. Непостоянные признаки: изменяются по … (числам) и … (падежам).
В предложении чаще всего бывают … (подлежащими), … (дополнением) или …(обстоятельством).
— Итак, какую роль в речи играют имена существительные? (Без имен существительных мы не понимали бы о чем или о ком идет речь)
4. Признаки текста-описания. Учебная задача.
- Как должны быть построены предложения в сочинении – миниатюре? (Связаны друг с другом)
СЛАЙД № 3. Сочинение “Вид из окна”
Тип текста
- Выберите тип сочинения (повествование, описание, рассуждение).
- Почему? (Будем описывать увиденное)
Тема текста
- Какая тема текста? (Ответ детей: Природа за окном)
Учебная задача
- Какую учебную задачу поставим перед собой? (Ответ детей: использовать средства художественной выразительности)
5. Включите воображение!
- Послушайте стихотворение И.А. Бунина. Обратите внимание на образные выражения поэта.
СЛАЙД № 4. 1-я строфа. Бунин. Кедр (Наизусть 3 человека)
Из окна.
Ветви кедра – вышивки зелёным
Тёмным плюшем, свежим и густым,
А за плюшем кедра, за балконом –
Сад прозрачный, лёгкий, точно дым:
СЛАЙД № 5. 2-я строфа. Бунин. Сережки березы
Яблони и сизые дорожки,
Изумрудно-яркая трава,
На берёзах – серые серёжки
И ветвей плакучих кружева,
СЛАЙД № 6. 3-я строфа. Бунин. Клён
А на клёнах – дымчато-сквозная
С золотыми мушками вуаль,
А за ней – долинная, лесная,
Голубая, тающая даль.
СЛАЙД № 7. Бунин. Облака – горы
“В глубоком океане небосклона как снеговые горы облака” (И.Бунин)
СЛАЙД № 8. “И мглой волнистою…” (А.С.Пушкин)
СЛАЙД № 9. “И туман и непогоды…” (А.С.Пушкин)
СЛАЙД № 10. “Под низким небом…” (Д.Самойлов)
СЛАЙД № 11. “Улетели…” (Е.Благинина)
СЛАЙД № 12. “Снег имеет вкус и запах, первый снег…” (Яков Аким)
СЛАЙД № 13. Первый снег в городе
СЛАЙД № 14. С.Есенин. Рябина
“Костёр рябины красной” (С.Есенин)
Какие яркие метафоры, сравнения можно придумать для сочинения, создавая образ предзимья
По картине А.М. Герасимова “После дождя”
... после дождя, поднести ладони к влажным веткам сирени, роняющим капли на пол. Мое впечатление от картины А. Герасимова «После дождя» , Вариант 1 Автор картины ... Сочинение-описание по картине «После дождя» (мокрая терраса) , Вариант 1 После дождя Глядя на картину Герасимова «После дождя», ... В глубине сада, сквозь ветви кустов виднеется крыша старого ... ликование. Вариант 3 Гроза прошла, и ветка белых роз В ...
СЛАЙД № 15. Картина. Ветка с каплями дождя
- Картина = Ветка с каплями дождя = Бриллиант
- Картина = Ветка с каплями дождя = Алмазные слёзы
- Картина = Ветка с каплями дождя = Хрустальная капель
СЛАЙД № 16. Картина. Паутина
- Картина = Стеклянные бусы
- Картина = Жемчужная россыпь
СЛАЙД № 17. Картина = Голые ветви деревьев
- Картина = Голые ветви деревьев = Паутина ветвей
- Картина = Голые ветви деревьев = Кружево ветвей
- Картина = Голые ветви деревьев = Сплетение рук
6. “…словам просторно”.
СЛАЙД № 18. Метафоры. Сравнения. Эпитеты
Зима — Зимушка, Снежная Королева, хозяйка, волшебница
Природа — художник
Ветер — разбойник, ветрило, ветродуй
Облака — странники, путешественники, пуховые подушки
Небо — одеяло, рогожа, океан, ситец
Озеро — зеркало, расплавленное стекло, серебро
7. Лингвистический эксперимент.
- Для существительных, записанных на доске, придумайте синонимические ряды. Сначала – эпитеты (прилагательные), такие, которые наиболее точно подходят к сегодняшнему виду из окна. Затем – глаголы.
(По цепочке учащиеся называют, я записываю на доске 1-2 наиболее подходящих слова)
8. Самостоятельная работа детей.
9. Презентация работ.
10. Редактирование текстов.
11. Итог урока.
А) Попс-формула (выслушать две точки зрения на проблему)
П “позиция” — Я считаю, что…
О “обоснование” — “…потому, что…”
П “пример” — “например, …”
С “следстие” — “…, потому, …”
- Нужно ли учащимся развивать свою речь?
Б) Палитра умений. Самооценка.
— Мы были художниками слова. Если у вас получилось быть им, закрасьте палитру зеленым цветом, если старались, но не все получилось – желтым, если не получилось ничего – красным. (Палитра на доске. Учащиеся приклеивают на палитру разноцветные кружочки)
СЛАЙД № 19
12. Вывод.
13. Домашняя работа
- Отредактированные сочинения переписать в тетради по развитию речи.
- Спасибо всем!