Религия и наука есть два способа объяснения одной и той же реальности, а именно: сущности и происхождения мира, жизни, человека. Всюду приходится выбирать между религиозным и научным взглядом на жизнь. А так как наука опирается на точные доказательства, а религия требует от нас «слепой» веры, то выбор в пользу их «партнерства» порой бывает просто необходимым. Конечно, взаимодействие между религией и наукой изменяется со временем, и «сегодняшний» результат далеко не последний. религия наука астрофизика буддизм
Несмотря на огромное количество научных открытий, позволяющих дать ответы на множество вопросов, в жизни современного человека религия играет немалую роль. Рано или поздно каждый сталкивается с необъяснимым или просто задумывается о существовании параллельных миров или высших сил, будь он даже атеист или агностик. Отношение к религии выражено и территориально. Яркий пример того — дихотомия Восток-Запад. Как известно, мир Востока более ориентирован на личность и душевное познание, гармонию Природы и Человека. Запад же является синонимом научного прогресса. Именно в Западной цивилизации особо четко проявляется раскол науки и религии, что порождает многие социальные и культурные проблемы. Дело в том, что наука утверждает неоспоримые знания, основанные на исследовании опытным путем естественного мира, в то время как религия призывает к вере в сверхъестественные вероучения и следованию этическим нормам, которые требуют сдержанности, самодисциплины, самоотверженности. В результате, значительная часть человечества в наши дни отворачивается от религии, погрузившись в светскую религию потребительских отношений.
Диалог между наукой и религией неизменно упирается в спорный вопрос о существовании Бога. Рассмотрим, например, буддизм. Некоторые люди рассматривают буддизм именно в этом ракурсе. Так, Далай Лама XIV глубоко заинтересован в сближении науки и духовности, также в сопоставлении учения буддизма с последними исследованиями в области физики и неврологии.
В своей книге «Вселенная в одном атоме» он писал: «Если в ходе научных исследований будет доказана ложность некоторых утверждений буддизма, то мы должны отказаться от них и признать открытия, сделанные учеными». Духовный наставник считает, что связь этих двух понятий не только существует, но и является путем избавления от страданий. Так как наука стремится к избавлению от страданий физических, а религия — духовных. Только так, по его мнению, можно выработать целостное представление о мире, природе вещей.
Эссе о влиянии буддизма на современную культуру россии
... Америке. Буддизм стал религией сотен миллионов людей в Юго-Восточной Азии, традиционно связанной с родиной буддизма - Индией, и на Дальнем Востоке, цивилизации которого формировались на основе традиций китайской культуры; цитаделью буддизма уже ...
И хотя они могут разделять основные концепции о природе реальности, наука — это программа, задуманная с целью довести до нас объективные знания, информацию, подходящую для всех, в то время как буддизм — это духовный путь, ведущий к внутреннему преобразованию и достижению наивысшего блага, называемого просветлением, освобождением или Нирваной. В буддизме поиски знаний важны не сами по себе, а потому, что главная причина нашей несвободы и наших страданий — наше неведение, непонимание вещей такими, какими они являются, и поэтому исцеляющее нас противоядие — это знание и понимание.
Буддизм в лице его представителей касался в основном 3 отраслей научного познания: астрофизика, а именно вопросы возникновения Вселенной; квантовая физика, строение атомов, материи; нейрофизиология. Именно эти три отрасли являются основными во взаимодействии буддизма с современной наукой. И перерождение — это просто преобразование в продолжающемся потоке личного осознания явлений, но теперь уже с другим телом в качестве физической основы.
Похожим образом и нейрофизиологи отмечают зависимое происхождение вещей. Ученые, исследуя мозговую деятельность, пытались выделить зоны, ответственные за принятие каких-либо решений, но обнаруживают, что в данном человеческом органе нет отдельного участка, принимающего решения. Они являются результатом сложных физико-химических процессов, передаче нервных импульсов. Буддизм так же подчеркивает отсутствие постоянного, устойчивого «я», которое принимает решения (анатта).
Но, безусловно, велики и различия в подходах. В утверждении объективной реальности ценностей заключается другое важное отличие между буддизмом и наукой. Для того, чтобы, возникло освобождающее знание просветления, исследователь должен подвергнуть себя личной трансформации, руководствуясь внутренним восприятием подлинных ценностей. Если занятие естественными науками сводится лишь к интеллектуальным усилиям, то буддистский поиск есть дисциплина, реализуемая посредством регулирования внешнего поведения, очищения разума и усовершенствования способности человека прислушиваться к процессам, протекающим в своем собственном теле и уме.
В наше время большие дискуссии создает проблема понимания Сознания в квантовой физике и буддизме. Два типа реальности: один — это истинный квантовый мир, суперпозиция, другой — это «относительно истинная» классическая альтернатива, выбранная нашим сознанием.
И наука, и буддизм в этом плане имеют один подход. Есть указания самого Будды, который говорил, что учение, которое он предлагает, нужно оценивать так, как ювелир, который покупает золото на рынке.
Как написано ранее, подход науки и буддизма здесь аналогичен. Но какие у нас есть для этого возможности, чтобы нам оценить, действительна эта концепция или нет? Мы должны использовать все имеющиеся в нашем распоряжении средства, наш разум и наш опыт, причем весь совокупный опыт. Тот опыт, который сохранен в буддийской философии, является частью совокупного человеческого опыта.
Буддизм и буддийский тип культуры
... истории Буддизма возникли различные традиции. Эти традиции распространились из Индии по всем азиатским странам и культурам и оттуда уже по другим частям света. Центры различных буддийских традиций ... этого. Во втором повороте колеса Дхармы он показал далее, что природа всех вещей пуста от действительного, независимого существования. Здесь он учил высочайшей истине - Праджняпарамите. И ...
В буддизме, как известно, есть два такие важные понятия как «сансара» и «нирвана». Что условно можно назвать — мир относительной реальности и мир абсолютной реальности. В буддизме махаяны речь идет гораздо чаще уже именно об абсолютной реальности и относительной реальности и связываются они через понятие шуньяты. Шуньята — означает взаимозависимость. Когда мы говорим о квантовом мире, то его характерной чертой является то, что в нем все события, все что там происходит, является взаимоопределяемым. Таким образом, если сопоставлять это с буддийской трактовкой данных понятий, то суперпозиция и есть то истинное положение вещей, где нет отдельных сущностей, обладающих собственной природой, а все существует только взаимоотносительно.
В заключение хотелось бы сказать, что стремясь обособить религию и науку, мы иногда просто не представляем, насколько велика связь научного и религиозного познания. Религия на самом деле проникает во все области жизни. Современные духовные наставники пытаются не только осваивать науку, но и помогают открыть новые грани Вселенной, ибо исследователям иногда необходимо раскрыть глаза на духовный мир человека.