Сочинение разговор с другом о прочитанном рассказе кусака

Тема: ЛЕОНИД НИКОЛАЕВИЧ АНДРЕЕВ. «КУСАКА»

Цели: познакомить с писателем (1871—1919), его интересом к жизни простых обездоленных людей; отметить авторское сочувствие им, любовь ко всему живому, попытку раскрыть ценности, таящиеся внутри человека.

Методические приемы:

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Изучение новой темы.

1. Слово учителя.

Три больших имени — А. И. Куприн, И. А. Бунин, Л. Н. Андреев — обозначили пути развития русской прозы в начале ХХ в. Два имени вам уже известны. Сегодня — наше первое знакомство с Леонидом Николаевичем Андреевым (показ портрета), который родился в России, в Орле, а умер в эмиграции в Финляндии в 1919 году.

Талант Андреева даже в самые ранние годы отмечали и Л. Н. Толстой, и А. П. Чехов, и В. Г. Короленко, и многие другие писатели.

Леонид Андреев выступает в защиту слабых и обездоленных, униженных и несчастных. Во многих произведениях отразились воспоминания детства и юности писателя.

  • Чем интересен характер писателя? О каких особенностях творчества и личности Леонида Андреева сообщает нам Корней Иванович Чуковский?

2. Работа по учебнику:

  • Какова особенность ранних произведений Андреева?

Учитель . Да, ранние произведения писателя проникнуты гуманизмом.

Автор выступает в защиту слабых и обездоленных. Вот один из его рассказов — «Бергамот и Гараська». Последний пьяница-босяк, которого постоянно преследовал городовой Бергамот. И вот этот самый Бергамот приглашает Гараську на праздник, на Пасху, к себе домой, угощает обедом. И в этом пьянице просыпается чувство собственного достоинства, когда его первый раз в жизни называют по имени и отчеству. Он плачет. В рассказе «Петька на даче» повествуется о жизни десятилетнего кухаркиного сына, попавшего на дачу и впервые увидевшего природу в ее первозданной красе. Но любоваться ею ему некогда: он служит в парикмахерской и ежедневно слышит один и тот же отрывистый крик: «Мальчик, воды!» И мы видим уже не мальчика, а маленького, сморщенного старичка.

Задание: зачитать строчки, которые говорят о том, что Андреев думал не только о своем благополучии?

3. Чтение

4. Беседа по вопросам.

(О живом существе без крыши, без еды, без имени.)

Что отличало ее от дворовых собак? («… Принадлежностью к дому», возможностью общения. Никакое живое существо не может вынести одиночества и ненужности, то есть собака должна иметь хозяина, должна иметь обязанности, быть нужной ему, служить ему.)

10 стр., 4594 слов

«А Орфей жалел? Нет, я их перекричу! Я их перереву!» (по тексту Л.Н. Андреева)

... (по тексту Л.Н. Андреева) Готовое сочинение 9.3 «Что такое тщеславие?» Что такое тщеславие? Я думаю, что тщеславие — это высокомерие, это любовь к славе, к почитанию. Тщеславие — отрицательная черта человека, ...

— Как понимать: «Только один раз ее пожалели и приласкали»? (Измученная одиночеством и неприкаянностью, она, мучимая недоверием и страхом, виляя хвостом, поверила пьянице, который вдруг вспомнил обиды, нанесенные ему людьми. Жучка легла перед ним на спину, он же ткнул ее сапогом в бок. Писатель удивительно тонко подметил то, что должна чувствовать собака — обиду. И с тех пор она не доверяла людям.)

Задание: прокомментировать строчки: «…но сквозь злобу проглядывало некоторое довольство собой и даже гордость». (Она не бесцельно бегает и лает, она нужна, она делает то, что должна делать всякая собака.)

Домашнее задание:

Урок 68

Тема: ЛЕОНИД НИКОЛАЕВИЧ АНДРЕЕВ. «КУСАКА»

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

  • Какой вы представили себе собаку?

III. Продолжение изучения рассказа.

1. Рассказать

2. Беседа по вопросам

(«Люди… беспомощны и не страшны… А тревожных звуков было много…»)

— Что удерживало собаку на расстоянии от людей? (Страх, она боялась взмаха руки, бросающего ей хлеб, знала об этом опасном для нее движении по опыту. И вот она преодолела свой страх, перевернулась на спину и закрыла глаза, ожидая удара. Любое живое существо, в том числе и человек, с трудом отделывается от страха, испытанного от чего-то неприятного. Кусака тоже «вздрагивала…»)

(«… она принадлежала людям и могла им служить».)

  • Что изменилось в ее внешности? — Как она выражала свой восторг, любовь и благодарность людям?

Задание: зачитать начало IХ главы; нарисовать устную картину осени, отметить ее признаки.

(«Жалко», — повторила Леля, готовая заплакать», «Жалко», — повторила Леля, но не заплакала».)

— Чем отличаются эти фразы! (Ох, уж эти взрослые! Мама сумела погасить обещанием искорку жалости в душе дочери. Пока что погасить! Но постепенно мамины железные доводы поэтому и другим вопросам погасят искры человечности. А потом мы вопрошаем, откуда в детях наших бесчувственность, безразличие и жестокость. А вот оно и доказательство этой жестокости!)

Задание: зачитать конец IХ главы.

(Будто бы из века в век кочует издевательство над теми, кто слабее. Беспричинно гоняют собаку, беспричинно из деваются те же люди над дурачком, вынуждая его цинично и грязно ругаться, научившись этому у тех же людей.)

— Когда Кусака почувствовала беду? (Когда пришли незнакомые люди, Кусака убежала, «смутно предчувствуя беду». Предчувствие беды погнало ее на станцию, потом подняться на террасу, встав на задние лапы, «заглянуть в стеклянную дверь и поскрести когтями». «…в комнатах тоже было пусто…». Пусто стало и в душе собаки: она все поняла. Опять тоска, одиночество, ненужность. И Кусака забыла «ровно, настойчиво и безнадежно».

Тот, кто слышал этот вой, поторопился домой, где его ждали к теплу, к любящему сердцу.)

— В чем проявилось мастерство писателя при описании природы? (Природа импонирует душевному состоянию собаки. Частый дождь, надвигавшийся мрак осенней длинной ночи, неприветливое небо, борьба света с тьмою — все это обостряло чувство одиночества, усиливало безысходность и тоску.)

13 стр., 6420 слов

Проблема добра и зла в рассказе Л. Андреева «Кусака»

... она ощущала себя нужной. Проблема добра и зла в рассказе Л. Андреева «Кусака» (после ответов учеников спрашиваем экспертов) Справка экспертов. Добро – положительное, хорошее, нравственное, достойное ... безразличия и пробудить в них совесть. Пересказывать произведение Леонида Андреева «Кусака» рекомендуется по следующему плану: Бездомная собака. Приезд дачников. Знакомство с Лелей. Кусака. Счастье ...

Вывод. Л. Андреев — тонкий психолог не только человеческой души; он как бы пытается вразумить человека, что испытываемые им страдания не чужды живым существам, которых мы называем (как-то уж очень легковесно!) меньшими братьями, и эта фраза должна быть не только фразой, она должна быть подкреплена человеческими поступками.

IV. Подведение итогов урока.

  • Какие чувства и переживания вызвал у вас рассказ «Кусака»?
  • Можно ли сказать об авторском отношении к событиям?

Домашнее задание:

I группа — составьте выборочный пересказ на тему «История Кусаки»;

II группа

III группа

IV группа

Урок 69

Тема: ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ МАЯКОВСКИЙ

(1893—1930)

СТИХОТВОРЕНИЕ «НЕОБЫЧАЙНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ…»

Цель: познакомить с особенностями творчества поэта, с темами его произведений, подчеркнуть понимание им своего назначения, его человеколюбие.

Методические приемы:

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Выставка иллюстраций

2. Выборочный пересказ

3. Диалог

4. Отзыв о рассказе

III. Сообщение темы и целей урока.

1. Слово учителя

(Катанян.)

Сформировавшись как поэт в среде футуристов, но будучи ярче, талантливее друзей, Маяковский проложил свою дорогу в поэзии, неразрывно связанную с трагическими десятилетиями русской истории начала века.

2. Чтение биографии поэта

  • Кто помогал Маяковскому в становлении как художника и поэта?
  • Как работал поэт?

3. Чтение статьи, Беседа по вопросам

(Строка становится значительнее, веселее, строка оживает.)

Задание: зачитать стихи на с. 103, доказать обоснованность предыдущего высказывания.

IV. Знакомство со стихотворением «Необычайное приключение…».

1. Слово учителя.

Читая стихотворение «Необычайное приключение…», мы попадаем в сказку. (Помните: «сказка — ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок».) Перед нами картинка русской деревни, солнечного заката. В ней нет полутонов и оттенков. Закат пылает «В сто сорок солнц» (гипербола Маяковского), жара плывет над землей.

Место действия — село Пушкино на пригорке, Акулова гора.

Обращение к солнцу. В. Маяковский работал в окнах РОСТА — Российское Телеграфное Агентство. Спать не приходилось, 3 часа с поленом под головой. Шла гражданская война, окна РОСТА освещали ее события, сообщали о развитии экономики; о вступлении в Красную Армию… Уставший поэт сердится на знойное солнце, приглашая его к себе.

Словарная работа: взорим — от слова заря , взойти над землей, озарить землю; занежен — запрятан, укутан; златолобо — золотой лоб; вспоем; трезвонится — встает; до донца — до конца. Цель неологизмов поэта не столько обогатить речь, сколько наиболее полно воплотить поэтическое чувство, создать художественный образ.

Выразительное чтение стихотворения учителем.

V. Подведение итогов урока.

  • Понравилось ли вам стихотворение?

Домашнее задание:

Урок 70

Тема: АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ В. МАЯКОВСКОГО

«НЕОБЫЧАЙНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ…»

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Выразительное чтение.

2. Тест.

В. В. Маяковский «Необычайное приключение…»

1) Заглавие и первые строки стихотворения вводят читателя в атмосферу:

  • а) рассказа;
  • б) поэмы;
  • в) веселой сказки.

2) Литературный прием, использованный автором к строке «В сто сорок солнц закат пылал»:

  • а) гипербола;
  • б) сравнение;
  • в) антитеза.

3) Разговор о поэзии с читателем-другом Маяковский ведет в форме:

  • а) поучительного рассказа;
  • б) задушевной полушутливой беседы;
  • в) нравоучительной истории.

4) Поэт и Солнце предстают в стихотворении как:

  • а) божество и маленький человек;
  • б) непримиримые враги;
  • в) два друга.

5) Диалог и авторские ремарки насыщены:

  • а) разговорной лексикой;
  • б) высокопарными словами;
  • в) сатирическими выпадами.

6) Поэт рисует встречу с Солнцем:

  • а) в сатирическом плане;
  • б) с юмором;
  • в) восторженно.

7) В стихотворении есть неологизм:

  • а) слазь;
  • б) шляться;
  • в) златолобо.

8) Маяковский обогатил выразительные возможности классического стиха:

  • а) введением паузы как ритмической единицы;
  • б) традиционным ямбом;
  • в) стихотворным ритмом.

9) В этом стихотворении поэт утверждает, что:

  • а) поэзия играет созидательно-преобразующую роль;
  • б) поэт возвышается над миром простых людей;
  • в) поэзия должна скрашивать темные стороны жизни.

10) Тема стихотворения:

  • а) жизнь поэта летом на даче;
  • б) фантастическая встреча человека и Солнца;
  • в) поэтический труд и назначение поэзии.

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

в

а

б

в

а

б

в

а

а

в

III. Разбор-анализ стихотворения.

  • Какова композиция? (В стихотворении два плана;
  • земной, событийный (солнце приходит в гости), обобщающий — философский;
  • рассуждения солнца о трудности его дела, о содружестве поэта и солнца, о цели и лучей, и стихов, девиз солнца и поэта

Светить всегда,, Светить везде,, До дней последних донца,, Светить —, И никаких гвоздей!, Вот лозунг мой —, И солнца!)

— Каково значение поэзии, по мнению поэта? (Поэзия — это труд, труд сложный, напряженный, но вместе с тем радостный, если цель достигнута. Цель стиха — озарить, воспеть (взорим, вспоем) «у мира в сером хламе» (хлам — преступность, воровство, разгильдяйство, карьеризм, казнокрадство, взяточничество), солнце освещает этот хлам, поэт борется с ним стихами. И если солнце устало, на смену ему приходят стихи. И снова настает день. Солнце и поэт — двустволка, сила их велика, поэтому «стена теней, ночей тюрьма пала».)

— Во имя чего поэт готов к ежедневной, будничной, трудной работе? (Чтобы пала «стена теней», все отрицательные стороны жизни (бюрократизм, подхалимство, мещанство), чтобы всегда день «трезвонится», день (свет, чистота, ясность) не заканчивался.)

(У обоих работа тру дна, беспрерывна, борьба со всем отрицательным.)

— Каков язык стихотворения, каковы выразительные средства? (Гиперболы — сто сорок солнц просторечия — «слазь», «шляться в пекло», неологизмы (новые слова), омонимы (звучат одинаково, значения разные), рифма в облака ты — плакаты — сложная, ритм.)

Вывод. Маяковский, адресуясь к читателю-другу, для разговора о поэзии выбрал форму задушевной, полушутливой беседы, в которой утверждал мысль о высоком назначении поэзии. Поэт защищает непреходящее значение любого, самого скромного, незаметного или самого тяжелого труда, если он одухотворен целью, если он помогает людям в борьбе за счастье. Сам Маяковский весь свой талант, всю силу своего ума отдавал борьбе за светлое, солнечное завтра.

IV. Подведение итогов урока.

  • В чем главная мысль стихотворения?
  • Сумел ли поэт убедить вас в своей правоте?
  • Найдите в стихотворении авторскую переделку фразеологизмов («смотреть в оба», «сколько зим, сколько лет», «никаких гвоздей») и объясните, какую роль они играют в тексте.
  • Меняется ли настроение поэта на протяжении рассказа о встрече с солнцем.
  • Рассмотрите иллюстрации (с. 112).

    Какая из них вам представляется наиболее удачной?

Домашнее задание:

Урок 71