совершенствовать умения и навыки в написании творческих работ; развивать связную письменную речь, образное мышление. Оборудование: раздаточный материал, памятки для выполнения творческих работ. ХОД УРОКА I.
Организационный этап II. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности Учитель. Пушкин сыграл огромную роль в становлении Лермонтова-поэта. В самых первых своих произведениях юноша нередко прямо подражал своему великому предшественнику (например, в поэме «Кавказский пленник»).
Однако время простого ученичества скоро прошло.
Лермонтов прежде всего стремился уяснить те особенности творчества Пушкина, которые предопределили дальнейшее развитие всей русской литературы. речь идет не о подражании, а о дальнейшем развитии традиций, что включало порой и творческую полемику. В любом случае Пушкин на всех этапах творческих поисков всегда оставался неизменным спутником Лермонтова. Однако нельзя забывать, что Лермонтов — «поэт совсем другой эпохи».
Характер его дарования, пафос его творчества совершенно оригинальны и неповторимы… III. Актуализация опорных знаний 1. ознакомление с высказываниями в.
Белинского о лирике а. пушкина и М. Лермонтова (чтение молча — тексты разложены на каждой парте) «Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. В этом отношении, читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека, и такое чтение особенно полезно для молодых людей обоего пола…
Поэзия его чужда всего фантастического, мечтательного, ложного, призрачно-идеального; она вся проникнута насквозь действительностью; она не кладёт на лицо жизни белил и румян, но показывает её в её естественной, истинной красоте; в поэзии Пушкина есть небо, но им всегда проникнута земля». («Сочинения Александра Пушкина».
Из статьи пятой) «Бросая общий взгляд на стихотворения Лермонтова, мы видим в них все силы, все элементы, из которых слагается жизнь и поэзия. В этой глубокой натуре, в этом мощном духе всё живёт… Он всевластный обладатель царства явлений жизни, он воспроизводит их, как истинный художник; он поэт русский в душе — в нём живёт прошедшее и настоящее русской жизни; он глубоко знаком и с внутренним миром души… По глубине мысли, роскоши поэтических образов, увлекательной, неотразимой силе поэтического обаяния, полноте жизни и типической оригинальности, по избытку силы, бьющей огненным фонтаном, его создания напоминают собою создания великих поэтов…
История России в произведениях Пушкина и Лермонтова
... Сочинение на тему «История России в произведениях Пушкина и Лермонтова» Россия — это великая страна с богатой историей. ... Особое место в творческом мире Тютчева заняло творчество А.С. Пушкина. Несмотря на свои ... времена было много битв за Русские земли. Пушкин в этом произведении прославляет Россию, ... даже ценой собственной жизни. Таким образом, в произведениях Пушкина и Лермонтова рассказывается об ...
и уже недалеко то время, когда имя его в литературе сделается народным именем и гармонические звуки его поэзии будут слышимы в повседневном разговоре толпы, между толками о её житейских заботах…» (Из статьи «Стихотворения М. Лермонтова», 1841) 2. Беседа
- Испытали ли вы влияние поэзии Пушкина, о которой говорит Белинский?
- В чём, по мнению Белинского, главная отличительная черта лирики Пушкина?
- Каким материалом можно проиллюстрировать черты поэзии Лермонтова, которые так образно перечисляет Белинский?
- Заинтересовала ли вас поэзия Лермонтова?
- Какие стихотворения вы прочитали (кроме программных)? Какие мысли и чувства пробудили они?
- Какие стихи Лермонтова, положенные на музыку, вам известны? IV. Работа над темой урока 1.
Слушание черновых вариантов сочинений, их редактирование, рецензирование 2. ознакомление с памятками: опорная лексика, лексические обороты и синтаксические конструкции для творческой работы Памятки разложены на каждой парте. 3. написание творческих работ на одну из предложенных тем «Любимые строки лирики а. Пушкина»; «Мой Пушкин (по лирическим произведениям поэта)»; «Пушкинское видение мира и человека (по лирическим произведениям)»; «Что мне близко и дорого в лирике Лермонтова? »; «Мятежный дух лирики М. Ю. Лермонтова»; «Сходство и различие лирики Пушкина и Лермонтова».