Издревле сладостный союз Они жрецы единых муз;, Поэтов меж собой связует: Единый пламень их волнует…
Мы приходим к памятнику вслед за Блоком, Маяковским, Есениным, Цветаевой, Твардовским, Симоновым, Окуджавой, вслед за теми, кто кладет цветы к его подножию; мы приходим к памятнику – и это всегда счастье свидания с Пушкиным, счастье утоления духовной жажды. И возможно, эти пушкинские строки отвечают нашему настроению:
Недаром темною стезей О нет, недаром жизнь и лира, Я проходил пустыню мира, Мне были вверены судьбой!
УЧЕНИК
Мечтая о могучем даре
Того, кто русской стал судьбой,
Стою я на Тверском бульваре,
Стою и говорю с собой.
Блондинистый, почти белесый
В легендах ставший как туман,
О, Александр! Ты был повеса,
Как я сегодня хулиган.
Но эти милые забавы
Не затемнили образ твой,
И в бронзе выкованной славы
Трясешь ты гордо головой.
А я стою, как пред причастьем,
И говорю в ответ тебе –
Я умер бы сейчас от счастья,
Сподобленный такой судьбе.
Но обреченный на гоненье,
Еще я долго буду петь…
Чтоб и мое степное пенье
Сумело бронзой прозвенеть.
Сергей Есенин, 1924
НА ЭКРАНЕ памятник А.С. Пушкину в Москве.
УЧЕНИЦА
У памятника на бульваре летом
Играют дети. и, склонив голову,
Чуть озаренную вечерним светом,
Он с возвышенья смотрит на Москву.
Шуршат машины, цепью выбегая
На площадь из-за каждого угла.
Шуршит Москва – родная, но другая –
И старше, и моложе, чем была.
А он все тот же. Только год от года
У ног его на площади Москвы
Все больше собирается народа
И все звучнее влажный шум листвы.
Участник наших радостей и бедствий,
Стоит, незыблем в бурю и грозу,
Там, где играл, быть может, в раннем детстве,
Как те ребята, что снуют внизу.
Самуил Маршак. 1949
Едва ли не единственным образцом удачного монумента во второй половине века является памятник А.С. Пушкину в Москве (1880) скульптора А.М. Опекушина. Правда, и в данном случае эта удача определяется не достоинством монументальной формы, а тем, что Опекушин сумел счастливо избежать ложной велеречивости и патетики официальных монументов. Он наделил памятник чертами жанровости и интимности, представив Пушкина в одиноком раздумье, остановившимся чуть склонив набок голову. Первоначальное местоположение памятника, удаленного от Тверской улицы в глубину бульвара, обеспечивало ему ту изоляцию от больших открытых пространств и ту меру интимности окружающей среды, которая оказывалась в гармоническом согласии с камерным по существу характером образа.
Что дает лирика поэтам 20 века. Поэтическое осмысление действительности XX века
... подборка тем с ответами на Ваш вопрос: нужно написать сочинение на тему "Русская лирика 20 века"(по творчеству любого поэта) . что писать даже не представляю. Николай Родинов а в ... первую очередь - Сергей Есенин, чье творчество стоит особняком в пестром и многообразном мире поэзии начала века. Сложная и интересная судьба поэта, множество путешествий, смена мест и образа жизни ...
М.М. Алленов. Русское искусство ХIХ-начала ХХ века.
УЧЕНИК
На фоне Пушкина снимается семейство.
Фотограф щелкает и птичка вылетает.
Фотограф щелкает,
Но вот что интересно:
На фоне Пушкина!
Булат Окуджава.
УЧИТЕЛЬ
С высоты постамента в позе спокойного размышления бронзовый Пушкин смотрит в будущее. Идут и идут люди к Пушкину…Бережно кладут к подножию памятника цветы. Читают стихи, и громко разносятся слова: «О нет, недаром жизнь и лира мне были вверены судьбой!».
Звучит музыка П.И. Чайковского.
Многие качества и свойства пушкинской натуры притягательны для наших современников. Это и «всеотзывчивость» поэта, феноменальная разносторонность интересов, творческих проявлений, энциклопедизм, широта кругозора, вулканическая созидательная энергия.
Все отчетливее осознается, что «вечно растущее явление» — Пушкин не только не замкнут рамками его наследия, но и что современная культура впитывает его личный жизненный опыт.
У каждого поколения, открывающего образ поэта, оказываются преимущественные пристрастия к истории его жизни, к тем или иным эпизодам биографии, которые воспринимаются как наиболее показательные для понимания его личности. Так, на заре становления новой культуры, в центре внимания оказывались чаще всего юность Пушкина, периоды ссылок и возвращение, то есть время приблизительно второй половины 20-х годов ХIХ века. Последнему десятилетию жизни поэта уделялось сравнительно мало внимания.
После второй половины 60-х годов нашего столетия, а точнее, в начале 70-х акценты несколько сместились. Теперь ширится интерес к последнему периоду жизни поэта, к сложной эволюции его характера и творчества, к тому времени, когда закаленный в житейских невзгодах и испытаниях, Пушкин создал произведения, не увидевшие печати при его жизни и даже после гибели. «Мой бог – Пушкин, — говорил Федор Абрамов.- Мой Пушкин – это опекушинский Пушкин, который пророчески, с великим и горьким раздумьем смотрит в очи России. В нем все начала и, кажется, все концы…» (Абрамов Ф. Отец наших душ// Литературная газета. – 1985. – 5 июня, с.5.).
Опекушинский памятник представляет поэта именно в годы его зрелости, в последний период творчества.
памятник
СОЧИНЕНИЕ, ЗАМЕЧАНИЯ К УРОКУ.
Программа по развитию связной речи предусматривает работу над сочинением публицистического характера с описанием памятника культуры («Памятник любимого писателю»).
Сочинение проводится на заключительном этапе изучения темы «Однородные члены предложения» (III –я четверть).
На подготовку и сочинение целесообразно отвести 2 урока.
Задача учителя суметь раскрыть глубину психологического образа поэта, провести сравнительное описание памятников А.С. Пушкину работы скульпторов А.М. Опекушина и М.К. Аникушина. Принципиальное различие этих, в одинаковой мере выдающихся, творений позволит расширить кругозор учащихся, обогатит их словарный запас, подготовит их к написанию сочинения.
Свобода в лирике пушкина
... памятник себе воздвиг нерукотворный…», поэт как о главной своей заслуге перед народом говорит о том, что он “в свой жестокий век восславил… свободу». Сочинение: Тема свободы в лирике Пушкина Понятие свободы ... категория. В мировоззрении и творчестве Александра Сергеевича Пушкина тема “вольности святой” занимает центральное место, ибо для него смысл, вкладываемый в понятие свободы, становится ...
Предложенный вид работы очень сложен для восьмиклассников, во-первых, объект который они должны описать – памятник – трехмерное произведение искусства, объемное, поэтому его необходимо рассматривать с разных точек зрения: спереди, сбоку, сзади; во-вторых, проживая в другой республике, учащиеся не имеют возможности совершить экскурсии к памятнику Пушкина. Учащиеся не видели ни московского, ни ленинградского памятника, поэтому им предстоит работать со слайдами, фотографиями, репродукциями, рисунками.
Для того, чтобы учащиеся научились правильно описывать скульптурное сооружение, считаю удачно в течение недели провести следующую п р е д в а р и т е л ь н у ю работу:
1. Из программы 9 класса по литературе ввести в программу 8 класса изучение стихотворения А.С. Пушкина « Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Лингвистически, синтаксический анализ текста позволяет подвести учащихся к восприятию монументального искусства (конкретно памятник А.С. Пушкина).
Необходимо провести не только лингвистический, но и синтаксический анализ текста, при котором выявляются богатые возможности синтаксиса в передаче тончайших оттенков мысли, что позволит подвести учащихся к восприятию монументального искусства.
2. Включить в уроки русского языка упражнения, свободные диктанты, дающие информацию о скульптурном произведении.
3. Организовать экскурсии к памятнику Абая Кунанбаева, нашего земляка и переводчика А.С. Пушкина.
4. Развертывание экспозиции по теме в кабинете, собирание материалов: иллюстраций, фотографий, открыток, вырезок из газет и журналов, организация книжной выставки.
5. Индивидуальные задания для самостоятельной подготовки докладов, сообщений по теме:
- Поэт-пророк, поэт художник.
- Конкурс на лучший памятник поэту.
- Открытие памятника поэту в Москве в 1880г.
- Страницы жизни и деятельности А.М.
Опекушина.
- Страницы жизни и деятельности М.К. Аникушина.
- Предварительное домашнее задание (за 1-2 недели):
- Где, кем и когда установлены еще памятники поэту?
- Подобрать стихотворения, в которых рассказано о встрече с памятником Пушкину. Понравившиеся строки вписать в тетрадь предварительной подготовки сочинению.
- Проработать словарные статьи: архитектор, декоратор, постамент, пьедестал (что такое «памятник» записывали к уроку литературы).
- Рассмотреть фотографии, слайды, иллюстрации памятников Пушкину.
Изучить детали памятников: надпись на памятнике, материал изготовления, вид памятника с разных точек зрения (прямо, сбоку, сзади).
Общий вид Страстной площади в Москве в день 100-летия со дня рождения А.С. Пушкина. Фото 1899г.
7. Оформить стенд, где вывесить темы сочинений к уроку:
- «Союз волшебных звуков, чувств и дум…»
- Муза, застывшая в камне.
- И памятник твой посетив.
- Два монумента – две встречи.
- Лицом друг к другу.
- «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».
Всегда предлагаю несколько тем, объединенных тематически, этот прием дает возможность каждому ученику работать творчески, провести свои исследования по теме, а не быть поставленным в жесткие рамки программы. Такое «разрешение» неизменно вызовет интерес и даст результаты гораздо выше, чем жесткое программное задание.
Лирика А.С. Пушкина. Творческая эволюция поэта
... форме какое-то отдельное лицо: «На Воронцова» А.С. Пушкина. - Сатира - более развернутое стихотворение, и по объему и по масштабу изображаемого. Обычно высмеивает социальные недостатки. Для сатиры ... героя, художественный вымысел и автобиографичность, совмещение личного и общественного элементов. Цель нашей работы - проследить творческую эволюцию А.С.Пушкина на материале лирики поэта Цель достигается ...
8. Пригласить на урок работников музея семьи Невзоровых, музея Ф.М. Достоевского,
любителей творчества А.С. Пушкина.
9. За день до написания сочинения дать домашнее задание:
ЗАДАНИЕ. Прочитать и устно ответить на вопросы:
- Где и когда был установлен памятник А.С. Пушкину в городе на Неве?
- Кто его автор?
- Как изображен поэт?
- К какому стилю речи относится этот текст?
- Перепишите упражнение, расставляя знаки препинания.
- Выучите написание слов: постамент, пьедестал.
Работа над этим упражнением проводится с целью ознакомления учащихся с описанием памятника. При этом обращается внимание на ту лексику, которая может быть использована в дальнейшем при написании сочинения.
Последним звеном является сбор языкового материала, считаю, удачнее провести такой урок интегрированным, то есть совместно с учителем ИЗО, художниками города, родителями учащихся класса, которые вместе с детьми были в Москве и Ленинграде.
Над разработкой данного урока и его модернизацией работаю с 1997года. Цель моих предварительных замечаний и разработка урока – предложить учителю словеснику возможный вариант работы по развитию речи в многонациональном классе и сэкономить время на поиски дополнительной литературы, наглядно-иллюстративного материала, упражнений и заданий к сочинению.
__________________________________________________________________________________________________
- Разработку темы «Описание скульптурного произведения» учитель найдет в кн.: Старовойтова Г.Р. Уроки рсского языка: 7кл.; Книга для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1989, с.107-111, уроки 54,55.
- Бабайцева В.В. Русский язык в 7-м классе (Методические указания к учебному пособию).
М.: Просвещение, 1973г., с.157-159.
- Бабайцева В.В. Обучение русскому языку в 8 классе. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1991г., с.127-128.
- Турик П.В. Подготовка к сочинению-описанию скульптурного произведения. Русский язык в школе, 1983. №6 (урок 35).
Систему вопросов, позволяющих не только закрепить навыки грамотной устной и письменной речи, но и глубже постичь эмоционально-образный мир Пушкина, учитель найдет в книгах:
- «А.С. Пушкин: начало всех начал. Жизнь, творчество, эпоха». Смоленск: Русичи, 1999, с.376-383, вопросы 24-38.
- Борисов А.С. «Занимательное пушкиноведение. Викторины, литературные игры, кроссворды». НТЦ «Университетский». М, 1999, с.156-158.
- Вагнер Л.А. Вхожу, ваятель, в твою мастерскую М.: Советская Россия, 1976, с.194-205.
- Вишневский А.А. «А.С. Пушкин об искусстве» в двух томах. М.: Искусство, 1990, т.I, с.29.
- Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Пушкин на уроках русского языка. Дидактические материалы. Пособие для учащихся 8 класс. М.:АРКТИ, 1999.
- Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Пушкин на уроках русского языка. Дидактические материалы. Пособие для учащихся 7 класс. М.:АРКТИ, 1999.
- Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Пушкин на уроках русского языка. Дидактические материалы. Пособие для учащихся 6 класс. М.:АРКТИ, 1999.
Портрет
Содержание и организация проектной и исследовательской деятельности ...
... должна получить проектная и исследовательская деятельность на уроках русского языка, поскольку правильно организованная, она способна активизировать и развивать познавательную деятельность учащихся. Однако проектная и исследовательская деятельность - это не одно и тоже. Е.Л. Ерохина в своей работе «Исследовательская и проектная деятельность школьника: разграничение ...
А.М. Опекушина
(фото)
Ц Е Л И У Р О К А:
- познакомить учащихся с особенностями произведений монументальной скульптуры и особенностями «Описания памятника»: научить определять замысел художника и видеть его реализацию в общем виде памятника, его деталях, окружении;
- писать сочинение в определенном жанре;
- обобщить знания учащихся на основе работы со ‘Словарем языка Пушкина’ при обучении русскому языку">учащихся о назначении поэта, творчестве А.С. Пушкина;
- расширить круг чтения учащихся по искусству;
- развивать образное мышление, творческие способности, воображение;
- способствовать восприятию различных видов искусства (живописи, скульптуры);
- воспитывать любовь к поэтическому слову, формировать интерес детей к классическому искусству;
- в нравственном аспекте ориентировать на общечеловеческие ценности и идеалы, прививать любовь к прекрасному.
К У Л Ь Т У Р А Р Е Ч И:
языковое оформление разностилевых высказываний.
В Н У Т Р И П Р Е Д М Е Т Н Ы Е С В Я З И:
грамматика – культура речи – развитие речи.
М Е Ж П Р Е Д М Е Т Н Ы Е С В Я З И:
литература – история – изобразительное искусство – музыка.
П О В Т О Р Е Н И Е:
- схема построения рассказа
- правописание производных предлогов
- пунктограмма «Знаки препинания при прямой и косвенной речи»
МАТЕРИАЛ ДЛЯ СЛОВАРНО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:
ПЬЕДЕСТАЛ, ПОСТАМЕНТ
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА
- Книжная выставка.
- Выставка-экспозиция газет, журналов разных лет, рассказывающих об истории памятника А.С. Пушкина в Москве, скульптур малых форм.
- Портреты А.С. Пушкина О.А. Кипренского, В.А.Тропинина и других художников.
- Фотогазета «На площади Пушкина».
- Высказывания: «Писатели о Пушкине, поэты – Пушкину».
- Стихотворение А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» .
- Слова и выражения (опорно-речевой материал урока).
- Графически выполненные памятники А.С. Пушкину в Москве и Ленинграде.
- Пушкинский альбом «И пробуждается поэзия во мне…» Составитель О. Итина (грамзаписи).
- Пушкин в музыке. Фонохрестоматия для классной и внеклассной работы в общеобразовательных школах. «Мелодия», 1988г.
- Антология русской поэзии. Венок Пушкину. 1. М.:ВЕСТЬ-ТДА, 1999г. (Вл. Соллогуб На памятник Пушкину. Аудиозапись).
В.А. Тропинин. Пушкин. 1827
О.А. Кипренский. Пушкин. 1827
Фото Дм. Бальтерманца. 1968 г. Москва.
Слово о полку игореве чем интересно слово
... план, если бы наука и современные читатели располагали подлинником рукописи. Поэтому тема изучения «темных мест» в «Слове о полку Игореве» не утратила своей актуальности. Проблема подлинности «Слова о полку Игореве» Вот уже около двух ...
- Поэты — Пушкину. Читает М. Козаков. «СТРАДИЗ», 1998г. (Б. Окуджава»Приезжая семья фотографируется у памятника Пушкину»).
- Магнитофон, проигрыватель, кодоском – основные ТСО ( при возможности все эти ТСО заменить компьютером), фотоаппарат, видеокамера (сопутствующие ТСО).
- Рабочие тетради (для каждого ученика, составитель учитель русского языка и литературы Подольская И.А. учитель СШ № 4 г.Семипалатинска, ВКО).
- Словарь синонимов, словарь иностранных слов, орфографический словарь
( желательно иметь полный комплект словарей для работы на уроке в паре).
- Предметы, воссоздающие пушкинскую эпоху: гусиное перо, чернильница, свечи, трость, часы, камин, цилиндр, плащ.
Х О Д У Р О К А
УЧИТЕЛЬ
Сегодня цель нашего урока познакомиться с особенностями произведений монументальной скульптуры и с особенностями сочинения-описания памятника.
Для каждого человека А.С. Пушкин не только гениальный поэт, но и друг, советчик. Проходят годы, столетия, а люди идут и идут за советом к самому Пушкину. Почему к нему? Что влечет их на площадь? В зной и стужу, дождь и снегопад люди приносят цветы к ногам П у ш к и н а… Итак, первая часть урока будет посвящена вашим находкам, которую мы условно назовем «Тропа к Пушкину» или история создания памятника».
Учащиеся, подготовившие свои сообщения, готовят свои рабочие места. Во время их выступлений демонстрируются слайды, фотографии. Готовя свои сообщения, восьмиклассники объединились в творческие группы, распределили между собой обязанности, то есть один делает сообщение, другой подбирает иллюстрации, рисунки, фотографии; третий будет во время сообщения демонстрировать слайды; четвертый отвечает за музыкальное сопровождение. Весь собранный материал каждая группа оформляет на передвижных съемных стендах.
- Вступительная беседа о специфике памятника
как скульптурного произведения.
- Что такое «литературный портрет»?
- Чем отличается живописный портрет от словесного?
- Чем отличается скульптурный портрет от живописного?
- Каковы элементы словесного портрета?
- Какая существует связь между внешними чертами человека и его внутренним миром, характером?
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/na-temu-pamyatnik-pushkinu/
- ВАЖНО! В описании внешности нужно выделить наиболее существенное для характеристики человека.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Сколько существует памятников Пушкину? Чтобы ответить на этот вопрос, пожалуй, потребуется специальное исследование. Потому что нет, наверное, в стране крупного города, в котором бы не было памятника поэту. Например, в центре Кишинева стоит памятник, возведенный еще в 1884 году. В Петербурге подобное событие произошло в том же году, в Туле – 1899-м, в Ашхабаде – в 1903… Есть прекрасные памятники Пушкину в Ташкенте, Калинине, Одессе…
ВАЯТЕЛЮ
(Что должен выражать памятник Пушкину)
Изобрази ты в нем – поэта,, Чтоб – в царстве мысли царь – он был, Исполнен внутреннего света,, Да им и нас бы охватил.
Общий вид Страстной площади
в Москве в момент открытия памятника
А.С. Пушкину 6 июня 1880 г.
Автопортрет.
Рис. Пушкина
М.К.Аникушин
Пушкин. 1960
Портрет неизвестного художника. 1831
Сюжет и композиция «Слово о полку Игореве». Проблема ...
... памятника. Рукопись «Слова» вскоре погибла во время московского пожара 1812 года вместе со всем собранием рукописей Мусина-Пушкина и его библиотекой. 1. Сюжет «Слова о полку Игореве» Сюжет «Слова о полку Игореве» ... полюса -- «земля Русская» и «земля Половецкая». 2. Особенности композиции «Слова о полку Игореве» «Слово» начинается обширным вступлением, в котором автор, следуя книжной традиции, ...
Памятник А. Пушкину.
А. Опекушин. 1885г.
Бесспорно, самый знаменитый из них – московский, возведенный в 1880 году. Его автор – скульптор А. Опекушин.
Можно упомянуть и о других памятниках – над могилой Пушкина в Святогорском монастыре и о скромной стеле, поставленной княгиней З. Волконской на своей вилле в Риме.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
- Знаете ли вы памятники Пушкину, кто является их авторами?
К доске вызываются по 2 ученика от каждой группы, которые получают конверты с ответами (название памятника и его автор).
Из 12 ответов необходимо выбрать правильных 6 ответов и поместить их на стенд под соответствующей фотографией памятника.
Остальные учащиеся заполняют перфокарты, где даны 14 вопросов-ответов. На выполнение задания отводится 5 минут. Команды-соперники проверяют работу на стендах и перфокарты (используется взаимопроверка или самопроверка), подводятся итоги, выставляются оценки.
— Большой любовью в народе пользуется памятник, установленный в Лицейском саду (г. Пушкин) в 1900 году. Автор-скульптор Р.Бах. В годы войны этот памятник был закопан в землю и установлен на прежнее место в июне 1945 года. Его миновала участь, постигшая другой памятник поэту, что стоял возле Египетских ворот. Фашисты ради забавы стреляли в скульптуру, целясь в голову и сердце, остались следы от ста пуль. Поэт-фронтовик Николай Кутов так писал об этом:
Когда фронты гремели пушками, Но страх захватчиков подкашивал,, И целый мир мечтал о мире, Когда вставали средь равнины, Эсэсовцы стреляли в Пушкина, В боях высоты духа нашего,, Как будто по мишени в тире. Как будто горные вершины.
Могила А.С. Пушкина. Надгробие.
А. Пермагоров. 1841г.
Лестница к могиле Пушкина
Памятник Пушкину-лицеисту
в г.Пушкине Р.Р. Бах. 1899. Бронза
Пушкинская тема – любимая в творчестве скульпторов Е. Белашовой, Л. Ковалева, О. Комова, М. Аникушина.
Пушкинские горы. Памятник А.С. Пушкину. Скульптор народный художник СССР Е.Ф. Белашова
Памятник Пушкину в г. Калинине. 1974. «Пушкин с няней» в г. Пскове.
Скульптор Олег Константинович Комов
А.А. Ковалев
Пушкин. Модель памятника в Киеве. 1959
Пушкин. 1954
— Откройте рабочие тетради. Прочтите стихотворение, которое посвящено А.С. Пушкину.
Отлитый из бронзы, юный, строгий,, Кажется, впервые без друзей,, Чуть уставший, словно бы с дороги,, Пушкин встал на площади своей…, Ну, а мастер даже расписаться, Не посмел хоть где-нибудь у ног,, Будто бы воскресшего касаться, Он уже резцом своим не мог., А. Марков.
— О какой площади и каком памятнике Пушкину идет речь? Видели ли вы этот памятник? Моно при ответе использовать стихи, помещенные в приложении для учащихся.
Размышление «Памятник» Пушкина и Державина
... страшно время. А у Пушкина памятник вознесся выше Александрийского столпа, а александрийский маяк считался самым высоким сооружением того времени. Значит Пушкин и Державин обращались к древним мифам, ... И милость к падшим призывал. В этих строках Пушкин обращает внимание читателя на человечность, гуманизм своих произведений, на их свободолюбие. Интересно, что в начальном варианте Пушкин вместо слов ...
Момент снятия покрова при открытии памятника А.С. Пушкину 6 июня 1880г. Зарисовка Н.П. Чехова
Вид памятника А.С. Пушкину на фоне Страстного монастыря. ФОТО 1929г.
Общий вид памятника А.С. Пушкину в Москве (слева – на новом, справа на старом месте)
- Как вы понимаете строчку «Кажется впервые без друзей…»?
- Обратите внимание на ударение в слове о ‘ тлитый. Запишите это слова в тетрадь. Разберите его по составу. Вся письменная работа проводится в тетрадях для предварительной подготовки к сочинению.
- Как вы понимаете лексическое значение этого слова?
- В этом стихотворении есть еще одно новое для нас слово, какое?
- Говоря о скульптурном произведении можно сказать кисть ?
- Что ярче и доступнее для восприятия зрителя: работа писателя, художника или скульптора?
- Есть ли отличия в работе художника и скульптора?
- Какие материалы использует скульптор в работе?
Работа с использованием словарных статей.
- Что такое монумент ? Найдите словарную статью в словаре иностранных слов, зачитайте ее.
На каждой парте, для работы на уроке приготовлены: словарь иностранных слов, толковый словарь, словарь синонимов. Можно воспользоваться словарями любого издательства и года выхода.
- Мы говорили архитектурное сооружение, а что означает слово архитектура ?
Учащиеся дают ответы на поставленный вопрос, зачитывают словарные статьи, анализируются и сравниваются статьи разных словарей.
- Сегодня уже не раз звучало слово «памятник». ПА-МЯТ-НИК. Как вы считаете от какого слова оно образовано?
- Подберите и запишите к слову «памятник» слова синонимы. На выполнение задания 1 минута. Кто затрудняется в выборе синонимов, воспользуйтесь словарями.
- Итак, время. На полях напишите цифру, обозначающую сколько вы подобрали слов-синонимов. (Я всегда провожу такую математическую работу, такая форма контроля стимулирует учащихся к расширению активного словарного запаса.)
- Проверяем выполненное задание. К доске выходят учащиеся по цепочке, записывая свои слова и объясняя в них орфограммы .
На доске и в тетрадях появляется примерно такая запись.
- Памятник – м о нум е ‘ нт, ста ‘ туя, скульптура, ф и гура, изв а яние, п о стаме ‘ нт; арх и тектурное или скульптурное с оо ружение, м о нум е нтальная скульптура.
- На чем чаще всего это находится? (Работа в тетрадях и у доски.)
- Пьед е стал, п о ст а мент — ст а ‘ вить;
- о сн о вание – осн о ‘ ва;
- цок о ль;
- бронз о вые тумбы;
- ч у гу нн ые св е тильники – св е ‘ т;
- имею тс я р е льефные строки.
- Над созданием произведений монументального искусства обычно работает творческий коллектив. Как называют людей, которые создают памятник?
Момент снятия покрова при открытии памятника А.С. Пушкину 6 июня 1880г. Зарисовка Н.П. Чехова
Пушкин – реформатор театра (окончание)
... главному драматургическому сочинению Пушкина – народной драме-трагедии «Борис Годунов». На драматической сцене первое её представление осуществили артисты Александринского театра 17 ... году. В 1859 в Москве. В частной русской опере С.И. Мамонтова постановку 1885 года оформляли молодые ... отношению к человеку, поэтичности и музыкальности его слова. Осмысливают и воплощают в музыкальных и драматических ...
А.М. Опекушин. Памятник А.С. Пушкину в Петербурге (1883-1884гг)
Работа проводится в тетрадях и у доски. Учащиеся подбирают слова-синонимы, по мере беседы пополняя свои записи новыми понятиями.
- С о здат е ль пам я тника – авт о р, скульпт о р, маст е р, тв о рец, в а ятель, художник; арх и тектор, д е к о ратор, с а довник – с а ‘ д.
- Еще раз назовите чем работает художник и скульптор? (Р е зец.)
- Над пьедесталом работает архитектор, а кто заботится об окружении, о деталях окружения памятника (фонари, ограда…)? Дополните свои записи, записав следующие слова:
- Ф о нарь, о града, клумбы, цв е тники — цв е ‘ т (т.е. то что окружает памятник).
- Обычно памятники превышают натуральную величину. Высота памятника Пушкину, автором которого является А.М. Опекушин, вместе с фигурой составляет около 11 метров. Он стоит под открытым небом, поэтому должен быть особенно прочным. Какой вы знаете прочный материал, который используют скульпторы для создания памятника? Запишите свои ответы.
Работа проводится в тетрадях и на доске.
- Мрам о р, бронза, ч у гун; темн о-с ерый, темн о-к расный гр а нит.
Переходим к описанию внешности поэта.
- Что можно сказать о внешности А.С. Пушкина, глядя на памятник работы А.М. Опекушина и М. Аникушина?
- В чем угадывается характер поэта?
- Какими средствами воспользовались скульпторы выражая свою симпатию к гениальному поэту?
- Какие стороны таланта великого русского поэта А.С. Пушкина подчеркнуты каждым скульптором? Обоснуйте свое суждение.
Портрет скульптора
А.М. Опекушина
Фото 1967г.
Фрагменты
«Памятник А.С. Пушкину – работы скульптора Опекушина – пример памятника с большим внутренним содержанием и богатым декоративным решением: хорошо использованы складки плаща, пряди волос и разработана свободная поза, что дает богатый силуэт при круговом обзоре», — отмечала выдающийся советский скульптор В.И. Мухина.
- В чем вы видите разницу между памятниками поэту, созданными скульпторами в Москве и Ленинграде?
- Что привлекает вас в памятнике А. Опекушина, М. Аникушина ?
инсценирование с обоснованием
— Все вы хорошо знаете стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и другие его стихотворения. Внимательно посмотрите на скульптурные сооружения и попытайтесь прочесть строки, как бы читал строки Пушкин – Аникушин, вытянув руку вперед, и Пушкин-Опекушин, склонив голову и приложив руку к сердцу. Какому «Пушкину» больше соответствуют строки: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и почему? Обоснуйте свой ответ.
Необходимо дать возможность выговориться всем учащимся. Можно в классе соорудить «пьедестал», откуда учащиеся будут читать пушкинские строки.
- Возможно вы хотите с высоты пьедестала устами Пушкина прочесть другие строки, или спросить нас, сегодняшнее «племя», о самом сокровенном?
После игры-инсценирования коллективно составляем план-схему для собирания материала к теме сочинения.
ПЛАН-СХЕМА
- О каком памятнике я хочу рассказать.
- Сведения о том, кто является автором памятника (скульптуры), когда он был создан и кем.
- Сведения о человеке, которому поставлен памятник.
- Особенности самой скульптуры:
а) выбор места скульптуры;
- б) материал изготовления;
- в) характеристика памятника;
- г) общее впечатление о памятнике.
5. Что меня привлекает в этом монументе (вывод и заключение).
- Определите тему высказывания.
- Составьте план.
- Озаглавьте каждую часть.
- Найдите слова, которые нужно проверять.
- Объясните их написание.
- Еще раз внимательно прочтите текст.
- Обратите внимание на употребление слов и словосочетаний.
! В зависимости оттого, что вы хотите написать, каждый из пунктов плана может быть представлен в более или менее полном виде или вообще отсутствовать.
!! Самое главное, не забывайте о неоправданных повторах, старайтесь подбирать синонимы, сложные синтаксические конструкции.
!!! Постарайтесь использовать в своих сочинениях конструкции таких предложений, в которых были бы обобщающие слова при однородных членах, не забывайте о знаках препинания.
- Прежде чем вы приступите к написанию сочинения, предлагаю вам послушать стихотворение Б. Окуджавы « Приезжая семья фотографируется у памятника», читает заслуженный артист М. Казаков.
Звучит аудиозапись.
- Подумайте, почему на фоне Пушкина снимается семейство?
Каждая группа работает над своей часть и отвечает на поставленный вопрос.
На фоне Пушкина снимается семейство.
Фотограф щелкает, и птичка вылетает.
Фотограф щелкает,
но вот что интересно:
На фоне Пушкина!
И птичка вылетает.
Все счеты кончены, и кончены все споры.
Тверская улица течет,
куда – не знает.
Какие женщины на нас кидают взоры
И улыбаются…
И птичка вылетает.
На фоне Пушкина снимается семейство.
Как обаятельны
(для тех, кто понимает)
Все наши глупости и мелкие злодейства
На фоне Пушкина!
И птичка вылетает.
Мы будем счастливы
(благодаренье снимку!).
Пусть жизнь короткая проносится и тает.
На веки вечные мы все теперь в обнимку
На фоне Пушкина!
И птичка вылетает.
Фото Дмитрия Хорошева.
Ландшафтный дизайн № 6 2001
ЕЩЕ ОДИН ВЗГЛЯД НА ПОСТАВЛЕННЫЙ ВОПРОС…
Пушкин за столом. 1974
П УШКИНУ
Из мрамора вечности памятник создан тобой,
И времени заступ не тронул его пьедестал.
Гусиным пером ты поспорил с такой высотой,
В которую муза еще никогда не взлетала.
Ты в книгах родился, но вырос в горячих сердцах,
И трон колебало твое всемогущее слово.
Все смертно, все тленно, и все превращается в прах,
Ты ж, смерти не зная, рождаешься снова и снова.
Ваграм Алазан
перевод с армянского Д. Седых
В 1880 году в Москве установлен памятник
А.С. Пушкину работы А.М. Оникушина
Семь шагов – немало это или мало?
День за днем на семь шагов перед собой
Молча смотрит камер-юнкер с пьедестала
На бурлящий человеческий прибой.
…
Там, где вы!
И старый памятник поэту,
Явно пушкинскую выразивший суть,
Видит лица – мозаичность видит эту
Неспроста по-опекушински чуть-чуть.
Владимир Савельев
Народная тропа к твоей могиле
Не зарастет и вправду никогда.
Тебе светила в царство тьмы и гнили
Грядущего нетленная звезда.
…
Расул Рза
К ПАМЯТНИКУ ПУШКИНУ
26 мая 1880 года
Исполнилось твое пророческое слово;
Наш старый стыд взглянул на бронзовый твой лик,
И легче дышится, и мы дерзаем снова
Всемирно возгласить: ты гений! Ты велик!
…
Афанасий Фет, В.А. ЖУКОВСКИЙ
Ты имеешь не дарование, а гений. Ты богач, у тебя есть неотъемлемое средство б ы т ь в ы ш е незаслуженного несчастия, и о б р а т и т ь в д о б р о заслуженное; ты более нежели кто-нибудь можешь и обязан иметь нравственное достоинство. Ты рожден быть великим поэтом: будь же этого достоин. В этой фразе вся твоя мораль, все твое возможное счастие и все вознаграждения. Обстоятельства жизни, счастливые или несчастливые, шелуха. Ты скажешь, что я проповедую с спокойного берега утопающему. Нет! Я стою на пустом берегу, вижу в волнах силача, и знаю, что он не утонет, если употребит свою силу, и только показываю ему лучший берег, к которому он непременно доплывет, если захочет сам. Плыви, силач!…По данному мне полномочию предлагаю тебе пер- в о е место на русском Парнасе.
Н.В. ГОГОЛЬ
При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более называться национальным; это право решительно принадлежит ему. В нем, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал все его пространство. Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла.
И. ГОНЧАРОВ
Пушкин громаден, плодотворен, силен, богат; он для русского искусства то же, что Ломоносов для русского просвещения вообще. Пушкин занял собою всю свою эпоху, сам создал другую, породил школы художников…
… В Пушкине кроются все семена и зачатки, из которых развились потом все роды и виды искусства во всех наших художниках, как в Аристотеле крылись семена, зародыши и намеки почти на все последовавшие ветви знания и науки.
И.С. ТУРГЕНЕВ
Сияй же, как он, благородный медный лик, воздвигнутый в самом сердце древней столицы, и гласи грядущим поколениям о нашем праве называться великим народом потому, что среди этого народа, в ряду других великих, и т а к о й человек!..
… Мы будем надеяться, что всякий наш потомок, с любовью остановившийся перед изваянием Пушкина и понимающий значение этой любви, тем самым докажет, что он, подобно Пушкину, стал более русским и более образованным, более свободным!
Е. ИСАЕВ
Мы любим Пушкина и повсеместно празднуем его. Празднуем его не просто в день его рождения, а в день его бессмертия, празднуем не только на 37 физически прожитых им лет, а на всю даль веков, которая есть и которая еще грядет.
В этом смысле у Пушкина дня смерти нет. Есть только день рождения – 6 июня.
Пушкин… Без него она просто непредставима, наша большая литература. Непредставима ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем. Без любви к Пушкину даже само чувство любви кажется мне недостаточно полным. Я не знаю более живого человека в народе, чем Пушкин.
День Пушкина бесконечен в народе.
Дух, Пушкин, твой живет меж нами…
Протоиерей Иоанн Желтонога.
(«А.С. Пушкину». 1937г.)
Пока в России
Пушкин длится,
Метелям
не задуть свечу.
Д. Самойлов.
Пушкин – наше все.
Ап. Григорье.
Пушкин принадлежал к числу тех творческих гениев, тех великих исторических натур, которые, работая для настоящего, приготовляют будущее и потому самому уже не могут принадлежать только одному прошедшему.
В.Г. Белинский.
Он завещал каждому быть самим собой, он дал всякой оригинальности смелость, дал смелость русскому писателю быть русским.
А.Н. Островский.
Пушкин – гений, сумевший создать идеал нации.
Д.С. Лихачев.
Для меня, наследника таджикской классики, школа Пушкина – еще и великая школа обнаженной прямоты мысли и чувства, той прямоты, которая, я знаю, дается куда труднее, чем самый изощренный сложный образ.
Мумин Каноат, таджикский писатель.
Остаться вечно живым в сердце не только своего народа, но миллионов и миллионов людей планеты – счастливая участь не всех, даже гениальных, людей. Пушкин завоевал это право тем, что он был выразителем всего лучшего, чем богато человечество.
Расул Рза, азербайджанский поэт.
Пушкин всегда живет в моем сердце, в моих стихах. Каждый раз, когда я сажусь за письменный стол, то мечтаю лишь о том, чтобы создать такое стихотворение, которое так же радовало бы и волновало людей, как радуют и волнуют всех нас бессмертные пушкинские творения.
Зульфия, народная поэтесса Узбекистана
Э.Х. Насибулин. Пушкин. 1976
ПАМЯТНИК А.С. ПУШКИНУ В МОСКВЕ
Пушкин родился в Москве, провел в ней детские годы, а будучи уже прославленным поэтом, неоднократно навещал родной год. Сколько раз он проезжал и проходил здесь, где теперь стоит в бронзе.
Уже пошло второе столетие, как сюда идет и стар и млад, а у подножия – почти всегда цветы. Идею увековечить память поэта первым выдвинул В.Г. Белинский, который назвал его «солнцем русской поэзии». Памятник был открыт в 1880 году в конце Тверского бульвара. Сбор средств проводился по всей России.
Автор скульптуры – А.М. Опекушин, сын крепостного крестьянина, проект пьедестала выполнил архитектор И.С. Богомолов. Открытие памятника превратилось в большое торжество, в котором участвовали виднейшие русские писатели; приветственную телеграмму прислал Виктор Гюго. Через день в Колонном зале Благородного собрания на литературном вечере памяти Пушкина Ф.М. Достоевский произнес блестящую речь, за что был увенчан лавровым венком. Глубокой ночью к памятнику прибыл Федор Михайлович и на горы цветов возложил свой лавровый венок.
На левой и правой сторонах пьедестала – знакомые с детства четверостишия, начинающиеся строками: «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой», «И долго буду тем любезен я народу». Царская цензура позволила высечь на памятнике только первые строки этих строф. И лишь в 1937 году, когда отмечалось 100-летие со дня гибели поэта, на постаменте появились такие строки, где были слова: «…Что в мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал». Под «падшими» поэт подразумевал декабристов.
Знаменитый русский писатель И.С. Тургенев при открытии памятника сказал пророческие слова: «Сияй же, как он, благородный медный лик, воздвигнутый в самом сердце древней столицы, и гласи грядущим поколениям о нашем праве называться великим народом, потому что среди этого народа родился, в ряду других великих, и такой человек!»
( И. Мячин )
- Запишите текст, подчеркните грамматические основы предложений.
- Сгруппируйте орфограммы и пунктограммы.
- Какие способы цитирования используются в тексте? Объясните знаки препинания в последнем абзаце.
- Составьте текст о памятнике А.С. Пушкину в Москве, используя данный материал и собственные наблюдения.
Худ. И. Филиппов. 1987г.
Определите основную мысль текста. Подберите варианты названия к отрывку из очерка Льва
Озерова «Всяк сущий в ней язык…».
По правую руку опекушинского Пушкина начертаны на постаменте строки:
Слух обо мне пройдет во всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
Как о далеком для него будущем Пушкин писал: «И назовет меня всяк сущий в ней язык». «В ней» — в России. /…/
Пушкин говорит о будущем, о том, что его имя произнесут: «и гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус, и друг степей калмык» — и многие другие, не названные здесь народы. /…/
Исследователи в своем толковании «Памятника» утверждают, что в перечислении народов, населяющих Россию, поэт особо останавливается на народах, еще не причастных к культуре. Он уповает на то, что в будущем, когда отойдет в прошлое их дикость, они с признательностью назовут его имя.
Двадцать строк «Памятника» не только вобрали в себя прожитую жизнь Пушкина (поэту оставалось жить всего полгода).
Они продлили ее надолго – вплоть до бессмертия.
постамент, признательность.
- В каком значении в стихотворении Пушкина «Памятник» употребляется слово язык ? Какие еще значения имеет это слово?
- Какова стилистическая окраска наречия ныне , глагола уповать ? Подберите к этим словам синонимы (стилистически нейтральные).
Какие еще стилистически окрашенные слова есть в тексте? Какова их роль?
- Докажите, что это текст публицистического стиля.
- Запишите предпоследний абзац. Объясните орфограммы (сгруппируйте их) и знаки препинания. Составьте схемы сложных предложений.
- Какими примерами из текста можно проиллюстрировать правописание НЕ с причастиями?
- Произведите на материале текста разные виды разбора.
- Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
Пушкин с пером., У ПАМЯТНИКА ПУШКИНУ
Забвенья нет,
как нет
Старенья,
угасанья,
И камня тоже нет,
и бронзы тоже нет,
В невольной смене лет
Есть времени дыханье,
Есть жизнь,
есть свет земной,
И есть
для нас
поэт.
( А. Краснов )
- В каком значении употребляется в тексте многозначное слово забвенье ?
- Какова стилистическая окраска этого слова?
- Проанализируйте синтаксические особенности стихотворения. Докажите, что одно предложение (сложное предложение с разными видами связи – в данном случае ) может являться текстом.
- Подготовьтесь к выразительному чтению текста, принимая во внимание его содержание, лексические, грамматические особенности, а также необычность графического оформления (использование «лесенки» строк).
- Произведите на материале текста разные виды разбора.
ЗАДАНИЕ. Запишите текст, подчеркните грамматические основы предложений.
… Пришло время, когда Москва вернула себе великого уроженца. Она не отняла его у Петербурга – да этого невозможно, — но разделила с ним честь считаться городом Пушкина.
В 1880 году при огромном стечении народа произошло торжественное открытие памятника поэту на Тверском бульваре. До этого в Москве памятники ставились только коронованным особам и полководцам. Построен памятник был, как храм, на народные деньги. К этим торжествам Ф.М. Достоевский подготовил речь о Пушкине, которую и произнес на заседании Общества любителей российской словесности. Эта речь, раскрывшая национальный и общечеловеческий смысл неповторимого явления Пушкина, стала крупнейшим литературным, историческим и общественным событием.
Опекушинский памятник оказался центром притяжения Москвы, поклониться Пушкину считал себя обязанным каждый гость столицы, о нем слагались стихи, возле него встречались влюбленные, играли дети, им навеки была околдована девочка Марина Цветаева. Долгий Тверской бульвар, то в зелени листвы, то в золоте и багрянце, то в искрящемся снеге, был его шлейфом…
Ю. Нагибин
- Определите тему, основную мысль. Озаглавьте текст.
- Объясните значение слов: словесность, шлейф, багрянец, торжество. Какова стилистическая окраска слова багрянец ? (Обратитесь к словарю.) Какое из слов употребляется в тексте в переносном значении?
- Поберите синонимы к словам: неповторимый, огромный, навеки.
- Докажите, что это текст. С помощью каких языковых средств (лексических, грамматических) предложения связаны в единое целое?
- Объясните членение текста на абзацы. Составьте план текста.
- Последнее предложение второго абзаца замените (устно) его синонимом – сложноподчиненным предложением. Составьте схему этого предложения, произведите его синтаксический разбор.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ПАМЯТНИКИ
2
3
1
М.К.Аникушин
Пушкин. Модель памятника
В Ленинграде. 1957
А.М. Ненашева
Пушкин и Волконская
Статуэтка. 1978
О.К. Комов
Памятник Пушкину в Болдине. 1979
4
5
6
О.К. Комов
Памятник Пушкину в Калинине.1974
Н.Я. Данько
Пушкин на прогулке
Статуэтка. 1936
С.Т. Коненков
Пушкин. 1955
7
8
9
О.К. Комов
А.М. Опекушин
М.О. Микешин
Пушкин и Гоголь
Пушкин
Модель памятника Пушкину
Модель памятника в Москве. 1880
В с. Пушкино. 1972
Деталь памятника 1000-летия России в Новгороде. 1862
10
11
О. Комов
Пушкин и Наталья Николаевна
Статуэтка. 1972
Н.Я. Данько
Пушкин. Статуэтка – чернильница. 1936
ГДЕ НАХОДЯТСЯ ЭТИ ПАМЯТНИКИ?, ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ИМЕНА СОЗДАТЕЛЕЙ?
1. О.К. Комов. Памятник Пушкину в Калинине. 1974г.
2. О.К. Комов. Памятник Пушкину в Болдине. 1974г.
3. О.К. Комов. Пушкин и Наталья Николаевна. Статуэтка. 1972г.
4. О.К. Комов. Модель памятника Пушкину в с. Пушкино. 1972.
5. С.Т. Коненков. Пушкин. 1955г.
- М.К. Аникушин. Пушкин. Модель памятника в Ленинграде. 1957г.
- Н.Я. Данько. Пушкин на прогулке. Статуэтка. 1936г.
- Н.Я. Данько. Пушкин. Статуэтка-чернильница. 1936г.
- А.М. Ненашева. Пушкин и Волконская. Статуэтка. 1978г.
- А.М. Опекушин. Пушкин. Модель памятника в Москве. 1880г.
11. М.О. Микешин. Пушкин и Гоголь. Деталь памятника 1000-летия
России в Новгороде. 1962г.
________________________________________ _______________