Пушкин – реформатор театра (окончание)

Эссе
  • Текст:Николай Тимофеев

Заметки по случаю 220-летия со дня рождения Пушкина в Год театра в России предоставил для публикации в нашем журнале театральный критик, архивариус Воронежского академического театра драмы им. А. Кольцова Николай Тимофеев. Публикуем окончание его эссе.

А теперь рассмотрим в хронологическом порядке, как произведения Пушкина были востребованы сценой. Естественно, для этого потребовался определённый временной интервал. Надо, чтобы произведение, во-первых, было опубликовано, во-вторых, осмыслено, в том числе в плане его сценического воплощения. Чтобы нашёлся, наконец, не только внимательный читатель и мыслитель, но и человек, обладающий сценическим воображением и граждански ориентированный.

Временной фактор весьма наглядно проявился хотя бы в том, что первой на драматической сцене оказалась романтическая поэма «Бахчисарайский фонтан, созданная в начале 1823 года и опубликованная в марте 1824-го. Князь А.А. Шаховской в 1827-м сделал её инсценировку в духе времени – «Керим-Гирей, крымский хан». Хана Гирея играл в Малом театре П.С. Мочалов. В концертном репертуаре актёра позднее, уже в 1830-е, появилась также поэма «Медный всадник».

К «маленьким трагедиям» Пушкина первым обратился один из последних представителей русского классицизма, актёр Петербургского театра Яков Брянский(1791-1853), который нередко брал на себя обязанности и постановщика. В 1831-м он осуществил постановку «Горя от ума». Это было впервые и смело для того времени. А 27 января 1832 года, в свой бенефис, сыграл роль Сальери. Воспетые юным Пушкиным драматические актрисы А.М. Колосова и М.И. Вальберхова в начале 1830-х выразили своё отношение к Пушкину, активно добиваясь разрешения цензурного комитета на постановку отдельных сцен из трагедии «Борис Годунов». Правда, безрезультатно.

Сценическая жизнь произведений Пушкина началась после его гибели. И началась она с оперы. Российская классическая опера ведёт отсчёт с 27 ноября 1836 года, когда в петербургском Большом театре впервые была представлена героико-патриотическая опера Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»).

Есть свидетельства, что Пушкин присутствовал при этом и дал ей высокую оценку. А ровно через шесть лет, 27 ноября 1842 года, уже без Пушкина, состоялась премьера былинно-эпической оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила».

3 стр., 1222 слов

Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля

... уровень всех постановок театра и избежать их деления на событийные и рядовые. В настоящее время солистами Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля являются: Борисенко ... каждым годом все большую популярность, фестиваль сейчас является одной из визитных карточек музыкально-театрального Татарстана и значительным событием в культурной жизни России и Европы. ...

Далее. Ведущие актёры обеих столиц в то время имели возможность подбирать себе репертуар, особенно для своего бенефиса. Великий трагик петербургской сцены В.А. Каратыгин в 1847 году в свой бенефис сыграл роль Дон Гуана в трагедии «Каменный гость», а в 1852 году не без труда добился постановки «Скупого рыцаря», где сыграл Барона. Эту же роль годом позже сыграл в Малом театре в Москве Михаил Щепкин.

Выдающийся режиссёр современности Лев Додин в одном интервью высказывает несколько неожиданную точку зрения. Он считает, что прозаический текст даёт больший простор фантазии режиссёру-постановщику, чем текст драматургический, который ставит режиссёра в жёсткие рамки готовых реплик. Это он доказал, поставив «Бесы» Фёдора Достоевского и «Братья и сёстры» Фёдора Абрамова. В этом плане интересно, что в Европе сценичность прозы Пушкина оценили раньше, чем в России. Склонные к гофманиаде европейцы в первую очередь перевели повести, в которых присутствует мистика. Один из ведущих французских писателей середины XIXвека Проспер Мериме перевёл «Метель» Пушкина, а затем и «Пиковую даму». С французского «Метель» в 1847 году перевели на испанский. Огюстен Эжен Скриб, известный французский поэт и драматург, в конце 1840-х создаёт либретто «Пиковой дамы». А в 1851 году на сцене Парижской оперы композитор Фроманталь Галеви, её художественный руководитель, ставит комическую оперу «Пиковая дама».

В середине 1850-х появляется перевод «Пиковой дамы» на немецкий язык. Один из создателей оперетты австрийский композитор Франц фон Зуппе в 1862-м осуществляет постановку оперетты «Пиковая дама» на венской оперной сцене. Тут кстати напомнить, что психологическая опера П.И. Чайковского «Пиковая дама», которая признана одной из вершин мирового музыкального искусства, будет создана только в 1890 году.

А что же в России? В середине 1840-х к творчеству Пушкина обращается композитор А.С. Даргомыжский (1813-1869).

10 лет работал он над созданием народно-бытовой музыкальной драмы «Русалка». Первая постановка её состоялась в Петербурге в 1856 году. В 1859 в Москве. В частной русской опере С.И. Мамонтова постановку 1885 года оформляли молодые художники Константин Коровин, Исаак Левитан, Виктор Васнецов, Николай Чехов. С 1897 года в театрах России и Европы партию Мельника в течение многих лет исполнял Ф.И. Шаляпин.

Оперу в трёх действиях «Каменный гость» по тексту А.С. Пушкина А.С. Даргомыжский писал с 1866 по 1869 год. Он не успел завершить сочинение. Закончил его Цезарь Кюи, а оркестровку создал Н.А. Римский-Корсаков. В истории русского музыкального искусства это сочинение признано новаторским. В нём нет ни арий, ни ансамблей, нет в нём и «благозвучной лёгкости», характерных для итальянской оперной культуры, на которую до этого ориентировались и русские композиторы. Новый музыкальный язык в опере А.С. Даргомыжского позволяет полнее воспроизвести человеческие чувства и отношения в «мелодических речитативах». Принципы оперного искусства А.С. Даргомыжского были воплощены и развиты в операх Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина… Мусоргский считал Даргомыжского «учителем музыкальной правды».

Сюжет трагедии «Каменный гость» был также востребован в последней четверти XIX века и драматическими актёрами. В 1879 году она входила в репертуар Малого театра в Москве. Дон Гуана играл знаменитый Александр Ленский. В роли Доны Анны выступала Гликерия Федотова. А в 1890 году «Каменный гость» был сыгран актерами Московского общества искусств и литературы. Дон Гуана играл 27-летний Константин Станиславский (псевдоним К.С. Алексеева с 1885 года).

2 стр., 645 слов

Ученицы 7 класса «Году театра посвящается» (2)

... блаженством, которое дарует сцена нам. Театр ! Маски! Люди! Судьбы! Благословенны! 2019 год в Российской Федерации объявлен Годом Театра . Это большой праздник ... в образах С. Есенина, А. С. Пушкина, Бориса Годунова . Прекрасны его творческие монологи. Театр сегодня популярен Тут у нас ... так протяжно и нежно Из сердца выхватят души покой. О действо! Мир неповторимый! Замираю, чуть дышу. Как многолико ...

Романтическая коллизия «Кавказского пленника» в юности пленила Цезаря Кюи (1835-1918).

В 1857 году 22-летний инженер-поручик, только что окончивший Николаевскую инженерную академию, принимается за сочинение оперы на сюжет южной поэмы Пушкина. Этот процесс, с перерывами на войну и педагогическую деятельность, длился до 1885 года. До нас дошли три редакции оперы «Кавказский пленник». Первая постановка её состоялась 4 февраля 1883 года в Мариинском театре под управлением Эдуарда Направника. Историки культуры отмечают, что опера была весьма популярна в дореволюционной России. Занимательность и экзотичность сюжета сыграли тут не последнюю роль. Цезарь Кюи является также автором одноактной оперы «Пир во время чумы» (1900).

А также оперы в четырёх действиях «Капитанская дочка», созданной в 1909 году по собственному либретто на сюжет повести Пушкина. Премьера её состоялась 14 февраля 1911 года в Мариинском театре под управлением Эдуарда Направника. Московская премьера датируется 17 сентября 1914 года.

Во второй половине ХIX века в России появляется поколение образованных людей, родившихся на рубеже 1830-х – 1840-х, которые как бы заново открывают творчество А.С. Пушкина во всём его диапазоне. Его читают, осмысливают, удивляются его глубинной русскости, психологической достоверности и разнообразию образов, милосердному отношению к человеку, поэтичности и музыкальности его слова. Осмысливают и воплощают в музыкальных и драматических постановках. Этому процессу способствовала и реформаторская эпоха правления Александра Второго, в которой поиски российской национальной самобытности велись особенно активно. Историк В.О. Ключевский (1841-1911) писал в связи с этим о роли Пушкина: «Пока я и мои сверстники, получившие одинаковое со мною воспитание, пока мы были юны, Пушкин не переставал быть нашим современником. Мы не спрашивали, жив ли Пушкин. Мы знали, что он живет и будет жить, и это было для нас также ясно и просто, как то, что небо синеет и будет синеть».

Далее я не буду вдаваться в подробности, сопутствующие появлению сочинений Пушкина на российской сцене во второй половине XIX века и в первые два десятилетия ХХ века. Об этом написаны книги. Поэтому изложу кратко в хронологической последовательности основные имена и факты. Итак, в связи с вышесказанным особый интерес современников, естественно, должен был быть обращён к главному драматургическому сочинению Пушкина – народной драме-трагедии «Борис Годунов». На драматической сцене первое её представление осуществили артисты Александринского театра 17 сентября 1870 года. В Москве в Малом театре первая постановка в той же редакции состоялась 19 ноября 1980 года. Роль Лжедмитрия играл Александр Ленский, роль Марины Мнишек исполняла Мария Ермолова. Оперу на сюжет Пушкина в четырёх действиях с прологом создал в конце 1869 года Модест Мусоргский ((1839-1881).

8 стр., 3938 слов

Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Т. Шевченко

... шли на украинском языке), а в 1934 году, с приданием Киеву статуса столицы; — Академический театр оперы и балета УССР . В 1939 году театру было присвоено имя Тараса Шевченко. В 1930-е ... потом в Иркутск, а в 1944 году вернулся в Киев. В послевоенные годы репертуар театра пополнился сочинениями советских композиторов, в том числе поставлена опера «Катерина Измайлова» Д.Шостаковича, авторы спектакля ...

Впервые поставлена в полном виде в январе 1874 года на сцене Мариинского театра, а в Москве лишь в декабре 1888 года. В начале ХХ века партию Бориса на сценах обеих столиц исполнял Фёдор Шаляпин (1873-1938).

Эта роль считается одной из самых ярких в карьере знаменитого певца.

Разумеется, мимо творчества Пушкина не мог пройти и Пётр Ильич Чайковский (1840-1893).

В 1877 году он начинает работать над созданием партитуры к опере «Евгений Онегин». В одном из писем этого периода своей покровительнице фон Мекк он рассуждает о Пушкине, «который силою гениального таланта очень часто врывается из тесных сфер стихотворства в бесконечную область музыки». И далее: «Независимо от сущности того, что он излагает в форме стиха, в самом стихе, в его звуковой последовательности есть что-то, проникающее в самую глубь души. Это «что-то» и есть музыка».

Премьера оперы «Евгений Онегин» состоялась в Малом театре в марте 1879 года. Пели ученицы и ученики Московской консерватории. Играл студенческий оркестр. Дирижировал Н.Г. Рубинштейн (1835-1881).11 января 1881 года «Онегина» поставили в Большом театре, спустя три года – в Мариинском театре в Петербурге. Следующей в творчестве П.И. Чайковского была опера «Мазепа» на сюжет поэмы Пушкина «Полтава». Годы её создания – 1881-1883. Премьера состоялась 3 февраля 1884 года на сцене Большого театра в Москве. Создать оперу на сюжет повести «Пиковая дама» предложил композитору директор Императорских театров И.А. Всеволожский. Первая постановка её состоялась 19 декабря 1890 года в Мариинском театре Петербурга. Сегодня весь цивилизованный мир по достоинству оценивает результаты творческого содружества двух великих художников – поэта Пушкина и композитора Чайковского. Оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» входят в разряд вершин мирового музыкального искусства и звучат на сценах ведущих оперных театров мира.

«Евгений Онегин»

Приближающееся в 1899 году столетие со дня рождения Пушкина ещё более активизировало обращение к творчеству поэта ряда композиторов. В 1892 году девятнадцатилетний С.В. Рахманинов (1873-1943) создаёт одноактную оперу «Алеко» на сюжет поэмы Пушкина «Цыганы». Либретто для неё написал Владимир Иванович Немирович-Данченко (1858-1943).

Премьера состоялась в Большом театре 27 апреля 1893 года. В 1904 году композитор закончил писать оперу «Скупой рыцарь». Первая постановка датирована 11 января 1906 года.

В 1894 году Эдуард Направник заканчивает оперу в четырёх действиях на сюжет повести Пушкина «Дубровский» по либретто Модеста Чайковского. Премьера оперы состоялась 3 января 1895 года в Санкт-Петербурге на сцене Мариинского театра. Сочинение имело большой успех особенно в ХХ веке. Главные партии в ней в разные годы исполняли Леонид Собинов и Сергей Лемешев.

4 стр., 1672 слов

Ученицы 7 класса «Году театра посвящается»

... Другие сочинения: ← С доброты человек начинается↑ На свободную темуКрасота вокруг нас → Как я ходил в театр Автор: Ваня, 3 класс В ... за приход на представление и прощаются с ними. Мой первый поход в театр Автор: Юра, 7 класс Я считал странной ... которому больше ста лет! Очень хочу сходить ещё раз. Мини-сочинение по теме» Каким был древнегреческий театр» Происхождение древнегреческого театраРазвился ...

Н.А. Римский-Корсаков – автор 15 опер, в 1897 году создаёт одноактную оперу «Моцарт и Сальери». Она была представлена широкой публике в Москве 6 ноября 1898 года. Партию Сальери исполнял Фёдор Шаляпин. До отъезда из России в 1922-м он был единственным её исполнителем. Пел на сценах Москвы и Петербурга. Высоко оценили оперу композитор С.В. Рахманинов и критик В.В. Стасов. Кстати, Стасов посоветовал Николаю Андреевичу написать музыку и на текст «Сказки о царе Салтане». Летом 1899 года опера в 4 действиях, шести картинах, была закончена. Премьера её состоялась в Москве 21 октября 1900 года. Исполнителями были артисты Частного театра Саввы Мамонтова. Яркие декорации и эскизы костюмов создал Михаил Врубель. Супруга художника Надежда Забела-Врубель исполнила на премьере партию Царевны. Оркестровый номер «Полёт шмеля» из этой оперы знают даже многие сегодняшние дети. В 1907 году композитор закончил партитуру оперы «Золотой петушок». Впервые исполнена в Москве в частном театре 24 сентября 1909 года. В Большом театре в ноябре того же года. А в 1914 году в Париже состоялась премьера оперы-балета «Золотой петушок» на русском языке в хореографии Михаила Фокина, декорациях Натальи Гончаровой. Постановка оказалась настолько успешной, что уже в 1918-м была воспроизведена на сцене Метрополитен-опера в Нью-Йорке.

«Золотой петушок»

Приведённых примеров достаточно, чтобы утверждать: Пушкин своим творчеством вдохновил целую плеяду деятелей русской культуры. Можно собрать роскошный букет славных имён из – композиторов, художников, артистов, либреттистов, критиков. В результате их деятельности в начале ХХ века на мировой культурной арене появился удивительный феномен – «русский национальный театр» и его составляющие – русская опера, русский балет, русское драматическое искусство. Здесь естественно вспомнить и существенный вклад А.Н. Островского (1823-1886), автора 47 пьес (плюс 7 в соавторстве), в которых во всей полноте отразилась российская жизнь второй половины XIX века.

В советский период к творчеству Пушкина обращались практически все выдающие композиторы. Не буду на этом останавливаться, но есть весьма интересный факт. Пушкинские сочинения особенно активно осваивала балетная сцена. Например, композитор Б.В. Асафьев написал музыку на сюжеты шести произведений Пушкина. Можно было бы на этих рассуждениях и закончить нашу статью, но есть существенное обстоятельство, касающееся взглядов зрелого Пушкина на драматическое искусство и на театр, которое нельзя упустить, коль уж мы ведём речь о реформаторской роли Пушкина. Речь пойдёт о статье 1830 года рождения.

***

Истина страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах — вот чего требует наш ум от драматического писателя.

А.С. Пушкин. О народной драме и драме «Марфа Посадница» М.П. Погодина». 1830.

Проницательный Аполлон Григорьев (1822-1864) в статье «Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина», опубликованной в 1859 году в журнале «Русское слово», кажется, первый озвучил значение творчества Пушкина для последующего развития русской культуры: «Есть натуры, предназначенные на то, чтобы наметить грани процессов, набросать полные и цельные, но одними очерками обозначенные идеалы, и такая-то натура была у Пушкина. Он наше всё – не устану повторять я…». И далее: «…во всей современной литературе нет ничего истинно замечательного и правильного, что бы в зародыше своём не находилось у Пушкина». Понятно, что речь идёт, в первую очередь, о литературе. Но дело в том, что всё это напрямую относится и к театру.

1 стр., 480 слов

По повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» статья по литературе

... с ним произошло, всего лишь результат его выбора. Полагаю, что Александр Сергеевич Пушкин с помощью эпизода явления графини усиливает мотив воздаяния, расплаты, возмездия за сделанный ...

Пушкин изложил свои взгляды на драматическое искусство в статье «О народной драме и драме «Марфа Посадница» М.П. Погодина», написанной осенью 1830 года. Кстати, редко можно встретить упоминание этой статьи, которая неожиданным образом открывает Пушкина как пионера-теоретика реалистического психологического театра. Весь интеллектуальный мир знает сегодня «систему Станиславского», который разработал методику актёрского творчества, технику органичного перевоплощения в образ. Азбучно К.С. Станиславский объяснял так: «Дом кладут по кирпичику, а роль складывают по маленьким действиям». Но вот недавно на телеканале «Культура» я смотрю с любовью сделанный документальный фильм 1971 года, посвящённый выдающемуся актёру и режиссёру ХХ столетия Юрию Александровичу Завадскому (1894-1977).

Мне в 1960-е годы посчастливилось видеть его спектакли в руководимом им Театре имени Моссовета. Рассуждая о становлении театрального искусства в России, Ю.А. Завадский вспоминает мысли А.А. Григорьева и говорит, что Пушкин задолго до Станиславского в общих чертах наметил условия для создания реалистического психологического театра. И рекомендует внимательно прочесть начало второй сцены в трагедии «Каменный гость». Итак, «Каменный гость». Сцена II. Ужин у Лауры. Первый гость. Клянусь тебе, Лаура, никогда/С таким ты совершенством не играла. / Как роль свою ты верно поняла! Второй. Как развила её! с какою силой! Третий. С каким искусством! Лаура. Да, мне удавалось/ Сегодня каждое движенье, слово./Я вольно предавалась вдохновенью./ Слова лились, как будто их рождала/ Не память рабская, но сердце…

Здесь и в самом деле «по кирпичикам» расписана последовательность перевоплощения героини в образ. Кратко главный тезис «системы Станиславского» ещё трактуют так: «Истина страстей, правда чувств в предлагаемых обстоятельствах, т.е. на сцене, как в жизни». В сущности, этого требует Пушкин в своей статье от драматического писателя, но всё это в полной мере применимо и к сценическому воплощению.

Тема «Пушкин и театр» будет неполной, если мы не скажем, что почти все его художественные сочинения сегодня существуют на театре и в виде драматических постановок, а также и оперных и балетных. Пётр Фоменко в 1996 году поставил «Пиковую даму» в Театре имени Евг. Вахтангова. Критики оценили драматическую постановку как «образец волшебства». В 2001-м знаменитый французский хореограф Ролан Пети поставил в Большом театре балет «Пиковая дама», главные партии в котором исполняли Николай Цискаридзе и Илзе Лиепа. В 2017-м «Пиковую даму» в Геликон-опере поставил Дмитрий Бертман. В эти осенние дни она также значится в репертуаре Музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Исследователь темы «Пушкин и театр» С.В. Денисенко в 2010 году посчитал, что «по произведениям Пушкина создано около 140 драматических и музыкальных инсценировок».

«Пиковая дама»

Можно, конечно, привести примеры, насколько произвольно некоторые современные режиссёры трактуют пушкинские образы на сцене, но это тема особого разговора… А современным сочинителям пьес кстати пожелать глубоко проанализировать изложенные в обсуждаемой статье требования Пушкина к драматургам: «Что нужно драматическому писателю? Философию, бесстрастие, государственные мысли историка, догадливость, живость воображения, никакого предрассудка любимой мысли. Свобода».

14 стр., 6671 слов

Создание и деятельность Московского Художественного театра в 1898-1917 гг

... Станиславского, Чехова, Мейерхольда. К 100-летнему юбилею был приурочен выход сборника - «Московский Художественный театр. ... театр эволюционизировал. Данная тема актуальна и потому, что позволяет развивать историческую науку в рамках её культурных достижений. На сцене Художественного театра ... др. В книгу В.И.Немировича-Данченко «Рождение театра» вошли статьи и эссе о деятельности литературы ...

В 1880 году, в день открытия памятника Пушкину в Москве, А.Н. Островский сказал: «Сокровища, дарованные нам Пушкиным, действительно велики и неоценённы. Первая заслуга великого поэта в том, что через него умнеет всё, что может поумнеть». Сегодня, в год 220-летия со дня рождения великого Пушкина, слова великого драматурга звучат не менее актуально, чем в те далёкие дни.