Сергей Есенин… Вот уже в который раз я перечитываю его стихотворения. И в который раз, закрыв книгу, словно впервые еще долго пребываю под впечатлением от прочитанного. Нет — от прочувствованного, пережитого всем сердцем! Водоворот чувств манит, очаровывает, уносит в неведомые волшебные дали, где царствует нежность, грусть, восторг, радость, сожаление, светлая печаль, красивая мечта… И — всегда — любовь. Любовь во всех ее проявлениях — к матери, к родине, к животному и растительному миру, к природе, к женщине. Эта любовь, ставшая главной темой всего творчества Есенина, волнует сердца читателей. Каждому из нас понятны и близки есенинские строки раздумья об уходящей молодости, о разладе между чувством и разумом, о нравственном очищении, о противоречиях любви. Этот список можно продолжать бесконечно долго — ведь поэт писал о самом сокровенном, о том, что хоть раз в жизни испытал каждый человек.
Поэтому кажется, что он писал о нас — обо всех и в то же время именно о тебе, единственном, таком похожем и таком не похожем на остальных. Любовь поэта… У Есенина она прекрасна и возвышенна, светла и трагична, озарена надеждой, искренностью, страстью, чистотой, верой. С самых первых строк, родившихся в пылком юном сердце:
Зацелую допьяна, изомну, как цвет.
Хмельному от радости пересуду нет.
Кажется, что сама природа вдохнула в его душу эти строки. Да это и понятно — для поэта весь мир связан неразрывной нитью. Охваченный чувством любви, он иными глазами смотрит на все вокруг — на родные поля и леса, на проселочную дорогу, на покосившуюся деревенскую избу, на реку, облака, птиц, парящих в вышине небесной глади. И это чувство живет в нем постоянно, меняя настроение, окраску» мысли, но никогда не исчезает.
Передавать чувство любви к женщине через образы природы было для Есенина так естественно, как будто сам он был частью этой неброской, глубокой и искренней в своей печали и радости русской природы.
Поэт любуется «березой-свечкой», ожидая встречи с любимой, «у голубого водопоя, на шишкоперой лебеде» клянется в верности своей избраннице. В его сердце расцветают «ландыши вспыхнувших сил», и в восторге ему «хочется руки сомкнуть над, древесными бедрами ив». Природа и невеста всегда идут рядом, и думая о девушке, поэт всегда думает о прелести родных мест:
С. Есенин—«последний поэт деревни»
... любви и света. И потому изба у поэта «бревенчатая» и «золотая». В ряду певцов сельской жизни Есенин, пожалуй, действительно «последний поэт». ... порочным забавам, суете. От всех его простых и светлых радостей сельского мира только и осталось, чтобы «грусть свою уменьшить», ... сможет «каждая корова», и оттого душу героя наполняет радость: результат его труда ясен и очевиден, к тому же несомненно ...
Радуют тайные вести,
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.
Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.
Самые заветные мечты, самые потаенные чувства облекаются поэтом то в образ чарующей своей красотой возлюбленной, то в сим-. вол Прекрасного, собранный из черт и явлений родной природы. Так, в одном из самых проникновенных стихотворений, Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных…» образ любимой сливается с образами природы, становится от этого еще более завораживающим, прекрасным, чистым:
На закат ты, розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.
Восхищаясь красотой девушки, обещая сохранить в душе таинственное волшебное чувство любви к ней, автор грустит о невозможности продлить сладкие минуты счастья. Но даже эта грусть не безысходна, она светла и по-своему прекрасна:
Зерна глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло, как звук,
Но остался в складках смятой шали
Запах меда от невинных рук,
В этом стихотворении возлюбленная поэта предстает перед нами одновременно и конкретной женщиной из плоти и крови, и неким идеалом, совершенством, божественным началом:
Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта,
Все ж кто выдумал твой гибкий стан и плечи —
К светлой тайне приложил уста.
Неуловимое совершенство, которое так мечтает познать человек, невероятно облагораживает чувства, возвышает и очищает всю его душу. Сердце Есенина всегда трогали стихи поэтов Востока. Ему близки были их взгляды на любовь как на бесценный дар, величайшее сокровище в жизни. Он так же, как восточные поэты, верил, что любовь способна победить любое зло, ложь, насилие, несправедливость. Сам смысл человеческой жизни он склонен был видеть в любви. Есенина восхищала и красота восточной природы, которая как всегда для него была неразрывно связана с красотой женщины.
Под влиянием всех этих чувств поэт создал один из прекраснейших циклов «Персидские мотивы», в котором отразились его самые сокровенные, чувства и мысли.
Здесь и воспевание любви и преданности, и восхищение красотой, и раздумья о смысле жизни, о судьбе и предназначении человека.
Каждая строка в «Персидских мотивах» отражает чистоту песни любви, которая родилась в сердце поэта. Любовь здесь воспевается Есениным как одна из вечных, нерушимых ценностей жизни, она не имеет возраста, национальности, она не требует слов и обещаний. Она просто переполняет сердце человека и изливается через край волшебным потоком чувства. И потому
Все на этом свете из людей
Песнь любви поют и повторяют.
Что такое любовь?—спрашивает поэт. Как назвать поцелуй? Как объяснить свои чувства? И отвечает, что любовь на всех языках — одинакова и выражается это чувство одинаково всеми народами, во всех странах, ведь
О любви в словах не говорят,
О любви вздыхают лишь украдкой.
Да глаза, как яхонты, горят.
………………………………………
От любви не требуют поруки,
Друзья Пушкина в лицее. Самые счастливые и беззаботные годы в жизни поэта
... выпуск лицеистов, куда бы их не забросила жизнь, отмечали день открытия Лицея и вспоминали друг друга, Пушкин пишет о своих друзьях: поэте и декабристе Вильгельме Карловиче Кюхельбекере, о мореплавателе ... Федоре Федоровиче Матюшкине, о погибшем на двадцатом году жизни в Италии ...
С нею знают радость и беду.
«Ты — моя» сказать лишь могут руки,
Что срывали черную чадру.
И все же чувство любви к женщине неотделимо для Есенина от чувства любви к далекой родине. Любуясь прелестями Востока, он грустит по милым краям.
Здесь он видит много чуждого русскому сердцу, ему не нравится, что персияне «держат женщин и дев под чадрой». На его любимой родине не прячут прекрасных лиц,
Ведь и так коротка наша жизнь,
Мало счастьем дано любоваться.
И как бы ни манил «запах олеандра и левкоя», но поэт покидает Восток «из любви к родимому… краю».
И родина отвечает на его любовь «песнею соловьиной». Может быть, сама любовь, само сердце зовет его вернуться:
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне…
Красоты Востока восхищали поэта, но не смогли затмить красоты Русской земли, любви к русской женщине. Много красавиц в Персии и Ширазе, и все же есть одна — там, на родине, что милее всех:
Много роз бывает на пути,
Много роз склоняется и гнется,
Но одна лишь сердцем улыбнется.
Любовная лирика занимает в творчестве Сергея Есенина огромное место. Да это и понятно, ведь чувству любви подвластен каждый человек, это чувство дает силу и надежду на преодоление всех трудностей в жизни.
Не всегда в стихотворениях поэта мы видим лишь восторг и восхищение, мечту и надежду, красоту и гармонию. Многие его произведения проникнуты трагическими противоречиями и болью. В них звучат мотивы тоски, потерянности, ненужности, безысходности. Но даже в такие моменты человека спасает любовь. Она дает ему силы жить, помогает преодолеть отчаяние.
Запев о любви, лирический герой Есенина «отрекается скандалить» и посвящает любимой женщине самые теплые строки. Именно любимой женщине посвящает он и исповедь всей своей жизни:
Сегодня я
В ударе нежных чувств.
Я вспомнил вашу грустную усталость.
И вот теперь
Я сообщить вам мчусь,
Каков я был
И что со мною сталось!
И здесь, при всем горьком, исповедальном выдохе чувств, все же сохраняется власть добра и света, никогда не оставлявшая поэта. И вера в любовь, которую он готов пронести до последнего вздоха:
Увядающая сила!
Умирать — так умирать!
До кончины губы милой
Я хотел бы целовать.
Сергей Есенин, наверное, более других поэтов стремился душой к добру и любви. Потому эта любовь, эти чувства так ярко, так тепло освещают все его творчество. Даже более — всю его жизнь, и, возможно, именно это позволило А. Толстому сказать: «Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души».