Булгаков работал над романом одиннадцать лет, до самой смерти, но произведение так и осталось незавершённым. После смерти Михаила Афанасьевича его дорабатывала вдова писателя в течение двадцати лет. Впервые роман был опубликован в 1966–1967 гг. До сих пор он не перестаёт будоражить умы, порождая разноречивые отзывы.
Даже в православной критике мнения о «Мастере и Маргарите» разнятся. Одни называет его самым прелестным русским произведением, подразумевая древнерусский смысл слова «прелесть» — обман. Другие считают сочинение Булгакова иллюстрацией атеистического сознания русских людей 30-х годов и попыткой автора показать читателю реальность мира духовного.
Замечено, что роман по-разному воздействует на людей. Его влияние зависит от самого человека. Кому-то захочется взвиться под небеса на метле, а кто-то откроет Евангелие, чтобы лучше разобраться. В советское время прочтение этого неоднозначного литературного шедевра приводило многих людей к вере. В более поздние времена — к сатанизму.
Главные герои романа Булгакова «Мастер и Маргарита»
Сочинение Булгакова включает две сюжетные линии, в роман входит ещё один роман, написанный героем. В части, посвящённой московским похождениям сатаны, одни герои, в романе Мастера — другие.
— одно из имён сатаны, центрального героя произведения. В Москве он представляет себя «профессором чёрной магии». Прибыл в столицу, чтобы посмотреть, как изменились москвичи. Уяснив в разговоре с двумя встречными их атеизм, изумляется: «какая прелесть!». Наблюдая в театре-варьете за москвичами, делает заключение, что люди похожи на прежних, но испорчены квартирным вопросом.
Воланд обаятелен, чего в принципе быть не должно. Эпиграф к роману из «Фауста» Гёте раскрывает отношение писателя к сатане: зло невольно порождает добро, то есть зло и добро у него равнозначны. Здесь проявляются манихейские взгляды Булгакова. И действует Воланд справедливо: наказывает негодяев, помогает нуждающимся в помощи.
Вполне себе положительный герой. Воплощённое зло в элегантной обёртке, которое уже не отпугивает. Помощь его любовникам не была бескорыстной: Маргарита продала ему душу, была королевой на чёрной мессе, где оскверняются христианские святыни; Мастер написал роман, искажающий Евангелие.
— бывший работник музея, историк. Однажды он выиграл большую сумму денег, бросил службу в музее и засел за написание романа о Понтии Пилате. Советская критика роман на религиозную тему не приняла, началась травля автора, вдобавок Мастер лишается жилья. Став душевнобольным, герой находит приют в психиатрической клинике. Маргарита, любимая женщина Мастера, обращается к сатане с просьбой спасти возлюбленного.
Образы и проблематика романов Булгакова «Мастер и Маргарита» ...
... Маргарита, затем Мастер. Появление в романе образа Маргариты, а вместе с ним темы о великой и вечной любви, многие исследователи творчества Булгакова ... раскрытию философского замысла романа. 1.3 ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА Глубочайшая философская проблема ... на психологию и душу человека проявляется и в ... романов завершаются, пересекаясь в одной пространственно-временной точке - в вечности, где Мастер и его герой ...
Воланд идёт ей навстречу за определённые услуги, и Мастер будто бы обретает покой, но это покой временный, до Страшного суда. Вечного покоя сатана обеспечить не может. Да и есть ли покой в его царстве тьмы, с ведьмой? Что будет с героем, написавшим роман по вдохновению от Воланда, в дальнейшем — вопрос открытый.
— красивая женщина тридцати лет. Она замужем за человеком значительным, известным специалистом. Маргарита Николаевна не знала материальных проблем, её любит муж, добрый, молодой, красивый, но счастливой героиня себя не чувствовала никогда. Встреча с Мастером изменила всё. Полюбив его, Маргарита стала вести двойную жизнь: тайно приходила к Мастеру, помогала ему в быту, вдохновляла на творчество. В неудаче с выходом романа она поддерживала возлюбленного.
Когда любимый пропал, героиня однажды выразила готовность заложить душу дьяволу, только бы узнать, жив Мастер или нет. И бес из свиты Воланда не замедлил появиться. Так Маргарита Николаевна свела знакомство с сатаной, заключила с ним сделку, изменила свою природу, став ведьмой, потом — жрицей на балу у сатаны, то есть на чёрной мессе. Стараниями Маргариты сатана избавляет Мастера от душевной болезни, восстанавливает сожжённый роман, и они покидают земной мир.
Маргарита умна, в ней есть благородство. Она выполняет обещание: просит Воланда за Фриду, чем лишает себя права на собственную просьбу. Она обманывает мужа, но не желает причинять боль человеку, от которого видела только добро. Безвозвратная погибель героини в том, что она в своём горе призывала прародителя зла, не вспомнив о Боге. Когда получила желаемое, восславила сатану: «Всесилен!». Его она признала единственной силой, ему поклонилась.
— двадцатитрёхлетний поэт, подлинная фамилия его Понырев. Псевдоним подчёркивал пролетарское происхождение. По заданию редакции он написал поэму антирелигиозного толка, речь в ней шла об Иисусе Христе. Иван писал на тему, в которой почти ничего не понимал.
В начале романа поэт Бездомный ещё малообразованный человек. В атеистическом духе своего времени юноша не верит в существование Христа и дьявола. Последний, однако, довёл поэта до шизофрении. Иван оказывается в одной клинике с Мастером, встреча с которым помогла ему понять чудовищность своих стихов.
От занятий поэзией герой отрёкся, вслед за Мастером он заинтересовался историей, пошёл по стопам своего учителя. В конце романа Иван уже профессор исторических наук Понырев. Он почти здоров, болезнь до конца так и не оставила его.
— римский правитель Иудеи, прокуратор, игемон. Как полагается по должности, он деспотичный и жестокий. Иешуа, приведённый к Пилату на допрос, симпатичен прокуратору. Для него очевидно, что никакой вины за этим мирным философом нет. Тем более Га-Ноцри избавляет его от мучительного приступа мигрени.
Пилат уже мечтает оставить арестанта при себе как врача и скрашивать свою жизнь беседами с ним. Но тут выяснились взгляды Иешуа на государственную власть, и, опасаясь за своё положение, Пилат смалодушничал: не посмел противиться решению Синедриона о казни Га-Ноцри.
Роман Булгакова «Мастер и Маргарита»
... человеческого разума и о поисках истины продолжен в романе Булгакова, начиная разговором Воланда с Берлиозом и кончая разрешением судьбы Мастера и Маргариты. 1.3. Временная и пространственно-смысловая При первом знакомстве с “Мастером и Маргаритой” создается ...
Пилату передают слова Иешуа о трусости как об одном из самых главных пороков, игемон понимает, что они адресованы ему. Прокуратор обречён на долгое раскаянье. Мучась им, он около двух тысяч лет сидит на каменной площадке, жалуясь на плохую должность. Во сне Пилат видит только одно: вместе с арестантом Га-Ноцри он идёт по лунной дорожке.
Мастер, дописав роман, отпускает своего героя на свободу. Пилат получает прощение, встречается на лунной дорожке с Га-Ноцри и беседует с ним. Прощение, между тем, не вводит Пилата в Царство Божие. Над бездной загорелся город с золотыми идолами, куда он и устремился.
— Этим образом писатель подменяет Иисуса Христа. Иешуа просто бродячий философ, которому ничего не известно о его родителях, в отличие от Христа, твёрдо знающего, что он Сын Божий. На вопрос Пилата об истине, евангельский Иисус отвечает молчанием, потому что Истина стоит перед прокуратором. Га-Ноцри многословен, называет истиной текущий момент — головную боль Пилата.
Герой Булгакова не похож на бессмертного и всезнающего Христа, пришедшего в мир искупить Своими страданиями грехи рода человеческого. Иешуа стремится вызвать сочувствие к себе, просит прокуратора отпустить его. Христос умирает с именем Божиим на устах, Га-Ноцри произносит: «Игемон…».
В последней главе романа выясняется, что за Иешуа просил Воланда за Пилата. В первой редакции романа было — приказал. Поправкой во второй редакции автор не только уравнял свет и тьму, но дал князю тьмы преимущество.
Второстепенные герои романа Булгакова «Мастер и Маргарита»
— главный помощник Воланда, выполняет ответственные поручения. На вид — длинный тип, странно одетый, с глумливой физиономией. Персонаж называет себя бывшим регентом, в некоторых случаях представляется москвичам секретарём или переводчиком иностранного профессора.
Все его действия сопровождаются кривляньями, Фагот всегда орёт неприятным голосом. Поведение его разительно меняется в общении с мессиром: голос Коровьева приобретает чистое звучание, он становится почтителен. В отношении Маргариты и Мастера Фагот тоже обходится без шутовства.
В конце романа он обретает истинный свой облик угрюмого рыцаря, никогда не улыбающегося. Однажды герой неудачно скаламбурил насчёт света и тьмы, за что расплачивался долгие века шутовской ролью. Пришло время — он рассчитался.
— демон, являющийся москвичам в виде рыжего типа с мерзкой физиономией: торчит клык изо рта, правый глаз затянут бельмом. Ему поручают дела, где надо применить грубую физическую силу. Когда Воланд со свитой уносятся в поднебесье, Азазелло предстаёт в настоящем обличье демона-убийцы: пустоглазый, с холодным белым лицом.
— демон, подручный Воланда, шут под стать Коровьеву, с которым неразлучен. По Москве он разгуливает в виде огромного чёрного кота или толстяка с лицом, в котором было что-то кошачье. Шутил персонаж так, что после того, как «шайка гипнотизёров» пропала, по стране началась охота на чёрных котов.
В последней главе Бегемот тоже меняется. На самом деле этот демон-паж стройный юноша, непревзойденный в мире шут.