На основе анализа двух сказок сербской правда и кривда и татарской правда спасает а не правда подводит

Рассказывают, что в одном падишахстве были воры, которые всех людей держали в страхе. И так ловко они орудовали, что их никто не мог не только поймать, но даже увидеть. Думал, думал падишах, делать нечего, решил сам отправиться искать тех воров. Никому ничего не сказав, он переоделся в рваные старые одежды и ушёл из дворца.

Шёл он, шёл, говорят, и дошёл до пустыни, там он увидел огонь. Подходит он — костёр в пещере горит, три человека у огня о чем-то толкуют. Подошел падишах ближе, поздоровался, о том, о сем поговорил и спрашивает у них:

  • А кто вы такие?

Трое вопросом на вопрос:

  • А сам ты кто будешь?
  • Но ведь я первый спросил, значит вы мне первому должны отвечать, — говорит падишах.

А трое не уступают.

  • Нет уж, сначала ты говори.

Ну, ясное дело, заспорили: «Нет, сначала вы, нет, сперва ты … » Долго это они так спорили, наконец, трое согласились сказать, кто они. Первый из них говорит:

  • Мы воры. Но у всех у нас есть по одному умению. Я, к примеру, собачий язык понимаю и знаю, о чем собаки говорят.

Второй говорит:

  • А я по запаху земли около сарая могу определить, что в нем хранится.
  • А я, — говорит третий, — если кого ночью увижу, днем узнаю.

Настал черед падишаха своим ремеслом хвалиться. Ну, делать нечего, падишах и говорит:

  • Стоит мне подмигнуть, и падишах, если вдруг мы попадемся, освободит нас.

Уж как обрадовались воры.

  • Тогда прямо сейчас и пойдем во дворец к падишаху, — сказали они.

И под покровом ночи отправились они во дворец. Только пробрались через ворота, залилась, залаяла собака.

Первый остановился:

  • Собака говорит, что хозяин дворца с нами.
  • Это я-то хозяин дворца? Держите меня, а то я сейчас упаду! — так сказал падишах, и ему поверили.

Падишах повел своих спутников к сараю, где хранилась мука. Второй вор взял горсть земли, понюхал, пошмыгал носом и говорит:

  • В этом сарае мука хранится. Нам другой сарай нужен. Повел падишах своих знакомцев к другому сараю, где золото хранилось. Опять второй взял горсть земли, понюхал и говорит:
  • Вот тут золото.

Вместе с ворами и падишах прокрался в сарай. Взяли они четыре мешка золота и ушли никем не замеченные.

12 стр., 5980 слов

Здания и сады китая как воплощение гармонии неба и земли

... Небо -- Земля -- Человек, определявшей специфику взаимоотношений человека и природы в Китае. Поскольку мир в целом виделся как ... этот вид искусства предполагает визуальное воплощение образа (особо значимое в ... сада. К первому относятся императорские ритуальные охотничьи угодья, занимавшие большие территории. Часть пойманных или убитых на охоте животных приносилась в жертву предкам, Небу и Земле. Второй ...

На другой день падишах нашел какой-то повод, покинул своих ночных знакомых, вернулся во дворец и сел на трон. Тут приходят стражники и докладывают.

Так и так, сегодня ночью неуловимые воры восемь мешков золота украли.

Падишах приказывает своему несметному войску всё падишахство перевернуть, а найти воров и привести. Но сколько ни искали, воров не нашли. Тогда падишах сам сказал, где надо искать воров, и велел привести их во дворец.

Большое войско отправилось в пустыню, где, по словам падишаха, прятались воры. И надо ведь! Нашли воров, поймали и привели во дворец. Падишах велел по одному приводить к нему воров на суд.

Ввели первого. На вопрос падишаха он сказал:

  • Да, украли мы золото, четыре мешка.

Потом второго привели и тот говорит:

А перед тем, как позвать третьего, падишах изменил свое обличье, даже маску на лицо надел. Ведь третий говорил, что узнает днем того, кого видел ночью. Вот сидит на троне падишах, на себя не похожий. Привели к нему третьего вора. Падишах и спрашивает:

  • Сколько золота украли вы из моего дворца?

Третий вор посмотрел на падишаха, усмехнулся и говорит:

  • Ты и сам хорошо знаешь, что четыре мешка, сам с нами был.

Очень удивился падишах. Ведь как он старался, свою внешность менял, а вор всё равно его узнал. А ещё падишах понял, что страшны-то не воры, которые воруют, а те, которые честными прикидываются. И велел он стражников казнить за обман, а воров за их правдивость визирями сделал.