Женский вопрос в романе Л.Н.Толстого “Война и мир”

Многие женские образы в романе «Война и мир» Толстова имеют прототипы в реальной жизни автора. Это, например, Мария Болконская (Ростова), ее образ Толстой писал со своей матери, Волконской Марии Николаевны. Ростова Наталья старшая очень похожа на бабушку Льва Николаевича – Пелагею Николаевну Толстую. Наташа Ростова (Безухова) имеет даже два прототипа, это жена писателя, Софья Андреевна Толстая и ее сестра, Татьяна Андреевна Кузьминская. Видимо, поэтому Толстой с такой теплотой и нежностью создает этих персонажей.

Поразительно, с какой точностью он передает чувства и мысли людей в романе. Автор тонко чувствует и психологию тринадцатилетней девочки – Наташи Ростовой, с ее сломанной куклой, и понимает горе взрослой женщины – графини Натальи Ростовой, потерявшей младшего сына. Толстой словно показывает их жизнь и мысли так, что читатель как будто видит мир глазами героев романа.

Несмотря на то, что писатель рассказывает о войне, женская тема в романе «Война и мир» наполняет произведение жизнью и разнообразием человеческих взаимоотношений. Роман полон контрастов, автор постоянно противопоставляет друг другу добро и зло, цинизм и великодушие.

Причем, если отрицательные персонажи остаются постоянными в своем притворстве и бесчеловечности, то положительные герои совершают ошибки, терзаются муками совести, радуются и страдают, вырастая и развиваясь духовно и нравственно.

Биография Курагиной

Толстой в своем произведении скрупулезно рассказывает биографии даже самых незначительных героев, но о жизни Элен в «Войне и мире» он упоминает кратко, как бы вскользь. Сколько лет ей, точно неизвестно, но по некоторым признакам можно определить, что не более 25.

С учетом этих представлений все герои Толстого разделены на две категории:

  1. Принципиальные и высокоморальные персонажи. Они руководствуются законами чести, высшей справедливостью, своими представлениями о порядочности.
  2. Аморальные антигерои. Им присущи распутство, коварство, интриганство, ложь.

Именно к последней категории относится княгиня Элен Курагина, образ ее крайне негативен.

9 стр., 4391 слов

Наташа Ростова — любимая героиня Л.Н. Толстого (по роману-эпопее «Война и мир»)

Сочинение: Наташа Ростова — любимая героиня Л.Н. Толстого (по роману-эпопее «Война и мир») (371 слово) Когда Лев Николаевич Толстой увлекся созданием ... автор писал в письме к А. Фету). Однако до конца жизни писатель остался верен другому своему предпочтению – любимой героине книги – Наташе Ростовой. ... дочери Элен. Но о Наташе (да и о Ростовых вообще) этого сказать нельзя. Когда мы видим Наташу в ...

Брак с графом Безуховым

ее стремление — богатство

Пьер очень хотел взять в жены признанную красавицу, о которой мечтают многие мужчины. Это льстит графу. Но женившись на корыстной интриганке Элен, он оказался разочарованным. Молодая супруга не собиралась становиться ни примерной женой, ни матерью, ни хозяйкой. Она не меняет привычек: проводит время на балах, посещает различные мероприятия или устраивает многочисленные званые обеды в их общем доме. Иллюзия счастья была краткой.

Средства тратятся только на новые наряды, которые становятся вульгарнее и откровеннее, и на дорогие вещи. Все должно способствовать блестящей светской жизни новоиспеченной графини. Она не принимает супруга, отказывается даже от мысли стать матерью его детей. Элен не любит мужа, он ей отвратителен, она открыто показывает, что вышла замуж за его состояние.

В браке обнаружился еще один недостаток — молодая супруга бесстыдно изменяет мужу. Она отлично разбирается в людях и уверена, что Пьер не выгонит ее, он вытерпит любое ее поведение. И оказалась права. Граф, униженный отвратительным поведением жены, ее изменами, остается один на один со своим разочарованием.

Со временем становится ясно, что развод неизбежен. Но Элен готова к такому шагу не потому, что брак тягостен и семейная жизнь не удалась, просто женщина нашла себе новый источник богатства и хочет повторно выйти замуж. Православная вера запрещает разводы, поэтому Элен принимает католичество. Но смерть опередила развод — графиня скоропостижно умирает.

Мужчины в жизни светской львицы

Элен Безухова не сторонница морали и семейных ценностей, для нее измена естественна, ведь это просто образ жизни. Она никого не любит, муж для нее — не более чем источник дохода, поэтому Долохов очень быстро добивается ее расположения.

Сравнительный анализ любовников говорит об их сходстве. И Элен Безухова, и Федор Долохов безнравственны, порочны, распущены, их жизнь состоит только из праздности и удовольствия. Хоть новый любовник беден, графине он нужен для создания ажиотажа вокруг собственной персоны. Она интригует, стараясь вызвать у окружающих мужчин ревность, гнев, отчаянье.

Измена вскрылась, последовал скандал. Между графом и любовником его жены происходит дуэль. Долохов ранен. Пьер ошарашен не поведением Элен и даже не самим фактом дуэли, а своей способностью стрелять в человека, готовностью убивать. Он окончательно разрывает отношения с женой и передает ей по доверенности все свое имущество.

Элен не пугает разрыв, она с радостью возвращается в Петербург, не забыв изобразить оскорбленную и несчастную женщину. Теперь ее фаворитом становится Борис Друбецкой. Но очередной любовник не мешает ей параллельно развивать роман с принцем одного из соседних государств.

Ревнивый принц требует полного прекращения общения со всеми остальными ухажерами графини. Но разорвать отношения со всемогущим придворным Друбецким не так-то просто. Судьба одаривает Элен сразу двумя перспективными женихами, и она теряется в выборе.

3 стр., 1012 слов

Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских

... Все члены семьи эмоциональны и руководствуются чаще всего интуицией. Наташа Ростова – самый живой образ в романе. Авторская симпатия к Наташе заметна с первых страниц книги. Лев Толстой призывает читателей ... жизнь трудится, воплощая сразу две основные для него ценности. Князь пишет устав, работает в мастерской, занимается с дочерью. Болконский – дворянин старой закалки. Он патриот своей родины, хочет ...

Ростовы

Наташа Ростова – одна из главных фигур романа, чувствуется, что к ней Толстой относится с особой нежностью и любовью. На протяжении всего произведения Наташа постоянно меняется. Мы видим ее сначала маленькой бойкой девочкой, потом смешливой и романтичной девушкой, и в конце – это уже взрослая зрелая женщина, мудрая, любимая и любящая жена Пьера Безухова.

Она совершает ошибки, порой заблуждается, но при этом внутреннее чутье и благородство помогают ей понимать людей, чувствовать их душевное состояние.

Наташа полна жизни и очарования, поэтому даже при весьма скромной, как описывает Толстой, внешности она привлекает к себе своим радостным и чистым внутренним миром.

Старшая Наталья Ростова, мать большого семейства, добрая и мудрая женщина, кажется очень строгой на первый взгляд. Но, когда Наташа утыкается в ее юбки, мать «притворно сердито» строжится на девочку и все понимают, как сильно она любит своих детей.

Зная, что подруга находится в тяжелом материальном положении, графиня, стесняясь, дает ей денег. «Annette, ради бога, не откажи мне, — сказала вдруг графиня, краснея, что так странно было при ее немолодом, худом и важном лице, доставая из-под платка деньги».

При всей внешней свободе, которую она предоставляет детям, графиня Ростова готова идти на многое ради их благополучия в будущем. Она отваживает Бориса от младшей дочери, мешает браку сына Николая с бесприданницей Соней, но при этом совершенно понятно, что все это она делает только из любви к своим детям. А материнская любовь – самое бескорыстное и светлое из всех чувств.

Немного особняком стоит старшая сестра Наташи – Вера, красивая и холодная. Толстой пишет: «улыбка не украсила лица Веры, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно».

Ее раздражают младшие братья и сестра, они ей мешают, главная забота для нее – она сама. Эгоистичная и погруженная в себя, Вера не похожа на своих родных, она не умеет любить искренне и бескорыстно, так как они.

К ее счастью, полковник Берг, за которого она вышла замуж, очень подходил ей по характеру, и они составили прекрасную пару.

Характеристика героини

Л. Н. Толстой придирчиво относился к героиням своих произведений. Ему не важны внешние черты. Так, любимая героиня Наташа Ростова описана писателем как некрасивая девочка с большим ртом и живыми глазами. Но при этом она милая, смелая, ловкая, грациозная, чуткая и страстная, в общем, особенная девушка.

Описание Элен Курагиной значительно отличается от Наташиного. Писатель особенно подчеркивает красоту княжны на фоне ее низменных инстинктов и отрицательных духовных качеств.

Внешний образ

Елена была признанной петербуржской красавицей. Цитата из романа подробно рисует внешность: «Высокая красивая дама, с огромной косой и очень оголенными белыми, полными плечами и шеей, на которой была двойная нитка больших жемчугов, и долго усаживалась, шумя своим толстым шелковым платьем».

Дополняет портрет следующее описание: черные глаза, фигура античной статуи, соблазнительный изгиб, мраморная кожа, белоснежная улыбка. Она привлекает мужчин, они восхищаются ею, ловят каждый взгляд. Даже женщины признают ее красоту. Они стараются перенять ее манеру одеваться и держать себя в обществе.

5 стр., 2176 слов

Духовные искания наташи ростовой

... героине романа. Помимо сочинения о жизненных исканиях Наташи Ростовой изучите также: Образ Марьи Болконской в романе «Война и мир», сочинение Образ Наполеона в ... Наташа Ростова. Холодные и расчетливые правила высшего общества, по которым живет Элен, неспособны сломить естественность и природную живость Наташи. Даже внешне светская красавица все же проигрывает любимой героине Толстого. Образ Элен ...

Одевалась Эллен исключительно по парижской моде, носила платья с глубоким декольте как спереди, так и сзади, с открытыми мраморными плечами. Движения ее величавы, походка спокойная. Когда она проходила мимо мужчин, каждому хотелось подать ей руку, чтобы чем-нибудь помочь.

Героиня точно знает и умело использует все имеющиеся в ее арсенале приемы соблазнения. Белизна зубов выгодно оттеняется мраморной бледностью кожи, поэтому улыбается Элен часто, умело и крайне обворожительно. Но улыбка ее однообразна и без оттенков. Героиня улыбается одинаково для всех.

Черты характера

Дочь Василия Курагина Элен с детства росла избалованным ребенком. Отец мечтал выдать ее замуж за состоятельного и титулованного мужчину. Чтобы девушка получила хорошее образование, она была отправлена в Смольный институт для фрейлин Ее Величества. Вензель, который она получила по окончании учебного заведения, стал неоспоримым свидетельством высокого статуса.

С возрастом характер героини меняется, она становится эгоцентричной, ее волнуют исключительно балы, увеселительные мероприятия, поклонники. Целью становится нахождение в кругу мужчин, их обожание и восхищение.

Основные положительные черты характера:

  • интеллектуальная одаренность;
  • спокойствие и холодная сдержанность;
  • умение всегда контролировать ситуацию;
  • дипломатические способности;
  • любезность;
  • хозяйственность.

Удивительно, но окружающие не замечают отрицательных качеств героини:

  • глупость;
  • бессердечность;
  • вульгарность и пошлость;
  • душевную пустоту;
  • подлость;
  • лицемерие и льстивость в нужные ей моменты;
  • целеустремленность, но не для достижения благородных целей, а ради низменных и меркантильных желаний.

Свою развращенность она прикрывает аристократизмом и светскими манерами. Безнравственность подтверждается различными слухами о «темном прошлом» Элен.

В свое время молодая княжна и ее брат Анатоль были влюблены друг в друга. Но Василий Курагин резко пресек эту пагубную и противоестественную связь.

Марья Болконская

Запертая в деревне со старым и деспотичным отцом, Марья Болконская предстает перед читателем некрасивой грустной девушкой, боящейся отца. Она умна, но не уверена в себе, тем более что старый князь постоянно подчеркивает ее некрасивость.

В то же время Толстой говорит о ней: «глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты. Но княжна никогда не видела хорошего выражения своих глаз, того выражения, которое они принимали в те минуты, когда она не думала о себе. Как и у всех людей, лицо ее принимало натянуто-неестественное, дурное выражение, как скоро она смотрелась в зеркало». И после этого описания хочется приглядываться к Марье, наблюдать за ней, понять, что же творится в душе у этой робкой девушки.

На самом деле княжна Марья – сильная личность со своим сложившимся взглядом на жизнь. Это хорошо видно, когда она вместе с отцом не хочет принимать Наташу, но после смерти брата все-таки прощает и понимает ее.

17 стр., 8435 слов

Семья ростовых и болконских в романе война и мир толстого

... Марии Болконской для того чтобы спасти материальное положение. Он очень сильно любил свою жену, которая стала для него другом и союзником во всех делах. Семья Болконских сильно отличается от семьи Ростовых, Болконские ... вымещает на ней, но что? Быть может свои комплексы. Он и сам понимает, что не прав и перед смертью просит у неё прощения. Несмотря на то, что ...

Марья, как многие девушки мечтает о любви и семейном счастье, она готова выйти замуж за Анатоля Курагина и отказывается от брака только ради сочувствия к мадмуазель Бурьен. Благородство души спасает ее от подлого и мерзкого красавца.

К счастью Марья встречает Николая Ростова и влюбляется в него. Сложно сразу сказать, для кого этот брак становится большим спасением. Ведь он спасает Марью от одиночества, а семью Ростовых от разорения.

Хотя это и не так важно, главное, что Марья с Николаем любят друг друга и счастливы вместе.

Другие женщины в романе

В романе «Война и мир» женские образы рисуются не только в прекрасных и радужных тонах. Толстой изображает и весьма неприятные персонажи. Он всегда косвенно определяет свое отношение к героям повествования, но никогда не говорит о нем прямо.

Так, оказываясь в начале романа в гостиной Анны Павловны Шерер, читатель понимает, насколько она фальшива со своими улыбками и показным гостеприимством. Шерер «… преисполнена оживления и порывов», ведь «быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением…».

Кокетливая и глупая княгиня Болконская не понимает князя Андрея и даже боится его: «Вдруг сердитое беличье выражение красивого личика княгини заменилось привлекательным и возбуждающим сострадание выражением страха; она исподлобья взглянула своими прекрасными глазками на мужа, и на лице её показалось то робкое и признающееся выражение, какое бывает у собаки, быстро, но слабо помахивающей спущенным хвостом». Она не хочет меняться, развиваться, и не видит, как наскучил князю ее легкомысленный тон, нежелание задумываться над тем, что она говорит и что делает.

Элен Курагина, циничная самовлюбленная красотка, лживая и бесчеловечная. Не задумываясь, ради развлечения, она помогает брату соблазнить Наташу Ростову, разрушив не только жизнь Наташи, но и князя Болконского. При всей своей внешней красоте Элен уродлива и бездушна внутренне.

Раскаяние, муки совести – все это не про нее. Она всегда найдет себе оправдание и тем более аморальной она предстает перед нами.

Сравнительная характеристика Наташи и Элен (2 вариант)