Как отмечают исследователи творчества М. де Сервантеса, в романе “Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский” воплотились дерзновенные идеи, неслыханные надежды и разочарования великой эпохи Возрождения. В первую очередь, новая культура выдвинула иное понимание человеческой сущности. Человек, в соответствии с идеями Возрождения, существо разумное, а его потребности, как чувственные, так и духовные, достойны удовлетворения. Идеология Возрождения основывалась на вере в человека, в его силы и способности, в неисчерпаемые его возможности,
в его деятельную, творческую энергию.
Самую суть Возрождения составляло утверждение духовной свободы человека. В образе Дон Кихота, несмотря на его рыцарские одежды и предрассудки, мы можем обнаружить печать этих идей.
Во-первых, Дон Кихот сам совершает выбор своего жизненного пути. Ему уже пятьдесят, он ведет ничем не примечательную жизнь идальго. Единственная радость в этом каждодневном быте – чтение рыцарских романов: он “отдавался чтению рыцарских романов с таким жаром и увлечением, что почти совсем забросил не только охоту, но даже свое хозяйство”.
Чтение романов приводит
его к мысли “как для собственной славы, так и для пользы отечества сделаться странствующим рыцарем”. Определив себя в странствующие рыцари, Дон Кихот определяет себе и цель. Она заключается в том, чтобы защищать тех, “кого Господь и природа создали свободными”.
И для себя герой определяет главную жизненную ценность: “свобода есть одна из самых драгоценных щедрот, которые небо изливает на людей”, и ради свободы “можно и должно рисковать жизнью”. Так, ради освобождения похищенной волшебниками принцессы и расстройства злого умысла он напал на монахов-бенедиктинцев: “Бесноватые чудища, сей же час освободите благородных принцесс, которых вы насильно увозите в карете!” Ничто не останавливает бесстрашного рыцаря: ни увещевания монахов, ни отпор слуг, сопровождающих карету. И только обещание рассказать о славном подвиге несравненной Дульсинее Тобосской уберегло путешественников от неминуемой кары рыцаря.
Безрассудной выглядит и сцена готовящегося поединка с огромным свирепым львом, которого в клетке везли в подарок королю от герцога Оранского. Но что побуждает героя совершить это безумие? Встреченный Дон Кихотом дон Дьего не верит в существование странствующих рыцарей.
Макар Девушкин образ и характеристика в романе Бедные люди
... Девушкина. Здесь происходит столкновение добра и зла, двух образов маленького человека и мелочного человека. Привыкшая к тяготам жизни Варенька никак не ожидает поддержку другого человека, а доброта и бескорыстие Макара ...
Дон Кихота сердит желание дона Дьего склонить его к своей жизненной философии. На глазах у потрясенного дона Дьего Дон Кихот вызывает на поединок оранского льва. На повозке стоят две клетки: в одной – лев, в другой львица.
Сторож утверждает, что из всех виденных им львов – это самые крупные и самые свирепые звери. К тому же львы голодны. Дон Кихот готов воспринять встречу со львами как проявление новых происков враждебных ему волшебников.
Он шепчет сам себе: “Львят – против меня? Теперь против меня – львят? “
Ему, конечно, страшно, но, разгораясь гневом и обидой, он решается на поединок. Дон Дьего пытается его образумить тем, что “странствующим рыцарям подобает искать только таких приключений, которые подают надежду на благополучный исход… ибо смелость, граничащая с безрассудством, заключает в себе более безумия, нежели стойкости”. Дон Кихот тотчас же отсылает дона Дьего к его куропаткам и хорькам, в которых видит символ всей его философии благоразумия. Сам же, спешившись, ждет у раскрытой клетки, но лев не считает нужным броситься на него.
Лениво высунувшись из клетки, облизнувшись и поглядев вокруг, лев вернулся на место. Просьбу Дон Кихота раздразнить льва сторож не выполняет, сославшись на то, что важен не сам поединок, а мужество человека, готового к нему. Дон Кихоту важнее всего преодолеть в себе самом малейшее противодействие, малейший намек на страх. “Храбрость – это такая же добродетель, которая находится между двумя порочными крайностями, каковы суть трусость и безрассудство…
Легче безрассудному превратиться в истинного храбреца, нежели трусу возвыситься до истинной храбрости “. Действительно, Дон Кихот ведет себя безрассудно, но для него безрассудство – единственная возможность совершать геройские поступки и таким образом служить людям.
Вызывает восхищение и стремление Дон Кихота быть справедливым. Так, встретив на лесной поляне здоровенного мужика, избивающего щуплого мальчика-пастуха, Дон Кихот исполнен намерением восстановить справедливость. Он приказывает мужику тотчас же отпустить мальчика и вернуть ему полагающееся жалованье. Поверив в обещания крестьянина, Дон Кихот уезжает.
Он совершил акт справедливости. Однако этот эпизод говорит о том, что справедливость не может торжествовать на свете, пока существуют люди, для которых слово чести – пустой звук. Мужик посмеялся над сумасшествием Дон Кихота, а после его отъезда до полусмерти избил своего пастуха.
И если в начале романа герой исполнен сил для борьбы с несправедливостью, то в конце активность его спадает. Например, попав в Барселоне на галеру и увидев истязание гребцов боцманом, Дон Кихот не заступается за галерников. Проходя через испытания, рожденные его же фантазией, Дон Кихот постепенно разочаровывается и, в конце концов, отрекается от былых заблуждений. Разных людей повидал он – от галерников до вице-короля Барселоны.
И повсюду сталкивается с ложью, несправедливостью, тупостью, косностью. Дон Кихота поражает даже не столько то, что люди не борются со злом, сколько то, что они не испытывают потребности в уничтожении зла, свыклись с ним. Люди потешаются над сумасбродным странствующим рыцарем, но в его поступках, как в кривом зеркале, отражаются все пороки окружающего мира: зло, скупость, стяжательство, агрессия и т. д. В поведении Дон Кихота много несообразностей, в то же время поведение его противников кажется логичным, здравым, вполне разумным.
Сейчас многие говорят о бездуховности. Сборник идеальных по обществознанию. ...
... данном тексте обращает наше внимание на проблему бездуховности, актуальную в современном обществе. характеризуется в той ... общества. Я тоже считаю, что истинная культура в современном мире переживает упадок. Это происходит потому, что люди больше не хотят слишком много задумываться о ... о чём он пишет: литературы, театра, кино. (3) в рецензии отмечаются художественные достоинства произведения (сочинения, ...
Однако если судить по большому нравственному счету, то именно поведению противников Дон Кихота нет оправдания, в то время как по этому же большому счету Дон Кихота мы оправдываем.
Те, кто служат в романе ревнителями здравого смысла, ставят героя в наиболее унизительные положения, унижая его достоинство и ограничивая его духовную свободу. Священник и цирюльник грабят его библиотеку, а затем сажают в клетку Дон Кихота. Герцог с герцогиней делают Дон Кихота участником унизительного маскарада.
В маскарадном же костюме, играя в рыцаря, Самсон Карраско одерживает над Дон Кихотом решающую победу. Именно поэтому главный герой, несмотря на его эксцентричные поступки, воспринимается нами как поборник справедливости и гуманизма.