Драма А.Н.Островского «Гроза» — одно из самых значительных и известных произведений в творчестве драматурга. Написанное в 1859 году, оно стало «предвестником» грядущих реформ и перемен. Эти реформы коснулись в том и числе и самого «закостенелого» сословия России – купечества. Ведь именно в купечестве дольше всего продолжали следовать предписанным домостроем строгим правилам, советам и наставлениям по всем направлениям жизни человека и семьи, а жены купцов долгое время оставались «шестеренками» огромного механизма сложившейся системы. Поэтому Островского, как приверженца гуманистических идей, особенно волновала роль женщины в купеческой среде, и в своей пьесе он хотел показать, что даже в «третьем сословии» назревают суровые и не терпящие больше ждать перемены.
Для того, чтобы показать свою точку зрения на проблему, поставленную в произведении, а также обозначить отношение к героям, автор использует авторскую позицию.
В драматических произведениях авторская позиция может выражаться через классицистический прием – «говорящие имена». Имена и фамилии героев раскрывают сущность и характер героев. Например, фамилия «Кабановы» определенно несет в себе негативную характеристику, что-то нечеловеческое, звериное. А также к имени «Марфа Игнатьевна Кабанова» приписано в скобках «Кабаниха», что указывает на отрицательно отношение к этому персонажу. Продолжает поддерживать мотив животных и фамилия Савела Прокофьевича «Дикой», от слова «дикий». Это тоже нельзя отнести к положительным чертам характера. Также немало интересный факт, что у персонажа Кулигина есть свой прототип – русский изобретатель Иван Петрович Кулибин, он так же был мещанином, как и его герой. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Главной героине тоже дано неслучайное имя – имя «Катерина» в переводе с греческого означает «чистая», что говорит нам о чистоте ее души.
«Драматургия А. Н. Островского 60-70-х гг. Пьеса пореформенного ...
... Вы еще нам покажете великую силу». Эта надежда Некрасова оказалась не напрасной. В 1868 году в руки Некрасова и Щедрина переходит журнал «Отечественные записки», и Островский становится его ... сцены», а для чтения. Исторические пьесы также неоднородны по жанру. Автором создаются хроники : «Дмитрий Самозванец», «Василий Шуйский», историко–бытовые комедии : «Воевода», пишет и сатирические комедии : «На ...
Авторская позиция может выражаться и через авторские ремарки. Ведь авторские ремарки даны для того, чтобы разъяснить краткую или подробную характеристику драматургического действия, внешнего вида персонажей, особенностей их поведения, речи. Например, в сцене прощания Катерины с Тихоном во втором действии Кабаниха приказывает своему сыну дать наказы Катерине, при этом выглядит все это довольно несправедливо и грубо по отношению к Катерине:
Кабанов (сконфузившись).
Не заглядывайся на парней!
Катерина строго взглядывает на него.
Нам это кажется чрезвычайно дико, когда мать говорит сыну, как прощаться со своей женой и говорит такие унизительные слова своей невестке. Этой ремаркой Островский показывает всю абсурдность происходящего. Одна из самых пронзительных сцен – сцена последней встречи Катерины и Бориса. Дикой отсылает племянника в Сибирь, чтобы тот больше не смог видеться с Катериной. И, конечно же, Борис мог бы взять Катерину с собой и сбежать, если бы он того хотел и если бы он действительно любил ее. Но он не решился на такой поступок, а значит, его любовь не была чистой, настоящей. После разговора с Борисом Катерина осознала это, и в тексте есть следующая ремарка:
Борис уходит. Катерина провожает его глазами и стоит несколько времени задумавшись.
Она, как и читатели, остались в глубочайшем недоумении и разочаровании. Борис любил Катерину только на словах, а на деле же он не решился на серьезные и решительные действия.
Также авторскую позицию можно понять благодаря особым героям-резонерам. Кулигин — персонаж, частично выполняющий функции выразителя авторской точки зрения и потому иногда относимый к типу героя-резонера, что, однако, представляется неверным, так как в целом этот герой, безусловно, отдален от автора. Но все же именно он является одним из самых «здравомыслящих» людей в городе Калинове. В 1 действии пьесы Кулигин разговаривает с Борисом, и тот описывает ежедневные нападки Дикого на него. В ответ Кулигин говорит, что эти мучения абсолютно напрасны и не имеют смысла: «Это значит, сударь, что вам наследства вашего не видать никогда». Также он говорит ему о реальном положении дел в городе Калинове, о существующих порядках и правилах, а также о тиранах, издевающихся над своими родными за «высоким забором», чтобы соседи не видели: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» А когда Катерина раскаялась о своей измене, Тихон говорил, что «убить ее мало», но Кулигин сказал ему такие слова: «Вы бы простили ей да не напоминали никогда. Сами-то, чай, тоже не без греха!» Проанализировав реплики Кулигина, можно подтвердить мнение о том, что Кулигин является частичным выразителем авторской позиции. Он дает советы людям города Калинов со стороны и судит о их поступках справедливо и честно.
И конечно же, авторскую позицию выражает проблема произведения: конфликт Катерины и «темного царства». Островский не случайно выбрал своими героями представителей купеческой России с их «жестокими нравами» и звериными законами. Жить так, как жили на протяжении многих веков и не подвергать это сомнениям или критике – вот основной постулат жителей города Калинова. Многие жители все же против домостроя, но никто из них, в том числе и Кулигин, не смеют поднять бунт или восстать против Кабанихи или Дикого – одна Катерина в одиночку сумела оказать сопротивление и тем самым стать «лучом света в темном царстве», как ее назвал Н.А.Добролюбов. Безусловно, автор поддерживает в Катерине эту силу духа. Ведь идея пьесы «Гроза» такова: свобода выбора должна быть у каждого человека. Катерина была свободна в выборе, и она предпочла смерть жизни с людьми, притесняющих свободу других людей и тех, кто вовсе не имеет ее. Страшно то, что даже живые завидуют мертвым, в этом заключается трагедия пьесы:
Образ одного из главных героев пьесы А. Н. Островского. Характеристика ...
... характеристика героев «Грозы» Островского. Все действующие лица получились запоминающимися, с яркими характерами. Главная героиня (Катерина) ... к лучшей жизни — это Катерина Кабанова, Борис и Кулигин. Молодая девушка ... он нет-нет, но говорит так, как преобладающая часть ... героев ей не пара. Если бы Борис любил Катерину по-настоящему, если бы он понес ответственность за их любовную связь, финал произведения ...
Кабанов. Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться! (Падает на труп жены.)
Авторская позиция – авторское понимание жизни и ее оценка, отношение автора к своим героям. В драматическом произведении автор может показать свое отношение к жизни и к героям через прием «говорящие имена», ремарки, героев-резонеров и проблему произведения. Островский в своей пьесе показал всю «трагедию» купечества, а также указал на то, что даже самые ограниченные в своей свободе, купеческие жены тоже восстают против сложившейся вековой системы, а значит, и у всех остальных давно назрела необходимость в коренных изменениях и переменах, одной из которых стала отмена крепостного права в 1861 году.