Вопрос 84. Духовная деградация личности и возможности выбора иного жизненного пути в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»

Сочинение: Деградация Ионыча в рассказе «Ионыч» (А.П. Чехов)

(423 слова) А.П. Чехов в каждый свой рассказ вкладывает определенный смысл и посыл. Он всю жизнь боролся с такими человеческими пороками, как жадность, лицемерие и жажда обогащения. Рассказ «Ионыч» не остался в стороне. В нем автор обличает один из проблемных пороков – духовную деградацию человека.

Рассказ начинает знакомить читателя с главным героем – Дмитрием Ионычем Старцевым. Молодой земский врач приезжает в город С., чтобы строить свою карьеру и личную жизнь. Он искренне увлечен своей деятельностью. Особое внимание уделяет бедным людям. Герой ходит везде пешком, а о своих лошадях даже не задумывается. Старцев влюбляется в молодую девушку Екатерину Иванову. Любовь окрыляет его так сильно, что он не слышит фальшивую игру на рояле его возлюбленной. Дмитрий испытывает чистые и светлые чувства к Екатерине. Но она не отвечает взаимностью. После отказа Екатерины, Старцев теряет всякую веру в любовь и полностью погружается в работу. Только его мысли движутся в другую сторону – расчетливость становится главной чертой героя. Теперь Старцев отдает предпочтение частной практике, он постепенно забывает о бедняках, ведь они не приносят ему богатства. Страсть к наживе становится главным смыслом жизни. Герой обзаводится парой лошадей и кучером Пантелеймоном, который впоследствии становится двойником Старцева. Дмитрий устает от недолгих прогулок и скорее бежит в свою «коляску», но в голове мелькает мысль «не надо бы полнеть».

Спустя четыре года за плечами героя огромная врачебная практика. Он каждый день принимал у себя больных, а позже уезжал в город уже на тройке с бубенчиками. Полный Старцев с трудом передвигался на ногах, так как страдал одышкой. Пополнел и его кучер, который каждый день жаловался на свою работу. Он уклонялся от театров и концертов, а по вечерам увлекался игрой в винт. Чувства к Екатерине совсем охладели. Через четыре года он снова встретился с ней. В ответ на слова Екатерины о высоких чувствах по отношению к нему, в голове героя мелькали мысли о пересчете своего богатства. Деньги заглушили маленький огонек эмоций в его душе.

Через несколько лет Старцев еще больше пополнел, с трудом дышит и ходит с опрокинутой головой. Его кучер стал таким же, как и хозяин. Герой имеет громадную практику, большое имение и два дома в городе. На этом жадность героя не останавливается, и он планирует еще третий дом. Горло от жира заплыло, поэтому голос стал резкий и тонкий. А в городе все жители его зовут просто Ионычем. Его все устраивает, он не собирается развиваться дальше.

18 стр., 8724 слов

Главные герои рассказа «темные аллеи» бунина: краткая характеристика (таблица)

... себе, что было бы, если именно Надежда стала его женой. Главная мысль рассказа Бунина Темные аллеи Рассказ учит, что надо ценить чистую любовь больше всего на свете и ... он старался не вспоминать об этом, ссылаясь на давность времени. Николаю Алексеевичу становится стыдно от совершенного поступка. Он неумело пытается справиться со своим волнением. Отводит ...

Таким образом, в рассказе «Ионыч» показана полная духовная деградация человека в обществе. И такое может случится с каждым, кто потеряет счет дням в погоне за богатством. Но автор оставляет вопрос открытым: кто виноват в деградации человека – он или общество, в котором он находится?

Автор: Полина Цимкина

Деградация личности в произведении п. Чехова «Ионыч»

Такиепонятия, как понятия о добре и зле, поискисмысла жизни, влияние окружающей средына личность человека — все это темы,волновавшие русскую литературу. Чеховнаиболее ярко показал процесс изменениячеловеческой души под влиянием средыи прожитых лет.

Кто не мечтал в юностио таких возвышенных идеалах, как честь,равенство, братство, свобода, труд напользу общества?! Но проходят годы, ииной человек полностью внутреннеменяется, желая только покоя и сытой,обеспеченной жизни.

Чехов первый вскрылсоциальные причины этой болезни врассказе “Ионыч”.

Дмитрий Старцев, молодой, талантливыйврач, приезжает на работу после окончанияуниверситета в губернский город С. Онвсеми силами старается быть полезнымлюдям. Работа составляет смысл егожизни, ради нее он готов забыть оразвлечениях, поэтому он много трудится,не зная отдыха. Впрочем, сам же Чеховкак-то заметил, что чаще всего довольнобыстро черствеют учителя и врачи.

Однообразные будни, наполненныебесконечными больными, поначалу нераздражают Старцева. Ему советуют, какобразованному и интеллигентномучеловеку, записаться в клуб, вход кудабыл доступен только верхушке города;его знакомят с семьей Туркиных, по мнениюместных обывателей, самой талантливойи необыкновенной. Чехов мастерски рисуетнам эту “талантливость”.

Плоскиеостроты главы семейства Ивана Петровича,бездарная игра на рояле дочки Катериныи надуманные романы, которые сочиняетее мать, понятны Старцеву, но все-такипосле больницы, грязных мужиков приятнои спокойно было сидеть в мягких креслаху Туркиных и ни о чем не думать. СкороСтарцев влюбляется в Катерину, которуюв семейном кругу называют Котиком.

Дмитрий готов на все ради нее, но Котиклишь кокетничает с ним, не отвечая напылкие чувства влюбленного. Старцевпонимает, что ему, взрослому человеку,неприлично слоняться по кладбищам,получать записочки, как желторотомугимназисту, но тем не менее он носитсяпо всему городу, разыскивая фрак, чтобысделать предложение Туркиной. Однакоон получил отказ. Впрочем, доктор недолгопереживал это.

Ему было всего лишь“немного стыдно”, что все так глупо ипошло закончилось. Раньше в городеСтарцева звали “поляк надутый”, темсамым подчеркивая, что он чужой здесь.Старцев редко с кем разговаривал вклубе, а чаще молча ел, уткнувшись втарелку, потому что, о чем бы он ниговорил, все обывателями воспринималоськак личная обида.

Когда доктор пыталсяговорить о пользе труда, то каждыйчувствовал в этом упрек себе. Горожанедействительно ровным счетом ничего неделали. День и время уходили на карты,сборища, безделье. Уезжает из городаКотик, Старцев равнодушно встречаетэту весть, но с этого времени он теряетинтерес к работе, несмотря на то что вгороде у него огромная практика, емухорошо платят за визиты.

По вечерам онлюбит считать деньги, которые заработалза день. У него появляются “безобидные”страстишки: игра в вист, обжорство,жадность, равнодушие. Он уже не сострадаетближним, как раньше, и позволяет себекричать на больных и стучит палкой. Вгороде его уже по-домашнему называютИонычем, тем самым принимая его в своюсреду.

9 стр., 4271 слов

Духовная деградация личности в рассказе «Ионыч»

... Сочинение на тему: Духовная деградация личности в рассказе А. П. Чехова “Ионыч” Великий русский писатель-реалист, обличитель мира пошлости, мещанства и обывательщины, А. П. Чехов ... пошлость людей и мещанство как социальную болезнь. В рассказе “Ионыч” автор показывает нам деятельного человека, доктора ... на карты,сборища, безделье. Уезжает из городаКотик, Старцев равнодушно встречаетэту весть, но с этого ...

Чехов, показывая “лучшую” семьюТуркиных, как бы подводит нас вслед заСтарцевым сделать вывод: “Если самаяталантливая семья так бездарна и глупа,то каков же весь город?” Еще хуже, чемТуркины, потому что в этом милом семействеесть налет хоть какой-то интеллигентности.

Старцев не имел семьи. Не зная, что делатьс деньгами, он, по-видимому, просто радиудовольствия скупал недвижимость. Чеховнас предупреждает: “Не поддавайтесьгубительному влиянию среды, не предавайтесвоих идеалов, берегите в себе человека”.

Процесс духовного умирания Старцеватем тягостнее, что он вполне осознает,в какое мерзкое болото погружается, нодаже не пытается с этим бороться. Жалуясьна окружающую среду, он мирится с нею.Даже воспоминания о любви не могутразбудить полуспящую душу Старцева.

Ионыч уже давно умер, и ничто не можетвывезти его из духовной спячки. Ему нежаль молодости, любви, несбывшихсянадежд.

Чехов написал историю новой формытяжелой социальной болезни, которуюдавно изучала русская литература.Название этой болезни — духовнаядеградация личности. Как опытный врач,Старцев мог бы поставить себе диагноз:распад личности в результате утратыжизненных идеалов.

Творчество Чехова высоко оценили нетолько его современники, но и писателиXX века. Алексей Николаевич Толстой,например, говорил: “Чехов — это Пушкинв прозе”, а его однофамилец — Лев Толстой— утверждал: “Какой превосходныйязык!.. Никто из нас: ни Достоевский, ниТургенев, ни Гончаров, ни я — не моглибы так писать”.

Рейтинг

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

деградация личности в рассказе «Ионыч»">деградация личности и возможности выбора иного жизненного пути в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»">

Духовная деградация личности в рассказе «Ионыч»

Великий русский писатель-реалист, обличитель мира пошлости, мещанства и обывательщины, А. П. Чехов сказал свое новое слово в драматургии и поднял на недосягаемую высоту жанр рассказа-новеллы. Главными врагами человека писатель всегда считал ложь, лицемерие, произвол, жажду обогащения. Поэтому все свое творчество он посвятил решительной борьбе с этими пороками. Рассказ «Ионыч», как и многие другие его произведения, стал откликом на самые насущные и острые вопросы современности. В рассказе «Ионыч» перед нами открывается типичная картина обывательской жизни губернского города, в котором всех приезжих угнетали скука и однообразие существования. Однако недовольных уверяли, что в городе хорошо, много приятных, интеллигентных людей. А в качестве примера интересной и образованной семьи всегда приводили Туркиных. Однако, вглядываясь в образ жизни, внутренний мир и нравы этих персонажей, мы видим, что на самом деле это мелкие, ограниченные, ничтожные и пошлые люди. Под их губительное влияние и попадает Старцев, постепенно превращаясь из интеллигентного и талантливого врача в обывателя и стяжателя. В начале повествования Дмитрий Ионыч Старцев предстает перед нами милым и приятным молодым человеком, ищущим интересного общества. Он потянулся к семье Туркиных, потому что с ними можно поговорить об искусстве, о свободе, о роли труда в жизни человека. Да и внешне в этой семье все выглядело привлекательно и оригинально: хозяйка читала свой роман, Туркин повторял излюбленные шутки и рассказывал анекдоты, а их дочь играла на фортепьяно. Но все это хорошо, ново и оригинально в первый раз, на самом же деле у Туркиных ничего не выходит дальше этого однообразного и лишенного какого бы то ни было смысла, времяпрепровождения. По мере развития сюжета, мы все больше погружаемся в обывательскую пошлость общества, в которое попадает чеховский герой. Автор шаг за шагом раскрывает перед нами историю жизни молодого талантливого врача, выбравшего ложный путь материального обогащения. Этот выбор стал началом его духовного обнищания. Главным объектом критического анализа писателя становится не только мертвящая сила пошлости и обывательщины, под влиянием которой доктор Старцев превращается в отвратительного Ионыча, но и сам герой. Внутренняя эволюция героя наглядно раскрывается в его любви к Екатерине Ивановне Туркиной. Старцев действительно полюбил Екатерину Ивановну. Однако в его чувстве нет жизни, нет души. Романтика любви, ее поэзия оказываются совершенно чуждыми ему. «И к лицу ли ему, земскому доктору, умному, солидному человеку, вздыхать, получать записочки…», — размышляет он. И мы видим, как очерствело его сердце, как он духовно и физически состарился. Показательно и отношение героя к труду. Мы слышим из его уст хорошие и правильные речи «о том, что нужно трудиться, что без труда жить нельзя…». И сам Ионыч трудится постоянно, каждый день. Однако его труд не одухотворен «общей идеей», он имеет целью лишь одно — «по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой» и периодически отвозить их в банк. Чехов наглядно дает понять, что духовное развитие героя остановилось и пошло в обратном направлении. У Ионыча есть прошлое, настоящее, но нет будущего. Он много ездит, но по одному и тому же маршруту, постепенно возвращающему его к исходной точке. Все его существование теперь определяется лишь жаждой обогащения и накопительства. Он отгораживается и от пространства, и от людей. И это ведет его к нравственной гибели. Всего за несколько лет герой оказался полностью побежденным той обывательской пошлостью, которую так ненавидел и презирал в начале. По сути, Старцев даже не сопротивляется этим губительным обстоятельствам. Он не борется, не мучается, не переживает, а просто с легкостью уступает. Теряя человеческий облик, душу, Ионыч перестает быть и хорошим специалистом. Так, постепенно в Старцеве погибает человек, личность, талант. В финале рассказа даже Туркины, бездарность и ограниченность которых автор все время высмеивает, оказываются духовно выше Ионыча. В них, несмотря на всю пошлость и мелочность их интересов, осталось еще что-то человеческое, они хотя бы вызывают жалость. В Старцеве же не осталось ровным счетом ничего положительного. «Кажется, что едет не человек, а языческий бог», — говорит о нем автор, подводя итог его полной нравственной деградации.