Рассказ «Спать хочется» А.П. Чехова впервые вышел в свет в 1888году в Петербургской газете. Чехов имел представление о состоянии недосыпающего ребёнка: ему в детстве приходилось учиться и работать в лавке отца. Идею рассказа «Спать хочется» писатель почерпнул из своего детства.
2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).
По жанру «Спать хочется» — рассказ. Признаки рассказа в данном произведении:
- небольшой объём;
- число действующих лиц ограничено;
- повествование об одном важном эпизоде из жизни героини;
- важность детали в понимании характера героя;
- повествование от одного лица;
- выразительное, запоминающееся название.
3.
Название произведения и его смысл.
Название «Спать хочется» представляет собой безличное предложение. Эта безличная конструкция подчёркивает полную зависимость героини от внешних обстоятельств, которые она не в силах преодолеть.
4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?
Повествование в рассказе ведётся от лица автора (третье лицо), но в авторскую речь часто вливается голос персонажа. И в ряду авторских оценок происходящего звучат оценки героини. Таким образом, героиня рассказа становится повествователем совместно с автором. Такой режим повествования даёт возможность глубже анализировать движения души героя произведения и насыщает текст эмоциональностью.
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
Тема: Дети, лишённые детства.
«Спать хочется» стоит в одном ряду с рассказом Чехова «Ванька», только судьба героини в рассказе «Спать хочется» ещё трагичнее.
Идея: Физическое и психическое насилие над ребёнком убивает в нём душу.
Постоянное истязание девочки бессонницей, работой без отдыха привело её к отупению, почти животному состоянию. Ничему не наученная, не имеющая базовых жизненных и этических понятий, она становится одержимой идеей убить ребёнка, мешающего ей жить.
Проблематика: Незащищённость детей законом, их бесправное положение «в людях»; безответственность хозяев перед законом за жестокое обращение с детьми, находящимися у них в услужении; формальность православия в народной среде: в доме постоянно горит лампада, а несчастный ребёнок доведён до отчаяния нещадной эксплуатацией; жизнь в бездуховной среде лишает ребёнка духовности, подводит к преступлению.
План работы над м-повествованием от лица участика события. 1) ...
... лицом к хвосту прокатиться велели. Выдержал я все испытания с достоинством и был принят в славные ряды казаков-сечевиков! 2 группа. Как сейчас помню я ... туда и обратно в районе грозных порогов. Экзамен продолжался и под водой. Сидел над кручей старый казак, дымил трубкой и рассказывал ... трубка (будто бы случайно) выпадала из рук и исчезала под водой. Того, кто не раздумывая кидался за ней и находил ...
6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
Девочка Варька тринадцати лет живёт «в людях» в доме сапожника. Она выполняет обязанности няньки и хлопочет по хозяйству. Хозяйственные поручения она выполняет днём, а ночью качает хозяйского ребёнка в колыбели. Постоянное недосыпание доводит её до галлюцинаций. Девочке невыносимо хочется спать, но такой возможности ей не предоставляют. Стоит Варьке задремать — и хозяйская брань с тяжёлым подзатыльником тут же возвращают её к реальности. Детский плач становится её неотвязным кошмаром. В состоянии, близком к помешательству, Варька находит простое решение проблемы. Она душит ребёнка и, смеясь от радости, тут же засыпает.
7. Система образов произведения.
В рассказе одна главная героиня — Варька. Это девочка-подросток 13 лет. Они с матерью пришли в город наниматься, после того как отец Варьки умер. В её сознании всплывает картина из прежней жизни в деревне, болезнь и смерть отца — первое её горе. Потом она видит, как они с матерью просят милостыню. Эти видения появляются у Варьки, когда ей невольно овладевает дремота, но окрики хозяев выводят её из состояния полусна, и замученная девочка снова топит печь, бежит в лавку, чистит картошку, ставит самовар, убирает комнаты, моет лестницу. Мысли её обрывочны, её главная задача — не заснуть, выполнить поручения, чтоб хозяева не прибили. От вынужденной бессонницы лицо девочки деревенеет, голова её кажется ей самой усохшей. Она истощена физически и психически. Автор отмечает «старушечью позу» девочки и её «ничего не выражающие глаза». В ней уже исчерпаны жизненные силы, душа — убита.
8. Композиция произведения.
В построении рассказа автор применяет такие композиционные приёмы, как сходство ситуации в начале произведения с его концовкой, повтор детали — лейтмотив рассказа («спать хочется»).
Завязка рассказа кроется в воспоминаниях Варьки: с матерью Пелагеей они идут наниматься в город.
Развитие действия — жизнь девочки в доме сапожника.
Кульминация — принятие решения убить ребёнка и выполнение его.
Финал рассказа остаётся открытым, развязки нет, она предполагается.
9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.
В произведении нет пейзажных зарисовок. Только в воспоминания Варьки есть светлый берёзовый лес и ясное утро. Мир потемнел, когда отец её умер. Она вспоминает мрачную дорогу и тёмный лес по её обочинам, что символизирует тяжкие обстоятельства её жизни, вынуждающие её идти в город. В описании комнаты, в которой находится Варька, автор использует художественную деталь — верёвка, тени от панталон, зелёный огонёк лампады. Деталь повторяется несколько раз, подчёркивая узость и ограниченность мира девочки. Веревка, протянутая через комнату, — символ перечёркнутой жизни Варьки. А зелёное пятно всё время присутствует в помраченном сознании девочки как наиболее яркий отзвук окружающей обстановки.
Калоша, в которую хочется спрятаться Варьке, — ещё одна художественная деталь, подчёркивающая сужение мира девочки. В её замутнённом сознании она вырастает до огромных размеров.
Рассказ Хлестакова о петербургской жизни в III действии как одна ...
... предвкушение эффектной развязки. На этой странице искали : сочинение про хлестакова жизнь хлестакова в петербурге сочинение на тему хлестаков в петербурге Петербургская жизнь хлестакова рассказ о хлестакове Сохрани к себе на стену! ... достатка.) Так же нелепы россказни Хлестакова о его литературных успехах. Он готов назвать себя автором всех известных литературных произведений, да и «с Пушкиным на ...
В рассказе нет речи героини, она бессловесна. Варька только мурлычет (не поёт) колыбельную. Чехов на протяжении всего рассказа делает упор на этот глагол, намекая читателю на приближенность героини к животному состоянию. Речь хозяев состоит из приказаний и грубости в отношении девочки.
10. Отзыв о произведении.
Это поразительный по реалистичности и мастерству рассказ Антона Павловича Чехова. Во всей достоверности писателю удалось раскрыть психологическую драму девочки-прислуги в совсем небольшом произведении. Лев Толстой справедливо назвал его «истинным перлом».