Библиотека о которой я мечтаю

«душа печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля…». действительно, душу печорина можно назвать «засохшей». безусловно, были причины для того, что­бы душа героя очерствела, стала нечувствительна к чужим страданиям. более того, печорин в ряде случаев, где-то вольно, где-то невольно, стал причи­ной несчастий других людей. попробуем разобраться в поведении героя и в причинах, заставляющих его совершать то, что он совершает.

итак, григорий печорин выслан из петербурга за некую «» (очевидно, за дуэль из-за женщины) на кавказ, по дороге с ним приключается еще не­сколько .

он разжалован, снова отправляется на кавказ, за­тем некоторое время путешествует и, возвращаясь из персии домой, умирает. вот такая судьба. но за это время он много пережил сам и повлиял на жизнь многих людей. надо сказать, влияние это бы­ло не из лучших: он разрушил много человеческих судеб — княжны мери лиговской, веры, бэлы, грушницкого… возникает вопрос: делает ли печо­рин это специально, или это у него выходит произ­вольно?

печорин — человек неординарный, умный, обра­зованный, сильный волей, храбрый. кроме того, его отличает постоянное стремление к действию, печо­рин не может удержаться на одном месте, в одной об­становке, в одном окружении. не от этого ли он не может быть счастлив ни с одной женщиной, пусть да­же с той, в которую влюблен? через некоторое время его одолевает скука, и он начинает искать чего-то но­вого.

его поиски часто оканчиваются плачевно для дру­гих. печорин записывает в своем дневнике: «… тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше дей­ствует; от этого гений, прикованный к чиновничьему столу, должен умереть или сойти с ума…».

печорина не прельщает такая судьба, и он дей­ствует. действует, не считаясь с чувствами других людей, практически не обращая на них внимания. то есть поступает как эгоист. и в этом его трагедия. но печорин не один виноват в этом. печорин, объяс­няясь с мери, рассказывает: «…такова была моя участь с самого детства. все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали — и они родились…».

«все» — это общество, которое мешало онегину и ленскому, которое ненавидело чацкого, а теперь пе­чорина. так печорин выучился ненавидеть, лгать, стал скрытен, он «хоронил лучшие свои чувства в глу­бине сердца, там они и умерли».

3 стр., 1438 слов

Онегин и Печорин – «герои своего времени»

... же попытка заняться наукой и т.д. Оба они являются типичными представителями мыслящих людей своего времени, критически относящихся к жизни и людям. Наиболее близки Онегин и Печорин по социальному происхождению, ... демократы еще не появились. И судьбой своей, страданиями и сомнениями своими, и всем складом своего внутреннего мира он, действительно, принадлежит тому времени. Печорин не мог найти себе ...

итак, с одной стороны, неординарный, умный чело­век, с другой стороны, эгоист, разбивающий сердца и разрушающий жизни. он — «злой гений» и в то же время жертва общества. в дневнике печорина мы чи­таем: «…первое мое удовольствие — подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чув­ство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и величайшее торжество власти». так вот что для него любовь — всего лишь удовлетворение соб­ственного честолюбия! а как же его любовь к вере — она такая же? отчасти да, между печориным и ве­рой стояла преграда — вера была замужем, и это привлекало печорина, который стремился, как ис­тинный борец, преодолевать все препятствия. неиз­вестно, как повел бы себя печорин, если бы этой пре­грады не было…

но эта любовь к вере, однако, больше, чем просто игра. вера была единственной женщиной, которую печорин любил по-настоящему, а вера знала и люби­ла печорина не вымышленного, а печорина настоя­щего, реального, со всеми его достоинствами и недос­татками, со всеми его пороками. «я бы тебя должна ненавидеть… ты ничего не дал мне, кроме страда­ний», — говорит она печорину. но она не может его ненавидеть. следовательно, печорин способен на глу­бокое чувство. однако эгоизм берет свое: все люди, находящиеся вокруг печорина, отворачиваются от него. в разговоре он как-то признается своему другу вернеру: «думая о близкой и возможной смерти, я думаю об одном себе». вот она, его трагедия, траге­дия его судьбы, его жизни.

надо сказать, в своем дневнике печорин это призна­ет. анализируя свою жизнь, он пишет: «.. я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия…».

и как результат — его одиночество: «…и не оста­нется на земле ни одного существа, которое бы поня­ло меня совершенно».

таким образом, мы видим, что печорин отчасти под влиянием общества очерствел, и его «засохшая» душа принесла ему самому страданий не меньше, чем тем, людям, с которыми он столкнулся.