Описание в 6-м классе «Глаза — зеркало души человека»

Разделы:

Тема сочинения:, Цели работы:

  • Научить шестиклассников через внешность постигать внутренний мир человека и описывать свои наблюдения.
  • Дать нравственную оценку изображенного на одном из двух предлагаемых портретов.
  • Проверить, умеют ли ученики, вдумываясь в формулировку темы: а) раскрыть тему и передать основную мысль; б) выбрать верную форму изложения (ведущий тип речи – описание предмета с элементами повествования и рассуждения); в) правильно строить текст типа описания предмета, используя лексические возможности языка.

Оборудование:

  • Валентин Александрович Серов «Девочка с персиками», 1887 г.
  • Илья Сергеевич Глазунов «Вера», 1980 г.

Краткие пояснения:

Для работы предложены два реалистических портрета, объединенные общей тематикой. Их основа – жизненная правда. Правдивость изображения сочетается с правдивостью выражения чувств, мыслей, переживаний, настроения героев. Важно подчеркнуть, что каждая деталь на картинах дышит, живет; показать, что перед нами не статичные, а живые картины. Кроме того, художники стремятся передать свое отношение к персонажу, поэтому в сочинении необходимо раскрыть внутренний мир человека, обратив особое внимание на его глаза.

Наибольшие трудности вызывает именно «чтение» портрета. Важно научить внимательно всматриваться в картину, описать то, что ученик видит на ней, определить детали, краски, колорит, свет и т.д.

Дополнительная целевая установка – дать нравственную оценку изображенного на портрете – делает работу еще более интересной.

В работе выделила 3 основных этапа:

1) предварительная работа над сочинением – самый сложный этап;

2) самостоятельная письменная работа;

3) итоговый урок-анализ написанных работ.

Проверяя сочинения, учитывала следующее:

1) полнота изложения;

2) самостоятельность мышления;

3) верность трактовке картины;

4) умение дать нравственную оценку изображенного на портрете.

ХОД УРОКОВ

I этап

1. Вступительное слово учителя с элементами беседы

Сегодня на уроке мы будем описывать портрет человека и основное внимание обратим на глаза, стараясь доказать справедливость утверждения, что «глаза – зеркало души человека».

14 стр., 6984 слов

Роман «Обломов» в оценке критиков Добролюбова и Писарева

... или мы недооцениваем героев? Поэтому нам необходимо изучить критические статьи о романе И.А. Гончарова «Обломов». Наиболее интересны нам оценки, данные современниками И.А. Гончарова — Н.А. Добролюбовым и Д.И. Писаревым. ... завоевателем, художником или философом. Видно, что он человек ищущий и думающий, но барская привычка получать все без каких-либо усилий превратила его в нравственного раба. В ...

Давайте присмотримся друг к другу. Как мы смотрим? Каким бывает наше лицо? Глаза? Взгляд?

К сожалению, замечаешь, что редко кто из вас способен заметить печальные глаза одноклассника или побледневшее лицо учителя.

Мы порой знаем многое, умеем многое, а вот разучились или не научились смотреть друг другу в глаза.

Поэтому наш разговор о внешности человека поможет вам задуматься над тем, как важно быть наблюдательным, внимательным к окружающим людям. Через внешность постигать внутренний мир человека, его характер, настроение, находить главное в облике конкретного человека и описывать свои наблюдения.

Давайте подумаем, что в лице человека самое главное? (Глаза).

Послушайте как писатель Михаил Шолохов в рассказе «Судьба человека» описал глаза героя: «Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе, Видали ли вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть.

Вот такие глаза были у моего собеседника».

Каким вы представили себе героя рассказа? Что можете сказать об этом человеке?

Прослушав отрывок, еще ничего не зная о судьбе героя, уже можно догадаться о тех испытаниях, которые выпали на его долю и навсегда лишили его радости жизни, умертвили глаза.

2. Рассказ учителя о представленных портретах; беседа по содержанию картин, «разгадывание» их.

Вопросы носят проблемный характер. В этой части беседы ничего не надо записывать, чтобы не давать рекомендаций к обязательному использованию и не снижать эмоционального воздействия. Важно, чтобы речь учителя была образной .

А теперь посмотрим на репродукции картин и опишем их, обращая особое внимание на лица, взгляд, выражение глаз девочек, изображенных на портретах.

Картина В.А.Серова «Девочка с персиками»

Это один из лучших портретов В.Серова. Картина написана в Абрамцеве, в подмосковном имении Саввы Ивановича Мамонтова, известного русского промышленника и мецената (покровителя искусств).

Первоначальное название картины: «Портрет В.М.» (Веры Мамонтовой, дочери С.И.Мамонтова) – впоследствии было изменено по предложению другого художника – Игоря Эммануиловича Грабаря, который, увидев этот портрет на выставке в 1889году, воскликнул: «Девочка с персиками!»

В своих воспоминаниях о том, как была написана картина, и о впечатлении, которое произвела в свое время Вера Мамонтова на художника, Игорь Грабарь рассказывает: « Он был несказанно очарован при виде старшей дочери Мамонтовых, Веруши, которой давно уже не видел. Она так расцвела и похорошела, что он едва узнал ее. Черноглазая, с румянцем во всю щеку, с копной густых каштановых волос на голове, она казалась старше своих лет, почти барышней, хотя ей не было еще полных двенадцати лет. Серов сразу решил ее писать – в том самом платьице, в котором увидал, — в розовой кофточке с черным бантом…

Садясь в абрамцевской столовой против своей модели, Серов не был уверен, удастся ли ему выразить в своей картине то, что задумал. Ибо задумал он не просто портрет, портрет-картину. Как ни восхищала его стоявшая перед ним чисто цветовая задача, но еще больше волновала его сама модель, ясные, детски чистые глаза чудесной русской девушки и весь ее обаятельный образ».

1 стр., 417 слов

По картине Хабарова Портрет Милы

... фигурка девочки кажется одновременно и трогательной, и очень значимой. Своей картиной Хабаров учит нас стремиться в жизни к познанию, совершенствованию личности и достижению новых вершин. Сочинение по картине Хабарова Портрет ... лоб, небольшой нос и красиво очерченные розовые губы. По выражению лица можно сказать, что девочка умна и учится, скорее всего, на четыре и пять. Ее образ получился ...

Беседа по вопросам

  • Что интересного в этой картине? Чем она вас привлекает?
  • Рассмотрите картину. Постарайтесь объяснить, почему второй вариант названия является более выразительным, точнее передает авторский замысел.
  • Как художник передает обаяние девочки? Опишите ее лицо, позу, ясные глаза, обратите внимание на освещение комнаты, девочки.

Солнечный луч как бы перемешивает оттенки цветов на картине, не правда ли? Вот, к примеру, розовая кофточка: найдите на ней оттенки других цветов. Какое впечатление создает нежная цветовая гамма?

Мы не чувствуем, что девочка позирует художнику. Кажется, что она лишь на минутку забежала в комнату, чтобы взять персик, присела и готова снова убежать в тот солнечный мир, который видится за окном.

  • Каково ваше отношение к картине? Какие чувства она вызывает у вас?

Картина И.С. Глазунова «Вера»

Наш современник, замечательный художник, работающий в разных жанрах, в том числе в жанре портрета.

«Вера» – одна из лучших его картин, написанных в этом жанре. На портрете изображена дочь художника. И.С. Глазунов много и охотно писал свою дочку; его, очевидно, привлекало выразительное, своеобразное лицо девочки, ее удивительно глубокие глаза. Картина написана мастерски. Она пронизана чувством нежной отцовской любви. Она прекрасна!

Беседа по вопросам:

  • Нравится вам эта картина? Что в ней привлекает? Чем она интересна?
  • Вглядитесь в черты лица девочки.

Какие они – правильные или неправильные? Какие у нее губы, нос, глаза? Что вы могли бы сказать о ее характере, натуре девочки, рассматривая портрет?

  • Большинство работ, запечатлевших эту девочку, Глазунов обычно так и называл: «Портрет дочери», а эта его работа названа иначе: «Вера». Как вы думаете, почему? Может быть, это не просто имя?
  • Как вы думаете, случайно ли совпадение имен героинь представленных портретов? Может быть, этих девочек объединяет не только имя?

3. Письменная подготовительная творческая работа

а) записать в тетрадях как можно больше определений, какими бывают глаза, взгляд, лицо.

Одна из записей в тетради: глаза – добрые, печальные, с хитринкой, лукавые, злые, умные, веселые, счастливые и др.; взгляд – серьезный, задумчивый, затуманенный грустью, дерзкий, открытый, проницательный, гордый, прямой и др.; лицо – мужественное, доброе, усталое, радостное, детское и др.

б) создать синквейн со словом «глаза».

Одна из записей в тетради: Глаза.

Красивые, синие.

Смотреть, плакать, моргать.

У моей мамы прекрасные синие глаза.

Глаза – зеркало души.

в) читаю слова – определения глаз, ученики распределяют их в два столбика в зависимости от эмоций (положительных или отрицательных), которые эти определения вызывают у них:

Наглые, бегающие, пустые, искрометные, лукавые, озорные, гневные, скорбные, ясные, правдивые, внимательные, удивительные, задумчивые, блестящие, злые.

К каждому столбику прошу подобрать свои 2-3 слова.

Одна из записей в тетради: + –

4 стр., 1648 слов

Конспект русского языка в 3 классе » Работа с картиной. Устное «

... художника. У нее мягкий овал лица, чистый лоб, обрамленный темными непокорными волосами, нежный румянец, ясные и искрящиеся глаза. ( СЛАЙД: картина В.Серова «Девочка с персиками») Назовите основные признаки текстов, ... ... Мне было интересно ... У меня возникли трудности ...) - Благодарю вас за работу. Урок окончен. Отвечают на вопросы учителя Подводят итоги урока. Прием "Незаконченное предложение"

озорные наглые

ясные бегающие

правдивые пустые

внимательные лукавые

задумчивые гневные

блестящие скорбные

веселые злые

добрые жестокие

удивительные

красивые

4. Подведение итогов подготовительной работы

Непосредственная подготовка к письменному высказыванию. Ученики должны определить тип и стиль своего будущего высказывания, его общую структуру, его начало, узловые моменты и заключение.

«Глаза – зеркало души человека».

II этап

Самостоятельная письменная работа.

III этап

Проверив и оценив работы, готовлю итоговый урок. Продумываю, какие работы будут зачитаны (с разрешения авторов) полностью; какие отдельные удачные словосочетания и предложения будут зачитаны; отмечаю удачи, находки, а также просчеты; выявляю причины неудач и просчетов и т.д.

Готовлю комплексный анализ написанных работ, а также прошу учеников (желательно, сильных) сделать вывод, выразив свое личное отношение к теме.