Каждому из нас с детства знакомы проникновенные стихи и поэмы Николая Александровича Некрасова. Его творчество занимает особое место в русской литературе и в мировой культуре. Большинство читателей знают этого поэта как певца народной жизни. С любовью, сочувствием и пониманием, с глубоким проникновением в самую суть жизни рисовал Некрасов . Он подмечал в нем живой ум, сметку, талант, большое человеческое достоинство.
Но мало кто знаком с Некрасова, которую, по моему мнению, можно поставить на одну ступень с любовными стихотворениями Пушкина, Фета, Тютчева. Благодаря высокой художественности и глубокой проникновенности, произведения Некрасова о любви можно назвать жемчужинами русской любовной лирики.
Любовь для Некрасова — сложное и противоречивое чувство:
Я не люблю иронии твоей.
Оставь ее отжившим и не жившим,
А нам с тобой, так горячо любившим,
Еще остаток чувства сохранившим, —
Нам рано предаваться ей.
Несмотря на то, что поэт прибегает к использованию причастий прошедшего времени, у читателя не складывается ощущение ушедших чувств. И эта мысль утверждается в последних двух строчках произведения.
Любовь у Некрасова — земное чувство. Чаще всего оно лишено идеальности и воздушности:
Мы с тобой бестолковые люди:
Что минуты, то вспышка готова!
Облегченье взволнованной груди,
Неразумное резкое слово.
Несмотря на некоторую обыденность этого чувства, любовь все же остается борьбой двух людей. Оно отличается их стремлением друг к другу, с одной стороны, и отторжением — с другой. По мнению Некрасова, невозможно жить вечно с возлюбленной в мире и согласии:
Говори же, когда ты сердита,
Все, что душу волнует и мучит!
Будем, друг мой, сердиться открыто:
Легче мир — и скорее наскучит.
Поэт не представляет собе мир любви без прозы жизни, считая ее частью человеческих отношений. Быт неизбежен, но во многом он способствует усилению чувств:
Если проза в любви неизбежна,
Так возьмем и с нее долю счастья:
После ссоры так полно, так нежно
Возвращенье любви и участья.
Для Некрасова любовь — страдание и боль. Она обогащает человека, делает его лучше, ценнее его . Но, в то же время, человек становится зависим и слаб внутренне. Таков закон любви:
Прости! Не помни дней паденья,
Тоски, унынья, озлобленья, —
Не помни бурь, не помни слез,
Любовь в жизни Онегина и Татьяны 9 класс (2)
... любви. Размышляя над тем, что значит любовь для Татьяны в конце романа, (так как мы уже поняли, что в начале любовь играла большую роль в жизни ... Сочинение на тему любовь татьяны любовь онегина Любовь в понимании Онегина и Татьяны. (по А.С. Пушкину «Евгений Онегин») В своем сочинении ... вспоминает ту безмятежную жизнь, полную надежд и мечтаний. Она помнит любимую тихую природу, помнит Евгения. Она не ...
Не помни ревности угроз!
Лирический герой обращается к объекту своей любви и просит его забыть все сложности и трудности этого чувства. Вчитываясь в эти строки, понимаешь, как много преград встает перед . Но есть и другая сторона этого чувства:
Но дни, когда любви светило
Над нами ласково всходило
И бодро мы свершали путь, —
Благослови и не забудь.
Таким образом, лирический герой из всего того, что принесла с собой любовь, призывает помнить только самое лучшее, искреннее и чистое.
В стихотворении «Поражена потерей невозвратной» перед нами предстает картина гибели любви по воле судьбы. Из жизни уходит возлюбленная . Поэт рисует человека, который очень зависим от своего чувства. Потеря близкого, родного существа делает его слабым и безвольным. Но любовь не вернуть, как не повернуть и время вспять. Лирическому герою очень сложно понять такие законы мироздания:
Ей все равно — холодный сумрак гроба,
Позор ли, слава, ненависть, любовь —
Погасла и спасительная злоба,
Что долго так разогревала кровь.
Человек одинок в своем горе, и никто не может помочь ему, только сменяют друг друга чувства ненависти и любви.
На мой взгляд, стихи Некрасова о любви отличаются реальностью и противоречивостью. Это всегда страдание, но страдание, облагораживающее человека.
Произведения Некрасова
Мы с тобой бестолковые люди (1851)
Мы с тобой бестолковые люди:
Что минута, то вспышка готова!
Облегченье взволнованной груди,
Неразумное, резкое слово.
Говори же, когда ты сердита,
Все, что душу волнует и мучит!
Будем, друг мой, сердиться открыто:
Легче мир — и скорее наскучит.
Если проза в любви неизбежна,
Так возьмем и с нее долю счастья:
После ссоры так полно, так нежно
Возвращенье любви и участья…
Так это шутка? (1850)
Так это шутка? Милая моя,
Как боязлив, как недогадлив я!
Я плакал над твоим рассчитанно суровым,
Коротким и сухим письмом;
Ни лаской дружеской, ни откровенным словом
Ты сердца не порадовала в нем.
Я спрашивал: не демон ли раздора
Твоей рукой насмешливо водил?
Я говорил: «Когда б нас разлучила ссора —
Но так тяжел, так горек, так уныл,
Так нежен был разлуки…
Еще твой друг забыть его не мог,
И вновь ему ты посылаешь муки
Сомнения, догадок и тревог, —
Скажи, зачем?.. Не ложью ли пустою.
Рассеянной досужей клеветою
Возмущена душа твоя была?
И, мучима томительным недугом,
Ты над своим отсутствующим другом
Без оправданья суд произнесла?
Или то был один каприз случайный,
Иль давний гнев?..» Неразрешимой тайной
Я мучился: я плакал и страдал,
В догадках ум испуганный блуждал,
Я жалок был в отчаянье суровом…
Всему конец! Своим единым словом
Душе моей ты возвратила вновь
И прежний мир, и прежнюю любовь;
И сердце шлет тебе благословенья,
Как вестнице нежданного спасенья…
Так няня в лес ребенка заведет
И спрячется сама за куст высокой;
Первая любовь: чувства, которые никогда не забудутся
... темы: ← Примеры сострадания из жизни↑ На свободную темуКрасота души человека → ` Сочинение Первая любовь (рассуждение) Первая любовь – это то искреннее, наивное и чистое чувство, которое испытывал каждый. И даже ... складывается жизнь, многие с теплом вспоминают первую любовь, даже если в свое время она принесла лишь разочарование. Сочинение 2 Любовь – величайшая загадка мира. Это чувство, которое ...
Встревоженный, он ищет и зовет,
И мечется в тоске жестокой,
И падает, бессильный, на траву…
А няня вдруг: ау! ау!
В нем радостью внезапной сердце бьется,
Он все забыл: он плачет и смеется,
И прыгает, и весело бежит,
И падает — и няню не бранит,
Но к сердцу жмет виновницу испуга.
Как от беды избавившего друга…
Да, наша жизнь текла мятежно (1850)
Да, наша жизнь текла мятежно,
Полна тревог, полна утрат,
Расстаться было неизбежно —
И за тебя теперь я рад!
Но с той поры как все кругом меня пустынно!
Отдаться не могу с любовью ничему,
И жизнь скучна, и время длинно,
И холоден я к делу своему.
Не знал бы я, зачем встаю с постели,
Когда б не мысль: авось и прилетели
Сегодня наконец заветные листы,
В которых мне расскажешь ты:
Здорова ли? что думаешь? легко ли
Под дальним небом дышится тебе,
Грустишь ли ты, жалея прежней доли,
Охотно ль повинуешься судьбе?
Желал бы я, чтоб сонное забвенье
На долгий срок мне на душу сошло,
Когда б мое воображенье
Блуждать в прошедшем не могло…
Прошедшее! его волшебной власти
Покорствуя, переживаю вновь
И первое движенье страсти,
Так бурно взволновавшей кровь,
И долгую борьбу с самим собою,
И не убитую борьбою,
Но с каждым днем сильней кипевшую любовь.
Как долго ты была сурова,
Как ты хотела верить мне,
И как и верила, и колебалась снова,
И как поверила вполне!
(Счастливый день! Его я отличаю
В семье обыкновенных дней;
С него я жизнь мою считаю,
Я праздную его в душе моей!)
Я вспомнил все… одним воспоминаньем,
Одним прошедшим я живу —
И то, что в нем казалось нам страданьем, —
И то теперь я счастием зову…
А ты?.. ты так же ли печали предана?
И так же ли в одни воспоминанья
Средь добровольного изгнанья
Твоя душа погружена?
Иль новая роскошная природа,
И жизнь кипящая, и полная свобода
Тебя невольно увлекли,
И позабыла ты вдали
Все, чем мучительно и сладко так порою
Мы были счастливы с тобою?
Скажи! я должен знать… Как странно я люблю!
Я счастия тебе желаю и молю,
Но мысль, что и тебя гнетет тоска разлуки,
Души моей смягчает муки…
Я не люблю иронии твоей (1850)
Я не люблю иронии твоей.
Оставь ее отжившим и не жившим,
А нам с тобой, так горячо любившим,
Еще остаток чувства сохранившим, —
Нам рано предаваться ей!
Пока еще застенчиво и нежно
Свидание продлить желаешь ты,
Пока еще кипят во мне мятежно
Ревнивые тревоги и мечты —
Не торопи развязки неизбежной!
И без того она не далека:
Кипим сильней, последней жаждой полны,
Но в сердце тайный холод и тоска…
Так осенью бурливее река,
Но холодней бушующие волны…
Мое разочарование (1850)
Сочинения | Сочинения 8 класс. Проблема смысла жизни и назначения ...
... человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него». Понятие «счастье» в устах «феномена» звучит очень странно. Для него самого счастье недостижимо, но он верит, что другие смогут его достичь. Противоречие жизни ... за него, не в состоянии обрести это счастье. В чем может заключаться счастье, если внимательно посмотреть на героев рассказа? Счастье может быть и в иллюзорном мире ...
Говорят, что счастье наше скользко, —
Сам, увы! я то же испытал!
На границе Юрьевец — Повольска
В собственном селе я проживал.
Недостаток внешнего движенья
Заменив работой головы,
Приминал я в лето, без сомненья,
Десятин до двадцати травы;
Я лежал с утра до поздней ночи
При волшебном плеске ручейка
И мечтал, поднявши к небу очи,
Созерцая гордо облака.
Вереницей чудной и беспечной
Предо мной толпился ряд идей,
И витал я в сфере бесконечной,
Презирая мелкий труд людей.
Я лежал, гнушаясь их тревогой,
Не нуждаясь, к счастию, ни в чем,
Но зато широкою дорогой
В сфере мысли шел богатырем;
Гордый дух мой рос и расширялся,
Много тайн я совмещал в груди
И поведать миру собирался;
Но любовь сказала: погоди!
Я давно в созданье идеала
Погружен был страстною душой:
Я желал, чтоб женщина предстала
В виде мудрой Клии предо мной,
Чтоб и свет, и танцы, и наряды,
И балы не нужны были ей;
Чтоб она на все бросала взгляды,
Добытые мыслию своей;
Чтоб она не плакала напрасно,
Не смеялась втуне никогда,
Говоря восторженно и страстно,
Вдохновенно действуя всегда;
Чтоб она не в рюмки и подносы,
Не в дела презренной суеты —
Чтоб она в великие вопросы
Погружала мысли и мечты…
И нашел, казалось, я такую.
Молода она еще была
И свою натуру молодую
Радостно развитью предала.
Я читал ей Гегеля, Жан-Поля,
Демосфена, Галича, Руссо,
Глинку, Ричардсона, Декандоля,
Волтера, Шекспира, Шамиссо,
Байрона, Мильтона, Соутэя,
Шеллинга, Клопштока, Дидеро…
В ком жила великая идея,
Кто любил науку и добро;
Всех она, казалось, понимала,
Слушала без скуки и тоски,
И сама уж на ночь начинала
Правда, легче два десятка кегель
Разом сбить ей было, чем понять,
Как велик и плодотворен Гегель;
Но умел я вразумлять и ждать!
Видел я: не пропадет терпенье —
Даже мать красавицы моей,
Бросивши варенье и соленье,
Философских набралась идей.
Так мы шли в развитьи нашем дружно,
О высоком вечно говоря…
Но не то ей в жизни было нужно!
Раз, увы! в начале сентября
Прискакал я поутру к невесте.
Нет ее ни в зале, ни в саду.
Где ж она? «Они на кухне вместе
С маменькой» — и я туда иду.
Тут предстала страшная картина…
Разом столько горя и тоски!
Растерзав на клочья Ламартина,
На бумагу клала пирожки
И сажала в печь моя невеста!!
Я смотреть без ужаса не мог,
Как она рукой месила тесто,
Как потом отведала пирог.
Я не верил зрению и слуху,
Думал я, не перестать ли жить?
А у ней еще достало духу
Мне пирог проклятый предложить.
Вот они — великие идеи!
Вот они — развития плоды!
Где же вы, поэзии затеи?
Роль любви в жизни человека
... Но разве все в жизни укладывается в привычные рамки и имеет логическое объяснение? Что же такое для человека любовь? Аргумент : Конечно, люди могли бы жить без любви. Также, как без ... тем истории в мировой культуре. Любовь – это свет, восхождение. Антагонистом любви является ненависть – тьма, упадок. Конечно, во имя любви люди порой совершали безрассудные поступки. Рыцари рисковали жизнью и совершали ...
Что из вас, усилья и труды?
Я рыдал. Сконфузилися обе.
Видимо, перепугались вдруг;
Я ушел в невыразимой злобе,
Объявив, что больше им не друг.
С той поры я верю: счастье скользко,
Я без слез не проживаю дня;
От Москвы до Юрьевец-Повольска
Нет лица несчастнее меня!
Поражена потерей невозвратной (1847)
Поражена потерей невозвратной,
Душа моя уныла и слаба:
Ни гордости, ни веры благодатной —
Постыдное бессилие раба!
Ей все равно — холодный сумрак гроба,
Позор ли, слава, ненависть, любовь, —
Погасла и спасительная злоба,
Что долго так разогревала кровь.
Я жду… но ночь не близится к рассвету.
И мертвый мрак кругом… и та,
Которая воззвать могла бы к свету, —
Как будто смерть сковала ей уста!
Лицо без мысли, полное смятенья,
Сухие, напряженные глаза —
И, кажется, зарею обновленья
В них никогда не заблестит слеза.
Мы с тобой бестолковые люди:
Что минута, то вспышка готова!
Облегченье взволнованной груди,
Неразумное, резкое слово.
Говори же, когда ты сердита,
Все, что душу волнует и мучит!
Будем, друг мой, сердиться открыто:
Легче мир — и скорее наскучит.
Если проза в любви неизбежна,
Так возьмем и с нее долю счастья:
После ссоры так полно, так нежно
Возвращенье любви и участья…
Стихотворение Н.А. Некрасова «Мы с тобой бестолковые люди», впервые опубликованное в «Современнике» в 1851 году, обращено к А.Я. Панаевой и входит в так называемый «Панаевский цикл». Поэту было 22 года, когда он познакомился с А.Я. Панаевой. Ей было 24 года. Вчерашний пролетарий, литературный бродяга, конечно, он вначале не смел и мечтать о благосклонности такой блистательной дамы. Её муж женился на ней, когда Авдотье Яковлевне еще не было девятнадцати, «едва ли не за тем, чтобы щеголять красивой женой перед приятелями и гулять с нею на музыке в Павловске». Нелегко досталась Н.А. Некрасову эта женщина. Он с отчаянья чуть было не кинулся в Волгу, но не такой он был человек, чтобы отстать. Этот поединок продолжался с 1843 года по 1848 год, когда она, наконец, стала его женой. Но к этому времени А.Я. Панаева и Н.А. Некрасов были уже совсем разными людьми.
Стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди…» о любви, но любви не романтической, восторженной. Ключевые слова, которые говорят об отношениях А.Я. Панаевой и Н.А. Некрасова, — «минута», «вспышка», «душу волнует и мучит», «доля счастья», «возвращенье любви».
В стихотворении два героя: он и она, лирический герой и его возлюбленная. Стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди…» — обращение лирического героя к любимой. Н.А. Некрасов использует обращение («друг мой»), глаголы в («говори»).
Это лирическое произведение можно разделить на две части: 1) описание жизни, ссор; 2) обращение лирического героя к возлюбленной (просьба, предложение компромисса).
В этом стихотворении повторяются согласные звуки [ш], свистящие. Аллитерация помогает передать пыл ссоры, возмущение, негодование. Кроме того, шипящие и свистящие звуки влияют на звучание стихотворения, замедляя его, делая более протяжным. Несомненно, стихотворный размер — анапест, передающий длительность, — тоже выбран автором не случайно.
Рассуждение Как образ тополя соотносится с душевным состоянием ...
... В каких произведениях русских поэтов раскрывается тема человека и природы и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением А.А. Фета «Тополь»? Тема человека и природы раскрывается и ... ёплый юг». Стихотворение печальное, но жизнеутверждающее. 16. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям ...
Н.А. Некрасов долго и болезненно любил писательницу А.Я. Панаеву. Он воспевает в своих стихах глубокую любовь, взаимное понимание и дружбу любящих. Однако жизнь сложна и трагична, и стихи Н.А. Некрасова нередко повествуют о драматических страницах своей любви. Об этом и пишет поэт в стихотворении «Мы с тобой бестолковые люди…». Между ними очень часто происходили тяжёлые ссоры, но побеждала любовь, и они снова мирились. Поэт здесь обращается к Панаевой, называя обоих бестолковыми из-за несерьёзных ссор, которые вспыхивают, как спичка.
Он просит её не собирать раздражение, злость, обиду в себе, не копить её, а дать им выход. Лучше выкричаться, высказать открыто, не таить, и тогда на душе станет легко, и не будет между ними секретов. Ведь «легче мир — и скорее наскучит». И если в любви существует и проза жизни, то можно и из неё извлечь счастье: после ссоры любовь разгорается ещё сильнее.
Н.А.Некрасов (1821–1877/1878).
Краткие биографические сведения
Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821 году в местечке Немирове Подольской губернии. Детские годы поэта прошли на Волге, в селе Грешневе Ярославской губернии.
Отец Некрасова был жестоким помещиком-крепостником, деспотичным по отношению не только к крестьянам, но и к своим близким, прежде всего к матери поэта. Мать Некрасова, женщина добрая, умная и образованная, безвременно умерла (в 1841 году).
И крепостническое самодурство отца, и его жестокость в отношении матери оставили в душе поэта след на всю жизнь. С детства Некрасов знал жизнь простого народа, сочувствовал ему.
В 1832 году Некрасов поступил в гимназию в городе Ярославле. К этому времени относятся и первые литературные опыты поэта. После окончания гимназии Некрасов поехал учиться в Петербург. Будущий поэт стремился поступить в университет, а не идти на , как того хотел его отец. В результате Некрасов остался без всякой материальной поддержки. Первые годы жизни поэта в Петербурге были очень трудными.
Первый период, Второй период, Третий период, Четвертый период
Назовем также такие произведения этого периода, как «Размышления у парадного подъезда» (1858), «Крестьянские дети» (1861), «Железная дорога» (1864), «Элегия» (1874), «О Муза! Я у двери гроба…» (1877), «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877).
Анализ стихотворений
«В дороге»
Стихотворение «В дороге» создано в 1845 году. Это яркий примерлирики Некрасова периода «натуральной школы». Тема простого народа начинает занимать главное место в творчестве поэта. Особо здесь следует отметитьмотив суровой женской доли.
стихотворного диалога
Открывает произведение обращение ездока к ямщику:
- Скучно! скучно!.. Ямщик удалой, Разгони чем-нибудь мою скуку! Песню, что ли, приятель, запой Про рекрутский набор и разлуку;
- Небылицей какой посмеши Или, что ты видал, расскажи – Буду, братец, за все благодарен.
В центре рассказа ямщика – история его жены Груши , которая воспитывалась в барском доме и не была приучена к тяжелым условиям крестьянской жизни. Выйдя замуж за простого крестьянина, Груша оказалась в невыносимой для нее ситуации, подорвавшей здоровье молодой женщины и приближающей её к смерти:
По тексту Некрасова. Город горит. Даже не город, а весь берег ...
... поэтов. Он пишет от имени народа и показывает, какова жизнь народа на самом деле, не приукрашивая реальность. «Что не человек — то мученик, что не жизнь — то трагедия» — эти слова Некрасова ... Пишем сочинение Пишем сочинение Слово о поэзии Н.А. Некрасова Мне не понравились стихотворения Некрасова, в ... труднее сыскать”. Некрасов представляет женщину сильной, терпеливой. Она может все выдержать и защитить ...
Слышь, как щепка худа и бледна, Ходит, тоись, совсем через силу, В день двух ложек не съест толокна – Чай, свалим через месяц в могилу… А с чего?.. Видит Бог, не томил Я ее безустанной работой… Одевал и кормил, без пути не бранил, Уважал, тоись, вот как, с охотой… А, слышь, бить — так почти не бивал, Разве только под пьяную руку…
Безысходность
Ну, довольно, ямщик! Разогнал Ты мою неотвязную скуку!..
мотив дороги
«Тройка»
Тема стихотворения «Тройка» ( 1846 ) –тяжелая судьба женщины-крестьянки.
В основе произведения лежит контраст междуприродной красотой героини итяжелой судьбой , которая ей уготована.
в форме обращения
Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от веселых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу,
Всё лицо твое вспыхнуло вдруг.
И зачем ты бежишь торопливо
За промчавшейся тройкой вослед?
На тебя, подбоченясь красиво,
Загляделся проезжий корнет.
кольцевую композицию
Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши!
Не нагнать тебе бешеной тройки:
Кони крепки, и сыты, и бойки,
И ямщик под хмельком, и к другой
Мчится вихрем корнет молодой…
безысходность
Образ дороги
Анапест придает стихотворениюнапевность , свойственную народной поэзии.
«Вчерашний день, часу в шестом…»
уличной сцены
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя…
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»
конкретного жизненного факта
образ Сенной площади
тема поэта и поэзии
«Мы с тобой бестолковые люди…»
Стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди…» написано в 1851 году и посвящено Авдотье Панаевой. Это произведение относится клюбовной лирике поэта. Лирический герой этого произведения без романтической идеализации говорит о чувствах близких людей, о радостях и размолвках их совместной жизни.Истинные чувства , по мысли поэта,неотделимы от прозы жизни :
Мы с тобой бестолковые люди: Что минута, то вспышка готова! Облегченье взволнованной груди, Неразумное, резкое слово. Говори же, когда ты сердита, Все, что душу волнует и мучит! Будем, друг мой, сердиться открыто: Легче мир — и скорее наскучит. Если проза в любви неизбежна, Так возьмем и с нее долю счастья: После ссоры так полно, так нежно Возвращенье любви и участья…
Сочинения | Сочинения 6 класс. Чем волнуют нас стихотворения ...
... Посреди тупых, холодных И напыщенных собой! И поэма "Дедушка", и стихотворение "Школьник" ясно показывают надежды автора на то, что ... именно так, как рассказывается в красивых сказках и легендах. Стихотворение "Школьник" волнует читателя искренней добротой, с которой автор ... стремится вырваться из привычной серой жизни ради будущего. Некрасов надеется, что когда-нибудь ситуация изменится. Не бездарна ...
«Забытая деревня»
Стихотворение «Забытая деревня» ( 1855 ) отличаетсясатирической направленностью. В нем высмеиваетсярабская психология народа , наивная вера крестьян в «доброго барина».
бабушка Ненила
о трех случаях несправедливости
Умерла Ненила; на чужой землице
У соседа-плута – урожай сторицей;
- Прежние парнишки ходят бородаты;
Хлебопашец вольный угодил в солдаты,
И сама Наташа свадьбой уж не бредит…
Барина все нету, барин все не едет!
кульминационный
«Поэт и Гражданин»
Стихотворение «Поэт и Гражданин» создано в 1855 году. Это был переломный момент в русской истории. Начинался общественный подъем, пиком которого стал 1861 год, когда было отменено крепостное право. В этой обстановке перед поэзией встали новые задачи.
стихотворного диалога
две стороны личности самого Некрасова
Основной мотив
бездеятельности
Нет, ты не Пушкин. Но покуда Не видно солнца ниоткуда, С твоим талантом стыдно спать; Еще стыдней в годину горя Красу долин, небес и моря И ласку милой воспевать…
активную общественную позицию:
Не может сын глядеть спокойно На горе матери родной, Не будет гражданин достойный К отчизне холоден душой, Ему нет горше укоризны… Иди в огонь за честь отчизны, За убежденье, за любовь… Иди и гибни безупрёчно. Умрешь не даром, дело прочно, Когда под ним струится кровь…
лирический монолог Поэта
Без отвращенья, без боязни Я шел в тюрьму и к месту казни, В суды, в больницы я входил. Не повторю, что там я видел… Клянусь, я честно ненавидел! Клянусь, я искренно любил!
Однако в последующие годы реакции страх за собственную участь мешал Поэту выполнять свой гражданский долг:
- И что ж?.. Мои послышав звуки, Сочли их черной клеветой;
- Пришлось сложить смиренно руки Иль поплатиться головой…
Чистосердечную исповедь Поэта можно рассматривать как залог его возвращения к высокому гражданскому служению.
«Размышления у парадного подъезда»
Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» написано в 1858 году. Рассмотримкомпозицию произведения. В нём можно выделитьтри части . Впервой части поэт рисуетсцены у парадного подъезда. Вторая часть представляет собойсатиру на «владельца роскошных палат». Третья часть –песня-стон народа .
первой части
раболепие
картины унижения слабых и обездоленных просителей.
А в обычные дни этот пышный подъезд
Осаждают убогие лица:
Прожектеры, искатели мест,
И преклонный старик, и вдовица.
Центральное место
Раз я видел, сюда мужики подошли,
Деревенские русские люди,
Помолились на церковь и стали вдали,
Свесив русые головы к груди.
Показался швейцар. «Допусти», – говорят
С выраженьем надежды и муки.
Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки,
Армячишко худой на плечах,
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
Народная педагогика как составная и неотъемлемая часть общей ...
... описание сущности этого явления как составной части педагогической культуры народа, утверждавший право существования термина и понятия ... педагогом разных времен и народов в своих произведениях развивали идеи народности, природосообразности ... поэтов перекликаются по форме и содержанию с идеями народной мудрости, поэтому они оказывали большое влияние на формирование педагогической культуры народов ...
В самодельные лапти обутых.
обобщённо
Народ здесь выступает как великий и одновременно какноситель высоких духовных ценностей , прежде всего – глубокой и нелицемерной веры в Бога.Христианские образы и мотивы подчеркиваютнравственную силу народа, егостремление к правде-матушке.
Искренняя вера в Бога и высокая духовность народа противопоставлены безбожию инеправедности вельможи – «владельца роскошных палат». К нему лирический герой обращается со словами, исполненными гнева:
Ты, считающий жизнью завидною
Упоение лестью бесстыдною,
Волокитство, обжорство, игру,
Пробудись! Есть еще наслаждение:
Вороти их! В тебе их спасение!
Но счастливые глухи к добру…
Не случайно вторая часть стихотворения по своему жанру близка к сатире . Жизненный путь вельможи завершится вдали от родины – «под пленительным небом Сицилии». В самом деле: этот государственный деятель, призванный блюсти интересы своего народа, на самом деле не любит России; ему чужды скорби и чаяния русского крестьянства. С едкойиронией Некрасов пишет о «дорогой и любимой семье» вельможи, «ждущей смерти» его «с нетерпением». Авторская ирония в конце рассказа о «владельце роскошных палат» переходит всарказм :
И сойдешь ты в могилу… герой,
Втихомолку проклятый отчизною,
Возвеличенный громкой хвалой!..
третьей части
Волга! Волга!.. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля…
риторическим вопросом
Где народ, там и стон… Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил:
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..
надеется на его пробуждение
«Крестьянские дети»
«Крестьянские дети» написаны в 1861 году. В основе произведения лежатвоспоминания Некрасова о собственном детстве , которое прошло в описываемой местности, в Ярославской губернии, и о последующих посещениях родных мест.
лироэпическое
Эпическое
единение с природой, крестьянский труд.
Под наши густые старинные вязы На отдых тянуло усталых людей. Ребята обступят: начнутся рассказы Про Киев, про турку, про чудных зверей.
сбор грибов и ягод, купание в реке, игры в лесу
Грибная пора отойти не успела, Гляди — уж чернехоньки губы у всех, Набили оскому: черница поспела! А там и малина, брусника, орех! Ребяческий крик, повторяемый эхом, С утра и до ночи гремит по лесам.
начало трудовой жизни малышей
«Довольно, Ванюша! Гулял ты немало, Пора за работу, родной!» Но даже и труд обернется сначала К Ванюше нарядной своей стороной: Он видит, как поле отец удобряет, Как в рыхлую землю бросает зерно, Как поле потом зеленеть начинает, Как колос растет, наливает зерно; Готовую жатву подрежут серпами, В снопы перевяжут, на ригу свезут, Просушат, колотят-колотят цепами, На мельнице смелют и хлеб испекут. Отведает свежего хлебца ребенок И в поле охотней бежит за отцом. Навьют ли сенца: «Полезай, Ванюша в деревню въезжает царем…
эпизод, когда шестилетний Влас помогает отцу заготавливать дрова
все циклы деревенского труда
лирические размышления
Положим, крестьянский ребенок свободно Растет, не учась ничему, Но вырастет он, если Богу угодно, А сгибнуть ничто не мешает ему. Положим, он знает лесные дорожки, Гарцует верхом, не боится воды, Зато беспощадно едят его мошки, Зато ему рано знакомы труды…
восхищается крестьянскими детьми
«Железная дорога»
Если стихотворение «Размышления у парадного подъезда» (1858) создавалось в период общественного кризиса накануне реформы 1861 года, то поэму «Железная дорога» ( 1864 ) Некрасов писалво время усиления реакции, когда надежды революционных демократов на скорую крестьянскую революцию не оправдались.
Эпиграфом
четыре части
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит.
Вторая часть
Начало второй частиполемично . Лирический герой хочет рассказать мальчику Ванеправду о строителях железной дороги – ту самую правду, которую скрыл от ребенка отец:
Добрый папаша! К чему в обаянии
Умного Ваню держать?
Вы мне позвольте при лунном сиянии
Правду ему показать.
символический образ царя-голода
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.
В центре второй части поэмы сон Вани . Здесь, по верному замечанию Н.Н.Скатова, особенно важно то, что страдания народа преломляются через сознание ребенка. Сказочный сон,песнь мертвецов , данные в восприятии мальчика, способствуют постижению всей глубины человеческих страданий. Крупным планом выступает фигуракрестьянина-белоруса :
…Волосом рус,
Видишь, стоит, изможден лихорадкою,
Высокорослый больной белорус:
Губы бескровные, веки упавшие,
Язвы на тощих руках,
Вечно в воде по колено стоявшие
Ноги опухли, колтун в волосах;
Ямою грудь, что на заступ старательно
Изо дня в день налегала весь век…
Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:
Трудно свой хлеб добывал человек!
Образ белоруса символичен. Он олицетворяет собой невыносимые мучения всех строителей железной дороги.
размышления
счастливое будущее.
Да не робей за отчизну любезную…
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную –
Вынесет всё, что Господь ни пошлет!
Вынесет всё – и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе…
светлого будущего
Жаль только, жить в эту пору прекрасную
Уж не придется ни мне, ни тебе.
В третьей части
Ваш славянин, англосакс и германец
Не создавать – разрушать мастера,
Варвары! Дикое скопище пьяниц!..
в четвертой части
горькой иронии
Выпряг народ лошадей – и купчину
С криком «ура!» по дороге помчал…
Кажется, трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал?..
противоречий народной жизни, народного сознания
«Элегия» (1874)
«Элегия» 1874 года – одно из итоговых стихотворений Некрасова, где поэт размышляет о своемслужении народу , о своейМузе , означении всегосвоего творчества .
пушкинские традиции
композицию
Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая «страдания народа»
И что поэзия забыть ее должна,
Не верьте, юноши! Не стареет она!
обращение
Назовем еще одно стихотворение Пушкина, реминисценции из которого возникают в «Элегии» Некрасова. Это «Деревня». Опираясь на традиции «Деревни», Некрасов пишет о народных страданиях:
Увы! Пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет Муза,
И в мире нет прочней, прекраснее союза!..
Задача поэта – напоминать ликующей толпе о бедствиях народа, «к народу возбуждать вниманье сильных мира».
второй части
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем я спокоен…
ставит себе в заслугу служение народу.
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…
Поэт не удовлетворен итогами крестьянской реформы. Да, он «видел красный день: в России нет раба». Но в то же время поэт задается вопросом: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» Своим вопросом Некрасов возвращается к теме народных страданий. Освобождение крестьян от крепостного рабства не облегчило их мучений.
ораторский стиль
В последние года
Сносней ли стала ты, крестьянская страда?
И рабству долгому пришедшая на смену
Свобода наконец внесла ли перемену
В народные судьбы, в напевы сельских дев?
Иль так же горестен нестройный их напев?..
Четвертая часть
Уж вечер настает. Волнуемый мечтами,
По нивам, по лугам, уставленным стогами,
Задумчиво брожу в прохладной полутьме,
И песнь сама собой слагается в уме…
отклик в природе
Ей вторят долы, нивы,
И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы,
И лес откликнулся… Природа внемлет мне.
Природа слышит песню поэта, но народ , к которому эта песня обращена,не понимает ее : «Увы! Не внемлет он – и не дает ответа». Здесь поэт имеет в виду тот факт, чтоидеи революционной демократии , проповедуемые им,не находят понимания в крестьянской среде , остаются чуждыми народу. Вот почему произведение Некрасова приобретает стольгрустное звучание.
«О Муза! Я у двери гроба!..»
Стихотворение «О Муза! Я у двери гроба!..» завершает тему поэта и поэзии в лирике Некрасова. Оно написано в 1877 году, незадолго до смерти поэта. В этом произведении Некрасов возвращается кобразу «кнутом иссеченной Музы» из стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом…» 1848 года.
после его смерти будут служить «честным сердцам»:
О Муза! Я у двери гроба!
Пускай я много виноват,
Пусть увеличит во сто крат
Мои вины людская злоба
Не плачь! Завиден жребий наш,
Не надругаются над нами:
Меж мной и честными сердцами
Порваться долго ты не дашь
Живому, кровному союзу!
Не русский – взглянет без любви
На эту бледную, в крови,
Кнутом иссеченную Музу…
Вопросы и задания
1. Где и когда родился Н.А.Некрасова, в каких местах прошло его детство? Как детские впечатления отразились в последующем творчестве поэта? Где Некрасов учился? Почему он, приехав в Петербург, оказался без средств к существованию? Расскажите о первом периоде творчества поэта. Как назывался сборник стихотворений, завершивший этот период? Каким предстает перед читателем Некрасов в 1840-е годы? Назовите произведения, написанные в этот период. Какие новые мотивы начинают звучать в поэзии Некрасова в 1850-е годы и в последний период творчества? Какое произведение поэта ознаменовало утверждение в его стихах революционно-демократических идей? Назовите произведения, созданные Некрасовым во второй половине 1850-х – 1870-е годы.
2. Сделайте краткий разбор стихотворений «В дороге» и «Тройка». Как в них осмысляется суровая доля женщины-крестьянки? Каковы стилистические особенности этих произведений?
3. Сделайте разбор произведения «Вчерашний день, часу в шестом…» Какое звучание приобретает здесь тема поэта и поэзии? Что вы можете сказать об образе некрасовской Музы?
4. В чем новизна звучания мотива любви в стихотворении «Мы с тобой бестолковые люди…»?
5. Разберите стихотворение «Забытая деревня» Почему это произведение Некрасова можно отнести к жанру сатиры? Кого и что обличает здесь поэт?
6. Сделайте анализ произведения «Поэт и Гражданин». В какой форме написано это произведение? Дайте толкование образам Поэта и Гражданина. В чем смысл заключительной исповеди Поэта?
7. Сделайте разбор стихотворения «Размышления у парадного подъезда». Рассмотрите композицию произведения, проанализируйте каждую из трех частей. Как в заключительных сроках «Размышлений…» выражена авторская позиция?
8. Проанализируйте поэму «Крестьянские дети». Как в этом произведении сочетаются эпические, лирические и драматические элементы? Какие картины жизни детей рисует здесь поэт? Какова авторская позиция в произведении?
9. Сделайте анализ «Железной дороги», проанализировав эпиграф и каждую из четырех частей произведения. Какие символические образы мы находим во второй части? Какова позиция оппонента лирического героя – генерала? В чем заключается «светлая» сторона жизни народа, описанная в четвертой части? Какой использует здесь Некрасов?
10. Почему стихотворение Некрасова «Элегия» исследователи называют «пушкинским»? Реминисценции из каких произведений Пушкина мы здесь находим? Проанализируйте каждую из четырех частей «Элегии». Какие мотивы звучат в каждой части? Почему так грустно завершение этого стихотворения?
11. Какие образы из предсмертного стихотворения Некрасова «О Муза! Я у двери гроба…» встречались в ранних его произведениях? С чем поэт связывает свою известность среди будущих поколений?