Разделы:
Цели:
Образовательная:, Развивающая:, Воспитательная:, Оборудование:
- учебник “Русский язык”, 5 класс, авторы: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов и др.;
- мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран);
- таблицы с изученными орфограммами;
- таблица-тренажер для определения правил написания безударной гласной в корне слова;
М, О, Р, Ф, Е, М, И, К, А
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Психологическая зарядка.
Доброе утро, ребята. Я рада вас видеть в хорошем настроении. Улыбнитесь друг другу. Мы начинаем урок русского языка.
2. Постановка цели и темы урока.
Цель нашего урока – обобщить знания о морфеме как наименьшей значимой части слова; привести в систему и проверить степень освоенности всех тем раздела “Морфемика. Орфография. Культура речи”; а также совершенствовать навыки грамотного письма.
II. Проверка домашнего задания.
Устное сочинение по репродукции картины П.П. Кончаловского “Сирень” (2-3 человека).
Класс рецензирует сочинение.
III. Работа по теме урока
1. Фронтальный опрос
Учитель : Ребята, у нас в гостях сегодня Принцесса Морфемика. Я передаю ей слово.
М, О, Р, Ф, Е, М, И, К, А
- Назовите изменяемую часть слова.
- Как называется часть слова без окончания или неизменяемое слово целиком?
- Назовите морфемы, из которых может состоять основа слова.
- Главная значимая часть слова – это…
- Докажите, что это так на примере слова “фокусник”.
- Произведите морфемный разбор слова “растет”.
- Отгадайте шараду: Мой корень – родственник сражению, приставка – в слове “заявление”. В “наборщике” есть суффикс мой. А весь – тружусь я под землей.
- Что обозначает суффикс -щик ?
- Произнесите правильно скороговорку и найдите в ней однокоренные слова: Грузный грузин грузит грузди .
Девочка приглашает к доске детей, получивших карточки. Они вместе составляют слово “МОРФЕМИКА ” .
Девочка : Ребята, так что же такое морфемика? (Ребята отвечают). Молодцы, друзья! Теперь я вижу, что вы очень хорошо знаете мой раздел науки. А мне пора, до встречи! (Девочка уходит) .
Рассуждение как образуются слова в русском языке
... функции: она служит для образования новых слов, а также для образования форм слова (например, падежные формы слова: стол, столУ, столА, ... легенды о ведьмах. Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ Эксперты ... ё один из способов обогащения нашего языка. Так Салтыков-Щедрин создал – «злопыхательство, мягкотелый, головотяпство». А слово «промышленность» придумал ...
2. Тренировочные упражнения (проводятся одновременно по группам учащихся, в зависимости от сложности задания).
Заполните таблицу “Гласные и согласные в корне слова” четырьмя-пятью словами.
2.2. Упр. 452 (повышенной сложности).
Определите, правильно ли распределены слова по видам орфограмм. Исправьте ошибки, обозначая условия выбора букв на месте пропусков. Выполняется обучающимися самостоятельно. Проверка: чтение слов по видам орфограмм.
Составьте таблицу “Гласные и согласные в приставках” и заполните её примерами., Руководствуясь таблицей выписать выделенные слова в заданной последовательности (Приложение 1).
3. Творческая работа
3.1. Психологическая игра-минутка (по выбору учителя).
“Кузовок”
“Солнечным утром в саду”
3.3. Словарно-орфографическая работа. Работа с толковым словарем.
Крыжовник
Решетка – рех – “дыра, отверстие, решето” (русск.)
IV. Итог урока.
Самостоятельное выполнение упражнения 455. О заглавьте и спишите текст. На месте пропусков обозначьте орфограммы, изученные в разделе “Морфемика”. Определите стиль текста.
Домашнее задание
1 группа – Подготовить сообщение об одном из словарей русского языка (морфемный, орфографический) – упр. 453.
2 группа – Составить диктант из слов или словосочетаний с непроверяемыми орфограммами, изученными в главе “Морфемика” – упр. 456.