Центральное место в ряду положительных героев принадлежит
Стародум, как показывает его имя, это человек, «думающий по старому». В лице его Фонвизин изобразил, Однако, не консерватора, человека устаревших взглядов, а, наоборот, представителя передовых идей. Имя Стародума и его позиция объясняются полемическими задачами пьесы. Автору необходимо было противопоставить современной действительности, которую он критиковал, иную эпоху, иной политический строй. Такой эпохой и была для Стародума «старая», петровская эпоха, которую он ставит в пример современности.
Личность Стародума раскрывается главным образом в его разговорах с Правдиным и Софьей. Мы узнаем из рассказов Стародума о его прошлом: о его военной карьере в молодости, об отставке, о придворной службе, о его дальнейшей деятельности. О деятельности своей после отказа от придворной службы Стародум говорит как-то загадочно и неясно. Он рассказывает, что удалился «в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечество; где требуют денег от самой земли… » Что это за деятельность? Это, по-видимому, разработка недр земли, добывание полезных ископаемых где-нибудь в Сибири или на Урале. Если эта так, то Стародум на деле воплощал сваи рассуждения передового дворянина эпохи. В его время промышленность и торговля были в глазах дворян не дворянским делом. На борьбу с ЭТИМ предрассудком Фонвизин выступал сам, выпустив в 1788 г. перевод трактата Куайе «Торгующее дворянство, противоположенное дворянству военному». Стародум, следовательно, не только рассуждал — он действительно ломал предрассудки своего класса, указывал ему новые пути деятельности. Это честный человек, у которого слово не расходится с делом.
Как рисовал себе Стародум идеал государства и человека? Ответ на этот вопрос дают его рассуждения. В них затрагиваются три основные темы: политика, мораль и воспитание.
Политические взгляды Стародума — это взгляды оппозиционного дворянства его эпохи. Мы узнаем его точку зрения и на идеал правителя («великого государя»), и на общественные обязанности дворянства, и на крепостное право, и пр.Так, позиция Стародума в вопросе о крепостном праве очень ярко выражена его фразой: «Угнетать рабствам себе подобных беззаконно».
Планета земля рассуждение
... то есть любить и беречь окружающую среду, и наш единственный дом — планету Земля. Сочинение-рассуждение про землю — вариант 1 Разум неистощим в соображении понятий, как язык неистощим в ... приезжий вязнул бы в топких болотах, если бы не трудолюбие наших предков. Сочинение-рассуждение про землю — вариант 2 В современном мире промышленных городов, больших супермаркетов, цифровых технологий ...
Очень сильно звучит в речах Стародума его негодование против упадка и огрубения дворянских нравов. Рассуждая о счастье гражданина, о правах человека на знатность, о признаках просвещенного ума, о выборе друзей, о семье и браке, Стародум прежде всего говорит о морали, т.е. о нравственности человека. Показателем достоинства человека для него является «душа», добродетель»: «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время» , «Невежа без души — зверь», «Прямую цену уму дает благонравие». К чему приводит нарушение моральных основ, Стародум иллюстрирует и рассказом о молодом графе, друге своей молодости, и характеристикой придворных нравов, и замечаниями па адресу Митрофанушки.
Уяснить идейную сторону «Недоросля» без речей Стародума нельзя. Речи эти — выражение взглядов и настроений самого автора. Вот почему Стародуму приходится так много говорить со сцены. Герои старых пьес, которые выражали со сцены взгляды автора и больше рассуждали, чем действовали, носили название резонеров (от французского слова raisonner— рассуждать).
В этом смысле можно назвать резонером и Стародума. Однако это не обычный резонер классической драмы. Стародум в то же время живое лицо. Когда это нужно, он рассуждает, когда можно — он шутит и смеется (например, действие IV, явление 7).
Эта добрый, отзывчивый человек. Он прощает Простакову и, когда та падает в обморок, заботливо предлагает Софье помочь ей. Людей, которые разделяли его передовые взгляды, было в XVIII веке не так много, но они существовали. Речи Стародума, во всяком случае, находили сочувственный отклик. Доказательством этого служит то, что наибольшим успехом во время представления «Недоросля» в дни Фонвизина пользовалась обычно роль Стародума. В годы Фонвизина существовало предположение, что прототипом для Стародума послужил Н.И. Новиков, горячий борец за передовые идеалы.
А. зерчанинов, Н. Порфиридов
Стародум — человек передовой, выражает взгляды автора. Почему же он назван Стародумом, т.е. человеком, думающим по-старому? Ответ на эта мы находим в словах самого Стародума: «Отец мой воспитал меня по-тогдашнему, а я не нашел и нужды себя перевоспитывать. Служил он Петру Великому». Следовательно, Стародум воспитан в духе петровской эпохи, ему ближе взгляды, нравы и деятельность людей того времени. Называя героя Стародумом, Фонвизин тем самым подчеркнул свое предпочтение петровского времени и тогдашней системы воспитания людей современной ему действительности и нравам дворянства времени Екатерины II. Чем же дорог и ценен Фонвизину Стародум?
В комедии Стародум больше говорит, чем действует. Его личность, взгляды и деятельность раскрываются в его речах.
Стародум — прежде всего глубокий патриот. Честная и полезная служба отечеству—для него первая и священная обязанность дворянина. Только тогда дворянин может уйти со службы, «когда он внутренне удостоверен, что служба его отечеству прямой пользы не приносит». Стародум и человека расценивает по его службе отечеству. «Степень знатности (т.е. ценности),—говорит Стародум, —рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества …без знатных дел знатное состояние ничто». Служба государству, па мнению Стародума, есть дело чести дворянина. Во время войны долг дворянина быть в армии, а не устраиваться на безопасных местах в тылу, как это сделал знакомый Стародума, «молодой граф». В мирное время дворянин, Но мнению Стародума, может служить отечеству, не только состоя на государственной службе, но и занимаясь разработкой недр земли, работая в области развития промышленности. Говоря о промышленной деятельности Стародума, по-видимому в Сибири, Фонвизин указывает дворянам, которые считали промышленность и торговлю не дворянским делом, что разработка полезных ископаемых не роняет дворянского достоинства.
Стародум в комедии “недоросль”: образ, характеристика, описание, биография
... Фонвизина и олицетворением благородных черт человеческих. Образ Стародума комедии Фонвизина «Недоросль» Более всего Стародум боится влияния «света», своими соблазнами ... 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Заказать сочинение Стародум уважал людей, преданных своему слову, чести и благородству, ... в комедии является говорящей. Чтобы подчеркнуть это автор наделяет его любовью к свиньям. Скотинину не ...
Стародум —представитель оппозиционного дворянства его эпохи. Он резка выступает против фаворитизма, обличает нравы придворного дворянства. Он требует законности, ограничения произвола царя и помещиков-крепостников. Горячий защитник просвещения и гуманности, Стародум возмущается косностью, дикостью, злонравием помещичьего класса, бесчеловечным угнетением крепостных. «Угнетать рабством себе подобных беззаконно» , — заявляет он. Особенно много говорит Стародум о воспитании. Нравственному воспитанию он придает больше цены, чем образованию: «Ум, коли он только ум, самая безделица… Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек—чудовище. Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло». Только воспитывая хорошие душевные качества, можно воспитать настоящего человека: «Имей сердце, имей душу — и будешь человеком во всякое время».
Речь Стародума выделяется его любовью к афоризмам, т.е. кратким изречениям, словесным формулам: «Начинаются чины — перестает искренность»; «Невежда без души — зверь»; «золотой болван —все болван» и пр.
В речах Стародума выражена целая программа взглядов и деятельности передового дворянства той эпохи и, прежде всего — самого Фонвизина. Современники очень высоко ценили речи Стародума, видели в нем не простого резонера, т.е. лицо, выражающее взгляды автора, а жизненно, правдиво нарисованного представителя просвещенного дворянства и находили разных возможных прототипов этого образа: отца Фонвизина, Н.И. Панина и других.
С. Флоринский
Положительные герои «Недоросля» выражают заветные идеи автора. Все симпатии автора отданы его герою Стародуму. Стародум протестует против феодально-крепостнического паразитизма, противопоставляя ему «трудолюбие». Драматург подчеркивает, что источник стародумовского дохода — не взяточничество, не захват чужого имения, не выслуга при царском дворе, не крепостническая эксплуатация, а личный труд. Уход Стародума с военной службы удаление от царского двора «в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, Без подлой выслуги, не грабя отечества, где требу-ют денег от самой земли», дают ему сознание независимости, возможность жить согласно своим убеждениям. «Я теперь в Москве, —пишет s письме к Софье Стародум, — прожив несколько лет в Сибири. Я могу служить примером, что трудами и честностью состояние свое сделать можно…» В речах Стародума звучит прямое осуждение крепостных порядков: «Все скоро ощутят, — говорит он, — что каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно и что угнетать рабством себе подобных беззаконно». Критикуя продажных и льстивых екатерининских вельмож, подхалимов -чиновников, тупую и невежественную дворянскую массу, Фонвизин намечает свод личных и гражданских добродетелей, которые должно, его мнению, воспитывать в себе подрастающее дворянское поколение.
Кто такой праведник в рассказе матренин двор. : «Образ праведницы ...
... жизни Матрены, ее доме и дворе. “Матренин двор” определяет пространство для совершения действия рассказа. После […]... “Без праведника не стоит село. Ни ... 50 – начала 60-х годов. В рассказе “Матренин двор” (1959) автор изобразил народный хaрактер, сумевший сохранить себя в страшной смуте ... действия, но суть от этого не была утеряна. Целью автора было показать, что Россия богата не только необъятными ...
Правдивость, человечность, культурность, мужества, бескорыстие-вот требования, предъявляемые Фонвизиным дворянам. В Стародуме автор видит осуществление этих требований. «Отроду его язык не говорил «да», когда душа его чувствовала «нет». Стародум настаивает на сочетании культурности и благонравия; первая без второго не имеет никакой цены: «Наука в развращенном человеке, — заявляет он, — есть лютое оружие делать зло». «Прямую цену уму дает благонравие». Стародум мечтает о таком порядке, при котором «дворянин… считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела: есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить». Его восхищает и неустрашимость государственного человека, который говорит правду государю, отваживаясь его прогневать. Стародум резко критикует и дворянскую кичливость, чванство, «родовитость» и погоню за чинами, которые часто «жаловались» по протекции вельмож, а не Но заслугам. «Чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается» — вот формула, также входящая в кодекс гражданских добродетелей.
Г. Абрамович, Ф. Головенчемко
Стародум, по смыслу имени, представляет старое поколение культурного дворянства, поколение петровской эпохи.
Подчеркивая свое пристрастие к старине, он неодобрительно отзывается о новых учениях: «Я боюсь для вас (девушек) нынешних мудрецов…, они, правда, искореняют сильно предрассудки, да воротят с корня добродетели ». Но по существу Стародум является носителем новых идей, идей просвещения и труда, гуманности и демократизма. Просвещение и воспитание являются темой большинства его высказываний. Стародум считает, что правильным является лишь воспитание нравственное, «сердечное»: «Имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время; на все прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы…» Такое воспитание важнее умственного развития.
Вопрос о воспитании поставлен в «Недоросле» с необычайной политической остротой. По мнению Стародума, правильное воспитание «должно быть залогом благосостояния государства». Он горячо возмущается системой обычного дворянского воспитания: «Что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям?»
Стародум требует от дворянства общественно-полезного труда и, прежде всего, честной государственной службы. Он упрекает самого себя за то, что ушел в отставку несколько поспешно; дворянин может это сделать лишь тогда, «когда он внутренне удостоверен, что служба его отечеству прямой пользы не приносит». Служить дворянин обязан не по принуждению, а по сознанию долга, по чувству чести.
Конечно, такие взгляды шли вразрез с простаковско-скотининским отношением к службе, основанным на доморощенном толковании указа 1762 г.
Cочинение «Тема воспитания в комедии «Недоросль. Почему в комедия ...
... в комедии стала проблема образования и воспитания дворянской молодежи -- создание новых поколений передовых людей. О воспитании в пьесе говорят все - начиная с госпожи Простаковой и заканчивая Правдиным и Стародумом. ... себя лишнее, чтоб помочь тем, у кого нет нужного…» Заключительная реплика Стародума, которой завершается "Недоросль": «Вот злонравия достойные плоды!» - в контексте идейных положений ...
«Друг честных людей», Стародум резко обличает бесчестные нравы придворного круга. Так, он вспоминает о том, что при Петре 1 «придворные был воины, да воины не были придворные», — и эта фраза звучит резкой пощечиной вельможам екатерининского двора. Он рассказывает об одном «молодом графе», который, не побывав на войне, получил повышение в чинах талька потому, что был сыном случайного отца « (т.е. фаворита, придворного любимца».
Уйдя с военной службы и отказавшись от придворной, Стародум уехал в Сибирь. Неизвестно, как разбогател Стародум, но в письме к Софье он гордо пишет: «Я могу служить примером, что трудами и частностью состояние свое составить можно». Такая проповедь личного труда как источника жизни носила в то время глубоко прогрессивный характер. От нее был одни шаг к отрицанию крепостного права. Но Фонвизин этого шага сделать не смог. Стародум, выразитель идей автора, резко протестует против рабских форм, в каких выступало крепостное право его времени. Он заявляет, что «каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно», и что «угнетать рабством себе подобных беззаконно».
В разговоре Стародума с Правдиным (действ. V, явл. 1) тема крепостного права прозрачно сплетается с темой об отношении к нему самодержавия. Стародум считает, что там, «где государь мыслит, где знает он, в чем его истинная слава, там человечеству не могут не возвращаться его права». В этих высказываниях слышится явный отголосок идей «естественного права»; в условиях екатерининской деспотии и крепостничества слава Стародума означали почти то же, что государь в России не «мыслит» и не знает своей настоящей «славы». «Удовольствие, — говорит Правдин, — которым государи наслаждаются, владея свободными душами, должно быть столь велико, что я не понимаю, какие побуждения могли бы отвлекать…» Правдин не договаривает примерно следующее: какие побуждения могли бы отвлекать царскую власть от освобождения крестьян. В ответ на эта Стародум догадливо восклицает: «А сколь великой душе надобно быть в государе, чтоб стать на стезю истины и никогда с нее не совращаться… » И эта фраза должна Была звучать прямым упрекам Екатерине II в недостатке «величия души» и в том, что она сошла с «пути истины», намеченного ею в «Наказе».
В своих речах Стародум затрагивает и другие вопросы: об истинной «знатности», о богатстве и бедности, о браке и т.д. Рассуждения Стародума— обычно в форме кратких нравоучительных сентенций и афоризмов—делают его образ несколько отвлеченным. Стародум — «резонер» прежде всего. Однако современники видели в нем живое и главное лица пьесы.
А. Кайев
Из всех положительных персонажей центральная роль отводится Старадуму, являющемуся рупором самого автора и возводимому им на высоту образа идеального дворянина вообще. «Друг честных людей», как он сам себя называет, Стародум находится в явной оппозиции екатерининскому режиму. Он выходит в отставку, ибо не может снести господствовавшего в служебных отношениях «неправосудия»: знатные Бездельники награждаются, а истинные заслуги пренебрежены. Он удаляется и от двора — «без деревень, Без ленты, без чинов», ибо не хочет пресмыкаться «в чужой передней». Обличительные тирады в разговоре его с Правдивым против «двора», т.е. непосредственного окружения Екатерины, и, в конечном счете, ее самой, отличаются исключительной резкостью. Их общий вывод: «двору» представляет собой самое зараженное место империи. В ответ на слова Правдина, что с такими «правилами», каковы они у Стародума, «людей не отпускать от двора, а ко двору призывать надобно… за тем, за чем к больным врача призывают», Стародум с полной твердостью и убежденностью отвечает: «Мой друг, ошибаешься. Тщетно звать врача к Больным неисцельно: тут врач не пособит, разве сам заразится». В уста Стародума вкладывает автор и другую весьма энергичную тираду против крепостников: «угнетать рабством себе подобных беззаконно». удалившийся от двора и службы Стародум в своей последующей деятельности как бы осуществляет практически идею «торгующего дворянства» — уезжает в Сибирь, где, как можно понять из его разъяснений, обогащается путем добычи золота. Однако этот «буржуазный» момент его биографии ни в какой мере не делает его промышленником, приобретателем: к заботе о деньгах, к обогащению он относится подчеркнуто отрицательным образом— и вообще это нив малейшей мере не мешает ему оставаться идеальным представителем своего класса, не только своими рассуждениями, но и всем своим обликом, дающим, по реплике Правдина, «чувствовать истинное существа должности дворянина». Специфической особенностью взглядов и убеждений Стародума, подчеркиваемой самым его именем, является то, что его идеалы находятся не впереди, не в будущем, а позади, в историческом прошлом, сочувственно противопоставляемом «нынешнему обращению светах», т.е. в петровском времени, когда «один человек назывался ты, а не вы», ибо тогда «не знали еще заражать людей столько, чтоб всякий считал себя за многих», когда «придворные был воины, да воины не были придворные», когда «к научению мало было способов», но зато «не умели еще чужим умом набивать пустую голову». Все это имела совершенно определенную политическую окраску. Екатерина II постоянна стремилась подчеркнуть непосредственную, органическую связь и преемственность ее времени с эпохой Петра, которому, как она постоянно заявляла, она во всем следовала и подражала. Стародум, наоборот, решительно разделяет эти две эпохи, пряма противопоставляя одну другой. Равным образом, Стародум, как выясняется, — горячий поклонник «автора Телемака, Фенелона», в духе которого он и развивает в своих речах, обращенных к Правдину и Софье, взгляды на истинную славу и достоинство государя, на воспитание и т.п. (Софья в пьесе читает книгу Фенелона «О воспитании девиц»).
Имеет ли человек право на месть
... против него самого же: он был убит Печориным на дуэли. Имеет ли человек право на месть? Личность рождается одновременно с деятельностью: на добро или на зло. Поэтому бывают личности со знаком плюс, а ... (вып. I, СПб., 1884). Второй аргумент Еще одной иллюстрацией, которая поможет написать сочинение на тему «Месть» по литературе, является поступок Грушницкого из романа М. Ю. Лермонтова «Герой ...
Наоборот, он явно неодобрительно отзывается о «нынешних мудрецах», т.е. философах-просветителях, «которые, правда, искореняют сильно предрассудки, да воротят с корня добродетель». Слова эти отражают отрицательное отношение к большинству деятелей просветительной философии самого автора «Недоросля». Фонвизин склонен был придавать особенное значение положительным персонажам «Недоросля». Он считал, что именно «особе Стародума он был главным образом обязан успехом своей комедии.