Сочинение. «Жить нужно не для себя и не для других, а со всеми и для всех» (Н. Федоров).
(По роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)
«Жить нужно не для себя и не для других, а со всеми и для всех». Эти слова русского мыслителя-утописта XIX века Н.Ф. Федорова очень точно определяют лучшие черты русского характера, не требующие ненужных жертв, аскетического самопожертвования и обладающие высшей духовной формой человеческого сосуществования. Ведь именно желание жить для людей и среди людей скрасило сравнительно недолгую жизнь гончаровского Обломова.
Через тяжкие испытания с людьми и к людям проходит свой жизненный путь Иван Флягин — «Очарованный странник» Лескова. «Со всеми и для всех» живут герои Чернышевского и некрасовский Гриша Добросклонов.
«Жить со всеми и для всех» — жизненный девиз многих толстовских героев, особенно героев романа-эпопеи «Война и мир», где каждый воспринимает его на уровне подсознания и на протяжении всей своей жизни идет к его пониманию. При этом в зависимости от воспитания, образования и социального положения каждый формулирует этот закон по-своему, не меняется только суть.
Так, солдат Апшеронского полка Платон Каратаев считал, что «человек есть капля в людском море, а его жизнь имеет смысл и назначение лишь как часть и одновременно отражение этого целого».
В то время как главный герой романа Пьер Безухов постиг сначала интуитивно, а затем и разумом начинает осознавать себя частью целого мира: с людьми для людей. Он пришел к этому пониманию долгим сложным путем.
Поначалу Петр Кириллович Безухов — незаконнорожденный сын богатого и знатного вельможи, признанный законным наследником лишь после смерти отца, — испытывает некоторую дисгармонию, поскольку его добрые и разумные намерения постоянно приходят в противоречие со страстями. Но после целого ряда испытаний: неудачного брака с Элен Курагиной, разочарование в масонстве, а главное, участие в войне 1812 года, французский плен — к полной гармонии и единению с людьми.
Не менее сложным был путь прихода к людям и другого главного героя «Войны и мира» — князя Андрея Николаевича Болконского. Андрей Болконский умен, смел, глубоко порядочен, безукоризненно честен и горд и по-своему очень несчастен. И только «приход к людям», единение с ними, которое он открыл для себя незадолго до смерти стало для него высшим откровение, приблизившим его к смерти.
Смерть человека как феномен культуры
... лицом смерти”, т.е. постоянной обращенности сознания к смерти. Ю.Н. Давыдов в книге “Этика любви и метафизика своеволия” подверг тщательному анализу этот феномен современной культуры, показал его истоки и всю его опасность. В главе ...
«Со всеми и для всех» живет и главная героиня толстовского романа «Война и мир» — Наташа Ростова. Во всем романе почти нет ни одного эпизода, в котором Наташа была бы в одиночестве. Юную графиню всегда окружают люди, которые ее любят и которых любит она.
Однако примером того, что «жить нужно не для себя и не для других, а со всеми и для всех» может служить и образ, пожалуй, самой любимой героини Л.Н. Толстого — Марии Болконской, младшей сестры князя Андрея. В отличие от Наташи Ростовой, которая в силу врожденной живости и эмоциональности «…не удостаивает быть умной» и допускает ошибки, которые окружающие ее люди рано или поздно прощают ей, то у княжны Марьи особенность самой прощать. Она живет с людьми и для всех, при этом не переходя к самопожертвованию.
Л.Н. Толстой всегда считал, что люди, которые только приносят себя в жертву, живя для других, — «пустоцветы», подобно Соне. Княжна Марья же необходима людям, потому что она не просто живет с ними, но и для них. Вот почему одним из ключевых эпизодов, раскрывающих образ княжны Марьи, стал эпизод прощания умирающего старого князя с дочерью. Старый князь, который, казалось бы, не умеет в силу своего характера быть теплым, неожиданно произнес: «Спасибо тебе … дочь, дружок … за все, за все … прости. Спасибо … прости … спасибо!»
В одной из критических работ о княжне Марье было сказано: «Княжна Марья стремится найти правду в отношениях людей, истоки радостного сближения и горестных утрат». Ее простым человеческим счастьем Л.Н. Толстой проиллюстрировал правоту слов: «Жить нужно … со всеми и для всех».