Несколько по-иному, но в основном в той же манере строится образ маленького человека в “Преступлении и наказании”. Его воплощением там выступает Мармеладов, мелкий чиновник, выгнанный за пьянство со службы. Его образ внутренне глубоко драматичен.
В этом, казалось бы, совершенно никчемном человеке, способном пропить последние деньги семьи и идти к Соне просить на опохмелку, Достоевский, верный своим творческим принципам, находит живую человеческую душу. По монологам Мармеладова очень заметно, что он когда-то был не лишен гордости,
сознания собственного человеческого достоинства. Сейчас от этой гордости остался один только стыд.
Мармеладов уже не способен справиться со своей пагубной страстью, не способен подняться, но он способен наказывать себя за это самым строгим нравственным наказанием. Если бы он был один, он бы не страдал. Но сознание того, что из-за него страдают Катерина Ивановна и дети, – вот что мучает Мармеладова, заставляя его обращаться со своей надрывной и отчаянной исповедью к завсегдатаям трактира, к Раскольникову. Он, когда-то гордый и совестливый человек, не боится выставлять себя на позор и посмешище, наоборот,
стремится к этому, потому что так наказывает себя.
Поражает глубина, с которой этот опустившийся человек способен чувствовать нравственные страдания Катерины Ивановны, неотступно думать о ней и о детях, о своей вине и своем грехе. И, что очень важно для Достоевского, этот человек продолжает уповать на Бога – в этом смысл рассказанной им Раскольникову притчи. И – еще один важный для Достоевского момент – упование на божественное милосердие сочетается в Мармеладове со смирением и самоуничижением, пришедшим на смену прежней гордости.
Такой человек, по Достоевскому, не потерян для Бога.
Чрезвычайно трогательной деталью, завершающей образ Мармеладова, становится пряник, который находят в его кармане после смерти – свидетельство его последней мысли о детях. Эта деталь окончательно расставляет оценочные акценты: автор далек от того, чтобы презирать или хотя бы осуждать Мармеладова; он грешен, но заслужил прощение. Продолжая традицию своих предшественников, Достоевский на первый план в трактовке темы маленького человека выдвигает принцип гуманизма, необходимость не осудить и бросить камень, а понять и простить.
Беликов в рассказе человек в футляре (образ и характеристика) 9 класс
... всего, Беликов — собирательный образ. В 1939 году на студии «Беларусьфильм» вышел фильм «Человек в футляре» режиссера Исидора Анненского. Роль Беликова там исполнил актер Николай Хмелев. Рассказ «Человек в футляре» Беликов — пожилой ... при этом быть лучше, быть способным перейти через невозможность общаться и стать хоть каким-то членом социума. Чехов хотел направить людей на правильный путь; он ...
1
votes, average:
5.00
out of 5)