«Замечательный , большой мастер стиха, человек высокой культуры и разнообразнейший интересов и знаний — С. Я. Маршак всю свою жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Он, подружив их с поэзией, с мажорной музыкой стиха, со звонкой рифмой, показал им чудесную силу родного языка, научил радоваться красоте поэтического слова. Он показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать интересные и поучительные истории и сказки, можно высмеять врага и вызвать у человека раздумья, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и мастерски работать (В. Смирнова).
Детство
Родился известный детский поэт 22 октября 1887 года в небольшом российском городе Воронеже.
Отец поэта, Миронович Маршак, работал мастером на заводе, был одаренным человеком, самоучкой-изобретателем, который стремилась найти лучшее место для самовыражения, и потому семья Маршаков постоянно переезжала с места на место. Так, за несколько лет мальчик успел побывать и в России, и в Украине, и в Беларуси.
После лет странствований семья остановилась в маленьком городке Острогожске, Самуїл смог поступить в гимназию.
Любовь мальчика к не осталась незамеченной. Его начинания поддержал преподаватель латыни В. И. Теплых, который был всесторонне просвещенным человеком, хорошо знал русскую и европейскую литературы, повлиял на формирование художественного вкуса юного поэта.
Счастливое знакомство.
В 1902 году судьба Маршака круто изменилась. Отец будущего поэта нашел работу в Петербурге, и семья переехала в «северную столицу» России. Случайно во время летних каникул Маршак знакомится с известным критиком-искусствоведом В. В. Стасовым, который становится покровителем молодого таланта.
Поэт всегда вспоминал слова Ф. Шаляпина о В. В. Стасова: «Он будто обнял меня душой своей».
Познакомившись со стихами юноши, Стасов одобрил их и подарил мальчику библиотечку классиков, много рассказывал о своих знакомствах с Глинкой, Тургеневым, Герценом, Гончаровым, Л. , Мусоргским. Потом он добился переведения Маршака в одну из лучших гимназий Петербурга, где он и продолжил свое обучение. Стасов водил одаренного юношу в музеи, в оперу, брал с собой в Петербургскую публичную библиотеку, где заведовал художественным отделом и где мальчик мог рассматривать старинные книги и гравюры, слушать споры об искусстве и литературе.
Благодаря Стасову Маршак познакомился с выдающимся русским писателем Максимом Горьким (Пешковым), который, узнав о слабом здоровье юного таланта, предложил пожить в Ялте, на берегу Черного моря, в его семье.
Юбилей российских писателей маршак
... юбилею Самуила Яковлевича Маршака. Жизнь и творчество этого писателя просто захватили меня. Я столько нового узнала об этом поэте. Думаю, что сочинение ... нных, лишённых родного крова семей произвели особенно сильное впечатление на поэта. Позже поэт вместе с группой педагогов основал ... на даче Горького в Ялте. После возвращения в Петербург Маршак выпускает свой первый сборник стихов на еврейскую тему ...
Два года провел в Ялте Маршак. Жил в семье Пешковых, лечился, учился в местной гимназии. Все изменилось в связи с революцией 1905 года, когда Горькому пришлось выехать за границу. В своей автобиографии Маршак пишет: «Я остался в Ялте один… Снова оказался в Питере. Стасов незадолго до этого умер, Горький был за границей. Как и многим другим людям моего возраста, мне пришлось самому, без любой помощи, пробивать себе путь в литературу».
Начало жизни литератора-профессионала.
Маршак начинает сотрудничать с редакциями разных газет и журналов, пишет для них юмористические зарисовки, литературные пародии.
Но мечты о другой, неизведанной жизни не оставляют его. Весной 1911 года он решает наняться матросом на пароход и отплыть в заграничное странствие. И хотя по состоянию здоровья писателя не взяли на пароход матросом, он отправляется в это путешествие как пассажир. Почти четыре месяца, проведенные в путешествии Черным, Эгейским и Средиземным морями, подарили Маршаку множество впечатлений и немало интересных идей.
В начале 1912 года , договорившись о сотрудничестве с некоторыми редакциями петербургских газет и журналов, уезжает учиться в Англию. Самуил Яковлевич и его молодая жена София Михайловна поступили в Лондонский университет: он — на факультет искусств, она — на факультет точных наук.
Писатель уделял много внимания изучению английского языка и истории литературы, провел множество времени в университетской библиотеке, где читал Шекспира, Блейка, Бернса, Киплинга в оригинале, открыл для себя удивительный английский детский фольклор.
Во время каникул Маршак с женой много путешествовали по стране. Во время одного такого путешествия они познакомились с энтузиастами, которые создали очень интересную лесную школу в Вельсе («Школа простой жизни»), в которой ученики и учителя выполняли всю необходимую для жизни работу без посторонней помощи, жили скромно, но интересно. Позднее сюда приедет сестра Маршака, которая имела слабое здоровье, но вылечилась здесь и вернулась домой, очень изменившись. Маршак в эти годы писал мало, главным образом переводил. Наибольшее внимание он уделял английским и шотландским балладам, творчеству английского поэта Вильяма Блейка и шотландского поэта Роберта Бернса. Но печатать свои переводы он не спешил.
Первая книга для детей.
Поэт вернулся на родину незадолго до Первой мировой войны. Во время войны он помогал детям беженцев эвакуироваться из районов боевых действий, проявлял заботу об их одежде и пище.
В 1920 году в Краснодаре поэт вместе с другими педагогами-энтузиастами создал «Детский городок» со своей школой, детским садиком, библиотекой, мастерскими и разными кружками.
Влияние художественного слова на развитие речи детей 5 года жизни
... Изучить понятие и значение художественного слова для развития ребенка. Раскрыть понятие художественного слова, как средство влияния на развитие речи ребенка. Изучить особенности развития речи детей среднего дошкольного возраста. Общетеоретические вопросы развития речи детей дошкольного возраста раскрыты ...
Посещение такого городка было настоящим праздником. Но особенно привлекал детей и подростков детский . Он и объединял весь «Детский городок». Пьесы для этого театра, по признанию Маршака, и были началом его поэзии для детей. В 1922 году они выйдут отдельной первой книгой писателя под названием «Театр для детей», в которую вошли «Кошкин дом», «Сказка о козле», «Горя бояться — счастье не найти».
Когда А. предложил редакции перевод «Пиноккио» итальянского писателя Коллоди, Маршак убедил его сделать вместо перевода свободный поэтический пересказ истории смешного деревянного человечка. Толстой обогатил повесть юмором, выдумкой, на которые он был большой мастер. Новая история деревянного человечка выиграла благодаря тому, что ее пересказал такой талантливый рассказчик, как Алексей Толстой. Книга, о которой речь идет, известна всем детям. Ее название — «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
Под влиянием Маршака стал записывать для маленьких читателей свои наблюдения за жизнью животных художник Чарушин, которому Маршак помог написать первый рассказ — «Крыса». Из предложения, прочитанного у Сетона-Томпсона: «Волк утром нюхал воздух — читал свою газету», родился замысел «Лесной книги» Виталия Бианки. На суд Маршака принесл свою первую большую рукопись будущий драматург Евгений Шварц.