Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 90 минут. Работа состоит из 2-х частей

Региональный экзамен по русскому языку в 7 классе, Ф.И.О. обучающегося ______________________________________________

Наименование организации _____________________________________

Класс ___________________

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 90 минут. Работа состоит из 2-х частей.

Часть 1 включает 15 заданий (1-15).

Ответами на эти задания являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в .

расписанию

шорты, плечом

1245

окутанный тайной

Ответ к заданию 11:

1

2

3

4

Д

Б

А

В

В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

Часть 2 состоит из одного вариативного задания, требующего развёрнутого ответа и представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Приступая к выполнению второй части работы, выберете одно из двух предложенных заданий (16.1 или 16.2).

Это задание выполняется на отдельном листке (бланке).

Советуем выполнять задания в том порядке, в . Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Желаем успеха!

Вариант 1

Часть 1

Ответами на задания 1-15 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте самой работы.

1

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в . Исправьте ошибку и запишите слово(-а) правильно.

две пары ВАЛЕНОК

ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ рублями

изображён ЛУЧШЕ других

ПО ПРИБЫТИЮ поезда

Ответ: ____________________________________________________

2 Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная в корне слова. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

разд..рающий крик

выск..чил из-за угла

осл..пительной белизной

низко накл..ниться

Ответ: ____________________________________________________

3 Определите слова, в буква О после шипящей согласной. Выпишите эти слова.

реш..тка

сургуч..м

исключ..нный

горяч..

Ответ: ____________________________________________________

4 Выпишите причастие с пропущенной в суффиксе буквой И.

Приемл..мое решение

Выруч..вший друга

Завис..вший от расписания

Расставля..мые предметы

Ответ: ____________________________________________________

5 Определите слова, в которых на месте пропуска пишется одна буква Н. Выпишите эти слова.

Отец беспрекословно отдал старшему брату скопле..ые на службе деньги, и наш переезд был решен.

В его пута..ых волосах, в серой жидкой бородке висят набившиеся сухие листочки.

На высоком дощатом прилавке разложе..ы картинки и книги.

Давно исчез стари..ый помещичий быт, который был описан в тургеневских романах.

Ответ: ____________________________________________________

6 Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

На двор к деду (НЕ)РЕДКО заглядывали и настоящие купцы.

Жил Турский у нас в конторе, запросто спал на полу, подчас (НЕ)СНИМАЯ болотных сапог.

(НЕ)СМОТРЯ на показную суровость и приверженность деда к старинным правилам и обрядам, многое уже менялось и в .

Отец водил знаменитого ученого по хозяйскому (НЕ)ТРОНУТОМУ лесу.

Ответ: ____________________________________________________

7 Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Яркая радуга (1) упершись одним концом в реку (2) немного поднявшуюся (3) от дождя (4) широким полотенцем раскидывается над ярмаркой (5) и над колокольней.

Ответ: ____________________________________________________

8 Определите словосочетание, где выделенное слово является главным. Выпишите это словосочетание.

напечатанная в газете

временно поселившийся

любуясь пейзажем

на исписанной доске

Ответ: ____________________________________________________

Прочитайте текст и выполните задания 9-16.

(1)Манежная рысь вытряхивает из меня кишки. (2)Я уже кое-что могу, но выдерживать всю тренировку с той нагрузкой, которую даёт нам наш тренер, невозможно.

(3)Сам он стоит посреди манежа с длинным . (4)Бич щёлкает. (5)Тренер покрикивает:

  • (6)Пятку вниз! (7)Строже повод! (8)Колено плавает! (9)Спину прямее! (10)Терпи! (11)Детских коней не бывает!

«(12)Неужели всё это ?!» – думаю я, а тренер словно отвечает:

– (13)Только при полном соответствии посадки вы сможете ездить, а не кататься! – (14)И гремит на весь манеж: – (15)Не сутулиться! (16)Вы на коне! (17)Выше мирской суеты! (18)Терпи! (19)Положение обязывает! (20)Всадник – это не всякий, севший на лошадь! (21)Всадник – моральный облик! (22)Характер! (23)Воля! (24)Всадник мужествен и потому добр! (25)Всадник держит слово, ибо сказано: «(26)Сегодня не сдержал слово, завтра не сделал дела, послезавтра забыл, что ты человек!»

(27)И так день за днём. (28)Поводят боками усталые кони, ноют суставы, а тренер щёлкает, будто стреляет, бичом, посмеивается. (29)Крепкие, но не обидные шутки вылетают из-под его седых усов. (30)Сам он в .

(31)А тренировки день ото дня усложняются.

(32)И вот наступает день, который я буду помнить всю жизнь. (33)Это произошло как-то неожиданно: мгновенно исчезла скованность, всё стало легко. (34)Все десятки правил слились в единственно правильную посадку. (35)Конь стал послушен и весел. (36)Мы плыли в галопе, взвивались над барьером и были счастливы оба… (37)Нет, вместе со мной и с конём радовался тренер!

  • (38)Всадник – это умение понять другого!

…(39)Я не стал профессионалом. (40)Всё реже и реже заходил я в манеж. (41)А тренер всё также бессменно стоял на кругу, и другие мальчишки, закусывая от напряжения губы, роняя пот и слёзы, овладевали искусством верховой езды. (42)Они вырастали, а тренер, казалось, не менялся.

(43)И вот однажды в моей комнате раздался телефонный звонок, и детский голос прокричал сквозь рыдания:

  • (44)Он умер!

(45)Я уронил трубку.

(46)Мы не знали, что у сердце. (47)Мы не догадывались, с каким трудом даётся ему каждая тренировка.

(48)В свой последний день он заменял другого прихворнувшего тренера. (49)Его попросили заменить товарища, потому что знали – старик не откажет. (50)И он пришёл как всегда, выбритый и надушенный, подтянутый, в начищенных до зеркального блеска высоких сапогах.

(51)Шёл снег, дул холодный ветер. (52)Он заковывал коней в корку изморози, рвал полы длинной кавалерийской шинели нашего тренера, который, как всегда, твёрдо стоял на кругу и покрикивал:

  • (53)Гляди веселей! (54)Всадник – бодрость! (55)Всадник – ясность души!

(56)Потом он зашёл в конюшню, попрощался с лошадьми и ночью умер.

(57)В манеже стало тихо. (58)Всё словно обесцветилось. (59)Но прошла неделя, другая…

  • (60)Всадник – это ясность души! (61)Вы же над толпою! – услышал я знакомые слова. (62)Молодой парень стоял на кругу с бичом в руках. – (63)Всадник не тот, кто сидит в седле! (64)Вы на коне, стало быть, – счастливы!

(65)Он был совсем другой. (66)Наш тренер был маленький, этот – высокий. (67)Наш тренер был седой, этот – темноволосый.

(68)Он не подражал нашему старику, он был его учеником. (69)Он был похож на него, как сын походит на отца. (70)А учил тому же, что и наш старый тренер: не просто ездить верхом, но быть человеком!

(По Б.А. Алмазову*)

* Борис Александрович Алмазов (род. 1944) – советский и российский бард, писатель, журналист, атаман Северо-Западного округа «Союза казаков» (Санкт-Петербург), автор нескольких детских книг и сценариев для научно-популярных фильмов.

9 Укажите номер предложения, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему новый тренер был похож на старого наставника?».

(69)Он был похож на него, как сын походит на отца.

(70)А учил тому же, что и наш старый тренер: не просто ездить верхом, но быть человеком!

(67)Наш тренер был седой, этот – темноволосый.

(62)Молодой парень стоял на кругу с бичом в руках.

Ответ: ____________________________________________________

10 Укажите, какое средство художественной выразительности использовано в предложениях 66 и 67: «Наш тренер был маленький, этот – высокий. Наш тренер был седой, этот – темноволосый».

антитеза

сравнение

фразеологический оборот

метафора

Ответ: ____________________________________________________

11 Установите соответствие между выделенными словами в предложениях из текста и их морфологической характеристикой: к каждому элементу первого столбца подберите элемент второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

1) Сам он стоит ПОСРЕДИ манежа с длинным бичом в руках

А) глагол

2) Конь стал ПОСЛУШЕН и весел.

Б) местоимение

3) В манеже СТАЛО тихо.

В) производный предлог

4) САМ он в седле сидит безупречно.

Г) краткое причастие

Д) краткое прилагательное

Ответ:

1

2

3

4

12 Укажите способ образования слова «безупречно» (предложение 30).

Ответ: ____________________________________________________

13 Из предложений 48-50 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением

– «неполное действие».

Ответ: ____________________________________________________

14 Замените книжное слово «ибо» в предложении 25 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ____________________________________________________

15 Среди предложений 34-42 найдите предложение с деепричастными оборотами. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ____________________________________________________

Часть 2

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 16.1 или 16.2. Перед сочинением запишите номер выбранного Вами задания: 16.1 или 16.2.

16.1 На основе прочитанного текста напишите сочинение-рассуждение, ответив на вопрос:

«Почему автор считает, что старый тренер учил “не просто ездить верхом, но быть человеком”?».

Приведите в сочинении два аргумента из , подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных Вам предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

16.2 Как Вы понимаете значение слова ДОСТОИНСТВО ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое достоинство?» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Прочитайте текст и выполните задания  1 ГБУ «Региональный центр развития образования Оренбургской области»