Любовь без взаимности счастье или трагедия

(«Психологическая самооценка комфортности на уроке» по количеству учащихся).

Ход урока

Слайд 1 (звучит вступление к романсу «Я помню чудное мгновение»).

Учитель:

Здравствуйте, ребята, садитесь. Прежде чем я объявлю тему сегодняшнего урока, я хотела бы чтобы вы обратили внимание на то, что разложено у вас на партах: это приложения к нашему сегодняшнему уроку. Возьмите приложение 3 и отметьте, пожалуйста, в них ваше настроение в начале урока. Спасибо. Сейчас на уроке мы поговорим в сами о самом светлом, чистом и прекрасном чувстве на земле – любви. Тема нашего урока «Любовь – вечная тема в искусстве».

«Любви все возрасты покорны» – написал поэт в знаменитом романе «Евгений Онегин». Любовь стала лейтмотивом не только этого произведения, а еще множества шедевров, созданных Пушкиным. И здесь нет ничего удивительного: ведь еще «суровый Дант» заметил, что именно любовь «движет солнце и светила». Это самое прекрасное, самое облагораживающее человеческое чувство, которое дарит человеку крылья, поднимает его от земли до небес, наполняет его жизнь особым смыслом, одухотворенностью, делает ее возвышенней и красивей. Все это можно пережить, понять и прочувствовать, читая стихи Пушкина.

Чтение учащимися фрагментов из стихотворений А.С.Пушкина.

Учащийся 1.

…Но встретясь с ней, смущенный ты Вдруг остановишься невольно, Благоговея богомольно Перед святыней красоты.

Учащийся 2.

…но почему ж порой Не погружусь я в минутное мечтанье, Когда нечаянно пройдет передо мной Младое, чистое, небесное созданье…

Учащийся 3.

Творец тебя мне ниспослал. Тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец.

Учащийся 4.

Желаю славы я, чтоб именем моим Твой слух был поражен всечасно, чтоб ты мною Окружена была, чтоб громкою молвою Все, все вокруг тебя звучало обо мне. Я вас люблю, хоть я бешусь.

Учащийся 5.

Хоть это труд и стыд напрасный, И в этой глупости несчастной У ваших ног я признаюсь.

Учащийся 6.

Так вот кого любил я пламенной душой С таким тяжелым напряженьем, С такою нежною, томительной тоской, С таким безумством и мученьем!

30 стр., 14576 слов

Виды уроков по литературе в зависимости от их содержания, цели ...

... и специфика современного урока литературы. Объектом данного исследования явился процесс становления урока литературы в системе школьного литературного образования. урок литература нестандартный компьютерный Теоретические проблемы урока как основной ... но и для воли каждого учащегося". В период 30-50 гг. основным в процессе обучения становится комбинированный урок с четырехэлементной системой: опрос, ...

Учитель:

Что же может служить источником вдохновенья? Кто сподвигнул поэта к созданью божественных строк.

(Ответы учащихся.)

Учитель:

Все, кого коснулся свет пушкинской поэзии, стали для нас прекрасными образами. Лира Пушкина подняла их на недосягаемую высоту и сделала предметом восхищения. Одна из тех, кто вдохновил поэта стала столь же бессмертна, как он сам, как стали бессмертны Лаура и Беатриче, потому что благодаря ей появился шедевр мировой лирики. Имя ее – Анна Петровна Керн.

(Демонстрируется портрет А.П. Керн)

Учитель:

Об Анне Павловне ярко пишет Ю. Ло. Их встреча вызвала бурю чувств в душе поэта. Как это было?

(Демонстрируется Михайловское. Парк. Аллея Керн.) Учитель исполняет вступление к романсу.

Исполняется учащимися сцена встречи А.Керн с А.С.Пушкиным.

А.П.Керн.

Погода была чудесная, лунная июльская ночь дышала прохладой и ароматом полей. Пушкин шутил без острот и сарказмов; хвалил луну, не называл ее глупой. Мы шли по старому запущенному саду. «Приют задумчивых дриад», с длинными аллеями старых дерев, корни которых, сплетясь, вились по дорожкам, что заставляло меня спотыкаться, а моего спутника вздрагивать. Подробностей нашего разговора не помню, он вспоминал нашу первую встречу у Олениных, выражался о ней увлекательно, восторженно.

На другой день, утром я должна была уезжать, он принес на прощанье экземпляр 2-й главы Онегина, в неразрезанных листках, между которых я нашла вчетверо сложенный лист бумаги со стихами.

Стихотворения «Я помню чудное мгновенье…» читает учащийся.

(Герои уходят, звучит вступление к романсу в исполнении учителя)

А.П. Керн.

Когда я собиралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, Пушкин долго на меня смотрел, потом судорожно выхватил его и не хотел возвращать; насилу выпросила я их опять.

Учитель:

Так «чудное мгновенье» обретало жизнь в стихах и становилась гимном любви.

Обратимся к приложению1, которое лежит перед вами – это текст стихотворения.

Вопросы к учащимся

:

– Как вы думаете, почему это стихотворение называют вершиной любовной лирики Пушкина? – Кто находится в центре внимания поэта? – Какой была жизнь до появления возлюбленной? – Что произошло с героем, когда она вдруг снова появилась? – Благодаря чему произошло пробуждение и воскресение души поэта?

(Ответы детей.)

Слайд (портрет Глинки)

(Звучит вступление к романсу фонограмма.)

Учитель музыки:

Прекрасные стихи А.С.Пушкина не могли не дать почву для творчества композиторов. На это стихотворение было написано более 20 романсов разными композиторами: романс Н.С. Титова (1829), А.А. Алябьева (1832), Н.А. Мильгунова (1832), Карла Гедике (1833), Я.Ф. Пригожего (1883) и других, но наиболее известна мелодия М.И. Глинки.

3 стр., 1022 слов

Общий исполнительский анализ русского романса «Осень» ...

... Осень", как принадлежащее А.Н. Плещееву. Цезарь Антонович Кюи 2. Разбор произведения Ц. Кюи "Осень" Произведение Ц.А. Кюи "Осень" на слова А. Плещеева ... (романсы на слова французских поэтов А. Мюссе, ... Кюи". Издательство "Музыка", М., 1989 г. ... Осень", - "Детское веселье: Сборник песен для детей школьного возраста", композитор И.С. Ходоровский. Именно он первым приписал авторство теста Плещееву, ...

Романс Глинки являет собой пример того неразрывного единства поэзии и музыки, при котором почти невозможно представить себе пушкинское стихотворение без интонации композитора. Поэтический бриллиант получил достойную музыкальную оправу. Вряд ли найдется поэт, который не мечтал бы о таком обрамлении своих творений. Chercher la femme

(фр. –

ищите женщину

– этот совет как нельзя более кстати, если мы хотим яснее представить себе рождение шедевра. Причем оказывается, что женщин, причастных к его созданию, две, но… с одной фамилией: Керн – мать Анна Петровна и дочь Екатерина Ермолаевна. Первая вдохновила Пушкина на создание стихотворного шедевра.

Слайд (портрет Е.Е.Керн)

Вторая – Глинку на создание шедевра музыкального. Романс написан в 1838–1840 гг.

Учитель музыки:

Ребята, а какое произведение называется романсом?

(Вокальное произведение в сопровождении рояля, гитары или камерного ансамбля; музыкально-поэтическое произведение для голоса в сопровождении инструмента.)

Учитель:

Родина романса – Испания. «Романсеро» – песня народного склада на испанском языке в XV–XV вв. Название «Романс» утвердилось за сольной песней с гитарным сопровождением в XVIII веке. Жанр завоевал Европу. Первоначально означал «чувственная, лирическая пеня о любви»

Учитель:

Чем отличается романс от другого вокального жанра – песни?

(Ответы учащихся.)

  • куплетная форма;
  • несложная, быстро и легко запоминающаяся мелодия;
  • аккомпанемент носит второстепенную роль.

В романсе:

  • трехчастная форма;
  • усложненная мелодия;
  • новая роль аккомпанемента – дополняет, продолжает мелодию.

Учитель: В песне:

Вслушайтесь в звучание романса, проникнетесь в его смысл, и вы почувствуете то, что хотел передать в музыке композитор.

Звучит аудиозапись романса «Я помню чудное мгновенье».

Учитель музыки:

Ребята, как музыка раскрывает оттенки настроения поэтических строк?

  • Каковы особенности музыкального построения романса (были ли повторения мелодии, появлялись ли совершенно новые эпизоды)?

(Музыку можно разделить на три части, две из них с одинаковой мелодией – первая и третья, совершенно новая мелодия в средней части. Можно определить трехчастную форму романса.)

(Ответы учащихся: – вначале романса как бы начинается рассказ о былом – герой вспоминает явление ему дивного образа; музыка фортепианного вступления звучит в высоком регистре, тихо, светло, словно мираж…; в третьем куплете Глинка замечательно передаёт в музыке изображение «бурь порыв мятежный: в аккомпанементе само движение становится взволнованным, аккорды звучат словно учащённые удары пульса; в музыке встречаются интонации, изображающие борьбу, стремление, порывы.)

(Повторное слушание романса)

(Ответы учащихся)

(Выполнение дыхательных упражнений; двигательных упражнений головой, плечами; распевание)

(Исполнение одного куплета песни учителем)

Учитель музыки:

Для передачи настроения «глуши» и «мрака заточенья» Глинка тоже находит замечательное по выразительности решение: аккомпанемент становится аккордовым, никаких бурных пассажей. После этого эпизода особенно ярко и воодушевленно звучит реприза романса (возвращение первоначального музыкального материала), со слов: «Душе настало пробужденье». Реприза музыкальная у Глинки в точности соответствует поэтической репризе. Восторженная тема любви достигает кульминации в конце романса, каковой является последняя строфа стихотворения. Здесь она звучит страстно и возбужденно на фоне аккомпанемента, замечательно передающего биение сердца «в упоении». Послушаем ещё раз это прекрасное творение двух гениальных людей.

Учитель:

Ребята, как по вашему, современна ли тема любви в произведениях искусства в наше время? Современны ли в наше время произведения Пушкина и Глинки, которые мы с вами сегодня послушали ? Почему?

Учитель:

Тема любви волновала и продолжает волновать людей искусства. В наше время написано много музыкальных произведений, в которых раскрывается это светлое чувство. Примером может служить песня нашего современного композитора Ю.Визбора «Лесное солнышко», которую вы разучили на прошлом уроке. Давайте с вами вспомним и исполним эту песню. На парте у вас лежит приложение с текстом этой песни. Но прежде я попрошу вас всех встать и как в хоре, стоя, мы сделаем дыхательные упражнения и распевания.

Учитель:

Ребята, послушайте, пожалуйста, я напомню вам мелодию песни.

Учитель:

А теперь исполним песню все вместе.

(Исполнение песни учащимися)

Учитель:

Тема любви звучала в произведениях искусства во все времена. Человек обращается к искусству прошлого, чтобы через него познать законы нравственные, законы человеческих отношений. Сочетание тонкого лиризма и музыкальности делают произведения, с которыми мы с вами сегодня познакомились, нестареющим образцом высокого искусства. И на сегодняшнем уроке мы с вами убедились в том, что тема любви всегда будет современной и нестареющей темой в искусстве!

А сейчас я прошу вас опять обратиться к приложению 3 на ваших партах. Отметьте, пожалуйста, своё настроение в конце нашего урока.

Рефлексия: Ребята, ответьте, пожалуйста, что нового вы узнали сегодня на уроке? Что вам понравилось в этой теме? Ваши впечатления от сегодняшнего урока?

(Ответы учащихся)

Сегодня на уроке все хорошо работали. Но мне хотелось бы отметить некоторых учащихся, которые были более активны на уроке, много рассуждали. (Оценки за урок)

Ребята, и в конце урока послушайте домашнее задание, которое будет разноуровневым.

Первое задание на «4»: выучить любое стихотворение А.С.Пушкина о любви. Второе задание на «5»: привести примеры романсов М.И.Глинки о любви на стихи других русских поэтов.

Спасибо всем! Урок окончен!

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 8Следующая ⇒

«Всякая любовь – великое счастье», — писал А.П. Чехов. Успешный писатель и драматург, привлекательный и остроумный мужчина, Антон Павлович всегда был в окружении первых красавиц столицы, но связывать себя узами брака не спешил, более всего любя одну Даму – Свободу! Легко любить, если ты ничего не должен любимому человеку, если у тебя нет никаких обязательств перед ним. Не хочется, чтобы твой избранник любил свободу больше тебя, это обидно и стыдно. Это не счастье, а драма.

Счастливой любовь может быть только тогда, когда двое любящих людей понимают друг друга, не представляют своей жизни без своей половинки. Ярко изображена любовь Наташи Ростовой и Пьера Безухова в романе Л. Толстого «Война и мир». Испытав в своей жизни неудачную любовь, и тот и другой пришли к искреннему чувству. Любовь Наташи беззаветна. Любовь Пьера дополняется его возвышенной жертвенностью и благодарностью за стабильность семейного счастья. Пьеру трудно разобраться в своих чувствах, но полюбив, он склонен идеализировать объект своих чувств. Он любит Наташу тем больше, чем больше она заботится о крепкой семье без лишних мудрствований и духовных исканий, предоставив все это мужу. В их отношениях нет эмоционального накала: они естественны, надежны и постоянны.

Примеров драматичной любви в литературе гораздо больше. Часто любовь – это чувство слепое, романтическое, очень эмоциональное, порабощающее и любящего, и того, на кого оно направлено. Такова любовь Анны Карениной и Вронского. Их бурные, всепоглощающие и драматические чувства, которые они проявляли друг к другу и ради которых шли на любые жертвы, не выдержали испытания временем. У Вронского с Анной в конце концов накопилась усталость от бурных эмоций, столь привлекавших вначале обоих высоким накалом. При разрыве Анна теряла намного больше, чем Вронский, так как она поставила на карту все: семью, ребенка, положение в обществе. Лишившись всего и не получив взамен ничего, кроме крушения иллюзий, Анна Каренина покончила с собой. Любовь подчинила ее и погубила. Драматичной, я думаю, любовь становится тогда, когда люди проявляют свои эгоистические качества. Может быть, слишком торопят события, не умеют или не хотят слушать свое сердце. Настоящая любовь этого не терпит.

3. .«Родительский дом — начало начал …»

Дом… Родительский дом. Для каждого из нас он имеет исключительное значение. Ведь в отчем доме человек не только родится, но и получает духовный и нравственный заряд на всю жизнь. Именно в родном доме и в семье закладываются в человеке те нравственные ориентиры, которые будут нужны ему на протяжении всей жизни.. «Все в человеке начинается с детства»,- говорил, кажется, писатель С.Михалков. Какими мы будем в жизни – это зависит и от семьи, в которой мы выросли, от той духовной атмосферы, которая царила в родительском доме.

Тема дома – сквозная тема мировой художественной литературы.

В комедии «Недоросль» Д.И.Фонвизин показывает помещичий дом дворян Простаковых. Что же это за дом? Глава семейства здесь не мужчина, а деспотичная госпожа Простакова. Атмосфера в этом доме очень тяжелая, так как с утра до вечера здесь слышатся крики, брань, грубые слова.

Помещица следит за всеми, хитрит, лжет, унять ее никто не может. У Простаковой нет человеческого достоинства, она ругает портного Тришку и мужа- подкаблучника, который во всем потакает своей жене. А вот сына Митрофанушку она очень любит и жалеет, ради него кидается на брата.

В доме этой госпожи царит беззаконие. Эта невежественная, самовлюбленная, жестокая помещица выстраивает семейные отношения с позиции силы. Деспотизм разрушает и уничтожает в человеке все человеческое. Каким будет сын этой злобной и жестокой женщины, догадаться не трудно. В атмосфере родного дома, которым управляет мать, сын ничему хорошему не мог научиться, не получил он крепкий нравственный заряд, который так необходим ему в жизни.

Такая обстановка в родительском доме не может дать хорошие и крепкие нравственные ориентиры.

Совсем другой дом мы видим в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» — дом семьи Ростовых. Перед нами большой дом на Поварской улице в центре Москвы. Здесь живет большая и дружная семья графа Ильи Николаевича Ростова. Двери этого дома были открыты для всех, здесь всем хватало места.

Глава семейства – граф Илья Николаевич Ростов – любитель домашних праздников. Он обожает свою семью, доверительно относится к детям. «Прекраснейший был человек»,- так отзываются о нем знакомые после его смерти.

Толстой подчеркивает, что дар воспитателя присущ графине Ростовой. Она первая советчица дочерей, великодушна, душевна в обращении с детьми, гостеприимна, открыта. В доме царит атмосфера духовности, «любовный воздух».

Счастливый дом у Ростовых! Дети чувствуют родительскую нежность и ласку! Мир, согласие и любовь – нравственный климат в доме Ростовых. Жизненные ценности, которые вынесли дети из родительского дома, достойны уважения – это великодушие, патриотизм, благородство, взаимопонимание и поддержка. Все дети унаследовали от родителей способности к соучастию, сопереживанию, сочувствию, милосердию.

Родительский дом и семья для Ростовых –это исток всех нравственных ценностей и ориентиров, это начало начал.

Два дома.. Дом госпожи Простаковой у Фонвизина и дом Ростовых у Толстого. Какие они разные… И зависит это от самих родителей и той духовной атмосферы, которая создается в родительском доме, в семье…

Пусть каждый дом станет настоящим истоком нравственных ориентиров для молодых людей!

⇐ Предыдущая2Следующая ⇒

Поиск по сайту: