«ЛЮБЛЮ ОТЧИЗНУ Я, НО СТРАННОЮ ЛЮБОВЬЮ» (образ родины в поэзии М. Лермонтова)

“ЛЮБЛЮ ОТЧИЗНУ Я, НО СТРАННОЮ ЛЮБОВЬЮ” (образ родины в поэзии Лермонтова)

“ЛЮБЛЮ ОТЧИЗНУ Я, НО СТРАННОЮ ЛЮБОВЬЮ” (образ родины в поэзии Лермонтова)

Все творчество М. Ю. Лермонтова пронизывает любовь к свободе и родине. Эта тема звучит не только в стихах, прославляющих бородинскую победу, строках “Люблю отчизну я…”, стихотворном рассказе “Мцыри”, но и в тех сочинениях, где поэт не говорит напрямую ни о свободе, ни о родине, но – о судьбе поколения, о назначении поэта, об одиноком узнике, о бессмысленном кровопролитии, об изгнании, о человеке, чувствующем себя лишним в обществе себе подобных, о

пустоте жизни…

М. Ю. Лермонтов жил в трагический, но одновременно счастливый период в истории России. Москва возрождалась из руин после сентябрьского пожара 1812 года. Для Лермонтова Москва была связана со славным прошлым его родины: “Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча; Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметричном порядке… нет! У нее есть своя душа, своя жизнь”. Кремль в изображении поэта представляется алтарем России: “На нем должны совершаться и уже совершались жертвы, достойные отечества”.

Отечественную войну Лермонтов оценил как великое

историческое испытание, пробудившее силу народа, событие, которое в полной мере может быть понято только в будущем. Запах пороха и огненный запал битвы были известны ему не понаслышке: поэт участвовал в военных операциях на Кавказе, слыл офицером, который “несмотря ни на какие опасности, исполнял возложенное на него поручение с отличным мужеством и хладнокровием”.

В этой смелости, отваге также проявилась любовь Лермонтова к родной земле, отчизне. Эта любовь выше славы, купленной кровью, она не подвластна рассудку, ее нельзя променять на “полный гордого доверия покой”. Он любил отчизну и родную Русскую землю сыновней любовью:

Но я люблю – за что, не знаю сам –

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям.

В его словах о родине звучит и радость, и грусть, и гордое восхищение. Читая лермонтовские стихи, мы ощущаем, как безгранично он любит широкие поля, свежую степь, дарующую свободу:

И степь раскинулась лиловой пеленой,

И так она свежа, и так родня с душой,

Как будто создана лишь для свободы,.

2 стр., 734 слов

ВОСХИЩЕНИЕ КАВКАЗОМ В СТИХОТВОРЕНИЯХ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “ЛЮБЛЮ ...

... Лермонтов-поэт в изображении природы является не­превзойденным мастером. Недаром современни­ки называли его русским Гете. Даже если вы не были на Кавказе, ... отчизны, песней ма­тери. В три года он плакал на коленях у матери от песни, которую та напевала ему. На Кавказе ... красоту при­роды. Для лирического героя Лермонтова вершины скал южных гор скрывают тайну любви, мате­ринской ласки – всего того, ...

Но неожиданно это признание в любви к природе сменяется совершенно противоположным: степь чужда любви поэта, а летучий, серебристый снег, по его мнению, слишком чист для порочной страны.

Возможно, причиной столь противоречивых чувств было то, что еще в детстве поэт собственным сердцем прочувствовал горькую несправедливость жизни и свое печальное одиночество среди любимых, родных людей, не нашедших взаимопонимания (как известно, бабушка будущего поэта не принимала его отца, а после смерти матери Лермонтова разгорелась настоящая битва за право воспитывать мальчика).

Длившаяся долгие годы семейная распря оставила глубокий след в душе впечатлительного ребенка и сказалась на формировании его характера: от природы общительный и доверчивый, мальчик замкнулся в себе, и вскоре настороженная подозрительность стала все чаще проявляться в его отношении к окружающим.

Но было в детстве Лермонтова немало и таких впечатлений, которые повлияли на него благотворно и способствовали раскрытию его поэтического дарования. Он рос в самом сердце России, среди бесконечных полей, пересеченных оврагами и изредка затененных дубовыми рощицами. Эти картины природы нашли отголосок в стихах:

…тут лес пестрее, там

Поля и степи, там встречает взгляд

Опять дубраву или по кустам

Рассеянные сосны…

Родина предстает в поэзии Лермонтова во всей своей красе, географической масштабности и разнообразии. Об отчизне поэт писал не только в своей тихой комнате, но и на ночных дорогах, на постоялых дворах, на почтовых станциях, на дежурствах в полковой казарме, под арестом на гауптвахте, на биваках, в походной палатке, у солдатского костра.

Всматриваясь в бескрайние просторы отчизны, он слышал протяжные песни ямщиков, видел огни окрестных селений:

Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень.

Будничный и привычный взору пейзаж (легкий дымок над спаленной жнивой, черта белеющих берез на холме средь желтой нивы, изба с резными ставнями, крытая соломой) наполнял сердце поэта радостью, а удалая пляска и говор пьяных мужичков в праздник дарили ему ощущение покоя. Все неизменно, все вечно. Что еще, кроме этой чарующей красоты природы и природности всего, необходимо мятущейся душе поэта?

Однако родина для него – это не только просторы бескрайних степей, дарующих волшебное ощущение свободы, это люди, их поступки и мысли, это огромная, не похожая ни на один другой город Москва, это непреодолимое одиночество и разочарование, поскольку в мире, где нет ни чести, ни любви, ни мыслей, ни страстей, где царят зло и обман, нет места страстной натуре, и поэт в отчаянии восклицает:

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ!

Сборник идеальных эссе по обществознанию

К теме Родины обращались многие отечественные поэты в своих произведениях. Ф.И. Тютчев верил, что у России – «особенная стать», «в Россию можно только верить». Для С.А. Есенина Родина – «край… заброшенный», который он ни за что не променяет на жизнь в раю. В поэзии А.А. Ахматовой образ Родины непривлекателен — это «край глухой и грешный», гибельный и опасный, однако поэтесса не мыслит жизни без России. Обратимся к лирике великого русского поэта М.Ю. Лермонтова, чтобы понять, почему он называл свою любовь к Отчизне «странной».

15 стр., 7495 слов

Мой любимый писатель и поэт лермонтов

... Сочинение Мой Лермонтов 9 класс (мой любимый поэт Лермонтов) Я люблю читать много разной литературы, у каждого читателя иметься свой любимый поэт. Я очень люблю творчество великого поэта мировой литературы писателя – Михаила Юрьевича Лермонтова. Когда я ...

М.Ю. Лермонтов стал известен на всю Россию после написания стихотворения «На смерть поэта» в 1837 году. Молодого поэта назвали достойным преемником А. С. Пушкина. Произведение Михаила Юрьевича – это попытка переосмыслить историю и действительность, протест против установившегося в стране деспотизма, гневный укор соотечественникам, безмолвно терпевшим беззаконие и гнет власти. Он возложил ответственность за гибель гения на общество:

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь!

Из других произведений М.Ю. Лермонтова мы узнаем, что виною тому, что общество равнодушно, бессердечно автор считает именно власть, самодержавие. Как приговор звучат слова Лермонтова, сказанные о Родине в стихотворении «Прощай, немытая Россия…». Это «страна рабов, страна господ», «голубых мундиров» и вечно преданного им народа. Автор неоднократно использует перифраз, чтобы обличить социальную проблему неравенства. Стихотворение построено на тонкой аллегории: Россия предстает в образе примитивных безнаказанных стражей порядка и «им преданного народа», даже не помышлявшего о том, что жить можно совсем по-другому.

В стихотворении «Дума» М.Ю. Лермонтов размышляет над злободневным вопросом его эпохи: что же ждет это внутренне опустошенное поколение? Жанр элегии-сатиры помогает ему найти ответ на вопрос. Зараженное духовной апатией, утратившее свое жизненное предназначение, оно состарится в бездействии. Стихотворение представляет собой внутренний монолог, отражающий пот

Римма Казакова «Любить Россию нелегко…»

Любить Россию нелегко, она — в ухабах и траншеях и в запахах боев прошедших, как там война ни далеко.

Но, хоть воздастся, может быть, любовью за любовь едва ли, безмерная, как эти дали, не устает душа любить.

Страна, как истина, одна,- она не станет посторонней, и благостней, и проторенней, тебе дорога не нужна.

И затеряться страха нет, как незаметная песчинка, в глубинке города, починка, села, разъезда, верст и лет.

Отчизны мед и молоко любую горечь пересилят. И сладостно — любить Россию, хотя любить и нелегко.

Римма Казакова — поэт граждански ангажированный. Но среди ее стихов о мире и о себе есть много любовной лирики. Любовь, считает поэт, главное в жизни человека. Это сложное, яркое чувство, которое неразрывно соединяет любовь мужчины и женщины, любовь матери и ребенка, любовь к отечеству. Любовная лирика Р. Казаковой — это стихи точные, искренние, рожденные опытом и чувством.

«Лирика Казаковой богата образами, отличается тщательностью в подборе слов. Её чуткость к человеческим страданиям имеет истоки в военном детстве, в опыте суровой жизни на Дальнем Востоке. Её творчество определено характерными для конца 50-х гг. поисками человеческой порядочности и отказом от пафоса и пропаганды. Часто это философская лирика, в которой под конец стихотворения раскрывается символика природы; нежной проникновенностью отличается любовная лирика Казаковой. Слово — особенно в ранних её стихах — служит для выражения пережитого и выбирается с большим чувством ответственности. Некоторые из позднейших стихов Казаковой повествовательны, менее насыщены. Иногда у Казаковой встречаются необычные метафо­ры, слишком контрастные по отношению к контексту, но её стихи всегда продиктованы серьёзным чувством.» — Вольфганг Казак

10 стр., 4839 слов

Основные мотивы любовной лирики М.Ю. Лермонтова

... представляет собой попытку обозначить любовные мотивы в творчестве поэта. 1. Любовь в понимании поэта. «Люблю, люблю» - постоянный рефрен лермонтовской лирики. «Никто не мог тебя любить, как я, так ... а общее. Любовные мотивы лирики Лермонтова переплетаются с богоборческими. В отличие от религиозно-философских систем, объявляющих, что бог есть любовь, лейтмотивом поэзии Лермонтова является мысль ...

Далекая близкая Римма Федоровна, у нас на дворе другая теперь эпоха, но вы попали в анналы и той, и этой; той — как поэт и гражданин, этой — как поэт и добрый человек. Жуткое «никогда больше» пляшет сейчас в сознании тех, для кого Римма еще живая, кто ее знал, был знаком с ней, бывал с ней в Переделкине на съездах молодых писателей, пил чай с ней на кухне в квартире на втором этаже…

Русский язык

11 из 24

(1)« Люблю отчизну я, но странною любовью…», — написал когда-то Михаил Лермонтов, не без основания полагая, что его чувства к отечеству смогут разделить лишь немногие.

(2)Что за странная такая любовь была у него? (3)И как следует любить отечество правильно?

(4)В своё время А. Ахматова очень выразительно подчеркнула одну особенность нашей с вами истории: «Любит, любит кровушку русская земля». (5)Вот эта-то «слава, купленная кровью», не вызывает у Лермонтова сочувствия. (6)Однако, принимая наследство, мы — хотим или не хотим — принимаем всё: и хорошее, и плохое.

(7)Нет сомнения, что конкретные исторические личности восхищали поэта и он отдавал героям дань глубочайшего уважения. (8)Не слишком же мил ему тот «гордый покой», что основан на властной руке и низвергает отдельного человека до ничтожной песчинки. (9)Его свободному духу близки совсем иные картины.

(10)К тому же надо признать, что любовь — вещь иррациональная. (11)«За что — не знаю сам» — это признание обезоруживает. (12)Ведь если точно знаешь, за что любишь, — скорее всего, лукавишь.

(13)Конечно, величавые российские просторы мало кого оставят равнодушным — влекут они к себе и поэта. (14)Но сам он — путник на размытых, разъезженных просёлочных дорогах — внимательно вглядывается в суть родины, а не просто восхищается её красотами. (15)Именно эти дороги позволяют узреть истинную, глубинную, «нутряную» Россию с её часто бедными, а потому и «печальными» деревнями.

(16)«Милые рощи застенчивой родины цвета слезы или нитки суровой» — так скажет его собрат по цеху в другое время и вновь подтвердит эту странную любовь1. (17)Подкупает и то, что Лермонтов явно на слабой стороне: его «чета берёз» не может состязаться с гордым величием огромной державы. (18 Он вообще обращает внимание на всякие мелочи, вроде пляски пьяных мужичков, от которой иной патриот гордо отворотит свой взор.

(19)М.Е. Салтыков-Щедрин как-то написал, что у нас многие склонны смешивать два понятия — «отечество» и «ваше превосходительство» — и как раз в любви к «превосходительству» обнаруживать свой патриотизм! (20)«Странная» же любовь поэта эти понятия принципиально не сближает, наоборот, друг от друга отдаляет, ибо его отечество никак с государственнической великодержавностью не дружит. (21)Соответственно и сильным мира сего не подпевает.

(22)Его любовь не кричит: «Только я знаю, как надо любить родину!» (23)Его любовь не гордится. (24)В то же время она непритворна, ибо ничего для себя не ищет. (25)Чувство у поэта интимно, индивидуально, отделено от «подавляющего большинства» — именно это и вызывает доверие.

(26)Патриотизм Лермонтова сегодня весьма поучителен. (27)Он говорит нам, что отношение человека к родной земле тем более живое и плодотворное, чем больше в нём свободы и меньше государственного официоза. (28)Об этом свидетельствует творчество тех, кто в разное время составил славу России (в науке ли, в искусстве ли); к ним принадлежит и Лермонтов. (29)Девиз «кто не с нами, тот против нас» здесь с очевидностью неприемлем. (30)Добавим, что свобода личности и независимость взглядов любви не противоречат, а гордыню и агрессивность гасят. (31)Наконец же, отвержение насилия и обращение к простому человеку придают самому патриотизму немаловажный элемент благородства.

2 стр., 794 слов

ВОСХИЩЕНИЕ КАВКАЗОМ В СТИХОТВОРЕНИЯХ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ЛЮБЛЮ ...

... своего соперника. Флора Растительный покров территории так же многообразен, как и дикая природа России. Кавказ разделен на горные, предгорные, равнинные зоны. В зависимости от этого меняется и растительный ...

(32)Какой сорт любви к родине предпочесть, выбирает каждый гражданин самостоятельно, заглянув в сердце и не пренебрегая голосом разума.

(По З.А. Соколовой)

Показать текст целиком

О любви к Отчизне сказано немало искренних и высоких слов. Поэты воспевали Родину в своих произведениях, а музыканты посвящали ей прекрасные композиции. Несомненно, каждый из нас испытывает особенные, ни с чем не сравнимые чувства к своей стране. Так, один человек восхищается красотами родного края, а другой-талантливыми полководцами и императорами-завоевателями. Мнений, как и людей, бесконечно много, и потому каждый гражданин вправе выбирать свой путь и отстаивать свою точку зрения. Вот и учёный-биолог З.А. Соколова в своём тексте выдвигает на всеобщее обсуждение проблему истинного патриотизма.

Вовлекая читателя в совместные размышления над данным вопросом, автор приводит мысли русских писателей на тему патриотизма и проводит некоторое сравнение. Лермонтов, например, не являлся сторонником имперской России, но всё равно питал необъяснимые чувства к «истинной, глубинной России с её бедными и печальными деревнями». А Салтыков-Щедрин отмечал, что многие обнаруживают свой патриотизм в любви к «превосходству», что было абсолютно противоположно взглядам Михаила Юрьевича . Свои рассуждения писательница завершает справедливым выводом о том, что «сорт любви к родине» каждый гражданин выбирает самостоятельно.

Соколова, оставляя читателю право выбора, достаточно чётко обозначает своё отношение к проблеме истинного патриотизма, которое, кстати, совпадает с позицией Лермонтова. Оно выражается в следующих словах: «…Отвержение насилие и обращение к простому человеку придают самому патриотизму немаловажный элемент благородства».

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 3 из 3 К2

«Мадонна», «Ненаглядный мой», «Ты меня любишь» и многие-многие другие… Мое знакомство с поэзией Риммы Казаковой началось именно с песен на музыку А.Пахмутовой и И.Крутого, в исполнении А.Серова, И.Аллегровой, А.Пугачевой, Л.Лещенко, потом уже были услышаны — в исполнении Ф.Киркорова, М.Распутиной, даже… «Стрелок»: «Я хорошая, а ты меня не любишь! Я люблю тебя, а ты такой плохой!»…

Истинная поэзия и позиция Р.Казаковой, как раз то самое, что можно назвать «гражданской лирикой», что было модно «замечать» у Некрасова, что почти исчезло сегодня, настоящая, патриотическая гражданственность, будь это стихи о любовных переживаниях или Дне победы. Не только потрясающая любовная лирика, но и позиция… Поэтический и гражданственный диссонанс с властью, был вполне осознан, в поэзии находили темы внимания к судьбе личности, Родины. При этом Р.Казакова была носительницей либеральных, здравых, не кондовых идей и ценностей, и за эту активную жизненную позицию, за эту человеческую смелость и бесстрашие, неравнодушие — ей особая благодарность! В частности, она была противницей возращения «сталинского гимна» и «третьего срока для ВВП», была инициатором и подписантом Открытых писем. А еще — за это… и многое, многое другое…

8 стр., 3703 слов

А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов о назначении поэта и поэзии

... Поэзия Пушкина вечна, ибо она обращена ко всему прекрасному в человеке. Для каждого большого поэта вопрос о назначении поэта и поэзии не просто одна из традиционных поэтических тем, ... условием творчества поэт считает свободу. Пушкин уже к семнадцати годам был вполне сложившимся поэтом, способным соперничать с таким маститым поэтом, как Державин. Поэтические строки Пушкина в отличие ...

«Ты меня любишь, Яростно, гордо, ласково, Птицей парящей Небо судьбы распластано. Ты меня любишь, Болью моей испытана, Знаю, не бросишь И не предашь под пытками. Ты меня любишь, Лепишь, творишь, малюешь! О, это чудо! Ты меня любишь…»

На 77 году жизни 19 мая 2008 г. скоропостижно скончалась… урожденная в Севастополе, в семье военного, детство провела в Белоруссии, школьные годы в Ленинграде, закончила исторический факультет ЛГУ, 7 лет жила на Дальнем Востоке в Хабаровске, работала лектором, преподавателем, в газете, на киностудии. Первый сборник ее стихов назывался «ВСТРЕТИМСЯ НА ВОСТОКЕ», занималась переводами с языков стран ближнего и дальнего зарубежья, была первым секретарем Московского Союза писателей…

«Я узнаю цену раю, Ад вкусив в раю. Я тобой переиграю Молодость свою.

Переходы, перегрузки, Долгий путь домой… Вспоминай меня без грусти, Ненаглядный мой…»

«У меня нет ни одной Государственной премии, хотя я 40 лет работаю в поэзии. Два раза меня на нее выдвигали, но дали другим. Думаете, я должна на них сердиться? Нет! Зато выхожу на улицу, и люди меня узнают, радуются почему-то…» И только в 2007 году поэтесса получила орден «за заслуги перед Отечеством» IV степени «за большие заслуги в области литературы и плодотворную просветительскую деятельность».

«Постарею, побелею, Как земля зимой. Я тобой переболею, Ненаглядный мой. Я тобой перетоскую, — Переворошу. По тебе перетолкую, Что в себе ношу. До небес и бездн достану, Время торопя. И совсем твоею стану — Только без тебя…»

— Прихожу в «свой» магазин, а продавщицы говорят: «Римма Федоровна, поступило масло, которое вы любите. Покупайте, а то потом не будет». Чертовски приятно, когда простые люди так к тебе относятся!… И в том числе поэтому мне очень нравится это время, в отличие от того, когда какой-нибудь идеологический работник из ЦК мог часами распекать за то, что упомянула в стихотворении церковь», — рассказывала в интервью Р.Казакова…

Одно из последних интервью «МК»: «Я простая девка на баштане…» (https://www.mk.ru/blogs/MK/2008/03/21/culture/344609)

Вечная светлая память…

«Любить Россию нелегко, она — в ухабах и траншеях и в запахах боев прошедших, как там война ни далеко.

Но, хоть воздастся, может быть, любовью за любовь едва ли, безмерная, как эти дали, не устает душа любить.

Страна, как истина, одна,- она не станет посторонней, и благостней, и проторенней, тебе дорога не нужна.

И затеряться страха нет, как незаметная песчинка, в глубинке города, починка, села, разъезда, верст и лет.

Отчизны мед и молоко любую горечь пересилят. И сладостно — любить Россию, хотя любить и нелегко».

(Римма Федоровна Казакова)

Москва, Москва!

Люблю тебя как сын!

Как русский, — сильно, пламенно и нежно., И.Ю. Лермонтов

С именем Лермонтова открывается новая страница русской литературы. Жизнь и творчество этого замечательного поэта протекали в самое тяжелое и мрачное для России время, время засилия «голубых мундиров» и жесточайшей реакции. Поэтому его стремление к прекрасному оправдывается огромным желанием воспеть Родину, какой бы жалкой она ни была. Именно из-за этого тема Родины является одной из ведущих тем в творчестве Лермонтова. Еще в 16 лет поэт записал в своем дневнике: «Я Родину люблю. И больше многих». Но еще более важную мысль Лермонтов высказывает уже в позднем возрасте: «Люблю Отчизну я, но странною любовью» В чем же заключалась эта странность? Почему любовь к своей родной стране носила у поэта столь противоречивый характер? Прежде всего, с одной стороны, для него Россия — его Родина, где он родился и вырос. Такую Россию Лермонтов любил и прославлял. С другой стороны, он видел Россию как страну, в которой правит грубая, жестокая власть, подавляющая все человеческие стремления, а главное, народную волю. Это двоякое понимание России и отразилось в стихотворениях Лермонтова.

2 стр., 659 слов

По стихотворению Лермонтова «Родина»

... берез». Итак, стихотворением «Родина» Лермонтов утверждает свою любовь к России, к России народной, крестьянской, к мощи и простору русской природы, поясняющей душу народа. Также поэт утверждает любовь к русской ... В своих стихотворениях о природе Лермонтов часто использовал цветовые эпитеты. И особенно необычно, что в таком масштабном по своему значению стихотворении, как «Родина», так экономно ...

Тема Родины прозвучала в стихотворениях «Родина», «Дума», «Прощай, немытая Россия», «Бородино», «Русская мелодия» и многих других. Стихи этого цикла лишний раз доказывают, что Лермонтов был глубоко национальным поэтом, потому что такие произведения мог написать только человек большого и глубокого ума, патриот своей Родины. «Люблю Отчизну я, но странною любовью. Не победит ее рассудок мой, ни слава, купленная кровью, ни полный гордого доверия покой», — писал Лермонтов в стихотворении «Родина». «Поэт понимает любовь к отечеству истинно, свято, разумно», — писал Добролюбов. А Белинский восклицал: «Что за вещь! Пушкинская, то есть одна из лучших пушкинских!»

Литература всегда стремилась исправить жизнь, в которой многое выглядит уродливо, кажется пошлым и жалким. А для этого необходимо писать искренне и достоверно, так, как это делал Лермонтов. Его всегда волновала судьба России, поэтому поэту было больно осознавать, что его Родина погрязла в бесчеловечности, жестокости и непонимании. «Иди в огонь за честь Отчизны, за убежденья, за любовь!» — призывает поэт. Счастье и слава Отчизны, вера в ее освобождение — вот о чем мечтал М.Ю. Лермонтов. И осуществлению своих мечтаний поэт отдал всю свою жизнь. Его знаменитое «Бородино» воспело силу русского духа, оно известно всем. По-моему, главная мысль этого произведения заключена в том, что русский народ достоин луч шей участи, лучшей Родины, которая должна быть не мачехой, а матерью. Чем питаются лучшие русские характеры, откуда столько силы, откуда этот поразительный дух русского народа? Я думаю, страдание дает силы и закаляет дух. «Да, были люди в наше время, могучее, лихое племя: богатыри — не вы», — бросает Лермонтов упрек современному поколению. Куда же делось это «могучее, лихое племя», почему мельчает герой и его время, на что тратятся его силы? На все эти вопросы, поставленные в «Бородине», Лермонтов дает ответ в «Думе», «Поэте», в «Герое нашего времени». Поэт не просто любил и уважал русский народ, он понимал, что именно простые русские мужики спасли Россию во время войны 1812 года. Они всегда были готовы умереть за Родину: Ребята! Не Москва ль за нами» Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали!

Поэт явно разделяет патриотическое чувство героя своего стихотворения. «Бородино» было написано через четверть века после великой битвы. Но, к сожалению, поэта окружают люди, не способные отстоять даже собственное «я». И все же Лермонтов умеет разглядеть здоровые силы нации, увидеть в народном характере такие элементы, которые свидетельствуют о жизнеспособности России.

2 стр., 663 слов

Восприятие, истолкование и оценка стихотворения Лермонтова «Родина»

... же самое время прекрасный и чувственный. Довольно интересно сравнение Пушкинского и Лермонтовского стихотворений о Родине. Поэты жили практически в одно время, в одну эпоху. Оба сделали громадный ... чувствами, эмоциями. Бесполезно объяснять такую любовь разумом, видимо в этом и есть настоящий русский патриотизм. У Лермонтова нет пафосного восхваления России, как в иных одах. Он видит ...

Стихотворение «Родина» (1841 год) стало одним из шедевров не только лирики Лермонтова, но и всей русской поэзии. Ощущение тупика, в который зашла жизнь, породило трагическое мироощущение. Родина оказывается целительницей этой тяжелой болезни духа. Ничто, кажется, не дает такого умиротворения, такого ощущения покоя, даже радости, как это общение с деревенской Россией. Именно здесь отступает чувство одиночества. Если стихотворение «Бородино» наполнено чувством патриотизма, разбуженным эпизодами военной истории России, то в «Родине» появляется иной, до той поры, может быть, не встречавшийся в русской поэзии оттенок. Лирическое переживание вызвано простым пейзажем, неброским, но по-своему живописным, способным затронуть самые тонкие струны души. Поэт с первых же строк говорит о «странной» любви к отчизне. У Лермонтова несколько иное патриотическое сознание. Он сразу же отличает чуждые ему формы патриотизма. Поэт равнодушен к славе, купленной кровью, к заветным преданиям. Лермонтов выдвигает нечто настолько по тем временам необычное, что приходится несколько раз подчеркнуть эту необычность: «Люблю Отчизну я, но странною любовью», «но я люблю — за что, не знаю сам», «с отрадой, многим незнакомой». Это какая-то исключительная любовь к России, до конца как будто не понятая и самим поэтом. Ясно, однако, что любовь эта к России народной, крестьянской, к ее просторам и природе. Патриотическая тема в этом стихотворении приобрела уже лирический характер. Поэт все больше переходит от обобщенной мысли к конкретной. На мой взгляд, это стихотворение — предвестник тютчевской и блоковской России. Можно, наверное, говорить и о России некрасовской, впервые здесь заявившей о себе: соломенные крыши, печальные деревни, проселок, говор пьяных мужиков. Любовь поэта к России настоящая, взыскательная, глубокая. Он далек от умиления, он не прощает ей недостатков. Его позиция сродни позиции Чаадаева, которую он высказал в «Апологии» сумасшедшего»: «Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее… Я люблю мое отечество, как Петр Великий научил меня любить его. Мне чужд… этот блаженный патриотизм, этот патриотизм лени, который приспосабливается, все видит в розовом свете и носится со своими иллюзиями…»

В стихотворении «Прощай, немытая Россия» слышится горький упрек в адрес терпеливого народа, покорившегося «мундирам голубым».

Лермонтов называет Россию «страной рабов, страной господ». Однако таким образом он не хотел выразить свое презрение к Родине, наоборот, автор стремился показать свою горечь и обиду за такое глупое бездействие народа. Позже, такое же ощущение появится и у Некрасова: «Ты проснешься ль, исполненный сил?» Чернышевский скажет еще более резко: «Нация рабов. Сверху до низу все рабы». Такую же безрадостную картину рисует поэт и в стихотворении «Монолог», созданном в 1929 году. Здесь автор воспроизводит гнетущую атмосферу, царящую в России в конце 20-х годов XIX века, где одаренный человек не может развивать свои дарования, поскольку в атмосфере страха, подозрения, доносительства хорошо живут лишь ничтожества, а умный, сильный человек чувствует пустоту и бесцельность своего существования: И душно кажется на Родине, И сердцу тяжко, и душа. тоскует…, Не зная ни любви, ни дружбы сладкой…

2 стр., 911 слов

Мой любимый поэт Серебряного века (поэзия М. Цветаевой)

... поэтов “серебряного века” прошли через испытания, потребовавшие огромных душевных затрат. Однако талант нельзя растерзать и покорить. Доказательством этой мысли стало творчество прекрасной русской поэтессы М. Цветаевой. ... М. Цветаева в стихотворения о родине. Россия поэтессы ... это сочинение. Рекомендуем эксклюзивные ... что отразилось в поэзии Цветаевой на решении всех ... Мой милый, что тебе я сделала?” Цветаева ...

Сочинение

Патриотическая лирика занимает важное место в поэзии Лермонтова. По мнению поэта, отношение к родине определяет положение и человека, и поэта. Лермонтов горячо любил Россию, любил ее так, как лучшие люди его времени – Белинский, Герцен, как позже Чернышевский, Некрасов, Добролюбов. Любовь к России соединялась в нем с ненавистью к врагам русского народа, с протестом против тирании, крепостного права, насилия над личностью. Ни в одном произведении Лермонтов не достигал такой поэтической ясности, как в стихотворении «Родина», написанном в 1841 году. Широкие строки, словно раздолье степное, сопутствуют размышлениям поэта, когда взор его обращается к милой его сердцу русской природе. Его сыновнее целомудренное чувство к Родине было настолько цельным, истинным, богатым, что оно преодолевало застенчивость и заявляло о себе решительно и смело. Его любовь была деятельной любовью, любовью великого поэта, человека огромного ума, необъятного сердца. Но одновременно было в этом великом чувстве что-то очень простое, мужицкое: С отрадой, многим незнакомой, Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно. И это мужицкое лежит в основе лермонтовского патриотизма. «Родина» отразила целый комплекс народных понятий и представлений, сложившихся на протяжении столетий и выявившихся как разум народа, в отличие от предрассудков, предубеждений, мгновенного настроения толпы или тех чувств, которые несли на себе печать векового рабства и порабощения. В этом стихотворении народные интересы представлены в их истинности как положительный опыт миллионов, в единстве и целостности его содержания. И как богат этот опыт, как он многосторонен, как утонченно и благородно народное чувство и как велик его разум! «Родина» — похожа на краткое издание энциклопедии народного опыта и народной мудрости, выраженных как чувство и мысль самого поэта, который здесь до конца слился со своим народом, так проник в его душу, в его интересы, что за лирическим «Я» поэта встает многомиллионная крестьянская Россия, которая видит в своем поэте выразителя своих сокровенных мыслей, чувств и желаний. Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. Странная любовь «странного человека». Такой любви в ту пору не знали. «Странной» она названа потому, что Лермонтов видел язвы на теле родной земли, видел рабскую покорность народа, его смирение, безгласность и неподвижность. И сердце его разрывалось на части, и горькие слова горького упрека готовы были сорваться с уст и срывались с уст, и мысль об изгнании – и насильственном и добровольном – не раз заставляла кровоточить сердце. Тема стихотворения определяется самим названием: «Родина». Это не Россия в «голубых мундирах», а страна русского народа, отчизна поэта. Лермонтов породил дивный пейзаж, ставший эмблемой России и определивший дальнейшее развитие национального пейзажа, как в поэзии, так и в живописи: …И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез… Березонька… Она вошла в народное творчество как главный элемент национальной народной эстетики. Без этого лермонтовского пейзажа русского искусства в его целостности и полноте не существует. Но легко увидеть, что этот пейзаж – творение природы и человека. В желтеющей ниве виден труд русского крестьянина, возделывающего и преображающего свою родную землю, свою кормилицу. Лермонтов не соглашается с тем, что Родину можно любить за что-то: за славу, «купленную кровью», за «полный гордого доверия покой», он любит «разливы рек ее, подобные морям», но принимает даже «пляску с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков!». Содержанию стихотворения «Родина» соответствует размер стиха. Первые строфы, в которых поэт размышляет о любви к родине и восторгается величием русской природы, написаны шестистопным и пятистопным ямбом, придающим стиху плавность, замедленность и величавость. В описании конкретного сельского пейзажа и быта крестьян звучит четырехстопный ямб, который сообщает поэтической речи живость и простоту. Лексика стихотворения, вначале литературно-книжная, в последней части сменяется простой разговорной речью. Русская природа, вначале представленная в ее суровом величии, потом предстает в трогательном образе «четы белеющих берез». Шестистопный ямб сменяется четырехстопным. Разнообразна и рифмовка – чередующаяся, охватывающая и парная рифма. Образ поэта в «Родине» — образ глубоко любящего родину русского передового человека 40-х годов. Белинский назвал «Родину» пушкинским стихотворением, потому что Пушкин первый показал, что значит подлинный реализм в поэзии, а Лермонтов в «Родине» — поэт-реалист. Стихотворение это высоко оценил Добролюбов: «Лермонтов обладал, конечно, талантом и, умевший рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе…» Стихотворение «Родина» говорит о повороте творчества Лермонтова в сторону революционно-демократической поэзии. Именно такими стихами, как «Родина», Лермонтов вписал свое имя в число вечных спутников и современников нашей жизни и нашей культуры. Пафос героического эпохи – это пафос поэзии Лермонтова, всегда устремленный в будущее. Для героического нет прошедшего времени, оно существует только в двух временах – на-стоящем и будущем. Именно поэтому, прочитав стихотворение «Родина» один лишь раз, трудно его забыть, оно не оставит равнодушным своим красочным, реальным описанием русской природы и русского характера: …Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее, подобные морям… Поэт любил Родину истинно, свято и разумно.