Русская поэзия двух последних десятилетий необычайно многообразна по темам, жанрам, стилевым направлениям. 1970-е годы – время расцвета тех поэтов, которые заявили о себе на волне хрущевской оттепели: Е. Евтушенко, Р. Рождественского, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной, Р. Казаковой. Этот период плодотворен для поэтов старшего поколения, прошедших войну, – Д. Самойлова, Ю. Левитанского, Б. Окуджавы, Я. Смелякова, Л. Мартынова.
В конце 1960-х – начале 1970-х годов очень бурно заявило о себе лирико-публицистическое направление. Поэты этого
направления – Е. Евтушенко, Р. Рождественский, отчасти А. Вознесенский, Я. Смеляков – обращались к актуальным проблемам современности, к событиям политической жизни, откликались на все, происходящее в стране и за ее пределами. Их поэзия отличалась гражданской направленностью (“Гражданственность”, “Интимная лирика” Е. Евтушенко, “Ностальгия по настоящему”, “Порнография духа” А. Вознесенского, “Подкупленный”, “Кому принадлежу” Р. Рождественского и др.).
О высоком предназначении человека говорится в поэме Е. Евтушенко “Братская ГЭС”:
Нет чище и возвышенней судьбы
- всю жизнь отдать, не думая о славе,
Чтоб на земле все люди были вправе себе самим сказать: “Мы не рабы”.
Поэты лирико-публицистического направления обращались к современникам напрямую. Они охватывали разные стороны жизни, ставили вопросы нравственной чистоты и совести, морального суда как высшей инстанции. Они стремились постигнуть историю и современность, проникнуть в суть тенденций общественного развития.
История России как подготовка ее ко дню настоящему, пропущенная через иногда ироническое, иногда даже условно-фантастическое восприятие, становится темой стихов Д. Самойлова (“Ночной гость”, “Пестель”, “Поэт и Анна”, “Конец Пугачева”, “Иван Грозный”), “Историческая” поэзия Д. Самойлова обращена к постижению психологического и нравственного состояния современного общества. Особое значение в поэзии Д. Самойлова имеет тема памяти – о войне (“Сороковые, роковые…”, “Перебирая наши даты”), о юности (“Память”, “Весь лес листвою переполнен…”).
В творчестве Д. Самойлова гражданственное и личное смыкаются, публицистическое пронизывается тонким лирическим чувством.
Лирико-философское направление связано с обращением к “вечным” вопросам добра и зла, жизни и смерти, смысла и ценности человеческой жизни. Важной проблемой философской лирики является проблема творчества, назначения и природы искусства.
Какие из прочитанных стихотворений Евтушенко вам больше понравились и почему
... художественные достоинства его произведений и не достигают задуманного эмоционального эффекта. Сочинение по литературе на тему: Какие из прочитанных стихотворений Евтушенко вам больше понравились и почему Другие сочинения: Публицистика в поэзии Евтушенко Публицистика в поэзии Евтушенко уживается с лирикой. ...
Среди поэтов этого направления особенно выделяется глубиной, интеллектуальностью, свободой мысли творчество поэтов старшего поколения – Л. Мартынова, А. Тарковского, Е. Винокурова.
Л. Мартынов воспринимает человека как часть природы, призванную созидать, творить (“Царь природы”, “Внутренний мир”).
Мир представляет собой единство; в каждой его частице, в каждой капле отражено вечное и всеобщее. Именно таков смысл стихотворений “Таится смысл во всем”, “Все обрело первичный вес”.
Поэт стремится понять истоки, силу и смысл искусства. Он обращается к загадке необыкновенных гениальных творцов – Босха, П. Брейгеля. Путь поэзии Л. Мартынов видит в простоте, умении сложную многомерность мира передать через особую “дерзость простоты” (“Творчество”):
Чтоб творчество, полное внутренней мощи И многообразное, как никогда,
Дерзало бы стать по возможности проще,
Как – попросту – солнце,
Как просто звезда!
Искусство, по мысли Л. Мартынова, подобно космическим стихийным силам. Но оно должно быть естественным, обращенным к человеку. Об этом стихи “Поэзия”, “Источники”, “Изобразительные средства”.
Поэзия А. Тарковского тоже пронизана философскими раздумьями о вечных проблемах бытия. Но они более субъективны, лиричны, чем у Л. Мартынова. А. Тарковский более чуток к противоречиям времени, к нарастающему трагизму его (“К стихам”, “Словарь”), В поэзии А. Тарковского постоянна совестная, покаянная нота: “В четверть шума я слышал, в полсвета я видел”. Поэт чувствует себя связующим звеном между культурой прошлого и культурой современности.
Цель искусства он видит в достижении гармонии и чистоты. Особые отношения складываются в лирике А. Тарковского между поэтом и миром. Между человеком и мирозданием существует таинственная связь. Человек, по А. Тарковскому, – центральная фигура пространства и времени:
Я человек, я посредине мира,
За мною мириады инфузорий,
Передо мною мириады звезд.
Я между ними лег во весь свой рост –
Два берега связующее море,
Два космоса соединивший мост.
Сфера чувств, интимные переживания образуют основу лирической поэзии. Поэты-лирики стремятся проникнуть во внутренний мир человека, понять малейшие движения его души. Нет ни одного поэта, которого не волновала бы тема любви, а переживания, связанные с ней, не становились бы предметом поэтизации.
В 1960-е годы как никогда в советской поэзии стало развиваться лирико-романтическое направление. Б. Окуджава, Н. Матвеева, Ю. Левитанский, Ю. Мориц поэтизировали духовную красоту человека, усматривая ее не в служении социальным идеалам, а в общечеловеческих понятиях личной чести и достоинства, дружбы, мужской смелости и отваги, женской чистоты, красоты. Женщина в произведениях романтического направления предстает как объект поклонения, преклонения и любви, как божество, Ваше Величество, а не как терпеливая вечная труженица. Романтики в своих стихах выразили тайную тоску идеологизированного советского человека по чему-то вечному, нетленному, что славилось и возносилось во все века.
Интимная, камерная интонация их лирики затрагивала самые потаенные струны души, вызывала сопереживание.
Презентация «Роль поэзии и поэта в жизни общества»
... и роль поэзии – читая стихотворения, человек может проникнуться настроением поэта, его мировосприятием ... поэта Примерный текст сочинения Особенность русской литературы состоит в том, что она всегда была теснейшим образом связана с актуальными проблемами ... сестрой которого называет поэт свою музу. …Там били женщину кнутом, Крестьянку ... А вообще приглядитесь, ведь поэзия на самом деле повсюду: Она ...
Лирика Б. Окуджавы пронизана всеохватывающей нежностью, чистотой (“Грузинская песня”, “Давайте восклицать”, “Синий троллейбус”).
Война, память о ней, о солдатской дружбе, о высоких порывах военного поколения, горечь утрат – один круг поэтических мотивов Б. Окуджавы. В стихах поэт передает ощущение своего поколения – московских интеллигентных мальчиков, которые из оптимистических мечтаний были брошены в страшную воронку войны.
Стихи “До свидания, мальчики”, “Мы за ценой не постоим”, “Бери шинель” стали драматическими песнями, отразившими духовную жизнь сверстников поэта.
Другой мотив поэзии Окуджавы – надежда. Это магическое слово, обретающее собственную, почти материализованную жизнь. Не оставляет лирического героя “надежды маленький оркестрик”, поддерживает его в самые суровые дни (“Опустите, пожалуйста, синие шторы”, “Я вновь повстречался с надеждой”).
Особое место в творчестве Окуджавы занимает женщина. Его герой – рыцарь, для которого женщина – Прекрасная дама. Любовь, даже отвергнутая, всегда высока, одухотворена. Не плотская страсть владеет героем, а возвышенное, в чем-то даже не земное, а божественное чувство.
Радость любви смешивается с нежной грустью, все кажется хрупким, преходящим, требующим бережного отношения (“Ваше Величество женщина”, “Слава женщине моей”, “Заезжий музыкант”, “Прощание с новогодней елкой”).
Несколько иного рода романтическая поэзия Н. Матвеевой. Она видит чудесное, необыкновенное в обычных вещах, в обыденных явлениях, в природе. Поэтесса поворачивает знакомое таким образом, что оно начинает светиться новым светом, обретает новую жизнь:
Как девушка над рукодельем И как чепец ее склоненный,
Так ландыш выглядит отдельным И замкнутым в семье зеленой.
Поэтов-романтиков всегда влечет то, чего не хватает в жизни, о чем, может быть, не осознавая, томятся многие чуткие души. Многие поэты 1960-х – начала 80-х годов испытывали ностальгию по уходящей деревенской жизни, по ее естественности и простоте. Они поэтизировали несуетное деревенское бытие, стойкую нравственность сельских жителей. В поисках адекватных форм отражения “уходящей натуры” А. Яшин, С. Викулов, Н. Рубцов, Н. Тряпкин обращались к устному народному творчеству.
Народно-поэтическое направление передавало духовную красоту народного характера, запечатлевало “самую жгучую, самую смертную связь” поэтов со своей “малой” родиной, “с каждой избою и тучею”. Трепетная, нежная любовь к деревне пронизывает стихи Н. Рубцова, поэта необыкновенной душевной чуткости и чистоты. Он очень точно передал ощущение современника, выросшего в деревне, но оказавшегося в плену города:
…Но хочется как-то сразу Жить в городе и в селе.
Ах, город село таранит!
Ах, что-то пойдет на слом!
Меня все терзают грани Между городом и селом.
Грусть о детстве, об изменяющейся деревне и человеке, теряющем неизбежно что-то сокровенное в новой жизни, окрашивает поэзию Н. Рубцова:
Жизнь и творчество Булата Окуджавы
... Владимировна Арцимович, физик по образованию. Сын - Булат Булатович Окуджава, музыкант, композитор. 12 июня 1997 скончался ... ко мне хорошо относятся. Многие вас считают чуть ли не народным героем. - Если ... по 1955 по распределению учительствовал в деревне Шамордино и районном центре Высокиничи Калужской ... начали налаживаться нормы демократические нормальной жизни в нашей стране, мне предложили работать ...
И эту грусть, и святость прежних лет Я так любил во мгле родного края,
Что я хотел упасть и умереть И обнимать ромашки, умирая.
Стремление сохранить подлинные нравственные ценности, духовные богатства русского народа свойственно не только Н. Рубцову, но и другим поэтам народно-поэтического направления.