Мои любимые страницы поэзии «серебряного века» — Анна Ахматова и Марина Цветаева
В последнее время мы открываем для себя все больше писателей и поэтов. И уже не представляем свой духовный мир без Александра Блока, Игоря Северянина, Николая Гумилева. Все они — поэты «серебряного века».
Их творчество велико и заслуживает обсуждения, но я бы хотела поговорить о женщинах.
Так уж сложилось, что в России два женских имени в поэзии надолго затмили своей значимостью другие женские имена. Это — Анна Ахматова и Марина Цветаева. Сразу хочется заметить, что этим поэтессам нередко посвящались стихи.
Чуткое сердце Бориса Пастернака с особенной теплотой открывалось навстречу женщинам, души которых были равны ему по художественному восприятию мира и любви.
Мне кажется, я подберу слова, Похожие на вашу первозданность. А ошибусь, — мне это трынь-трава, Я все равно с ошибкой не расстанусь.
Эти строки поэт посвятил Анне Ахматовой. Каким преклонением перед огромностью душевной красоты этих женщин струятся посвящения! Величие души человеческой в любви и благородстве не зависит ни от каких внешних обстоятельств, кроме Бога, а Бог всегда за любовь. Это подчеркивается в словах, подаренных Марине Цветаевой:
Ты вправе, вывернув карман, Сказать: ищите, ройтесь, шарьте. Мне все равно, чем сыр туман. Любая быль, как Утро в марте.
Описание событий в романах и других произведениях поэтесс велико, их стихами восхищаются сегодня и, мне кажется, что через сто лет этих женщин не забудут. Не забудут и то их стремление открыться людям.
Мне нравятся стихи о любви. Они тревожат, волнуют душу. Тем более, когда об этом восхитительном чувстве пишет женщина. В поэзии Анны Ахматовой и Марины Цветаевой можно выделить «любовную лирику», но это потребует немало времени.
Обе поэтессы очень много писали на эту тему, и большая часть их стихов посвящена именно любви.
Молюсь оконному лучу — Он бледен, тонок, прям. Сегодня я с утра молчу, А сердце — пополам.
Казалось бы, в этом стихотворении Анны Андреевны о любви — ни слова. Но возникает впечатление тайной, скрытой от посторонних глаз любовной драмы, может быть, сыгранной в одиночку, любовной тоски о человеке. У этой поэтессы стихи пронизаны нежностью, а иногда жалостью.
Цветаева же в своей поэзии всегда сильная, смелая, могучая, она мечтает о соединении с равным. Но встреча сильных, даже предназначенных друг для друга, всегда оборачивается борьбой.
Тема Родины в творчестве Цветаевой. Стихи о Родине Марины Цветаевой
... дома. Образ родины в творчестве Цветаевой нередко одушевлён, наделён собственной волей. В этом ... заметить то, что у лирики Цветаевой на тему любви к Родине есть и другая сторона ... поэзии, приближающим звучание стихов к устной речи. Рифмовка парная (AABB). Композиция Последние стихи первого и заключительного четверостиший придают произведению «Родина» кольцевую композицию: эпифора «…, родина ...
Это их противоречие и притягивает меня. Одна — женственная, чуткая, откровенная, у другой мужественный, волевой характер. Если бы нужно было сравнивать их между собой, я бы не смогла это сделать.
Мне кажется, это невозможно. Нельзя соединить такие две разные, но отчасти одинаковые личности. Поэтому я хотела бы рассмотреть творчество Анны Ахматовой и Марины Цветаевой по отдельности, но и та, и другая заслуживает внимания.
Начну я с той, которая по силе своего дарования, мастерства и таланта стоит рядом с гениальным Пушкиным. Поэзия Анны Ахматовой глубоко выражает женское сердце, любовное чувство, трагические душевные крушения, великую материнскую любовь и печаль. Но любовь в ее стихах не всегда светлая, зачастую она несет горе.
Лирическая героиня русской Сафо, как называли молодую поэтессу, отвергнута, разлюблена, но переживает это достойно, с гордым смирением, не унижая ни себя, ни возлюбленного.
В пушистой муфте руки холодели. Мне стало страшно, стало как-то смутно. О, как вернуть вас, быстрые неделиЕго любви, воздушной и минутной!
Ахматова поэтически исследует сложные, противоречивые переходы между любовью и предлюбовью, игрой и подлинностью. Ведь то, что мнилось в порыве любовью, может статься, покажется потом всего лишь игрой, а то, что начиналось как игра, отзовется еще настоящим порывом и настоящей болью. И какой она должна быть, любовь, обязательно жалящей?
Обязательно поединком? Или разной в разные минуты?
О нет, я не тебя любила, Палила сладостным огнем. Так объясни, какая силаВ печальном имени твоем.
Это сочувствие, сопереживание в любви-жалости делает многие стихи Анны Андреевны подлинно народными.
Как многолика любовь в стихах поэтессы! В тонах и полутонах. В нежных и страшных ликах.
Но в ее поэзии есть еще одна любовь — к родной земле, к Родине, к России.
Не с теми я, кто бросил землюНа растерзание врагам. Их глубокой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам.
Мир Ахматовой — мир трагедийный. Мотивы беды, трагедии звучат во многих стихотворениях. И с этим мотивом связан цикл «Реквием», который, в нарушение традиции, посвящен живым и мертвым. Главная мысль поэмы «Реквием» — выражение народного горя, горя беспредельного.
Страдания народа и лирической героини сливаются. В творчестве поэтессы ощущается удивительное единство двух трагедий: личной и касающейся страны и народа.
Поэзия Анны Ахматовой облагораживает чувства, возвышает, очищает душу. Она стала драгоценнейшим достоянием ума и сердца многих читателей. Читая ее стихи, как бы листаешь исповедь женской души.
Жизнь и любовь сплетаются в одну нить. Эти понятия становятся неразделимыми. Стихи Анны Андреевны притягивают своей простотой, в них нет ничего сверхъестественного.
Мое самое любимое стихотворение — «Сероглазый король». Не знаю, почему, но оно мне нравится. С детства я восхищаюсь им.
Другой, не менее любимой моей поэтессой является Марина Цветаева. Весь ее нелегкий творческий путь увенчан легендами и предстает перед нами как необычайная история жизни.
Живость, внимательность, способность увлекаться и увлекать, горячее сердце, всегда жаждущее любви и дружбы, способность привязываться к человеку всеми силами души, жгучий темперамент — вот сомнительные и характерные черты лирической героини Цветаевой. Она — Царь-Девица из древних русских былин; вровень своему суженому и даже превосходящая его. Но:
Любимые страницы стихов А.А. Ахматовой / Ахматова Анна Андреевна
... Еле ноги волочу. После второй книги стихов - «Четки» - к Ахматовой приходит слава. Среди ее поклонников есть и поэты, только входящие в литературу, - Цветаева, Пастернак. В отличие от собратьев ... подчинении любимому человеку чужда героине: Тебе покорной? Ты сошел с ума! Покорна я одной Господней воле. Любовь к творчеству, страсть и предназначение часто возникают у Ахматовой как ...
Не суждено, чтобы равный с равным…Так разминовываемся мы.
Сама поэтесса понимает это, и поэтому часто в ее стихах показана борьба: борьба на поле боя, как у Ахиллеса с Панфесилией, борьба на брачном ложе, борьба и тайна, как у Зигфрида и Брунгильды, борьба самолюбий и великодуший, как в «Поэме конца».
Но есть и другие стихи. Стихи, в которых возлюбленный слаб. Влюбленная женщина видит в нем не мужа, но отрока. Она не осмеливается посягнуть на него, потому что боится его присвоить, сделать не равным, а своим.
Но все же падает в бездну, притянутая его очарованием. Тревога нарастает и срывается в безнадежность расставанья.
Но слабый возлюбленный, как правило, не просто покидает любимую, он оказывается предателем, в угоду молве, людям, своей доброй славе приносящим ее в жертву. Так поступает Стенька Разин из цикла Цветаевой, Так поступает Гамлет: «На дне она, где ил и водоросли, спать в них ушла, но сна и там нет. Но я ее любил, как сорок тысяч братьев любить не могут…
Гамлет! На дне она, где ил, ил, и последний венчик всплыл на приречных бревнах… Но я ее любил, как сорок тысяч… Меньше все ж, чем один любовник…»
Самой счастливой любовью в этом мире оказывается любовь к уже ушедшим. Поистине первой и неизменной любовью Марины Цветаевой был А. С. Пушкин: «С тех пор, да с тех пор, как Пушкина на моих глазах на картине Наумова — убили, ежедневно, ежечасно, непрерывно убивали все мое младенчество, детство, юность, — я поделила мир на поэта — и всех и выбрала — поэта, в подзащитные выбрала поэта: защищать — поэта — от всех, как бы все ни одевались и не назывались».
Судьба поэтессы была трагична. Но она всегда говорила, что «глубина страдания не может сравниться с пустотой счастья». И, наверное, только страдая, можно наполнить свои стихи таким словом, таким чувством, как у Марины Цветаевой.
Судьба вела ее к роковому концу, но смерть поэта — это продолжение его жизни, жизни во времени.
У Марины Цветаевой есть стихотворение «Руан». Оно мне очень нравится, особенно первые два четверостишия.
И я вошла, и я сказала: — Здравствуй! Пора, король, во Францию, домой! И я опять веду тебя на царство, И ты опять обманешь, Карл Седьмой!
Не ждите, принц скупой и невеселый, Бескровный принц, не распрямивший плеч — Чтоб Иоанна разлюбила — голос, Чтоб Иоанна разлюбила — меч.
Две женщины — две поэтессы. Сколько было бед суждено вынести им, прежде чем люди обратятся к их творчеству! Но сейчас их стихи изучают. Анна Ахматова и Марина Цветаева достигли вершины.
Эти две женщины достойны того, чтобы их помнили. В наше время их стихи обрели постоянного читателя.
В общей истории отечественной поэзии эти имена всегда будут занимать особое достойное место.
Охватывая безбрежное море русской поэзии конца XIX-начала XX века, мы восхищаемся ее необыкновенным разнообразием и богатством. Эта литература появилась на рубеже веков, в трудное время переломов и свершений. Как схоже то время с нашим!
Влияние Пушкина на творчество Цветаевой
... Марину Цветаеву - поэта - не спутаешь ни с кем другим. Ее стихи можно безошибочно узнать - по особому распеву, неповоротным ритмам, особой интонации. С юношеских лет уже начала ... писала эти строки; они - лишь поэтический прием. Марина была очень жизнестойким человеком ("Меня хватит ... современники Цветаевой, писавшие о Пушкине, пытались подойти к поэту с точки зрения существовавшего в начале XX века ...
И, может быть, поэтому мы с таким интересом читаем эти произведения? Нам предстоит еще и читать, и открывать, и восхищаться прекрасными творениями «серебряного века».
Сочинение на тему: “Марина Цветаева”
Ребенок из интеллигентной профессорской семьи. Марина Цветаева начала свою литературную деятельность в шестнадцать лет. Влияние матери, талантливой пианистки, ученицы А. Рубинштейна, сказалось на любви к музыке, природе. Как говорила сама Цветаева, стихи у нее были тоже от матери, она начала писать их с шести лет. Свой путь и свою значимость в русской поэзии Марина, тогда еще совсем молодая девушка, пророчески указала в одном из своих стихотворений.
Цветаева свой первый сборник стихов “Вечерний альбом” издала сама, в 1910 году, тогда
она еще училась в гимназии. В сборник она включила свою лирику, написанную с пятнадцати до семнадцати лет. Ее стихи с восторгом встретил Максимилиан Волошин, заметил Валерий Брюсов. “Когда читаешь ее книги, минутами становится неловко, словно заглянул через полуоткрытое окно в чужую картину… “, – так описывал Брюсов стихи Марины.
В них были разговоры с подругами, с сестрой, матерью, детская непосредственность, виделась в размышлениях о жизни, смерти, любви. Марина Цветаева была сложным и талантливым человеком. Держалась она всегда особняком, как вспоминают ее знакомые, настоящим другом для нее была
сестра Анастасия, Ася. Рано утратив мать, Марина сразу повзрослела и приобрела предчувствие трагического, пронизывающего ее стихи. После личного знакомства с Цветаевой с удивительным поэтом и человеком Максом Волошиным между ними возникает искренняя дружба.
Она общается с московскими символистами, участвует в деятельности издательства “Мусагет”. Выступает с Асей, читая свои стихи в два голоса, дуэтом. В дом приходят известные поэты, Марина переписывается с В. Розановым.
Через два года после первого Цветаева выпускает второй сборник – “Волшебный фонарь”, а в 1913 году выходит сборник “Из двух книг”, в котором собраны лучшие стихотворения. Оба первых сборника – о доме ее детства, сказочном, волшебном своем мире. В первых стихах есть и ее юношеское преклонение перед кумиром – Наполеоном, и в связи с этим – восхищение творчеством Э. Ростана, написавшем пьесу “Орленок” о сыне Наполеона.
После тех юношеских сборников не напечатали ни одного. Но стихи пишутся и становятся все отточенней. В Борисоглебском Марина Цветаева живет до эмиграции. Революция и гражданская война разлучают Цветаеву с мужем: он белогвардеец, остается за границей.
Цветаева воспевает и поэтизирует белую гвардию в книге стихов 191701921 годов “Лебединый стан”, но одинаково осуждает за кровопролитную войну и белых, и красных. Поэтесса совершенно неприспособленная к быту, живет в ужасных условиях; умирает от голода ее вторая дочь, Ирина. Лирика этого периода принизана ожиданием известий от мужа, скорбью по умершему ребенку. Марине Ивановне с дочерью Алей удается получить из-за границы весть от Эфрона и уехать к нему в 1922 году. Вдали от России ее ждут бесконечные скитания, безденежье, невозможность совместить творчество с заедающим душу бытом.
Образ лирического героя в стихотворениях М.И. Цветаевой / Цветаева ...
... с точки зрения самой Марины Цветаевой. Если, прочитав стихотворение Марины, вы поймете ее лирического героя, то вы узнаете в нем и саму поэтессу. ... на прежние и открывших новые черты ее лирического дарования. Эти стихи словно ушли в подполье тайных интимных переживаний, ... седин, Спокойствие высот... В стихотворениях периода с 1920 по 1923 год лирический герой предстает перед читателями уже не как ...
Но вместе с тем, впереди были и большие поэтические достижения. Талант Цветаевой вдали от родины обрел мощную силу и зазвучал по-новому.