Если говорят о литературе первой половины ХIХ века, то первыми на ум обыкновенно приходят имена Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевиче Лермонтова. Это не просто выдающиеся поэты своего времени – можно сказать, что каждый из них и есть свое время. Тематика лирики обоих поэтов разнообразна – свобода, Родина, любовь и дружба, поэт и его назначение. Но сегодня хотелось бы поговорить о другой теме – о природе и об особенностях ее отображения в их лирике.
Любая тема, какое бы выражение она ни находила, неразрывно связана с судьбой автора. Оба поэта прожили недолгую жизнь, но время наложило неизгладимый отпечаток на их творчество. И сколь несхоже оказалось это влияние! Юность Пушкина пришлась на период революционного подъема и веры в прекрасные идеалы свободы и равенства всех людей, расцвет свободомыслия и вольных мечтаний. Юность Лермонтова – на режим николаевской реакции, жесточайшие репрессии любой вольной мысли. И если Пушкина время впоследствии несколько (а затем и значительно) охладило, то Лермонтова лишь заставило утвердиться в мрачных своих взглядах на жизнь. И хотя во многом Лермонтов является продолжателем пушкинских традиций, его поэзия глубоко трагична, а разочарование в надеждах юности придает ей оттенок безысходности.
У Пушкина многие, особенно ранние стихи наполнены оптимизмом, верой в существование прекрасного на земле – и его пейзажи расцвечены яркими красками, природа ликует и цветет вместе с ним. У Лермонтова же тема одиночества прослеживается повсюду. Лермонтовский герой одинок, он ищет – и не находит в чужом краю неведомое «что-то». И если природа родственна для его лирического героя, то родственна не просто, а в противовес людям и окружающему. Яркий пример этого мы видим в поэме «Мцыри». В описаниях природы у Лермонтова преобладают экзотические картины Кавказа, его любимого края.
Александр Сергеевич из всех других времен года отдавал предпочтение осени: «из годовых времен, я рад лишь ей одной». Живописными, красочными цветами он описывает осенний пейзаж: «прекрасное природы увяданье», «в багрец и золото одетые леса». Читая его стихотворения о природе, которые наполнены волшебными звуками, мы невольно видим, представляем себе великолепные просторы русской природы. Его пейзаж радостен, и даже в унылости осени он видит не предвестье смерти, а торжество красоты.
Природа в поэзии М.Ю. Лермонтова – свободная, романтическая стихия, но стихия грозная. Лермонтовскому лирическому герою зачастую приходится вступать в единоборство с природой, и это борьба равных сил. В стихах он часто обращается к разными природным явлениям. Для него ветер в небесах – нечто могучее и сильное.
Тема дуэли в расскахах и повестях Лермонтова, пушкина, достоевского
... периодической литературы. ГЛАВА 1. ОБЩИЙ ОБЗОР ТЕМЫ ДУЭЛИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1.1. Понятие дуэли в обществе XIX века Дуэль — ... дуэль Пушкина с Дантесом. Поэтому тема дуэли в произведениях писателей XIX века столь широко освещена. В ... видевших в ней проявление сословного предрассудка дворянства и противопоставлявших дворянскую честь человеческой, основанной на Разуме и Природе. С этой позиции дуэль ...
Шуми, шуми же, ветер в ночи,
Играй свободно в небесах
И освежи мне грудь и очи.
Для Пушкина природа — это родной дом, в котором он скрывается от надоевших ему проблем, где он отдыхает от суеты жизни. В стихотворении «Деревня» он говорит:
Я здесь от суетных оков освобожденный,
Учуся в истине блаженство находить.
У Лермонтова же природа предстает в обличии могучего, сильного существа.
Впрочем, в ранней лирике – например, в стихотворении «Утро на Кавказе», появляется и романтическое описание пейзажа – звезды, луна, туман, тучи, облака.
Светает — вьется дикой пеленою
Вокруг лесистых гор туман ночной…
Вот на скале новорожденный луч
Родился вдруг, прорезавшись меж туч,
И розовый по речке и шатрам
Разлился блеск, и светит там и там.
В изображении же Пушкина даже буря не выглядит угрожающе, а, скорей, по-домашнему. Вспомним несколько строчек:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.
Рисуется, вроде бы, мрачная картина – но кажется, что эти строчки читает глава семейства ребенку, сидящему у него на коленях. Ветер воет, вихри кружат, но в очаге горит огонь и, в общем-то, не страшно. У Пушкина – уют, у Лермонтова – бесприютность. И все же пейзажная лирика обоих поэтов показывает, что при всей разности подходов и мироощущения оба они во многом чувствовали себя детьми природы. Вот только Пушкин чувствовал себя ребенком обласканным, а Лермонтов – заброшенным.
«Тема неразделённой любви в лирике А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова».
Методическая разработка внеклассного мероприятия.
«Тема неразделённой любви в лирике А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова».
Шевчук Марина Михайловна,
учитель русского языка и литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/lirika-pushkina-i-lermontova/
Сценарий литературно-музыкальной композиции.
Небольшая гостиная. Столы и стулья расположены полукругом. В центре – пианино. На столах горят свечи, полутемно. Выступающие и слушатели сидят вместе. Звучит романс А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье».
На стене плакаты с цитатами:
И сердце вновь горит и любит оттого,, Что не любить оно не может».
А.С.Пушкин.
« Я всё любил – я всё страдал».
М.Ю.Лермонтов.
Также висят плакаты с портретами М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина, А.Керн,Е.Воронцовой, Н.Гончаровой, А.Рознич, Н.Олениной, В.Ивановой, В.Лопухиной.
На фоне музыки Н.Титова к стихотворению А.С.Пушкина «Талисман»)
1 ведущий:
Весь строй жизни пушкинского времени был таков, что любовь занимала в нём исключительное место. Оба поэта отдали раннюю и обильную дань этой жизни сердца. Любовь – чувство, наиболее обладавшее ими и бывшее непосредственным источником счастья и горя всей их жизни.
2 ведущий:
В создаваемый Пушкиным тип поэтической личности существенной частью входил мотив вечной, утаённой, не получившей ответа любви:
Я знал любовь, но я не знал надежды,, Страдал один, в безмолвии любил.
(«Князю А.М.Горчакову»)
Контрольное по литературному произведению (творчество Пушкина и М. Лермонтова)
... на одну из предложенных тем «Любимые строки лирики а. Пушкина»; «Мой Пушкин (по лирическим произведениям поэта)»; «Пушкинское видение мира и человека (по лирическим произведениям)»; «Что мне близко и дорого в лирике Лермонтова? ... («Сочинения Александра Пушкина». Из статьи пятой) «Бросая общий взгляд на стихотворения Лермонтова, мы видим в них все силы, все элементы, из которых слагается жизнь и ...
1 ведущий:
Этот обязательный, романтический мотив упоминает и Лермонтов:
Толпу ругали все поэты,, Хвалили все семейный круг,, Все в небеса неслись душою,, Взывали с тайною мольбою, К NN, неведомой красе,-, И страшно надоели все.
2 ведущий:
Любовь для Пушкина – знак непрерывного жизненного горения. Даже
2
тогда, когда на любовь нет отклика, она – дар жизни:
Любви нет боле счастья в мире:
Люби – и пой её на лире.
1 ведущий:
Любовь лирического героя Лермонтова – сильное, страстное, но скорбное, безответное чувство. Герой не может найти духовно близкого человека: «Любить.., но кого же?» — спрашивает он. Его любовь более ревнива и сосредоточена на себе самой. Безответную любовь он воспринимает как наказание, как иронию судьбы:
Пусть я кого-нибудь люблю:, Любовь не красит жизнь мою., Она, как чумное пятно, На сердце, жжёт, хотя темно.
2 ведущий:
От разного понимания любви и разное отношение поэтов к безответному чувству.
1 чтец:
Первую платоническую, истинно пиитическую любовь возбудила в Пушкине сестра одного из лицейских товарищей его – Катенька (Екатерина Павловна Бакунина).
В стихотворении «К живописцу» он с пламенным чувством молодого поэта живыми красками изобразил её волшебную красоту.
2 чтец:
читает стихотворение «К живописцу».
3 чтец:
Он влюблён был без памяти: «Но я не видел её 18 часов – ах! Какое положение! Какая мука!.. Но я был счастлив пять минут…» — писал он в ноябре 1815 года. Но любовь эта принесла Пушкину много страданий.
4 чтец:
читает стихотворение «Певец».
1 чтец:
В его поэзии этого периода мотив безответной любви сочетается с увяданием надежд, с одиночеством, он находит наслаждение в слезах:
Иль мне чужда счастливая любовь?, Ужель умру, не ведая, что радость?
4 чтец:
Но вместе с этой «горестью несчастливой любви» Пушкин не ропщет: «Нет, ропот – униженье». Он – сильная натура и гордый человек:
Мне дорого любви моей мученье –, Пускай умру, но пусть умру любя!
3
1 чтец:
В этот период жизни поэт ещё верен любви, единственной и долгой, как он думает. В последующие годы его сердце будет открыто для многих и слова, сказанные им о женщине, которая его страстно любила: « И потом, знаете ли, нет ничего безвкуснее долготерпения и самоотверженности» — относятся к самому поэту.
- Звучит «Ты и Вы» А. Гурилёва, А.С. Пушкина.
4 чтец:
Страшно признание Пушкина: «Меня мертвит любовь». И хотя любовь не приносит поэту счастья и покоя, он не желает исцеляться от неё, мечтает о «надёжной любви».
5чтец:
читает стихотворение «И я слыхал что божий свет…»
История создания и анализ стихотворения «нищий» лермонтова. Нищий ...
... пафосом обвинительная речь. Значение произведении. Стихотворение «Нищий» благодаря ярким, запоминающимся образам даже в ряду прекрасных стихотворений о любви, написанных Лермонтовым в зрелый период, приковывало внимание ... одного из сочинений древнегреческого поэта Анакреона с добавлением в финале стихотворения двух строк собственного текста. Другие материалы по творчеству Лермонтов М.Ю. Краткое ...
- На фоне музыки Шопена «Ноктюрн Ор 72 №1».
6 чтец:
Для лирики раннего Лермонтова тема неразделённой любви более трагична. Любовь ему приносит больше огорчений, чем светлой радости. «Будучи студентом, он был страстно влюблён в молодую, милую, умную и восхитительную Вареньку Лопухину. Чувство к ней Лермонтова было безотчётно, но истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей»,- вспоминал Шан-Гирей.
7 чтец:
читает стихотворение «Валерик».
8 чтец:
Все последующие увлечения Лермонтова лишь на краткое время заглушали в душе поэта большое чувство к Вареньке.
1 чтец:
Стихотворение «К Л***». (« У ног других не забывал…»).
2 чтец:
Свою безответную любовь Лермонтов сравнивает с нищетой и одиночеством:
Но я теперь, как нищий сир,, Брожу один, как отчуждённый.
Юношей, познав боль от неразделённой любви, он не верит в неё вообще.
3 чтец:
стихотворение «Пусть я кого-нибудь люблю…»
4 чтец:
В 16 лет сердце Лермонтова уже пусто, от любви он лишь слёзы льёт и его признание:
Скажите мне, возможно ли любить?, Страшусь, в объятья деву заключив,, Живую душу ядом отравить, И показать. Что сердце у меня, Есть жертвенник, сгоревший от огня
4
напоминает слова старца, который уже подвёл горький итог прожитой жизни. Он страдает, но вместе с этим Лермонтов очень горд, хотя он любит, но пусть лучше холодный взор любимой убьёт его надежды и мечты, но он не пожелает умножить «печальную толпу» её рабов.
5 чтец:
стихотворение «К***» («Я не унижусь пред тобою…»)
6 чтец:
Свобода в любви проходит красной нитью во всей любовной лирике Лермонтова, но только свобода для него, а не для любящей его женщины:
Я волен – даже – если раб страстей!
Ему тягостно владычество над ним, но всё же Лермонтов любит страстно и очень искренне, он готов пожертвовать для любимой всем.
7 чтец:
Стихотворение «К***» («Как безответно всё, что мог отдать…»).
8 чтец:
Это стихотворение посвящено ещё одной любимой женщине поэта – Наталье Фёдоровне Ивановой. О большой силе его любви говорится в стихотворении «1831г. Июня 11 дня».
1 чтец:
читает это стихотворение.
2 чтец:
И, может быть, то, что такое пламенное чувство не получало ответа, в лирике Лермонтова и родились стихотворения, где он обвиняет любимую в своих несчастьях, желая ей страдания и муки совести.
Сама судьба поэта была полна неприятностей и огорчений, и поэтому он часто вооружался холодной и саркастической улыбкой для прикрытия своего униженного самолюбия и гордости от неразделённой любви:
И мщенье, напомнив, что я перенёс,, Уста мои к смеху принудит,, Хоть эта улыбка всех, всех твоих слёз, Гораздо мучительней будет.
- Звучит «Признание» (А.Гурилёв, М.Лермонтов).
3 чтец:
Лермонтов часто упрекает женщину в том, что она не отвечает ему взаимностью. Он считает себя достойным любви и требует отдачи своему чувству:
Ты отвергнула с презреньем, Жертву лучшую мою,, Ты боялась сожаленьем
5
Исполнительский анализ романса «Молитва» А.Варламова на слова ...
... разлада с творцом («Молитва» С. Слонимского на стихотворение М. Лермонтова «Не обвиняй меня, Всесильный») выстраивают диалог Бога ... специфику средств музыкальной выразительности, с помощью которых композитор воплощает содержание романса; разработать конкретные рекомендации, подобрать ... жизненного пути [7], страдание пробуждает дух человека. А.С. Пушкин говорил: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать», ...
Воскресить любовь свою.
Если у Пушкина остаётся на сердце печаль от безответного чувства, то у Лермонтова лишь страдание и мука – он несчастлив.
4 чтец:
стихотворение «Стансы» («Мне любить до могилы творцом суждено…»).
5 чтец:
вера в любовь пришла позднее, в годызрелости. Эта лирика становится оптимистичной и светлой. Он уже не желает зла или неспокойной жизни нелюбившей его, он, наоборот, скрывает свои муки от неё:
О нет! Одна мысль, что слеза омрачит, Тот взор несравненный, где счастье горит,, Безумные б звуки в груди подавила,, Хоть прежде за них лишь певца ты любила.
Он лучше сам будет страдать, и грусть его спокойна.
6 чтец:
И очень скоро в поэзии Лермонтова появляются идеальные женские образы. Так в стихотворении «Из-под таинственной холодной полумаски…» лёгкими штрихами создаётся контур портрета, неуловимые, манящие черты – не столько образ реальной женщины, сколько мечта.
7 чтец:
Стихотворение «Из-под таинственной, холодной полумаски…»
- Звучит «Нет, не тебя так пылко я люблю» (А. Шишкин, М. Лермонтов).
7 чтец:
Для лирики зрелого юношества Пушкина характерна тихая грусть о безнадёжной любви и безотвратная потеря любимого человека, для которого он не желает быть препятствием его счастья:
Всё кончено – я слышу твой ответ., Обманывать себя не стану вновь,, Тебя тоской преследовать не буду, Прошедшее, быть может, позабуду –, Не для меня сотворена любовь.
Он ничего не отрицает, ничего не проклинает, на всё смотрит с любовью и благословением.
8 чтец:
В декабре 23 года вышла в свет его элегия «Редеет облаков летучая гряда», посвящённая женщине, в которую был влюблён, но имя он сохраняет в тайне. Стихотворение обращено к той, к кому Пушкин испытывал «непризнанную» и
6
«утаённую» любовь – к Марии Николаевне Раевской – Волконской. Любовь эту он пронёс через десятилетия; она продолжала оставаться все эти годы среди других его сердечных увлечений глубоким чувством. «На холмах Грузии» посвящено ей, это как бы трепетное переживание расставания с первой романтической любовью, которая впоследствии перешла единым целым в другую, но уже ответную, к Наталии Гончаровой.
1 чтец:
стихотворение «На холмах Грузии».
2чтец:
Отказ любимой им женщины тяжело переживается им, в лирике звучит растерянность и непонимание: за что всё ему?
Слёзы, муки,
Измены, клевета, всё на главу мою, Обрушилось вдруг… Что я, где я? Стою,, Как путник, молнией постигнутый в пустыне,, И всё передо мной затмилось!
3 чтец:
В Москве он влюбляется в Екатерину Ушакову, он даже хотел «вручить ей судьбу жизни своей». В Одессе Пушкин был просто охвачен глубокой потребностью любить. Любовь к Собаньской, к А. Рознич, к Е. Воронцовой, так страстно и мучительно заполняют короткое время его пребывания там.
4 чтец:
Стихотворение «К***…» («Нет, не должен я, не смею…»).
- На фоне «Я вас любил» (А. Гурилёв, А.С.Пушкин).
5 чтец:
В 1830 году, почти накануне своей свадьбы, он писал Каролине Собаньской: «Сегодня девятая годовщина дня, когда я вас увидел в первый раз. Этот день был решающим в моей жизни. Чем более я об этом думаю, тем более убеждаюсь, что моё существование неразрывно связано с вашим; я рождён любить вас и следовать за вами – всякая другая забота с моей стороны – заблуждение или безрассудство».
А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов о назначении поэта и поэзии
... Поэзия Пушкина вечна, ибо она обращена ко всему прекрасному в человеке. Для каждого большого поэта вопрос о назначении поэта и поэзии не просто одна из традиционных поэтических тем, ... задача кажется благородной. Об этом с удивительной прямотой заявит Пушкин в стихотворении «Поэт и толпа» (1828). Написанное в форме драматургического диалога, оно построено на резком противопоставлении образов ...
6 чтец:
Стихотворение «Всё кончено…»
7 чтец:
В стихотворениях уже зрелого Пушкина – другое чувство. Грусть, несмотря на её глубину, как-то необыкновенно светла и прозрачна; она умиряет муки души и целит раны сердца. И непоколебимая вера в своё будущее. Наиболее пленительным является стихотворение этой поры «Я вас любил».
8 чтец:
Стихотворение «Я вас любил».
7
1 чтец:
Здесь нет спокойствия, чувство поэта ещё не остыло, оно вынуждено подчиняться другому чувству – самоотверженности. Вот именно отказ от каких-либо прав, преклонение перед свободой чувств любимой женщины и вместе с тем сила любви поэта и делает Пушкина одним из гуманных поэтов, чувства которого понятны не одному человеку, а близки большинству людей.
2 чтец:
стихотворение «Я помню чудное мгновенье».
3 чтец:
Сам Пушкин почти никогда не выражал чувств; он как бы стыдился их. По мнению А.Керн, Пушкина очаровывало в женщинах остроумие, блеск и внешняя красота. Для него любовь была поэтической потребностью, и она даже не требовала ответного чувства. Как признавался сам поэт: «роль Петрарки мне не понутру».
4 чтец:
Стихотворение «Стихи Керн в альбом».
5 чтец:
В Москве Пушкин увлекался красавицей А.А. Римской-Корсаковой, и одновременно почти в нём вспыхнуло чувство к С.Ф.Пушкиной, которой он даже делал предложение. В 1828 году он сватался к Аннете Олениной и был уверен в будущей своей женитьбе. В 1829 году он просил руки Н.Гончаровой, в марте 1830 года был чуть не помолвлен с Е.Ушаковой. И, наконец, 6 мая 1830 года состоялась помолвка Пушкина с Гончаровой.
6 чтец:
И вместе с тем, его чувство всегда искренне и глубоко «мне грустно и легко»; его ничто не мучит и не тревожит. Всё это складывается в образ светлой и тихой печали. Любовь, пришедшая к нему, от него не зависит – виновато сердце. И как оправданием своей любви, пусть она и останется безответной, звучат строки:
И сердце вновь горит и любит – оттого,, Что не любить оно не может.
7 чтец:
Стихотворение «К***…» («Нет, нет, не должен я, не смею…»).
1 ведущий:
(на фоне музыки «Я ехал к вам» Н. Шварца, А.С.Пушкина).
- Всякое сильное переживание человека ищет выхода в слове. Поэзия даёт нам крылья, она выражает все его чувства, помогает душевно парить в минуты восторга. Она обнадёживает в грусти. Она утешает в безответном чувстве.
2 ведущий:
И сколько бы не было ещё написано о любви, лучшими в сокровищнице любовной лирики будут удивительно светлые стихи А.Пушкина, полные благоуханной и сердечной нежности, тонкой душевности, и столь интимные, столь
Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Поэт»
... на один со своим творчеством. Это и есть, по мнению Пушкина, истинное счастье поэта. В первой части стихотворения способ рифмовки - перекрестная; в первом и третьем четверостишиях второй ... или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу "одно ...
8
страстные строки М.Лермонтова, в которых боль сердца «раненного общественной неправдой».
1 ведущий:
- Наталья Гончарова, Анна Керн, Елизавета Воронцова, Амалия Рознич, Аннет Оленина – прообразы любовной лирики Пушкина;
- Наталья Иванова, Варвара Лопухина, Мария Щербатова – у Лермонтова. Им посвящены лучшие строки из стихотворений, им принесена дань восхищения.
2 ведущий:
И пусть в стихах, посвящённым им, живёт грусть неразделённой любви, безответного чувства, именно эти строки помогают нам постичь сердца поэтов, певших славу любви, её неповторимости, её очарованию.
- Звучит «У врат обители святой» (С. Донауров, М.Лермонтов).
9
Приложение.
Подборка стихов к композиции:
- А.С.Пушкин «К живописцу».
- А.С. Пушкин«Певец».
- А.С. Пушкин «И я слыхал что божий свет…».
- А.С. Пушкин«Ты и Вы».
- А.С. Пушкин«На холмах Грузии».
- А.С. Пушкин «К***…» («Нет, не должен я, не смею…»).
- А.С. Пушкин «Я вас любил».
- А.С. Пушкин «Всё кончено…».
- А.С. Пушкин «Я помню чудное мгновенье».
- А.С. Пушкин «Стихи Керн в альбом».
- М.Ю.Лермонтов «Валерик».
- М.Ю.Лермонтов«К Л***». (« У ног других не забывал…»).
- М.Ю.Лермонтов «Пусть я кого-нибудь люблю…».
- М.Ю.Лермонтов «К***» («Я не унижусь пред тобою…»).
- М.Ю.Лермонтов «К***» («Как безответно всё, что мог отдать…»).
- М.Ю.Лермонтов «1831г. Июня 11 дня».
- М.Ю.Лермонтов «Признание».
- М.Ю.Лермонтов «Стансы» («Мне любить до могилы творцом суждено…»).
- М.Ю.Лермонтов «Из-под таинственной, холодной полумаски…».
- М.Ю.Лермонтов «Нет, не тебя так пылко я люблю».
Нужна информация к сочинению на тему: . Сходство и различия лирики пушкина и лермонтова
Пушкин и Лермонтов — великие русские поэты. В своем творчестве каждый из них достиг вершин мастерства. Звание Поэта всегда было самым почетным, самым великим из человеческих званий.
Святую миссию поэзии они видели в служении своей Родине и своему народу. Имена Пушкина, Лермонтова в этом смысле стали чуть ли не нарицательными.
Они били во все колокола, чтобы пробудить человеческую душу, открыть ее для всех радостей земного бытия. Два этих великих поэта с предельной страстью и силой смогли донести до будущих поколений и показать всю
мощь и значение поэтического слова и высокое гражданское призвание поэта.
Но при всем сходстве высоких идей и жизненных целей каждый из них по-своему неповторим в своем творчестве, отличается особым поэтическим даром и мироощущением. Общий колорит поэзии Пушкина — оптимистичный, проникнутый светом, надеждой, любовью, стремлением к теплу, уюту, дому, который воспринимается и как личный Дом, и как вся Россия. Пушкин, как никто, умел радоваться красоте и гармонии мира, природы, человеческих отношений.
Тема дружбы — одна из ведущих в лирике Пушкина. «Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил.» Многие вольнодумные стихи Пушкина адресованы друзьям, единомышленникам. Таким является стихотворение «К Чаадаеву», где Пушкин призывает своего старшего по возрасту приятеля посвятить отчизне «души прекрасные порывы» Лермонтовской же поэзии свойственны мрачный колорит, пессимистическая настроенность, безверие, неуют и бездомье.
Пушкин о судьбе поэта и назначении поэзии
... «И ризу влажную мою сушу на солнце, под скалою». «Поэзия как ангел-утешитель» (черновик «Вновь я посетил...») не раз спасала Пушкина. Поэзия была естественным, как дыхание, свойством его ... семиствольную цевницу мне вручила. Она внимала мне с улыбкой... («Муза», 1821) Пушкин гневно защищал независимость поэта («Поэт и толпа», 1828). Он всегда признавал творчество возвышающим и спасительным ...
В поэзии Лермонтова постоянно борются две противоположные стихии, принимая разные обличья , которые символизируют силы добра и зла, гармонии и разрушения в душе каждого человека. Лермонтов был очень одинок. Эти мотивы одиночества находят воплощение в ряде основных образов его лирики: одинокий парус, одинокая сосна, одинокая пальма, одинокий утес.
Он не верит в возможность взаимопонимания между людьми.
Но, как ни странно, ощущение постоянного одиночества не отрывает поэта от жизни, не уводит его в мир мечтаний и грез. Лермонтов — глубокий и тонкий психолог, который чутко раскрывает психологию своих героев, их мгновенные настроения и переживания.
Как в творчестве А. Пушкина, так и М. Лермонтова мы находим размышления на тему значения поэта и поэзии. Образ поэта — пророка Пушкин впервые использовал в стихах, в которых пытался утвердить свой взгляд на то, каким должен быть настоящий поэт. Именно о таком поэте он говорил в своем стихотворении «Пророк», в котором показал трудный процесс превращения простого смертного человека в глашатая истины. » Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей.
» Поэзия — это часть духовной жизни человека. А роль поэта — пробуждать в человеке то лучшее, что есть в нем. Лермонтов же, в одноименном стихотворении говорит о падении роли поэта в современном ему обществе.
Поэт, наделенный божественным даром, осознает всю тяжесть своего предназначения. Я думаю, что стихотворение «Пророк» прекрасно отражает мироощущение Лермонтова, одинокого, отвергнутого, видящего вокруг себя лишь пороки и злобу: «С тех пор, как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока.
» У Пушкина чувствуется вера в свободу, оптимизм, у Лермонтова мы замечаем совсем иное настроение: здесь нет надежды. Век Лермонтова — эпоха, которой была чужда поэзия.
Подводя итог, можно сказать, что и А. Пушкин и М. Лермонтов с предельной страстью и силой смогли донести до будущих поколений и показать всю мощь и значение поэтического слова и высокое гражданское призвание поэта — пророка и не только раскрыли каждый по — своему тему роли поэта, но и всем своим творчеством доказали, что поэт действительно может быть пророком. Многое из того, о чем мечтали ве